Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 3 февраля 2009, 20:47
Ford GPW
Обьявив
конкурс на 1, 4-тонный армейский легковой автомобиль, Министерство
обороны США пригласило том числе и "Ford Motor". Оценив сроки конкурса
и не чувствуя перспектив на крупный заказ, на "Ford" сначала от участия
отказались. Но под давлением военных фирма все таки вступила в борьбу и
к концу сентября 1940 года построила свой Ford Pygmy ("пигмей") массой
998 кг с 4-цилиндровым, частично переделанным двигателем мощностью
42-45 л. с. от колесного трактора Fordson. Коробка скоростей имела 6
пере дач вперед и 2 назад. Помимо обычного комплекта фар, в передней
части "Пигмея" имелись дополнительные затемненные фары.
Не
сориентировавшись в ситуации и зная только о прототипе Bantam Туре I,
Форд попытался разыграть свою традиционную "козырную карту" - предложил
добротный автомобиль со средними характеристиками, но с возможностью
массового выпуска и не высокой ценой. Но на этот раз Форд проиграл -
цена Bantam 40 RC составляла 1166$, у Ford GP (модифицированный Pygmy)-
950$, а у Willys МА цена оказалась еще меньше - только 750$.
Предварительные испытания трех пост роенных в рамках конкурса машин в
ноябре-декабре 1940 года показали преимущества Willys. (Хотя и Pygmy на
испытаниях показал себя очень неплохо - например, с нагрузкой
преодолевал подъем 49').
Фирма "Ford" предприняла последний решительный шаг в борьбе за заказ.
Она переработала своего "пигмея" и выпустила новую модель GP, придав ей логичный и вполне целесообразный внешний вид.
В течение 1941-го было выпущено 1500 Ford GP (обещанную цену удержать
не удалось, и машины пошли по 975$). Дополни тельно заказано еще 2150.
Все 3650 машин Ford GP были по лецд-лизу переданы союзникам - большей
частью попали в воюющую Англию и совсем немного в Россию. (Первый
контракт W-398-qm-8887 был заключен с фтрмой Форд 20 ноября 1940 года
на производство 1500 машин. Первые 400 джипов должны были быть
поставлены до 2 апреля 1941 года и остальные 1100, до 8 мая 1941 года.
Цена одной машины была определена в $975. Первый джип модели GP по
этому контракту был поставлен 8 февраля 1941 года. Всего Фордом было
изготовлено 4458 джипов модели GP 3) Однако фирма так до конца и не
смогла устранить врожденные пороки своей машины: относительно слабый
тракторный двигатель и коробка передач без синхронизаторов, что вело к
повреждениям зубьев шестерен. И хотя декабрьский номер 1940 г.
"Automotive Industry" предсказал правительственный заказ на 30000
"пигмеев", участь машины была предрешена.
Объективно Ford действительно оказался не самым лучшим по конструкции,
но почему заказчики не приняли во внимание колоссальный
производственный потенциал Дирборна? Ведь впоследствии, когда
потребовалось выпускать еще больше джипов, правительство все равно
поручило это "Ford"! Уж не припомнили "Ford" те немецкие грузовики?
Отклонив Ford GP, военное ведомство окончательно остановилось на Willys
МВ. Но ожидавшаяся потребность в "виллисах" была настолько велика, что
к их производству решили подключить еще одну фирму. Выбор снова пал на
"Ford Motor" с ее колоссальными производственными возможностями. 16
ноября 1941 года было достигнуто соглашение по выпуску легковых
вездеходов Ford GPW (General Purpose Willys). (Как я указал выше,
первый контракт Форд получил 20 ноября 1940 года и по нему
производилась модель GP. Модель GPW начала производиться только в
январе-феврале 1942 года.
Стоит остановиться подробнее на истории появления модели Ford GPW. До
конца 1941 года производство джипов осуществляли одновременно три
компании - Bantam, Willys и Ford. Каждая компания выпускала свою модель
джипа, отличавшуюся по конструкции. Такое положение вело к
необходимости паралельной закупки запчастей от каждого производителя и
как следствие - сложностям в обслуживании и ремонте. Поэтому было
решено произвести стандартизацию джипов и перейти на выпуск одной
унифицированной модели. 11 июля 1941 года всем трем фирмам было
предложено учавствовать в конкурсе на прозводство 16000 джипов.
Победителем считался тот, кто предложит меньшую цену и его же джип
брался за основу для унификации. Форд предложил цену $832, 59 за джип,
Виллис $792, 59 и самым дорогим оказался Бантам. Так Виллис выиграл
конкурс и получил право на взять свою модель Willys MA за основу
стандартизации. К слову сказать Форд выражал всяческие не удовольствия
по этой причине. И поскольку завод Виллиса не мог полностью обеспечить
необходимый обьем производства, а Форд обещал делать 300 джипов в день,
то 16 октября 1941 года с Фордом так же заключили контракт
W-398-qm-10977 на производство 15000 джипов на основе проекта Виллис.
Новая модель Форда получила индекс GPW (ГПВ). 8
Теперь о расшифровке значения GPW. На странице 34 книги All American
Wonder, том 1 приводится фотокопия инструкции 1941 года по системе
нумерации принятой в компании Форд. Согласно этому документу буква G -
означает Goverment - государственный заказ, буква P - 80" колесную базу
автомобиля и W - означает проект фирмы Виллис.) В феврале 1942 года
военное ведомство США передало всю документацию по Willys на "Ford",
обязав при этом строптивца Генри выпускать автомобиль с тем же самым
четырехцилиндровым двигателем Go-Devil мощностью 60 л. с. (мотор,
ведущий свою историю с 1933 года, продержался в производстве 40 лет).
После нападения на Перл-Харбор старина Генри со своими восхищениями
фашизмом порядком присмирел, но проект не поддержал. Контракт был
анонсирован его сыном Эдзелом 10 января 1942 года. Энергичная
организаторская и техническая деятельность, свойственная Форду,
позволила уже в начале 1942 года развернуть массовое производство
машин, почти не отличавшихся от МВ (у "фордов" передняя поперечина рамы
под радиатором была профильная, у "виллисов" - трубчатая, кроме того, у
"Фордов" педали сцепления и тормоза были литыми, а не штампованными, а
на головках некоторых (всех) болтов можно было различить маленькую
букву "F", отличалось также взаиморасположение задних огней и
катафотов). Напольная плита для крепления для станка пулемета у машин
Willys имела скругленные края - у Ford GPW была просто штампованым
прямоугольником.
Всего до июля 1945 года "Ford" произведел 277896 автомобилей GPW.
Форд производил джипы на шести заводах: Chester (штат Пенсильвания),
Dallas (штат Техас), Dearborn (штат Мичиган), Louisville (штат
Кентуки), Richmond (штат Калифорния). С декабря 1942 года производство
так же было налажено на заводе Edgewater (штат Нью-Джерси). С этим
связана одна интересная особенность в серийных номерах джипов Ford GPW
и их датах поставки. Поскольку на каждый завод выделялся сразу блок
серийных номеров, то например джип с большим серийным номером мог быть
сделан раньше джипа с меньшим серийным номером.
Я употребил термин "дата поставки" вместо "даты изготовления" не
случайно. На идентификационной табличке джипов штамповалась только дата
поставки автомобиля заказчику (Date of Delivery). Дата поставки условно
принимается как дата изготовления джипа, хотя фактически машины выходя
с конвейра еще проходили обкатку и после при необходимости направлялись
на доводку. Весь это процесс мог занять от нескольких часов до дней и
только по его завершению джип передовался заказчику - военному
ведомству США и на его идентификационной табличке штамповалась дата
поставки (приемки).
Источники:
The Military Jeep. Model MB-GPW. автор Lawrence Nabholtz. 1999 г. стр 37
All-American Wonder. The military jeep 1941-1945. Том I. автор Ray Cowbery. 1993 г. стр 33
Было изменено: 20:49 03/02/2009.
Было изменено: 20:51 03/02/2009.
Было изменено: 23:51 03/02/2009.
конкурс на 1, 4-тонный армейский легковой автомобиль, Министерство
обороны США пригласило том числе и "Ford Motor". Оценив сроки конкурса
и не чувствуя перспектив на крупный заказ, на "Ford" сначала от участия
отказались. Но под давлением военных фирма все таки вступила в борьбу и
к концу сентября 1940 года построила свой Ford Pygmy ("пигмей") массой
998 кг с 4-цилиндровым, частично переделанным двигателем мощностью
42-45 л. с. от колесного трактора Fordson. Коробка скоростей имела 6
пере дач вперед и 2 назад. Помимо обычного комплекта фар, в передней
части "Пигмея" имелись дополнительные затемненные фары.
Не
сориентировавшись в ситуации и зная только о прототипе Bantam Туре I,
Форд попытался разыграть свою традиционную "козырную карту" - предложил
добротный автомобиль со средними характеристиками, но с возможностью
массового выпуска и не высокой ценой. Но на этот раз Форд проиграл -
цена Bantam 40 RC составляла 1166$, у Ford GP (модифицированный Pygmy)-
950$, а у Willys МА цена оказалась еще меньше - только 750$.
Предварительные испытания трех пост роенных в рамках конкурса машин в
ноябре-декабре 1940 года показали преимущества Willys. (Хотя и Pygmy на
испытаниях показал себя очень неплохо - например, с нагрузкой
преодолевал подъем 49').
Фирма "Ford" предприняла последний решительный шаг в борьбе за заказ.
Она переработала своего "пигмея" и выпустила новую модель GP, придав ей логичный и вполне целесообразный внешний вид.
В течение 1941-го было выпущено 1500 Ford GP (обещанную цену удержать
не удалось, и машины пошли по 975$). Дополни тельно заказано еще 2150.
Все 3650 машин Ford GP были по лецд-лизу переданы союзникам - большей
частью попали в воюющую Англию и совсем немного в Россию. (Первый
контракт W-398-qm-8887 был заключен с фтрмой Форд 20 ноября 1940 года
на производство 1500 машин. Первые 400 джипов должны были быть
поставлены до 2 апреля 1941 года и остальные 1100, до 8 мая 1941 года.
Цена одной машины была определена в $975. Первый джип модели GP по
этому контракту был поставлен 8 февраля 1941 года. Всего Фордом было
изготовлено 4458 джипов модели GP 3) Однако фирма так до конца и не
смогла устранить врожденные пороки своей машины: относительно слабый
тракторный двигатель и коробка передач без синхронизаторов, что вело к
повреждениям зубьев шестерен. И хотя декабрьский номер 1940 г.
"Automotive Industry" предсказал правительственный заказ на 30000
"пигмеев", участь машины была предрешена.
Объективно Ford действительно оказался не самым лучшим по конструкции,
но почему заказчики не приняли во внимание колоссальный
производственный потенциал Дирборна? Ведь впоследствии, когда
потребовалось выпускать еще больше джипов, правительство все равно
поручило это "Ford"! Уж не припомнили "Ford" те немецкие грузовики?
Отклонив Ford GP, военное ведомство окончательно остановилось на Willys
МВ. Но ожидавшаяся потребность в "виллисах" была настолько велика, что
к их производству решили подключить еще одну фирму. Выбор снова пал на
"Ford Motor" с ее колоссальными производственными возможностями. 16
ноября 1941 года было достигнуто соглашение по выпуску легковых
вездеходов Ford GPW (General Purpose Willys). (Как я указал выше,
первый контракт Форд получил 20 ноября 1940 года и по нему
производилась модель GP. Модель GPW начала производиться только в
январе-феврале 1942 года.
Стоит остановиться подробнее на истории появления модели Ford GPW. До
конца 1941 года производство джипов осуществляли одновременно три
компании - Bantam, Willys и Ford. Каждая компания выпускала свою модель
джипа, отличавшуюся по конструкции. Такое положение вело к
необходимости паралельной закупки запчастей от каждого производителя и
как следствие - сложностям в обслуживании и ремонте. Поэтому было
решено произвести стандартизацию джипов и перейти на выпуск одной
унифицированной модели. 11 июля 1941 года всем трем фирмам было
предложено учавствовать в конкурсе на прозводство 16000 джипов.
Победителем считался тот, кто предложит меньшую цену и его же джип
брался за основу для унификации. Форд предложил цену $832, 59 за джип,
Виллис $792, 59 и самым дорогим оказался Бантам. Так Виллис выиграл
конкурс и получил право на взять свою модель Willys MA за основу
стандартизации. К слову сказать Форд выражал всяческие не удовольствия
по этой причине. И поскольку завод Виллиса не мог полностью обеспечить
необходимый обьем производства, а Форд обещал делать 300 джипов в день,
то 16 октября 1941 года с Фордом так же заключили контракт
W-398-qm-10977 на производство 15000 джипов на основе проекта Виллис.
Новая модель Форда получила индекс GPW (ГПВ). 8
Теперь о расшифровке значения GPW. На странице 34 книги All American
Wonder, том 1 приводится фотокопия инструкции 1941 года по системе
нумерации принятой в компании Форд. Согласно этому документу буква G -
означает Goverment - государственный заказ, буква P - 80" колесную базу
автомобиля и W - означает проект фирмы Виллис.) В феврале 1942 года
военное ведомство США передало всю документацию по Willys на "Ford",
обязав при этом строптивца Генри выпускать автомобиль с тем же самым
четырехцилиндровым двигателем Go-Devil мощностью 60 л. с. (мотор,
ведущий свою историю с 1933 года, продержался в производстве 40 лет).
После нападения на Перл-Харбор старина Генри со своими восхищениями
фашизмом порядком присмирел, но проект не поддержал. Контракт был
анонсирован его сыном Эдзелом 10 января 1942 года. Энергичная
организаторская и техническая деятельность, свойственная Форду,
позволила уже в начале 1942 года развернуть массовое производство
машин, почти не отличавшихся от МВ (у "фордов" передняя поперечина рамы
под радиатором была профильная, у "виллисов" - трубчатая, кроме того, у
"Фордов" педали сцепления и тормоза были литыми, а не штампованными, а
на головках некоторых (всех) болтов можно было различить маленькую
букву "F", отличалось также взаиморасположение задних огней и
катафотов). Напольная плита для крепления для станка пулемета у машин
Willys имела скругленные края - у Ford GPW была просто штампованым
прямоугольником.
Всего до июля 1945 года "Ford" произведел 277896 автомобилей GPW.
Форд производил джипы на шести заводах: Chester (штат Пенсильвания),
Dallas (штат Техас), Dearborn (штат Мичиган), Louisville (штат
Кентуки), Richmond (штат Калифорния). С декабря 1942 года производство
так же было налажено на заводе Edgewater (штат Нью-Джерси). С этим
связана одна интересная особенность в серийных номерах джипов Ford GPW
и их датах поставки. Поскольку на каждый завод выделялся сразу блок
серийных номеров, то например джип с большим серийным номером мог быть
сделан раньше джипа с меньшим серийным номером.
Я употребил термин "дата поставки" вместо "даты изготовления" не
случайно. На идентификационной табличке джипов штамповалась только дата
поставки автомобиля заказчику (Date of Delivery). Дата поставки условно
принимается как дата изготовления джипа, хотя фактически машины выходя
с конвейра еще проходили обкатку и после при необходимости направлялись
на доводку. Весь это процесс мог занять от нескольких часов до дней и
только по его завершению джип передовался заказчику - военному
ведомству США и на его идентификационной табличке штамповалась дата
поставки (приемки).
Источники:
The Military Jeep. Model MB-GPW. автор Lawrence Nabholtz. 1999 г. стр 37
All-American Wonder. The military jeep 1941-1945. Том I. автор Ray Cowbery. 1993 г. стр 33
Было изменено: 20:49 03/02/2009.
Было изменено: 20:51 03/02/2009.
Было изменено: 23:51 03/02/2009.