Призрак метро
— А ведь три ветки клялся построить, — раздалось над ухом губернатора.
Сигуньков дернулся от неожиданности и машинально протер лицо рукой. Такси всё еще везло его по вечернему проспекту и вот-вот должно было свернуть к мосту. До резиденции главы региона оставалось еще пять километров.
— Вы что-то сказали? — спросил губернатор у водителя, но через секунду понял, что тот болтает с кем-то по гарнитуре.
«Показалось», — решил Сигуньков и достал телефон.
Навигатор совсем не радовал прогнозами. Кажется, на мосту кто-то снова решил обмануть реверсивное движение и проиграл встречной полосе. Единственная артерия, соединяющая два городских берега, быстро накалялась и становилась красной от скопления машин. Пятнадцать минут пути превратились в двадцать пять.
Губернатор убрал телефон и уставился в окно на вверенные ему территории. Скорость авто падала, на стекле то и дело пятнами проявлялось проспиртованное дыхание, становилось скучно.
— А вот достроил бы метро и уже был бы дома, — снова раздался голос.
Мужчина оторвал лоб от холодного стекла и повернул голову. Рядом с ним сидел незнакомец в серой форме: рубашка, брюки, погоны — и смотрел куда-то перед собой.
— Это еще что?! — спросил Сигуньков, а затем крикнул водителю: — Эй, я бизнес-класс заказывал, откуда еще пассажир?!
— Он вас не слышит, — сказал незнакомец, — у него в каждом ухе, как у вас на пути, пробка. Только через свои наушники может нормально общаться.
— Кто ты такой? — требовал объяснений губернатор.
— Я Лёва Кустов — гипотетический машинист недостроенного метро.
— Что за бред? — не понял странной терминологии губернатор. — Ты призрак?
— Призрак предвыборных обещаний, — кивнул Кустов. — Я возможный специалист, который мог бы управлять поездами подземной железной дороги.
— Ничего не понимаю. Ты жив или мертв?
— Ни жив ни мертв, — ответил с придыханием машинист, — как и ваши слова, данные десять лет назад, что первую станцию запустят через год.
— Кустов, ты мне мозги не делай, — расправил зачем-то воротник рубашки Сигуньков. — Денег нет в бюджете я что сделаю? Это метро копать начали, когда я еще в школу ходил и думать не думал, что губернатором стану. Мой предшественник то же самое говорил. Ты и ему являлся?
— Нет, — честно ответил машинист, — я тогда сам еще не родился. Вы должны довести дело до конца.
— Я тебе ничего не должен. Мы считали уже сто раз. Невыгодно оно.
— Но вы же можете дать работу сотне людей, подумайте о них! Обо мне, в конце концов. Я, например, специально отучусь на машиниста, поверив в ваши обещания. И что дальше? Я буду машинист без поезда? Подумайте о моей семье, о моих детях!
— У тебя есть дети? — посмотрел на него исподлобья Сигуньков.
— Есть. Но пока тоже гипотетические.
В этот момент они как раз проезжали мимо входа в так и не открывшуюся станцию метро. Кустов устремил взор на обесточенный символ метрополитена, величественно и трагично возвышающийся над входом в этот склеп городских надежд, и изобразил печальный вздох.
— Откроете метро, и часть людей на него пересядет, загазованность уменьшится, сократится процент аварий, а турпоток пойдет вверх. Вы меня вообще слушаете? Что вы там всё в своем телефоне делаете?
— Ищу логарифмическое уравнение, чтобы доказать гипотезу и провести обряд экзорцизма.
— Очень смешно, обхохочешься, — обиделся машинист. — Вас самого потом в рай не возьмут за такое…
— Тоже в гипотетический? — поднял бровь губернатор.
— В капиталистический, — съязвил призрак. — Знаете что, да и пес с вами. Нравится вам в пробках киснуть ради бога.
— Да пойми ты, Кустов, там все тоннели затопило, работы еще больше, чем в начале. Проекты все переделывать надо, комиссию созывать, окупаемость появится только через пятьдесят лет. Меня сожрут с потрохами за такое.
— Мы в вас верим! Это ваша судьба, а от нее не убежишь!
— Во дает. Призрак верит в человека, с ума сойти, — засмеялся Сигуньков.
Машина окончательно встала в пробке. Водитель даже заглушил двигатель.
— Мы тоже посчитали, — не сдавался машинист. — Десять лет хватит, чтобы выйти в плюс. Потому что рядом с метро аренда будет привлекательной. Я уже разговаривал с гипотетическими коммерсантами, они готовы вписаться. Кафе, новые арт-пространства, скверы, платные туалеты, в конце концов.
— Ага, за это мне люди отдельное спасибо скажут, — замотал головой губернатор.
— Скажут, вот увидите. А там и до аэропорта проложите линию, вам же потом за такое памятник поставят…
— Памятник, говоришь? — задумчиво произнес Сигуньков. В голове его вспыхнули яркие картины. От перспектив начало кружить голову: аэропорт, свободные дороги, платные туалеты, налоги…
— Ну какой-то памятник точно поставят. Не сразу, конечно, и не обязательно в центре города, и не факт, что в полный рост, но памятные даты и слова благодарности точно будут, — говорил уклончиво машинист, но губернатор его уже не слушал. Он и правда задумался над делом, которое могло стать его главным достижением на этом посту.
Навигатор прибавил еще десять минут к пути. Сзади послышались звуки сирены неотложной помощи.
— Ладно, будет вам метро! — ударил себя по коленке Сигуньков. Машинист тем временем уже растворился в пропитанном перегаром воздухе.
— Это вы мне? — повернулся таксист.
— И вам тоже! — кивнул губернатор.
Через год начались работы по восстановлению первой и главной линии подземки. Работа спорилась. Сигунькову пришлось приложить все силы и раскрутить свой дар убеждения до максимума, чтобы перенаправить деньги из бюджета, подключить инвесторов и привлечь столичных инженеров. В то же время началась работа по подбору будущего штата рабочих специалистов и машинистов. Губернатор решил лично познакомиться с командой. Но, трижды перечитав список фамилий, он так и не нашел ту, что искал.
Тогда он велел своим замам разыскать этого провокатора Лёву Кустова, а когда нашел, оказалось, что тот еще всего лишь студент, который к тому же решил сменить профессию на турагента и ушел после третьего курса института путей сообщения.
***
— Ну здравствуйте, гипотетический турагент. О детях, я надеюсь, думаете, — послышался чей-то незнакомый голос, когда Лёва ехал на автобусе домой через мост и таращился в окно. Он повернул голову и чуть не вскрикнул от удивления, увидев сидящего рядом с собой губернатора. — Властью, данной мне регионом, я восстановил тебя на третьем курсе. Не благодари, — сказал Сигуньков и перекрестил студента шевроном метрополитена.
— Что? Зачем? Я же не просил, — испугался Лёва.
— Ничего, я в тебя верю, Кустов. Как сказал один мой знакомый гипотетический призрак, от судьбы не убежишь!
Александр Райн
Сигуньков дернулся от неожиданности и машинально протер лицо рукой. Такси всё еще везло его по вечернему проспекту и вот-вот должно было свернуть к мосту. До резиденции главы региона оставалось еще пять километров.
— Вы что-то сказали? — спросил губернатор у водителя, но через секунду понял, что тот болтает с кем-то по гарнитуре.
«Показалось», — решил Сигуньков и достал телефон.
Навигатор совсем не радовал прогнозами. Кажется, на мосту кто-то снова решил обмануть реверсивное движение и проиграл встречной полосе. Единственная артерия, соединяющая два городских берега, быстро накалялась и становилась красной от скопления машин. Пятнадцать минут пути превратились в двадцать пять.
Губернатор убрал телефон и уставился в окно на вверенные ему территории. Скорость авто падала, на стекле то и дело пятнами проявлялось проспиртованное дыхание, становилось скучно.
— А вот достроил бы метро и уже был бы дома, — снова раздался голос.
Мужчина оторвал лоб от холодного стекла и повернул голову. Рядом с ним сидел незнакомец в серой форме: рубашка, брюки, погоны — и смотрел куда-то перед собой.
— Это еще что?! — спросил Сигуньков, а затем крикнул водителю: — Эй, я бизнес-класс заказывал, откуда еще пассажир?!
— Он вас не слышит, — сказал незнакомец, — у него в каждом ухе, как у вас на пути, пробка. Только через свои наушники может нормально общаться.
— Кто ты такой? — требовал объяснений губернатор.
— Я Лёва Кустов — гипотетический машинист недостроенного метро.
— Что за бред? — не понял странной терминологии губернатор. — Ты призрак?
— Призрак предвыборных обещаний, — кивнул Кустов. — Я возможный специалист, который мог бы управлять поездами подземной железной дороги.
— Ничего не понимаю. Ты жив или мертв?
— Ни жив ни мертв, — ответил с придыханием машинист, — как и ваши слова, данные десять лет назад, что первую станцию запустят через год.
— Кустов, ты мне мозги не делай, — расправил зачем-то воротник рубашки Сигуньков. — Денег нет в бюджете я что сделаю? Это метро копать начали, когда я еще в школу ходил и думать не думал, что губернатором стану. Мой предшественник то же самое говорил. Ты и ему являлся?
— Нет, — честно ответил машинист, — я тогда сам еще не родился. Вы должны довести дело до конца.
— Я тебе ничего не должен. Мы считали уже сто раз. Невыгодно оно.
— Но вы же можете дать работу сотне людей, подумайте о них! Обо мне, в конце концов. Я, например, специально отучусь на машиниста, поверив в ваши обещания. И что дальше? Я буду машинист без поезда? Подумайте о моей семье, о моих детях!
— У тебя есть дети? — посмотрел на него исподлобья Сигуньков.
— Есть. Но пока тоже гипотетические.
В этот момент они как раз проезжали мимо входа в так и не открывшуюся станцию метро. Кустов устремил взор на обесточенный символ метрополитена, величественно и трагично возвышающийся над входом в этот склеп городских надежд, и изобразил печальный вздох.
— Откроете метро, и часть людей на него пересядет, загазованность уменьшится, сократится процент аварий, а турпоток пойдет вверх. Вы меня вообще слушаете? Что вы там всё в своем телефоне делаете?
— Ищу логарифмическое уравнение, чтобы доказать гипотезу и провести обряд экзорцизма.
— Очень смешно, обхохочешься, — обиделся машинист. — Вас самого потом в рай не возьмут за такое…
— Тоже в гипотетический? — поднял бровь губернатор.
— В капиталистический, — съязвил призрак. — Знаете что, да и пес с вами. Нравится вам в пробках киснуть ради бога.
— Да пойми ты, Кустов, там все тоннели затопило, работы еще больше, чем в начале. Проекты все переделывать надо, комиссию созывать, окупаемость появится только через пятьдесят лет. Меня сожрут с потрохами за такое.
— Мы в вас верим! Это ваша судьба, а от нее не убежишь!
— Во дает. Призрак верит в человека, с ума сойти, — засмеялся Сигуньков.
Машина окончательно встала в пробке. Водитель даже заглушил двигатель.
— Мы тоже посчитали, — не сдавался машинист. — Десять лет хватит, чтобы выйти в плюс. Потому что рядом с метро аренда будет привлекательной. Я уже разговаривал с гипотетическими коммерсантами, они готовы вписаться. Кафе, новые арт-пространства, скверы, платные туалеты, в конце концов.
— Ага, за это мне люди отдельное спасибо скажут, — замотал головой губернатор.
— Скажут, вот увидите. А там и до аэропорта проложите линию, вам же потом за такое памятник поставят…
— Памятник, говоришь? — задумчиво произнес Сигуньков. В голове его вспыхнули яркие картины. От перспектив начало кружить голову: аэропорт, свободные дороги, платные туалеты, налоги…
— Ну какой-то памятник точно поставят. Не сразу, конечно, и не обязательно в центре города, и не факт, что в полный рост, но памятные даты и слова благодарности точно будут, — говорил уклончиво машинист, но губернатор его уже не слушал. Он и правда задумался над делом, которое могло стать его главным достижением на этом посту.
Навигатор прибавил еще десять минут к пути. Сзади послышались звуки сирены неотложной помощи.
— Ладно, будет вам метро! — ударил себя по коленке Сигуньков. Машинист тем временем уже растворился в пропитанном перегаром воздухе.
— Это вы мне? — повернулся таксист.
— И вам тоже! — кивнул губернатор.
Через год начались работы по восстановлению первой и главной линии подземки. Работа спорилась. Сигунькову пришлось приложить все силы и раскрутить свой дар убеждения до максимума, чтобы перенаправить деньги из бюджета, подключить инвесторов и привлечь столичных инженеров. В то же время началась работа по подбору будущего штата рабочих специалистов и машинистов. Губернатор решил лично познакомиться с командой. Но, трижды перечитав список фамилий, он так и не нашел ту, что искал.
Тогда он велел своим замам разыскать этого провокатора Лёву Кустова, а когда нашел, оказалось, что тот еще всего лишь студент, который к тому же решил сменить профессию на турагента и ушел после третьего курса института путей сообщения.
***
— Ну здравствуйте, гипотетический турагент. О детях, я надеюсь, думаете, — послышался чей-то незнакомый голос, когда Лёва ехал на автобусе домой через мост и таращился в окно. Он повернул голову и чуть не вскрикнул от удивления, увидев сидящего рядом с собой губернатора. — Властью, данной мне регионом, я восстановил тебя на третьем курсе. Не благодари, — сказал Сигуньков и перекрестил студента шевроном метрополитена.
— Что? Зачем? Я же не просил, — испугался Лёва.
— Ничего, я в тебя верю, Кустов. Как сказал один мой знакомый гипотетический призрак, от судьбы не убежишь!
Александр Райн