Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 29 января 2009, 12:18
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР 1917 - 194
Бурные события 1917 года с двумя революциями оставили
свой отпечаток и на санитарных машинах.
На фотографии с Фиат-15тер с большим санитарным кузовом, используемый
в Москве как боевая машина красногвардейцев.
На нижнем фото - разгрузка санитарного Форд ТТ в порту Архангельска
в 1918 году. Очевидно использование этой машины противниками большевиков
(или интервенционными корпусами стран Антанты или Белой армией).
Вот только цели этого использования могли быть отличными от целей,
которым призваны были служить знаки красного креста на бортах
На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году была
сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием
(по некоторым сведениям) автомобилей "Адлер". Вполне возможно, что
это были сохранившиеся довоенные машины Адлер или просто путаница,
связанная с отдаленностью от нас того времени. Во всяком случае,
на фотографиях 1924 года из Петрограда узнается все тот же Фиат-15тер
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные
годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы,
а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить
оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. К сожалению,
пока не установлена марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.
18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела
Московского совета рабочих депутатов под председательством Н. А. Семашко
рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне
врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского
санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.),
приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве.
Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.
Под помещения для станции были выделены три комнаты (два телефона)
в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского).
В кустарных условиях под карету скорой помощи по довоенным чертежам
был переделан трофейный автомобиль. К сожалению, пока я не нашел
сведений о его марке. Скорее всего, именно эта машина изображена
на фото. Обращу внимание на то, как сделана надпись "ПОМОЩ"
на борту.
Первый выезд
состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской
площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской
площади, а потом двигалась к больному. После был оборудован гараж-сарай
на территории больницы. Машина была крайне изношена и регулярно стояла
в ремонте.
Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и
заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками:
терапевтическим (с ~30 стеклянными баночками с лекарствами) и хирургическим
(с хирургическим набором и перевязочными материалами)
Станция скорой помощи стала работать на правах
отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически - одной круглосуточной
бригады на донельзя раздолбанной машине) было явно недостаточно для обслуживания
города.
С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков, до
этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя
Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией
сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного
фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные
больницы и бараки.
Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую
станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана
вторая автомашина (к сожалению, ее марка тоже не установлена. Есть
предположение, что на этом фото изображен Рено). Организация работы
была начата "с азов", по выражению А. С. Пучкова, он "оказался
генералом без армии".
Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно
угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена
должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы,
умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до
сих пор.
Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания
Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 - 3659), но третью бригаду
смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при
четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать
в 1930. "Персональный" состав парка машин Московской скорой
помощи в те годы пока, к сожалению, не известен.
Ориентация на создание отечественной автомобильной промышленности
привела к созданию санитарной машины на базе АМО Ф15, выпускавшейся
московским заводом. Первый образец кареты скорой помощи изготовлен
в 1925 г. В 1926 г. изготовлено 10 санитарных машин. Сколько всего
изготовлено до 1931 г. санитарных АМО - вопрос!
Машина тряская (грузовик отличался очень жесткими рессорами),
с очень неудобным водительским сидением, устаревшей к тому времени конструкции,
не слишком надежная из-за низкого качества (полукустарного) комплектующих
и неумелой сборки и очень дорогостоящая - явно не самая удобная для службы в скорой
Вероятно, АМО Ф15 не вполне "вписался" в требования
Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного
шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой помощи были закуплены
Мерседесы 15/70/100 PS (1924/25 гг.), позднее получившие наименование
Typ 400.
А санитарные АМО, вероятнее всего, использовались в других городах.
Было изменено: 12:21 29/01/2009.
Было изменено: 12:22 29/01/2009.
Было изменено: 12:23 29/01/2009.
Было изменено: 12:26 29/01/2009.
Было изменено: 12:30 29/01/2009.