"1918 год в Петрограде".
«1918 год в Петрограде» —одна из значительных тематических картин, созданных в первые годы революции. Картина написана в 1920 году как воспоминание о недавнем прошлом, о трудных днях Петрограда, о гражданской войне, о тяготах революционных лет. Женщина с ребёнком на руках на фоне городского пейзажа. В облике города точно подмечены приметы времени: пустынные улицы с редкими прохожими, стоящая очередь, листки воззваний на стенах домов, разбитые окна. Во всём — тревожная тишина и настороженность. И над всем этим безлюдным городом царит, молодая мать, прижимающая к груди ребёнка. В её величавом облике — затаённая тревога и суровое спокойствие, готовность на любые испытания ради будущего. Здесь таится глубокий революционный пафос этого необычного, на первый взгляд, полотна. Бытовую тему художник трактует как тему возвышенную, общечелоческую. Для воплощения новых явлений революционной действительности Петров-Водкин настойчиво ищет и новый художественный язык. В поисках современных средств выражения он обращается к художественным традициям древнерусского и классического европейского искусства. Не случайно его образ матери перекликается с образом тревожно Богоматери русской иконы или величественной мадонны итальянского Возрождения. Цветовая гамма картины, построенная на сочетании серо-голубого тона стен и розоватого цвета мостовой, на аккорде зелёного, красного и белого в одеждах женщины, вносит ощущение тревоги. Живопись, основанная на локальном цвете, лишённая световоздушных нюансов, становится похожей на фреску, что придаёт картине монументальный характер. Тема материнства, эта вечная тема искусства, занимавшая большое место в творчестве художника ещё в дореволюционные годы, приобрела здесь совершенно новое, суровое, героическое звучание.