Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 5 февраля 2009, 13:50
Легенда о Ниве
Не претендуя на абсолютную обьективность, Вашему вниманию история Нивы
Начало было положено еще в конце 60-х годов ХХ века.
Правительственный заказ на разработку легкого полноприводного автомобиля, предназначенного для продажи населению был поручен сразу нескольким отечественным автозаводам.
УАЗики считались военной техникой купить их в личное пользование было практически невозможно. Вот эту рыночную нишу и должна была занять новая машина.
Разработки новго перспективного автомобиля велись на АЗЛК, ИЖмаше и ВАЗе.
АЗЛК, еще в 1957 году, разработал небольшой рамный джип, который согласно требованиям заказа сделали немного более комфортным, Представленная АЗЛК модель получила условное обозначение АЗЛК 2150.
НАМИ по заказу ИЖмаша разработал модель, получившую условный индекс 0162. Машина имела много оригинальных решений, но в серию, как и АЗЛК 2150, не пошла.
В свою очередь на ВАЗе, изготовилито, что сейчас всем хорошо известно)))
В начале 70-х годов решения, примененные в этом автомобиле достаточно революционными, но при этом следует отметить, что много было решений вынужденных
Основным и обязательным условием технического задания на разработку автомобиля и постановка его на конвейер было использование основных агрегатов от легковых ВАЗов, уже выпускавшихся на заводе. Разработчикам пришлось вынуждено применять ряд нестандартных решений.
К примеру, отдельно от КПП, через короткий кардан, была установлена раздаточная коробка.
Это стало причиной многих головных болей будущих владельцев Нив))
Применение схемы, аналогичной ГАЗ 69 и УАЗ 469, где раздатка была соединена с КПП
полноценным карданным валом, не позволяла короткая колесная база, в результате Нива приобрела одну из своих фамильных черт)) Гудящая раздатка.)) Многие поколения Нивовладельцев, разрабатывали множество различных способов снижения шумов, были написано множество статей и схем)) Еще одна особенность Нивы - блокируемый межосевой дифференциал расположенный в
раздатке. По тем временам - передовое решение, применявшееся на в то время Рэйндж-Роверах.
При чем это решение было применено конструкторами от бедности. Традиционная полноприводная
трансмиссия с принудительным подключением переднего моста вызывала слишком высокие нагрузки на межколесные дифференциалы и главные передачи, которые Нива унаследовала от легковых ВАЗов. Межосевой дифференциал поровну распределял крутящий момент между обоими мостами, тем самым, существенно снижая на них нагрузку. Также впервые в отечественном автомобилестроении на Ниве в качестве ШРУСов были применены шариковые шарниры типа Рцеппа-БирфильДА, лицензию на производство которых в 1975 году СССР купило у английской фирмы Харди-Спайсер. Впрочем, лицензию на ШРУСы приобрели в первую очередь для
перспективных переднеприводных моделей, разработка которых полным ходом велась в тот период на ВАЗе, АЗЛК, ЗАЗе. Также к нестандартным техническим решениям, которые были применеы на Ниве, можно отнести переднюю независимую подвеску, двухконтурную тормозную систему и, самое главное - у Нивы несущий кузов. В то время несущий кузов уже применялся на автомобилях повышенной как в СССР (ГАЗ 72, Москвич 410), так и за рубежом (Остин Чамп, Форд М151).
Но Нива стала первым в мире по-настоящему успешным автомобилем с таким типом кузова. Дизайн новой машины следует отметить особо. Разработал внешний облик автомобиля и его дизайн В. Семушкин. Ему, как ведущему дизайнеру проекта удалось создать запоминающийся и нестареющий облик. В наши дни хорошо покрашенная Нива выглядит просто классикой, но никак не ископаемым динозавром)) Салон Нивы был разработан с использованием элементов салона самой престижной на тот момент модели ВАЗа-2106. И по тем временам был весьма комфортабельным.
Первые 50 автомобилей сошли с конвейера в январе 76 года. Как тогда
было модно, выпуск первой партии приурочили к XXV съезду КПСС.
По-настоящему серийный выпуск начался 5 апреля 1977 года. И сразу принялись за раскрутку новой модели. По всей стране прошло несколько рекламных автопробегов, был снят 30-минутный рекламный фильм под названием "4х4", где новая Нива демонстрировала все, на что способна, и
даже немного больше того. Впрочем, 80 % машин уходило на экспорт, а те, что оставались в стране, распределялись по блату, хотя и народу тоже иногда доставались)) (для тех, кто не знает или уже забыл, для того, чтобы в СССР купить любую новую машину, одних денег было недостаточно, нужно было несколько лет стоять в очереди либо через нужных людей известным способом приблизить долгожданный момент). Куда интереснее обстояли дела в странах куда Нива экспортировалась. Несмотря на благосклонные отзывы о Ниве 2121, по отзывам западной прессы новая машина продавалась плохо. Слишком необычной была новая машина. Все изменилось в 1979 году. В тот год в Европе выдалась необычайно снежная зима. Несмотря на все усилия дорожников, легковые машины могли с трудом передвигаться по занесенным снегом дорогам.
Зато владельцы джипов почувствовали себя королями дорог, поглядывая свысока во всех смыслах этого слова на остальных. На фоне событий особенно ярко проявила себя Нива, легкая, юркая машина проезжала даже там, где вязли некоторые тяжелые джипы, лучшей рекламы трудно было представить. Только в Германии в этот год Нив продажи Нив выросли в четыре раза. Продажи во Франции росли не менее быстрыми темпами. В этой стране Нива стала культовым автомобилем задолго до того, как подобный статус машина обрела у нас в стране. Главную роль в этом сыграл Жан Жак Пок, официальный представитель АвтоВАЗа во Франции. Он на свои средства регулярно выставлял команду на Нивах на ралли-рейд Париж-Дакар, где в начале 80-х регулярно занимали высокие места. В то время на Нивах выступали такие звезды мирового автоспорта, как Пьер Лартиг, Джекки Икс, актер Клод Брассер.
Но с коммерциализацией ралли-рейда и появлением на
трассах сверхмощных спорт-прототипов категории Т3 у Нивы не осталось никаких шансов.
В 1989 году Жак Пок построил полноприводной спорт-прототип с двигателем от Порше и кевларовым кузовом, напоминавшим ВАЗ 2108, впрочем, это совсем другая история...). Специально для владельцев Нив во Франции, Жан Пок проводил соревнования Нивальп, нечто вроде легендарного Кемел трофи, только менее экстремальные.
Нивы регулярно участвовали в различных внедорожных соревнованиях, проводимых во Франции, где завоевали высокую репутацию и до недавнего времени пользовались устойчивым спросом. Последние несколько лет продажи значительно упали, сказывается модели, но до сих пор во Франции существует множество клубов любителей Нивы.
Не везде, куда экспортировалась Нива, дела обстояли так хорошо. Специально для рекламы
автомобиля ВАЗ 2121, "Автоэкспорт" организовал команду из лучших советских раллистов и
отправил в рекламный тур по Новой Зеландии и Австралии. В рамках этого турне наши гонщики выступали в различных внедорожных соревнованиях от ралли-кросса до авто-триала, на практически стандартных машинах, при этом они нередко умудрялись занимать призовые места и даже побеждать своих соперников, выступавших на подготовленных и более мощных машинах
В 85-86 годах наши раллисты на Нивах приняли участие в австралийском аналоге ралли-рейда Париж-Дакар - Винн сафари, где занимали первые места в своем классе и довольно высокие в абсолютном зачете. Результатом стало значительное увеличение продаж Нивы в этих странах. Кстати, интересно, что в Австралию и Новую Зеландию легковые ВАЗы не экспортировали. Трудно назвать страну, где не продавались бы Нивы, и везде, от Новой Зеландии до Канады, эти машины пользовались спросом и авторитетом. В СССР по заказу Министерства обороны на ВАЗе создали
модель 2122 - военную плавающую Ниву, но в серию машина не пошла.
В 1978 ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим
автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. В октябре
1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной
ярмарки.
Несмотря на все свои достоинства и недостатки, Нива морально устаревала...)
На ВАЗе была разработана и в 1994 году запущена в производство модернизированная
Ниву с индексом 21213, почему то названная Тайгой. Историю появлеения названия мне так и не удалось отыскать. Эта машина стала оснащаться новым двигателем объемом 1690 см3, пятиступенчатой КПП, был изменен салон, отделка его стала немного современнее, пятая дверь багажника опустилась до бампера, а также было применено несколько других усовершенствований. При этом старые болячки в виде гудящей раздатки, быстро гниющего кузова и т. д. к сожалению остались без изменений... В том же году на ОПП ВАЗа начали выпускать удлиненную на 500 мм модификацию НИВА 2129 и пятидверную версию НИВА 2131. Длинная Нива была создана как агрегатоноситель для минивена Надежда 2120, но стала самостоятельной моделью.
Различные фирмы и фирмочки начали на базе Нивы делать совершенно странные и невообразимые вещи, обвешивать машины различной пластиковой чешуей, делать кабриолеты, пикапы, броневики, бигфуты и многое другое.)))
Скоро на смену старой Ниве пришла новая модель. Индекс 2123 - носит шильдники Chevrolet-Niva. Хотя на новой Ниве подвеска, раздаточная коробка и ряд других узлов модернизированы, но они все же останутся теми, которыми их знают все слесари и владельцы старых Нив, и лучшее и худшее из нее вместе с духом НИВЫ 2121 вселилось в ее наследницу.))
И самое главное - В истории мирового автомобилестороения "Нива" является родоначальником
класса "кроссоверов", ставшего особо популярным в начале XXI века. Нива открыла новый класс автомобилей - компактный, комфортабельный
внедорожник с постоянным полным приводом и с большим количеством
новаторских (на мировом уровне) решений: независимая подвеска впереди,
закрытый цельнометаллический несущий кузов и собственно постоянный
полный привод, использовавшийся в то время только на Range Rover.
Было изменено: 15:31 05/02/2009.
Было изменено: 15:42 05/02/2009.
Было изменено: 15:53 05/02/2009.
Было изменено: 15:54 05/02/2009.
Было изменено: 15:56 05/02/2009.
Было изменено: 15:57 05/02/2009.
Было изменено: 15:59 05/02/2009.
Было изменено: 16:01 05/02/2009.
Было изменено: 16:02 05/02/2009.
Было изменено: 16:03 05/02/2009.
Было изменено: 16:05 05/02/2009.
Было изменено: 16:07 05/02/2009.
Начало было положено еще в конце 60-х годов ХХ века.
Правительственный заказ на разработку легкого полноприводного автомобиля, предназначенного для продажи населению был поручен сразу нескольким отечественным автозаводам.
УАЗики считались военной техникой купить их в личное пользование было практически невозможно. Вот эту рыночную нишу и должна была занять новая машина.
Разработки новго перспективного автомобиля велись на АЗЛК, ИЖмаше и ВАЗе.
АЗЛК, еще в 1957 году, разработал небольшой рамный джип, который согласно требованиям заказа сделали немного более комфортным, Представленная АЗЛК модель получила условное обозначение АЗЛК 2150.
НАМИ по заказу ИЖмаша разработал модель, получившую условный индекс 0162. Машина имела много оригинальных решений, но в серию, как и АЗЛК 2150, не пошла.
В свою очередь на ВАЗе, изготовилито, что сейчас всем хорошо известно)))
В начале 70-х годов решения, примененные в этом автомобиле достаточно революционными, но при этом следует отметить, что много было решений вынужденных
Основным и обязательным условием технического задания на разработку автомобиля и постановка его на конвейер было использование основных агрегатов от легковых ВАЗов, уже выпускавшихся на заводе. Разработчикам пришлось вынуждено применять ряд нестандартных решений.
К примеру, отдельно от КПП, через короткий кардан, была установлена раздаточная коробка.
Это стало причиной многих головных болей будущих владельцев Нив))
Применение схемы, аналогичной ГАЗ 69 и УАЗ 469, где раздатка была соединена с КПП
полноценным карданным валом, не позволяла короткая колесная база, в результате Нива приобрела одну из своих фамильных черт)) Гудящая раздатка.)) Многие поколения Нивовладельцев, разрабатывали множество различных способов снижения шумов, были написано множество статей и схем)) Еще одна особенность Нивы - блокируемый межосевой дифференциал расположенный в
раздатке. По тем временам - передовое решение, применявшееся на в то время Рэйндж-Роверах.
При чем это решение было применено конструкторами от бедности. Традиционная полноприводная
трансмиссия с принудительным подключением переднего моста вызывала слишком высокие нагрузки на межколесные дифференциалы и главные передачи, которые Нива унаследовала от легковых ВАЗов. Межосевой дифференциал поровну распределял крутящий момент между обоими мостами, тем самым, существенно снижая на них нагрузку. Также впервые в отечественном автомобилестроении на Ниве в качестве ШРУСов были применены шариковые шарниры типа Рцеппа-БирфильДА, лицензию на производство которых в 1975 году СССР купило у английской фирмы Харди-Спайсер. Впрочем, лицензию на ШРУСы приобрели в первую очередь для
перспективных переднеприводных моделей, разработка которых полным ходом велась в тот период на ВАЗе, АЗЛК, ЗАЗе. Также к нестандартным техническим решениям, которые были применеы на Ниве, можно отнести переднюю независимую подвеску, двухконтурную тормозную систему и, самое главное - у Нивы несущий кузов. В то время несущий кузов уже применялся на автомобилях повышенной как в СССР (ГАЗ 72, Москвич 410), так и за рубежом (Остин Чамп, Форд М151).
Но Нива стала первым в мире по-настоящему успешным автомобилем с таким типом кузова. Дизайн новой машины следует отметить особо. Разработал внешний облик автомобиля и его дизайн В. Семушкин. Ему, как ведущему дизайнеру проекта удалось создать запоминающийся и нестареющий облик. В наши дни хорошо покрашенная Нива выглядит просто классикой, но никак не ископаемым динозавром)) Салон Нивы был разработан с использованием элементов салона самой престижной на тот момент модели ВАЗа-2106. И по тем временам был весьма комфортабельным.
Первые 50 автомобилей сошли с конвейера в январе 76 года. Как тогда
было модно, выпуск первой партии приурочили к XXV съезду КПСС.
По-настоящему серийный выпуск начался 5 апреля 1977 года. И сразу принялись за раскрутку новой модели. По всей стране прошло несколько рекламных автопробегов, был снят 30-минутный рекламный фильм под названием "4х4", где новая Нива демонстрировала все, на что способна, и
даже немного больше того. Впрочем, 80 % машин уходило на экспорт, а те, что оставались в стране, распределялись по блату, хотя и народу тоже иногда доставались)) (для тех, кто не знает или уже забыл, для того, чтобы в СССР купить любую новую машину, одних денег было недостаточно, нужно было несколько лет стоять в очереди либо через нужных людей известным способом приблизить долгожданный момент). Куда интереснее обстояли дела в странах куда Нива экспортировалась. Несмотря на благосклонные отзывы о Ниве 2121, по отзывам западной прессы новая машина продавалась плохо. Слишком необычной была новая машина. Все изменилось в 1979 году. В тот год в Европе выдалась необычайно снежная зима. Несмотря на все усилия дорожников, легковые машины могли с трудом передвигаться по занесенным снегом дорогам.
Зато владельцы джипов почувствовали себя королями дорог, поглядывая свысока во всех смыслах этого слова на остальных. На фоне событий особенно ярко проявила себя Нива, легкая, юркая машина проезжала даже там, где вязли некоторые тяжелые джипы, лучшей рекламы трудно было представить. Только в Германии в этот год Нив продажи Нив выросли в четыре раза. Продажи во Франции росли не менее быстрыми темпами. В этой стране Нива стала культовым автомобилем задолго до того, как подобный статус машина обрела у нас в стране. Главную роль в этом сыграл Жан Жак Пок, официальный представитель АвтоВАЗа во Франции. Он на свои средства регулярно выставлял команду на Нивах на ралли-рейд Париж-Дакар, где в начале 80-х регулярно занимали высокие места. В то время на Нивах выступали такие звезды мирового автоспорта, как Пьер Лартиг, Джекки Икс, актер Клод Брассер.
Но с коммерциализацией ралли-рейда и появлением на
трассах сверхмощных спорт-прототипов категории Т3 у Нивы не осталось никаких шансов.
В 1989 году Жак Пок построил полноприводной спорт-прототип с двигателем от Порше и кевларовым кузовом, напоминавшим ВАЗ 2108, впрочем, это совсем другая история...). Специально для владельцев Нив во Франции, Жан Пок проводил соревнования Нивальп, нечто вроде легендарного Кемел трофи, только менее экстремальные.
Нивы регулярно участвовали в различных внедорожных соревнованиях, проводимых во Франции, где завоевали высокую репутацию и до недавнего времени пользовались устойчивым спросом. Последние несколько лет продажи значительно упали, сказывается модели, но до сих пор во Франции существует множество клубов любителей Нивы.
Не везде, куда экспортировалась Нива, дела обстояли так хорошо. Специально для рекламы
автомобиля ВАЗ 2121, "Автоэкспорт" организовал команду из лучших советских раллистов и
отправил в рекламный тур по Новой Зеландии и Австралии. В рамках этого турне наши гонщики выступали в различных внедорожных соревнованиях от ралли-кросса до авто-триала, на практически стандартных машинах, при этом они нередко умудрялись занимать призовые места и даже побеждать своих соперников, выступавших на подготовленных и более мощных машинах
В 85-86 годах наши раллисты на Нивах приняли участие в австралийском аналоге ралли-рейда Париж-Дакар - Винн сафари, где занимали первые места в своем классе и довольно высокие в абсолютном зачете. Результатом стало значительное увеличение продаж Нивы в этих странах. Кстати, интересно, что в Австралию и Новую Зеландию легковые ВАЗы не экспортировали. Трудно назвать страну, где не продавались бы Нивы, и везде, от Новой Зеландии до Канады, эти машины пользовались спросом и авторитетом. В СССР по заказу Министерства обороны на ВАЗе создали
модель 2122 - военную плавающую Ниву, но в серию машина не пошла.
В 1978 ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим
автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. В октябре
1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной
ярмарки.
Несмотря на все свои достоинства и недостатки, Нива морально устаревала...)
На ВАЗе была разработана и в 1994 году запущена в производство модернизированная
Ниву с индексом 21213, почему то названная Тайгой. Историю появлеения названия мне так и не удалось отыскать. Эта машина стала оснащаться новым двигателем объемом 1690 см3, пятиступенчатой КПП, был изменен салон, отделка его стала немного современнее, пятая дверь багажника опустилась до бампера, а также было применено несколько других усовершенствований. При этом старые болячки в виде гудящей раздатки, быстро гниющего кузова и т. д. к сожалению остались без изменений... В том же году на ОПП ВАЗа начали выпускать удлиненную на 500 мм модификацию НИВА 2129 и пятидверную версию НИВА 2131. Длинная Нива была создана как агрегатоноситель для минивена Надежда 2120, но стала самостоятельной моделью.
Различные фирмы и фирмочки начали на базе Нивы делать совершенно странные и невообразимые вещи, обвешивать машины различной пластиковой чешуей, делать кабриолеты, пикапы, броневики, бигфуты и многое другое.)))
Скоро на смену старой Ниве пришла новая модель. Индекс 2123 - носит шильдники Chevrolet-Niva. Хотя на новой Ниве подвеска, раздаточная коробка и ряд других узлов модернизированы, но они все же останутся теми, которыми их знают все слесари и владельцы старых Нив, и лучшее и худшее из нее вместе с духом НИВЫ 2121 вселилось в ее наследницу.))
И самое главное - В истории мирового автомобилестороения "Нива" является родоначальником
класса "кроссоверов", ставшего особо популярным в начале XXI века. Нива открыла новый класс автомобилей - компактный, комфортабельный
внедорожник с постоянным полным приводом и с большим количеством
новаторских (на мировом уровне) решений: независимая подвеска впереди,
закрытый цельнометаллический несущий кузов и собственно постоянный
полный привод, использовавшийся в то время только на Range Rover.
Было изменено: 15:31 05/02/2009.
Было изменено: 15:42 05/02/2009.
Было изменено: 15:53 05/02/2009.
Было изменено: 15:54 05/02/2009.
Было изменено: 15:56 05/02/2009.
Было изменено: 15:57 05/02/2009.
Было изменено: 15:59 05/02/2009.
Было изменено: 16:01 05/02/2009.
Было изменено: 16:02 05/02/2009.
Было изменено: 16:03 05/02/2009.
Было изменено: 16:05 05/02/2009.
Было изменено: 16:07 05/02/2009.