Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 28 января 2009, 18:29
Vector
Странный проект, со странной судьбой...
99% американской автопромышленности составляют продукты корпораций GM,
Ford и Chrysler. Но в столь фанатично любящей автомобили стране, как
США, не может не быть энтузиастов, желающих реализовать свою мечту о
собственной компании по их производству.
Так что в оставшийся 1% объемов выпуска попадают тысячи крохотных фирм, предлагающих те или иные машины под своими марками.
В этом бесконечном списке вполне заслуженно занимают одно из самых
почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта суперкары Vector.
Удивительно, но подробных описаний истории этого бренда практически
нет, все имеющиеся оказались короткими и неполными. Перед вами
практически все, что удалось найти о Vector....
История начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по
специальности "промышленный и транспортный дизайн" Джерри Вигерт
(Gerald Alden "Jerry" Wiegert) вместе с Ли Брауном (Lee Brown)
основывают в Венис, Калифорния компанию Vehicle Design Force. Первым и
единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар The Vector,
после завершения которого Ли Браун покинул компанию. Идея необычного
клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше это
подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта, находившийся до
1995 года в коллекции профессора Ричарда Коллера. Дизайн Vector до сих
пор выглядит вполне современно (сравните его, например, с новейшим
Lamborghini Reventon), а для начала 70-х годов производил впечатление
форменного пришельца из космоса.
Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких
реальных планов по его производству у Vehicle Design Force не было
равно как не было и платформы, на которой машина могла быть собрана.
Прототип не имел двигателя, а в своих комментариях Вигерт объявлял
несколько различных вариантов, включая DOHC производства Porsche, но
самым экзотическим из заявленных агрегатов был ротор Ванкеля от
Mercedes C111 (как известно, C111 сам не пошел в серию, а Mercedes
свернули программу по роторным двигателям).
Ориентировочная стоимость готового автомобиля должна была составлять не
более $10000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но
совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне
1972 года в виде пустого кузова, The Vector даже попал на обложку
журнала Motor Trend. Но, разумеется, так никогда и не стал серийным
продуктом.
К 1978 году дизайнерская задумка The Vector эволюционировала во второй
концепт-кар, Vector W2. Предположительно, такой индекс появился от
первой буквы фамилии создателя и количества турбин, установленных на
двигателе две (по другой версии, "2" означает второй автомобиль,
построенный Вигертом). Автомобиль построили и модернизировали вручную в
крохотной по меркам автопромышленности мастерской, которая по словам
фотографа Марка Мадоу напоминала своей атмосферой "карроццерии", то
есть старомодные кузовостроительные ателье, изготовлявшие по конкретным
заказам кареты и повозки. Название компании к этому времени сменилось с
Vehicle Design Force на Vector Cars International.
В год дебюта на Лос-Анджелесском автошоу W2 тоже был безмоторным
прототипом, но в 1980-м на шасси перед задними колесами был размещен
двигатель Chevrolet V8 (алюминиевый блок цилиндров производства
Donovan, алюминиевые головки цилиндров) объемом 5, 7 литра с двумя
турбонагнетателями AiResearch H3, электронным впрыском топлива Bosch
K-Jetronic и системой смазки с сухим картером. Даже на сегодняшний день
установка турбин на американские V8 считается почти экзотикой
(большинство тюнеров предпочитают компрессоры с приводом от коленвала),
а уж 30 лет назад такой выбор системы нагнетания воздуха был
исключительно необычным равно как и широкое использование алюминиевых
деталей, электронный впрыск и "сухой картер". По отношению к типичным
Chevy Small Block того времени, использованные в моторе W2 технологии
были поистине аэрокосмическими. Мощность составляла 650 л. с., а
крутящий момент 800 Нм. Вся эта энергия передавалась на колеса
посредством модифицированной в BM трансмиссии GM Turbo Hydra-Matic 425
(такие устанавливались на Oldsmobile Toronado) с возможностью
автоматического или ручного переключения передач. Согласно данным
производителя, время разгона до 100 кмч составляло ровно 4 секунды,
четверть мили Vector W2 проходил за 11. 0 секунд, а максимальная
скорость явно превышала 300 кмч, но вряд ли могла на регулярной основе
достичь обещанных Вигертом 380 кмч.
Первое заметное появление W2 в прессе декабрь 1980 года, когда машина
украсила обложку журнала Car Driver. На тот момент озвученной датой
начала производства должен был стать конец 1981 года, а розничная цена
заявлялась на уровне $125000. В дальнейшем, Vector W2 часто появлялся в
прессе, получая, в основном, позитивные отзывы от таких грандов, как
Motor Trend и британской телепередачи Top Gear. Впрочем, по требованию
Вигерта тесты Top Gear не включали проверку на максимальную скорость,
несмотря на невероятные заявления о ее уровне. Скорее всего, причиной
для этого было опасение за безопасность сделанного в единственном
экземпляре автомобиля и его пилотов. Тем не менее, согласно данным
журнала Top Wheels, проводившего тестирование W2 на легендарном соляном
озере Бонневилль, максимальная скорость была зафиксирована на уровне
389 кмч, причем при использовании антикрыла с большой прижимной силой
(что могло ухудшить результат).
На протяжении нескольких лет Джерри пытался найти финансирование для
начала производства Vector, а сам W2 перекрашивался и немного
модернизировался, в том числе - с целью произвести впечатление, что
изготовлено хотя бы несколько прототипов. Разумеется, что к концу
декады восхищенные комментарии журналистов сменились скептическими. Car
and Driver даже включили в 1989 году Vector в свою статью "Что могло бы
быть...", посвященную так и несбывшимся автомобильным проектам. Были и
более резкие высказывания, например, Датч Мэндель (Dutch Mandel), автор
статьи в AutoWeek, позволил себе сравнить штаб-квартиру Vector со
сказочной страной Neverland из сказки про Питера Пэна, а самого Вигерта
с P. T. Barnum. Вигерт подал на AutoWeek в суд, проиграл дело, но после
подачи им апелляции журнал согласился с его требованиями для сокращения
затрат на юристов. Важным источником средств стал еще один выигранный
судебный процесс, на этот раз о нарушении прав на торговую марку,
направленный против компании Goodyear, выпустившей шины Vector. Еще
один иск Вигерт выиграл у производителя сигарет Vantage,
использовавшего в своей рекламе фотографию этого автомобиля.
Параллельно с этим, 14 млн. долларов были собраны от продажи на
фондовой бирже акций компании Vector Aeromotive Corporation (так в июле
1987 года была переименована Vector Cars International), а партнерами
Вигерта по бизнесу стали бывший директор Porsche Питер Шутц, астронавт
Скотт Карпентер и автомобильный дилер Рон Тонкин. Таким образом, в 1989
году Джерри смог таки начать производство своих автомобилей. Кстати,
когда журнал American Automobile спросил Вигерта, как он пришел к идее
Vector, ответ был таков: "Я хотел быть пилотом-истребителем, но не
подошел по зрению, так что я решил сделать машину, которая была бы
точно такой же, как истребитель".
Что делает Vector столь исключительным, так это рыночная ниша, для
которой эти машины позиционировались: по сути, Вигерт изготовил первый
американский ответ на европейскую "суперэкзотику" вроде Lamborghini и
Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением
двигателя. Следующим после Vector подобный суперкар в США рискнули
предложить аж в 2001 году, выпустив феноменальный Saleen S7.
Собственно, даже удивительно, но до сих пор, за исключением Saleen и
исключительно мелкосерийных Mosler MT900 и SSC Aero, настоящих
суперкаров независимые автопроизводители в США так и не делают до сих
пор хотя в целом спрос на ультраспортивные автомобили огромен, что
подтверждается нынешними рыночными успехами тех же Lamborghini, в том
числе и в США. С другой стороны, ответ на этот вопрос может заключаться
в словосочетании "независимые автопроизводители". В течение последних
20 лет индустрия суперкаров выросла из полукустарных мастерских с
ручной сборкой в поле битвы крупнейших корпораций. Все основные
европейские "экзотические" марки давно включены в состав концернов, а в
Америке просто изначально специфика другая суперкары производятся под
массовыми брендами: Dodge Viper, Ford GT и Corvette Z06 весьма достойно
смотрятся на фоне конкурентов. Возможно, в этом и причина столь
печальной, по сути, истории Vector.
Было изменено: 18:30 28/01/2009.
99% американской автопромышленности составляют продукты корпораций GM,
Ford и Chrysler. Но в столь фанатично любящей автомобили стране, как
США, не может не быть энтузиастов, желающих реализовать свою мечту о
собственной компании по их производству.
Так что в оставшийся 1% объемов выпуска попадают тысячи крохотных фирм, предлагающих те или иные машины под своими марками.
В этом бесконечном списке вполне заслуженно занимают одно из самых
почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта суперкары Vector.
Удивительно, но подробных описаний истории этого бренда практически
нет, все имеющиеся оказались короткими и неполными. Перед вами
практически все, что удалось найти о Vector....
История начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по
специальности "промышленный и транспортный дизайн" Джерри Вигерт
(Gerald Alden "Jerry" Wiegert) вместе с Ли Брауном (Lee Brown)
основывают в Венис, Калифорния компанию Vehicle Design Force. Первым и
единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар The Vector,
после завершения которого Ли Браун покинул компанию. Идея необычного
клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше это
подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта, находившийся до
1995 года в коллекции профессора Ричарда Коллера. Дизайн Vector до сих
пор выглядит вполне современно (сравните его, например, с новейшим
Lamborghini Reventon), а для начала 70-х годов производил впечатление
форменного пришельца из космоса.
Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких
реальных планов по его производству у Vehicle Design Force не было
равно как не было и платформы, на которой машина могла быть собрана.
Прототип не имел двигателя, а в своих комментариях Вигерт объявлял
несколько различных вариантов, включая DOHC производства Porsche, но
самым экзотическим из заявленных агрегатов был ротор Ванкеля от
Mercedes C111 (как известно, C111 сам не пошел в серию, а Mercedes
свернули программу по роторным двигателям).
Ориентировочная стоимость готового автомобиля должна была составлять не
более $10000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но
совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне
1972 года в виде пустого кузова, The Vector даже попал на обложку
журнала Motor Trend. Но, разумеется, так никогда и не стал серийным
продуктом.
К 1978 году дизайнерская задумка The Vector эволюционировала во второй
концепт-кар, Vector W2. Предположительно, такой индекс появился от
первой буквы фамилии создателя и количества турбин, установленных на
двигателе две (по другой версии, "2" означает второй автомобиль,
построенный Вигертом). Автомобиль построили и модернизировали вручную в
крохотной по меркам автопромышленности мастерской, которая по словам
фотографа Марка Мадоу напоминала своей атмосферой "карроццерии", то
есть старомодные кузовостроительные ателье, изготовлявшие по конкретным
заказам кареты и повозки. Название компании к этому времени сменилось с
Vehicle Design Force на Vector Cars International.
В год дебюта на Лос-Анджелесском автошоу W2 тоже был безмоторным
прототипом, но в 1980-м на шасси перед задними колесами был размещен
двигатель Chevrolet V8 (алюминиевый блок цилиндров производства
Donovan, алюминиевые головки цилиндров) объемом 5, 7 литра с двумя
турбонагнетателями AiResearch H3, электронным впрыском топлива Bosch
K-Jetronic и системой смазки с сухим картером. Даже на сегодняшний день
установка турбин на американские V8 считается почти экзотикой
(большинство тюнеров предпочитают компрессоры с приводом от коленвала),
а уж 30 лет назад такой выбор системы нагнетания воздуха был
исключительно необычным равно как и широкое использование алюминиевых
деталей, электронный впрыск и "сухой картер". По отношению к типичным
Chevy Small Block того времени, использованные в моторе W2 технологии
были поистине аэрокосмическими. Мощность составляла 650 л. с., а
крутящий момент 800 Нм. Вся эта энергия передавалась на колеса
посредством модифицированной в BM трансмиссии GM Turbo Hydra-Matic 425
(такие устанавливались на Oldsmobile Toronado) с возможностью
автоматического или ручного переключения передач. Согласно данным
производителя, время разгона до 100 кмч составляло ровно 4 секунды,
четверть мили Vector W2 проходил за 11. 0 секунд, а максимальная
скорость явно превышала 300 кмч, но вряд ли могла на регулярной основе
достичь обещанных Вигертом 380 кмч.
Первое заметное появление W2 в прессе декабрь 1980 года, когда машина
украсила обложку журнала Car Driver. На тот момент озвученной датой
начала производства должен был стать конец 1981 года, а розничная цена
заявлялась на уровне $125000. В дальнейшем, Vector W2 часто появлялся в
прессе, получая, в основном, позитивные отзывы от таких грандов, как
Motor Trend и британской телепередачи Top Gear. Впрочем, по требованию
Вигерта тесты Top Gear не включали проверку на максимальную скорость,
несмотря на невероятные заявления о ее уровне. Скорее всего, причиной
для этого было опасение за безопасность сделанного в единственном
экземпляре автомобиля и его пилотов. Тем не менее, согласно данным
журнала Top Wheels, проводившего тестирование W2 на легендарном соляном
озере Бонневилль, максимальная скорость была зафиксирована на уровне
389 кмч, причем при использовании антикрыла с большой прижимной силой
(что могло ухудшить результат).
На протяжении нескольких лет Джерри пытался найти финансирование для
начала производства Vector, а сам W2 перекрашивался и немного
модернизировался, в том числе - с целью произвести впечатление, что
изготовлено хотя бы несколько прототипов. Разумеется, что к концу
декады восхищенные комментарии журналистов сменились скептическими. Car
and Driver даже включили в 1989 году Vector в свою статью "Что могло бы
быть...", посвященную так и несбывшимся автомобильным проектам. Были и
более резкие высказывания, например, Датч Мэндель (Dutch Mandel), автор
статьи в AutoWeek, позволил себе сравнить штаб-квартиру Vector со
сказочной страной Neverland из сказки про Питера Пэна, а самого Вигерта
с P. T. Barnum. Вигерт подал на AutoWeek в суд, проиграл дело, но после
подачи им апелляции журнал согласился с его требованиями для сокращения
затрат на юристов. Важным источником средств стал еще один выигранный
судебный процесс, на этот раз о нарушении прав на торговую марку,
направленный против компании Goodyear, выпустившей шины Vector. Еще
один иск Вигерт выиграл у производителя сигарет Vantage,
использовавшего в своей рекламе фотографию этого автомобиля.
Параллельно с этим, 14 млн. долларов были собраны от продажи на
фондовой бирже акций компании Vector Aeromotive Corporation (так в июле
1987 года была переименована Vector Cars International), а партнерами
Вигерта по бизнесу стали бывший директор Porsche Питер Шутц, астронавт
Скотт Карпентер и автомобильный дилер Рон Тонкин. Таким образом, в 1989
году Джерри смог таки начать производство своих автомобилей. Кстати,
когда журнал American Automobile спросил Вигерта, как он пришел к идее
Vector, ответ был таков: "Я хотел быть пилотом-истребителем, но не
подошел по зрению, так что я решил сделать машину, которая была бы
точно такой же, как истребитель".
Что делает Vector столь исключительным, так это рыночная ниша, для
которой эти машины позиционировались: по сути, Вигерт изготовил первый
американский ответ на европейскую "суперэкзотику" вроде Lamborghini и
Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением
двигателя. Следующим после Vector подобный суперкар в США рискнули
предложить аж в 2001 году, выпустив феноменальный Saleen S7.
Собственно, даже удивительно, но до сих пор, за исключением Saleen и
исключительно мелкосерийных Mosler MT900 и SSC Aero, настоящих
суперкаров независимые автопроизводители в США так и не делают до сих
пор хотя в целом спрос на ультраспортивные автомобили огромен, что
подтверждается нынешними рыночными успехами тех же Lamborghini, в том
числе и в США. С другой стороны, ответ на этот вопрос может заключаться
в словосочетании "независимые автопроизводители". В течение последних
20 лет индустрия суперкаров выросла из полукустарных мастерских с
ручной сборкой в поле битвы крупнейших корпораций. Все основные
европейские "экзотические" марки давно включены в состав концернов, а в
Америке просто изначально специфика другая суперкары производятся под
массовыми брендами: Dodge Viper, Ford GT и Corvette Z06 весьма достойно
смотрятся на фоне конкурентов. Возможно, в этом и причина столь
печальной, по сути, истории Vector.
Было изменено: 18:30 28/01/2009.