Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 28 января 2009, 17:54
Назад в будущее. история DeLorean DMC-12
DeLorean известно едва ли не всем, кто интересуется автомобилями. Все
знают про эту необычную машинку с клиновидным силуэтом и открывающимися
вверх дверями, которая смотрится пришельцем из будущего даже сейчас. А
между тем она давно была бы забыта, если б не необычная судьба самой
марки и яркая личность человека, давшего ей своё имя.
Этим человеком был Джон Делореан (John DeLorean, 1925-2005 годы),
талантливый американский инженер и менеджер румыно-венгерского
происхождения. Это именно он, получив в начале 1960-х годов должность
ведущего инженера Pontiac, предложил ставить под капот обычного купе
Tempest огромный 325-сильный мотор - так появился знаменитый монстр
Pontiac GTO, прародитель целого поколения масл-каров. Возглавляя сперва
Pontiac, а затем Chevrolet, Делореан обогатил General Motors множеством
технических, стилистических и концептуальных находок.
В конце концов, в этой консервативной корпорации Делореану, знаменитому
своей эксцентричностью и нонконформизмом, стало тесновато. В 1973 году
он был уже вице-президентом General Motors, но неожиданно подал в
отставку и основал собственную фирму - DeLorean Motor Company (DMC).
Под этой маркой он решил выпускать свой спортивный автомобиль. Дизайн
этой центральномоторной двухместной машины помогал разрабатывать
знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro)
- тот самый, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия.
Кузов машины состоял из углепластикового каркаса, на который
навешивались наружные панели из нержавеющей стали.
Их было 304 штуки. Именно они-то и были самой оригинальной чертой
автомобиля. Правда, в этом решении имелись не только свои плюсы, но и
минусы. С одной стороны, машина не боялась коррозии и не нуждалась в
окраске, а благородный металлический цвет придавал ей очень стильный
вид. С другой, это означало, что все сходящие с конвейера экземпляры
имеют абсолютно одинаковый облик. Однако те времена, когда Генри Форд
мог делать свои знаменитые заявления о "любом чёрном" цвете машины,
давно прошли, и потребитель жаждал разнообразия. Нержавейка же плохо
поддавалась окраске. Помимо того, выяснилось, что на полированной
металлической поверхности очень заметны банальные отпечатки пальцев.
Двери автомобиля открывались вверх по принципу "крыло чайки", как у
легендарного Mercedes-Benz 300SL 1950-х годов. Но эта красота тоже
потребовала жертв - дверь сложной формы не позволяла вставить в неё
опускающиеся стекла.
Пришлось ограничиться небольшой "форточкой" на нижней кромке окна. Ещё
одно характерное отличие - разный диаметр передних и задних колёс.
Наконец, если бы все замыслы Делореана пошли в серию, на машине бы
стоял бы двигатель Ванкеля. Но топливный кризис, постигший мировую
экономику в 1970-е годы, заставил отказаться от прожорливого роторного
"движка" и выбрать вместо него банальную V-образную "шестёрку",
разработанную совместными усилиями Peugeot, Renault и Volvo. Этот мотор
рабочим объёмом 2, 8 литра в оригинале выдавал мощность в 170 лошадиных
сил.
Но на основном рынке DMC - в Америке - в те годы уже ввели строгие
экологические нормы. Двигатель в них не вписывался, и его пришлось
переделать. При этом мощность упала до жалких 130 л. с., с которыми
машина уже никак не могла претендовать на звание скорохода. Автомобиль
получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати сказать, число
"12" здесь не несёт никакого особого смысла - судя по всему, это просто
внутризаводское обозначение проекта.
Экзотическая конструкция и репутация Делореана стали для машины хорошей
рекламой. В первые же дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4
тысячи оплаченных заказов. В целях снижения издержек машину решили
выпускать на территории Великобритании, в североирландском городе
Белфасте - точнее, в его пригороде Данмарри (Dunmurray). Местные
власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали
заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие
руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по
большей части не обладали необходимой квалификацией. Производство
началось в 1981 году, однако серьёзные проблемы с качеством, да и
сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался
DMC-12 плохо. И это несмотря на то что ещё до начала продаж за машиной
выстроилась очередь желающих, готовых выложить за новое творение
Делореана лишние 10 тысяч долларов сверх отпускной цены в $25 тысяч (с
тех пор благодаря инфляции доллар подешевел примерно в три раза, то
есть для тех времён автомобиль никак нельзя было назвать дешёвым).
DeLorean Motor Company приближалась к финансовому краху. Но тут
автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На
связь с Делореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел
некто Джеймс Хоффман (James Hoffman). Его предложение сводилось к
использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от
продажи кокаина. Делореан таким образом получал бы необходимые
инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с
"чистыми" долларами. После долгих переговоров Делореан, надеясь спасти
компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И,
как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь
его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой.
Американские органы правопорядка для улучшения отчётности тоже не
брезговали провокациями. В октябре 1982 года Делореан был обвинён в
наркоторговле и попал на скамью подсудимых. Процесс тянулся полтора
года. В конце концов адвокаты Делореана сумели убедить суд, что их
подзащитный был вовлечён в преступный сговор агентами ФБР, и Делореана
оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем
временем вообще окончательно разорилась. Ещё в феврале 1982 года из-за
банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же
года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было
произведено около 9200 машин DMC-12 - это оказалась единственная модель
марки. Казалось бы, и фирма, и автомобиль обречены на забвение, но тут,
не в первый раз в истории, на выручку пришло искусство.
DMC-12 "прошёл кастинг" и был утверждён на роль машины времени в
знаменитой фантастической комедии "Назад в будущее" (Back to the
Future) - первая её серия вышла на экраны в 1985 году)). Ибо, как
выразился один из героев этого фильма, Док Браун (Doc Brown), "если уж
встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный". Кроме
того, футуристический вид с серебристыми панелями, четырьмя
прямоугольными фарами и дверьми типа "крыло чайки" делал машину очень
похожей на космический аппарат. Особенно с точки зрения обитателей 1955
года, куда автомобиль и заносит благодаря встроенному в него
"потоковому накопителю", который активизируется, когда машина
разгоняется до 88 миль в час (141, 5 кмч). Огромный успех фильма привёл
к тому, что у DMC-12 появилась многочисленная армия поклонников.
"Раскрученная" благодаря кино машина стала культовым объектом, в
отличие от многих других мелкосерийных спортивных автомобилей. Более
того, новая техасская фирма DeLorean Motor Company (не имеющая никакого
отношения к Джону Делореану), которой принадлежат права на марку,
объявила, что с 2008 года возобновляет выпуск DMC-12 в ограниченных
количествах. Вот уж действительно машина сделала скачок во времени,
попав назад в будущее)))
DeLorean был один из самых дорогих автомобильных приключений в
истории. Но люди, работавшие там, ни о чем не жалеют.
Какое могло бы быть кино. Главный герой родился в годы депрессии в
Детройте, старший сын бедных иммигрантов, который добрался до вершины
в General Motors.
Но у него своеобразный подход к управлению и личная жизнь в
голливудском стиле, поэтому после нескольких скандалов он "уходит в
отставку" при спорных обстоятельствах, публично выражает презрение
индустрии, которая его выкинула, и решает отомстить, открыв свою
собственную автомобильную компанию. Он придумывает идею "этического"
автомобиля и убеждает некоторых высокоуважаемых автомобильных
руководителей помочь реализовать его мечту. Джиорджетто Дуджиаро
создает для него дизайн, и он близок к сделке сначало в Пуэрто Рико,
затем в Ирландии. Обе провалились. Затем он заключает очень выгодную
сделку с британским правительством, которое не потрудилось изучить
его прошлое - за это он на кредит в $53 миллиона построит завод и
даст работу и процветание тысячам жителей Северной Ирландии.
С Lotus - который оплачивается через секретный счет в щвейцарском
банке - заключается договор для завершения инженерных работ, но
обнаруживается, что прототип настолько плох, что его люди должны
начинать с самого начала; кроме того, у них только 18 месяцев до
начала производства. В это время самый продвинутый автомобильный
завод в Европе строится за рекордное время в Данмерри, Белфаст. Наш
главный герой сейчас устроился в роскошном нью-йоркском офисе и
летает в Великобританию три раза в неделю на Конкорде. Но он теряет
интерес в автомобильном проекте к этому времени, поэтому он
занимается другими сделками, вкладывая средства своей компании,
которые он занял у Великобритании. Автомобильный проект начинает
вытягивать деньги, и ему приходиться заниматьеще у Британии; вскоре
кредит составляет $85 миллионов.
Автомобиль - спортивный автомобиль с крыльями типа "чайка" из
нержавеющей стали и 2, 8-литровым двигателем Renault, расположенным
сзади - сейчас скатывается с производственных линий и отправляется в
Америку. Но после недолгих продаж в медовый месяц, уровень продаж
резко падает. Также возникают проблемы с ужасным контролем качества.
Годовая недостача компании достигает $30 миллионов. На грани ее
банкротства правительство вызывает заемщика, который вполне
оптимистичен на счет возврата. До тех пор пока главный герой не
оказался впутанным в $5 миллионную кокаиновую сделку. В тюрьме он
обращается к Богу.
В 20-ю годовщину той первой сделки с британским правительством Джон
ДеЛореан объявляет планы о том, что новая автомобильная компания
строит нечто близкое по концепции к Lotus Elise. Мы говорили с тремя
людьми, которые работали на неудачном DMC в начале.
Брайан Джонстон, инженер:
"Вся инженерная работа проводилась на Lotus, когда я начал работать,
поэтому автомобиль был как бы наполовину разработан, хотя я
подозреваю, что и в конце он получился тоже наполовину разработанный.
Предполагалось, что он будет разгоняться от 0 до 60 за семь секунд, но
к тому моменту, когда он был завершен, это время было более 10. Он
станвился все тяжелее и тяжелее. Я постоянно ездил в Lotus в течение
семи месяцев, и примерно раз в неделю эти парни, которые выглядели
как мафия, появлялись, чтобы проверить наш прогресс. ДеЛореан
появлялся не так часто, но когда он был, он казался совсем
незаинтересованным в том, что мы делали. Я не мог понять, почему
человек, который считался великим инженром, не обраал никакого
внимания на этот автомобиль, его автомобиль.
Он давал обещания и в конце призывал людей просто поддерживать
увеличение количества. Там были ребята, которые отрезали детали,
разрезали их на куски, затем удивлялись, почему они плохо подходят.
Крышка бензобака исчезала в корпусе, и я помню, как проходя я видел,
как парни просто грубо устанавливали двери, вкручивая их на место.
Это было тогда, когда умер Бобби Сэндс, и сгорело одно из наших
зданий. Я помню, как я пытался работать с солдатами, которые были
везде. Это немного отвлекало, если мягко сказать."
Эрни Бенсон, старший сотрудник отдела кадров:
"Даже после всего того, что случилось, я бы сделал это снова. Это был
феноменальный опыт. Я был работником номер 29, когда начал работать в
июле 1979 года, и в конце нас осталось только 30, поэтлму я все видел.
Всегда было ощущение риска, но мне было только 26 лет, когда я работал
на ДеЛореана, а риском пришло возбуждение. Был настоящий дух
первопроходцев. В Северной Ирландии было не так много возможностей
начать нечто подобное. Процесс набора рабочих был беспрецендентным -
нам нужно было набрать 500 человек за три дня. Политики с обеих
сторон наступали на нас. Преподобный Ян Пейсли был особенно шумным,
но у нас рядом работали протестанты и католики без всяких проблем.
Мы никогда не думали, что все может пойти ко дну. У нас был отличный
план, замечательную рабочую силу и хороший продукт - нам просто не
хватило времени. Я помню утро, когда я услышал о ДеЛореане и
наркотиках. Это было прекрасное утро пятницы, и это был ужасный удар.
На самом деле он был немного героем для всех нас. Он всего лишь
пытался спасти свой автомобильный завод."
Нельсон Клегг, начальник производства:
"В моей жизни было три самых трудных года, но я бы повторил все снова
завтра. Производство доходило от одного в день до 10 в день и до 70.
Если бы это было CM в Руссельхайме, это не имело бы значения,
конечно, но в Белфасте, ну какой опыт автомобильной индустрии был в
Белфасте? Абсолютно никакого. ДеЛореан доказал, что если дать людям
половину возможности, они к ней потянутся.
Двери причинили много проблем. Все приводило к проблемам, но по
справедливости мы их все преодолевали. Автомобили были припаркованы в
доках Белфаста рядом с большой электростанцией, с которой что-то
капало на эти автомобили. Специальной команде пришлось их отмывать.
Было замечательно ездить на прототипах - они привлекали много внимания
- хотя было неловко, когда двери не открывались, особенно в
присутствии молодой дамы.
У меня нет плохих воспоминаний о ДеЛореане, и я не думаю, что у многих
людей, работавших здесь, они будут. Это было невероятно динамичное
место."
Было изменено: 17:59 28/01/2009.
знают про эту необычную машинку с клиновидным силуэтом и открывающимися
вверх дверями, которая смотрится пришельцем из будущего даже сейчас. А
между тем она давно была бы забыта, если б не необычная судьба самой
марки и яркая личность человека, давшего ей своё имя.
Этим человеком был Джон Делореан (John DeLorean, 1925-2005 годы),
талантливый американский инженер и менеджер румыно-венгерского
происхождения. Это именно он, получив в начале 1960-х годов должность
ведущего инженера Pontiac, предложил ставить под капот обычного купе
Tempest огромный 325-сильный мотор - так появился знаменитый монстр
Pontiac GTO, прародитель целого поколения масл-каров. Возглавляя сперва
Pontiac, а затем Chevrolet, Делореан обогатил General Motors множеством
технических, стилистических и концептуальных находок.
В конце концов, в этой консервативной корпорации Делореану, знаменитому
своей эксцентричностью и нонконформизмом, стало тесновато. В 1973 году
он был уже вице-президентом General Motors, но неожиданно подал в
отставку и основал собственную фирму - DeLorean Motor Company (DMC).
Под этой маркой он решил выпускать свой спортивный автомобиль. Дизайн
этой центральномоторной двухместной машины помогал разрабатывать
знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro)
- тот самый, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия.
Кузов машины состоял из углепластикового каркаса, на который
навешивались наружные панели из нержавеющей стали.
Их было 304 штуки. Именно они-то и были самой оригинальной чертой
автомобиля. Правда, в этом решении имелись не только свои плюсы, но и
минусы. С одной стороны, машина не боялась коррозии и не нуждалась в
окраске, а благородный металлический цвет придавал ей очень стильный
вид. С другой, это означало, что все сходящие с конвейера экземпляры
имеют абсолютно одинаковый облик. Однако те времена, когда Генри Форд
мог делать свои знаменитые заявления о "любом чёрном" цвете машины,
давно прошли, и потребитель жаждал разнообразия. Нержавейка же плохо
поддавалась окраске. Помимо того, выяснилось, что на полированной
металлической поверхности очень заметны банальные отпечатки пальцев.
Двери автомобиля открывались вверх по принципу "крыло чайки", как у
легендарного Mercedes-Benz 300SL 1950-х годов. Но эта красота тоже
потребовала жертв - дверь сложной формы не позволяла вставить в неё
опускающиеся стекла.
Пришлось ограничиться небольшой "форточкой" на нижней кромке окна. Ещё
одно характерное отличие - разный диаметр передних и задних колёс.
Наконец, если бы все замыслы Делореана пошли в серию, на машине бы
стоял бы двигатель Ванкеля. Но топливный кризис, постигший мировую
экономику в 1970-е годы, заставил отказаться от прожорливого роторного
"движка" и выбрать вместо него банальную V-образную "шестёрку",
разработанную совместными усилиями Peugeot, Renault и Volvo. Этот мотор
рабочим объёмом 2, 8 литра в оригинале выдавал мощность в 170 лошадиных
сил.
Но на основном рынке DMC - в Америке - в те годы уже ввели строгие
экологические нормы. Двигатель в них не вписывался, и его пришлось
переделать. При этом мощность упала до жалких 130 л. с., с которыми
машина уже никак не могла претендовать на звание скорохода. Автомобиль
получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати сказать, число
"12" здесь не несёт никакого особого смысла - судя по всему, это просто
внутризаводское обозначение проекта.
Экзотическая конструкция и репутация Делореана стали для машины хорошей
рекламой. В первые же дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4
тысячи оплаченных заказов. В целях снижения издержек машину решили
выпускать на территории Великобритании, в североирландском городе
Белфасте - точнее, в его пригороде Данмарри (Dunmurray). Местные
власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали
заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие
руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по
большей части не обладали необходимой квалификацией. Производство
началось в 1981 году, однако серьёзные проблемы с качеством, да и
сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался
DMC-12 плохо. И это несмотря на то что ещё до начала продаж за машиной
выстроилась очередь желающих, готовых выложить за новое творение
Делореана лишние 10 тысяч долларов сверх отпускной цены в $25 тысяч (с
тех пор благодаря инфляции доллар подешевел примерно в три раза, то
есть для тех времён автомобиль никак нельзя было назвать дешёвым).
DeLorean Motor Company приближалась к финансовому краху. Но тут
автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На
связь с Делореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел
некто Джеймс Хоффман (James Hoffman). Его предложение сводилось к
использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от
продажи кокаина. Делореан таким образом получал бы необходимые
инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с
"чистыми" долларами. После долгих переговоров Делореан, надеясь спасти
компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И,
как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь
его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой.
Американские органы правопорядка для улучшения отчётности тоже не
брезговали провокациями. В октябре 1982 года Делореан был обвинён в
наркоторговле и попал на скамью подсудимых. Процесс тянулся полтора
года. В конце концов адвокаты Делореана сумели убедить суд, что их
подзащитный был вовлечён в преступный сговор агентами ФБР, и Делореана
оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем
временем вообще окончательно разорилась. Ещё в феврале 1982 года из-за
банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же
года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было
произведено около 9200 машин DMC-12 - это оказалась единственная модель
марки. Казалось бы, и фирма, и автомобиль обречены на забвение, но тут,
не в первый раз в истории, на выручку пришло искусство.
DMC-12 "прошёл кастинг" и был утверждён на роль машины времени в
знаменитой фантастической комедии "Назад в будущее" (Back to the
Future) - первая её серия вышла на экраны в 1985 году)). Ибо, как
выразился один из героев этого фильма, Док Браун (Doc Brown), "если уж
встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный". Кроме
того, футуристический вид с серебристыми панелями, четырьмя
прямоугольными фарами и дверьми типа "крыло чайки" делал машину очень
похожей на космический аппарат. Особенно с точки зрения обитателей 1955
года, куда автомобиль и заносит благодаря встроенному в него
"потоковому накопителю", который активизируется, когда машина
разгоняется до 88 миль в час (141, 5 кмч). Огромный успех фильма привёл
к тому, что у DMC-12 появилась многочисленная армия поклонников.
"Раскрученная" благодаря кино машина стала культовым объектом, в
отличие от многих других мелкосерийных спортивных автомобилей. Более
того, новая техасская фирма DeLorean Motor Company (не имеющая никакого
отношения к Джону Делореану), которой принадлежат права на марку,
объявила, что с 2008 года возобновляет выпуск DMC-12 в ограниченных
количествах. Вот уж действительно машина сделала скачок во времени,
попав назад в будущее)))
DeLorean был один из самых дорогих автомобильных приключений в
истории. Но люди, работавшие там, ни о чем не жалеют.
Какое могло бы быть кино. Главный герой родился в годы депрессии в
Детройте, старший сын бедных иммигрантов, который добрался до вершины
в General Motors.
Но у него своеобразный подход к управлению и личная жизнь в
голливудском стиле, поэтому после нескольких скандалов он "уходит в
отставку" при спорных обстоятельствах, публично выражает презрение
индустрии, которая его выкинула, и решает отомстить, открыв свою
собственную автомобильную компанию. Он придумывает идею "этического"
автомобиля и убеждает некоторых высокоуважаемых автомобильных
руководителей помочь реализовать его мечту. Джиорджетто Дуджиаро
создает для него дизайн, и он близок к сделке сначало в Пуэрто Рико,
затем в Ирландии. Обе провалились. Затем он заключает очень выгодную
сделку с британским правительством, которое не потрудилось изучить
его прошлое - за это он на кредит в $53 миллиона построит завод и
даст работу и процветание тысячам жителей Северной Ирландии.
С Lotus - который оплачивается через секретный счет в щвейцарском
банке - заключается договор для завершения инженерных работ, но
обнаруживается, что прототип настолько плох, что его люди должны
начинать с самого начала; кроме того, у них только 18 месяцев до
начала производства. В это время самый продвинутый автомобильный
завод в Европе строится за рекордное время в Данмерри, Белфаст. Наш
главный герой сейчас устроился в роскошном нью-йоркском офисе и
летает в Великобританию три раза в неделю на Конкорде. Но он теряет
интерес в автомобильном проекте к этому времени, поэтому он
занимается другими сделками, вкладывая средства своей компании,
которые он занял у Великобритании. Автомобильный проект начинает
вытягивать деньги, и ему приходиться заниматьеще у Британии; вскоре
кредит составляет $85 миллионов.
Автомобиль - спортивный автомобиль с крыльями типа "чайка" из
нержавеющей стали и 2, 8-литровым двигателем Renault, расположенным
сзади - сейчас скатывается с производственных линий и отправляется в
Америку. Но после недолгих продаж в медовый месяц, уровень продаж
резко падает. Также возникают проблемы с ужасным контролем качества.
Годовая недостача компании достигает $30 миллионов. На грани ее
банкротства правительство вызывает заемщика, который вполне
оптимистичен на счет возврата. До тех пор пока главный герой не
оказался впутанным в $5 миллионную кокаиновую сделку. В тюрьме он
обращается к Богу.
В 20-ю годовщину той первой сделки с британским правительством Джон
ДеЛореан объявляет планы о том, что новая автомобильная компания
строит нечто близкое по концепции к Lotus Elise. Мы говорили с тремя
людьми, которые работали на неудачном DMC в начале.
Брайан Джонстон, инженер:
"Вся инженерная работа проводилась на Lotus, когда я начал работать,
поэтому автомобиль был как бы наполовину разработан, хотя я
подозреваю, что и в конце он получился тоже наполовину разработанный.
Предполагалось, что он будет разгоняться от 0 до 60 за семь секунд, но
к тому моменту, когда он был завершен, это время было более 10. Он
станвился все тяжелее и тяжелее. Я постоянно ездил в Lotus в течение
семи месяцев, и примерно раз в неделю эти парни, которые выглядели
как мафия, появлялись, чтобы проверить наш прогресс. ДеЛореан
появлялся не так часто, но когда он был, он казался совсем
незаинтересованным в том, что мы делали. Я не мог понять, почему
человек, который считался великим инженром, не обраал никакого
внимания на этот автомобиль, его автомобиль.
Он давал обещания и в конце призывал людей просто поддерживать
увеличение количества. Там были ребята, которые отрезали детали,
разрезали их на куски, затем удивлялись, почему они плохо подходят.
Крышка бензобака исчезала в корпусе, и я помню, как проходя я видел,
как парни просто грубо устанавливали двери, вкручивая их на место.
Это было тогда, когда умер Бобби Сэндс, и сгорело одно из наших
зданий. Я помню, как я пытался работать с солдатами, которые были
везде. Это немного отвлекало, если мягко сказать."
Эрни Бенсон, старший сотрудник отдела кадров:
"Даже после всего того, что случилось, я бы сделал это снова. Это был
феноменальный опыт. Я был работником номер 29, когда начал работать в
июле 1979 года, и в конце нас осталось только 30, поэтлму я все видел.
Всегда было ощущение риска, но мне было только 26 лет, когда я работал
на ДеЛореана, а риском пришло возбуждение. Был настоящий дух
первопроходцев. В Северной Ирландии было не так много возможностей
начать нечто подобное. Процесс набора рабочих был беспрецендентным -
нам нужно было набрать 500 человек за три дня. Политики с обеих
сторон наступали на нас. Преподобный Ян Пейсли был особенно шумным,
но у нас рядом работали протестанты и католики без всяких проблем.
Мы никогда не думали, что все может пойти ко дну. У нас был отличный
план, замечательную рабочую силу и хороший продукт - нам просто не
хватило времени. Я помню утро, когда я услышал о ДеЛореане и
наркотиках. Это было прекрасное утро пятницы, и это был ужасный удар.
На самом деле он был немного героем для всех нас. Он всего лишь
пытался спасти свой автомобильный завод."
Нельсон Клегг, начальник производства:
"В моей жизни было три самых трудных года, но я бы повторил все снова
завтра. Производство доходило от одного в день до 10 в день и до 70.
Если бы это было CM в Руссельхайме, это не имело бы значения,
конечно, но в Белфасте, ну какой опыт автомобильной индустрии был в
Белфасте? Абсолютно никакого. ДеЛореан доказал, что если дать людям
половину возможности, они к ней потянутся.
Двери причинили много проблем. Все приводило к проблемам, но по
справедливости мы их все преодолевали. Автомобили были припаркованы в
доках Белфаста рядом с большой электростанцией, с которой что-то
капало на эти автомобили. Специальной команде пришлось их отмывать.
Было замечательно ездить на прототипах - они привлекали много внимания
- хотя было неловко, когда двери не открывались, особенно в
присутствии молодой дамы.
У меня нет плохих воспоминаний о ДеЛореане, и я не думаю, что у многих
людей, работавших здесь, они будут. Это было невероятно динамичное
место."
Было изменено: 17:59 28/01/2009.