Эпоха балованных детей.
Эпоха избалованных детей.
До начала 20 века избалованность в массе населения была исключением.
Избаловать ребенка могли только нувориши, люди недавно достигшие благополучия и не имеющие правильного представления о воспитании детей высшего сословия. Воспитание детей высшего сословия всегда требовало достаточной жесткости и четкости.
До сих пор ходят рассказы о твердом воспитании дворянских детей. В конце 19 - начале 20 века наступил расцвет теорий и практик воспитания. Благополучие населения возрастало, фантазии об обществе полного благополучия - коммунизме - стали заполнять массовое сознание. Все больше людей стали баловать своих детей. Воспитание балованного ребенка перестало быть единичным случаем на который обращали внимание.
После стихания мировой войны в 1945 году постепенно баловать детей стало «хорошо». Немного побаловать детей стало нормой (как и немного побаловать себя). Дальше из балованных детей вырастали балованные взрослые и в целом «культура баловства» стала вполне определенной мировой тенденцией. Во многом «баловство» стало маркером благополучия и успеха. Своеобразный культ баловства детей - «для своего ребенка мне ничего не жалко» - привел к огромным искажениям жизни людей во всем мире.
Большинство людей во всем мире, по крайней мере в европейской традиции воспитания осознают себя во многом как принцы и принцессы, особенные. Это культ нарцистической культуры.
А потом балованные дети воспитывают еще более балованных детей. В результате
этой перегонки градус избалованности повысился и после двухтысячного года можно
говорить о цивилизации избалованных детей. Представление о трудности жизни,
ответственности, смерти, необходимости усилий и насилия вытесняются за периметр
избалованности и становятся анастрофическими фантазиями разрушения этой
цивилизации, например через разрушение экологии, или разрушение мира через
ядерную войну. Либо эти напряжения эвакуируются за границу собственного
благополучия, в дикие страны, где происходят всякие ужасные вещи. А в «нашей
семье» все благополучно и культ баловства подтверждает нашу успешность и
благополучие.
В целом это очень опасный процесс - культ баловства вместо настоящего будущего
(например вместо фантазии о коммунизме). Его опасность в нарастающих капризах и
нарастающем уничтожении ресурсов. Культ изобилия заставляет производить все больше
ненужных для жизни отвлечений и развлечений. Простая и реальная жизнь уже
никого не устраивает - виртуальность съедает таланты, время жизни людей. Ведь
виртуальное баловство становиться нормой для этой новой цивилизации:
большинство детей начинают баловаться с телефонами и планшетами раньше, чем
начинают внятно разговаривать. Эти изменения еще увеличивают избалованность и
смысл жизни становится- жить чтобы баловаться. Иначе скука, которая маскирует
ужас будущей бессмысленной смерти.
Д.Х.