Искусство написания книг
Хорошая книга - или статья - более всего напоминает мне совершенное человеческое тело. В ней есть:
- позвоночник;
- стержневая логика книги, крепкий скелет;
- система основных тезисов, мощные мышцы;
- красивые и яркие иллюстрации, и чистая, упругая кожа; свободный, струящийся, легко ложащийся на дыхание стиль текста.
Тот, кто умеет писать книги, знает, что это некоторое ремесло, искусство, которому он когда-то учился сам и которому можно научить других. Хотите писать качественные тексты? Делать это уверенно, профессионально, зная "кухню" мастерства и превращая технологии в искусство? Тогда действуйте по алгоритму:
1. Определение задачи написания статьи или книги.
2. Собирание и подготовка материала для статей и книги.
3. Выстраивание логики глав и текста.
4. Характеристики смысловых узлов текста: весомость, узнаваемость, привлекательность, гармоничность конструкции, энергетичность.
5. Поиск стиля.
6. Как сделать текст живым и энергичным: ключи динамики
7. Укрепление текста: проверка на логику, на убедительность, на яркость, на контакт с читателем, на результат.
8. Иллюстративное насыщение и косметическая обработка текста: указательные знаки-инструкции и наложение текста на дыхание.
Зачем?
До чтения пойми задачу: зачем ты читаешь? Что должно быть в результате? Где и как ты собираешься эти результаты использовать? Как ты поймешь, что результат достигнут? Можно ли этот результат достигнуть короче?
Хорошая книга - опасность, потому что она заставляет читать ее всю, а не только то, что тебе нужно. Обеспечь, чтобы:
- не читать не нужное,
- быстро просматривать в поиске,
- глубоко исследовать главное,
- положить в нужное будущее.
Как же, не читая текст подробно, пропускать ненужное? Не читая текст сплошняком, находи в абзацах знаковые обороты: "С другой стороны", "Напротив", "К тому же". Будет ли что-нибудь новое в абзаце, который начинается с "к тому же"? - Нет. Если после тезиса идет цитата: будет ли в ней что-то новое? - Нет. И если тезис тебе уже понятен, подробности не нужны, то следующий текст можно безболезненно пропустить.
Чем больше экономим времени на "не чтении ненужного", тем больше оставляем возможности углубленного понимания главного.
Три основные цели чтения
Презентация
"Могу об этом уверенно говорить, как будто понимаю". Формальные ярлычки (Имена, года, города, ключевые термины и формулировки) - запиши, проговори разным людям три раза.
Рабочее понимание
Понимание главной мысли. Навскидку прочитав, нарисуй идею (содержание) как она изложена: пункт за пунктом.
Рисунок, интеллектуальная карта может в зависимости от характера текста и ваших личных предпочтений иметь вид Схематичной картинки, Таблицы классификатора, Граф-структуры.
Глубокое понимание
Выделение смысловых единиц (основных деталей, кирпичиков текста). Понимание главной мысли, ее оснований, ее границ и ее возможностей. Авторская позиция, намерение.
1. Рабочее понимание: рисунок, интеллектуальная карта.
2. Предположи, что текст логичен, и поставь задачу реконструировать логику автора.
3. В каждом предложении шаг за шагом выдели смысловые кирпичики (тема-рема) и разложи их в Интеллектуальной карте.
4. Восстанови связь между смысловыми кирпичиками там, где она отсутствует, дорисовывая Интеллектуальную карту.
5. Найди максимально емкую и компактную форму Интеллектуальный карты.
В лучших интеллектуальных картах количество основных деталей 7 + - 2.
Итого: текст в основном понят. При этом не ставится вопрос об истинности написанного: понятным текст не обязательно истинен, соответствующий действительности (истинный) не обязательно понятен.
Модели связности текста
Каждая деталь хорошего текста должна крепиться к другой. Варианты связки:
1. Пучок: к одной Теме крепится несколько Рем.
2. Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.
3. Укрупнение: связка Тема-Рема становится Темой для новой Ремы.
Модель типового смыслового куска
Тезис (иллюстрации) - обоснование (факты, рассуждения, иллюстрации) - вывод (цель).
Тезис - непосредственный мотор текста (абзаца). Вывод - куда с этим мотором ехать. Иллюстрация дает видение, яркость. Обоснование дает внутреннюю силу. Часто путают иллюстрацию и обоснование.
Тезис - внятный?
Иллюстрация (одна-две) - яркие, привлекательные, запоминающиеся?
Обоснование - насколько легко придраться?
Вывод - кому выгодно? На кого работает?
Неконструктивный спор: стреляют по тезисам, иллюстрациям, обоснованиям, выводам. Конструктивнее - пристроиться и перенаправить.
Конструктивная критика текста и построение Конфигуратора
1. Пройдись еще раз по тексту, критически анализируя каждую значимую деталь.
Каждое предложение: почему следует за этим? Что в нем торчит, есть ли в нем ОСОБЕННЫЕ. значимые детали? (Но, вряд ли, ведь... интонации, эмоциональные ударения) Чему противопоставляются эти детали, с чем он спорит и на чем настаивает? Главные вопросы к тезисАм:
Что сказано? Это, а не то? В чем антитезис?
Так ли это? Почему так? (на чем это стоит, откуда это известно?)
Обоснование: факты и рассуждения. Иногда обоснованием может быть и Вывод.
Адресность - кому? Зачем это и - так? (куда это ведет?), Вывод. Здесь же - личное отношение автора и его возможные мотивы.
В связи с чем это говорится, (в каком контексте), Обстоятельства (когда-то, кто-то, где-то).
2. Соотнеси с возможной другой логикой (своей, дружественной или враждебной), построй Конфигуратор.
3. Определи место данного текста: в чем его правота и сила, в чем - слабость и ограниченность. Сделай вывод: какой смысл, пафос текста, ради чего он был написан, куда направлена его энергетика? Прими решение: где и каким образом его можно (с каким результатом) использовать.
Конструирование собственных текстов
1. Набирайте материал (идеи и иллюстрации) в мешок.
2. Мешок регулярно просматривайте, разбирайте, наводите порядок.
3. Прописывайте куски, соединяйте куски.
4. Продумайте и пропишите общую структуру и логику.
5. Челночное движение: от логики к материалу, от материала к логике.
6. Найдите стиль, в стиле перепишите основные части.
7. Логика и связность: пройдитесь по тексту СЛАТом.
8. Косметика: сделайте текст ярким и ложащимся на дыхание.
Укрепление и оживление Текста
Глубоко анализируя или делая текст свой, удобно уподоблять его образу ТЕЛА.
Любой текст, хорошо построенный текст, для меня исключительно уподобляется человеческому телу: я вижу в нем скелет, мышцы и всякую поверхность: кожный покров.
Скелет, становой хребет - тезисы.
Мышцы - иллюстрации, красивые и мощные. Мясо текста.
Кожа - косметика текста.
Хороший текст должен идти как песня, струиться, звучать так, чтобы эти звучания были благостны для твоего слуха и души. И ложились, я не знаю... на уши собеседника,
Почва - обоснования
Направленность, энергия - вывод.
Детали (смысловые узлы, кости скелета):
Весомость: Каждая деталь должна иметь вес: содержание, суть, сенсорное наполнение. Ее можно увидеть, услышать, ощутить или четко понять ее функцию.
Узнаваемость: Каждая деталь должна иметь свое лицо, чтобы ее всегда узнавали и не путали с другими.
Привлекательность: Каждая деталь должна радовать глаз, слух или вкус.
Гармоничность конструкции: Конструкция (скелет) должна быть (зрительно) обозреваема, красива, симметрична. Скомпонована. Основных деталей - 7 плюс минус 2.
Энергетичность: Конструкция должна работать: что-то обосновывать или к чему-то толкать.
Мышцы (иллюстрации): Мясо текста. Иллюстрации дают силу костям (тезисам). Конкретнее: Иллюстрации держат внимание, отвлекают от слабых мест, создают ощущение силы.
Осторожность: когда их избыток и иллюстрации начинают заслонять логику, они из мышц текста превращаются в его жир.
Кожа и Рисунок косметики: Указательные знаки, что вести себя при чтении и что делать с текстом. Делают его вкусным, проглатываемым (ложится на слух), на дыхание.
Развитие мышления
Используйте внешние опоры: схемы и рисунки. Анализируйте тексты, ищите и восстанавливайте логику. Пишите тексты свои, выстраивая их логику.
Полезные привычки цивилизованного мышления
Плюс- минус- интересно (Согласие, несогласие, несущественно)
Последствия? Результаты? Что мы получим, к чему приведет эта логика?
Смотри шире: Рассмотрим все факторы. Ничего не упустил?
Альтернативы: Что не очевидно? Какие есть еще варианты? Варианты - действовать. Варианты - объяснить.
Зачем? К чему? Какая ему от этого выгода?
Мнения других людей. Исследовать обе стороны вопроса.
Мышление без правил живет по правилам таким:
1. Произвольный дрейф от Идеи к Идее
Вариант 1. Имитация логики.
Вариант 2. Все логично, но скрывается то, что логично может быть и по-другому, что логик здесь может быть много.
"Уже темнеет, и поэтому нам пора идти". Или: "Уже темнеет, и поэтому нам идти никуда нельзя".
Фирма, производящая обувь, решила освоить африканский рынок и послала туда двух менеджеров. Скоро оттуда приходят две телеграммы. Первая: "Продавать обувь некому, в обуви здесь никто не ходит". Вторая: "Потрясающие возможности для продажи, здесь все пока ходят босяком!"
2. Предубеждение: Сначала Решить, а Потом Думать
Человек занимает определенную позицию (предубеждение, мнение из вторых рук, скоропалительное суждение, прихоть и т. д.) и потом использует мышление только для того, чтобы защитить ее.
Утренняя зарядка мне не подходит, потому что я сова.
3. Намеренное непонимание: Доводить Вещи до Крайности
Общепринятый метод доказательства состоит в том, чтобы довести вещи до крайности и таким образом показать, что идея невозможна или негодна. Это больше, чем склонность использовать существующие предубеждения. Это создание мгновенных предубеждений.
Ну, вы еще скажите, что...
4. Рассмотреть Только Часть Ситуации
Самый частый изъян в мышлении и самый опасный. Рассматривается лишь часть ситуации и заключение безупречно и логично основывается на этой части. Опасность здесь двойная. Во-первых, вы не можете опровергнуть вывод, найдя логическую ошибку, поскольку такой ошибки нет. Во-вторых, человека трудно заставить рассмотреть остальные аспекты ситуации, потому что ему уже все ясно и к выводу он уже пришел.
На нашей игре ПЛ спаслись только эгоисты, а все порядочные люди погибли. Значит, порядочные люди это те, кто на ПЛ решают погибнуть ради других.
Логический Анализ Текста(компиляция А. Э. Мильчина по мотивам Н. И. Козлова)
Теория из книги А. Э. Мильчина:
Мыслительные приемы глубокого понимания текста:
- Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
- Включение содержания текста в собственную систему знаний;
- Соотнесение частей текста по содержанию;
- Использование наглядных образов и представлений;
- Перевод содержания текста на "свой" язык;
- Антиципация;
- Постановка предварительных вопросов.
Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):
1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)
Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
Построить общую модель читателя
Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
Определить самые важные особенности произведения и автора
2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель оценка текста с главных, принципиальных сторон
ОЧ параграфа: - Ознакомиться с содержанием в общих чертах
- Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
- Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
- Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
Углубленное познание содержания и формы СФЕ свертывание до мысли (тема/рема)
Анализ и оценка каждой составной части СФЕ:
- углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
- конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
- конкретизация требований к качеству фразы
Прогноз понимания читателем и воздействие на него
Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
- оценка фразы прогноз/то, что есть
- поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
Окончательная оценка фразы
Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т. д. до всего произведения
3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель помочь автору в исправлении
РЧ + поиск средств устранения расхождений
Проверка точности изменений и воздействия на читателя
Согласование с автором
Качества текста:
Качества содержания
- диалектическое (идеологическое в ор.)
-"каждая статья"- руководство к действию
- тема рассмотрена конкретно и в полном объеме
- широкая постановка вопроса, во всех связях и опосредствованиях, в соотношении с современностью.
Рассмотрение вопроса в развитии
Политическое
Фактологическое
Специально-предметное
Функциональное
Главное/второстепенное
Аргументы/выводы
Факты/рассуждения
Теория/примеры
Старое/новое/переработка
Качества формы
Композиционное
Рубрикационное
Логическое
Языково-стилистическое
Графическое
Переработка - Задача:
- Собрать в однопроходный алгоритм
- Использовать приемы глубокого понимания текста
- Интегрировать с алгоритмом Хромова-Андреева
- Адаптировать к устному тексту и быстрочтению
Структурная Схема чтения текста
1. Библиография Название Автор Источник Год Данные с первой страницы
Содержание книги
2. Циклическая последовательность (прочитано)
Название главы Предложение Абзац Глава
3. Книга (прочитано)
Этапы чтения текста
Образ Описание Что Открываем книгу.
Есть намек на будущую информацию название, автор, ход рассуждения. Но пока впереди потемки, туман, слабенькие очертания.
Т. е. - начало чтения любого СФЕ.
Название книги, автор, содержание... Заголовок параграфа/главы...
Вгрызаемся в текст, разбираем его на кирпичики и складываем на место, помечая существенные и занимательные.
Кристаллизация внутренней структуры СФЕ, наброски интеллект-карты
Предложение. Абзац. Глава.
Сжимаем текст в точку, выжимая результат и огрехи. Релиз карты.
После завершения чтения любого СФЕ.
После:
предложения
абзаца
главы
книги
Интегральный Алгоритм чтения текста: Этап Шаги Примечание ПВ Подъем
Свертка Проверка Причина/цель СОП Развертка Результат СОП Результат
Расшифровка шагов алгоритма
Образ Описание Где
Предварительные Вопросы (антиципация + ориентация на результат)
По содержанию:
что здесь будет написано
что мне из этого предполагаемого может быть полезным
чем может отличаться от общепринятой/моей точки зрения
предполагаемая причина/цель написания именно этого текста автором
предполагаемая стоимость содержания
на кого рассчитана книга образ читателя
конкретные вопросы по теме...
По форме: в каком виде/последовательности автор даст материал
какими средствами будет пользоваться
как бы сделал это я
что я смогу взять в копилку...
После краткого ознакомления с материалом
Подъем (своих данных по теме):
факты/позиция
теория
доказательство
примеры/иллюстрация
слабые места
гипотезы
готовые вопросы
насколько легко дискутирую по теме
После краткого ознакомления с материалом
Свертка (тема/рема, тезис по Поварнину):
что говорится о чем говорится
ясность в терминах
метамодельные нарушения (количество и модальность)
По форме:
как говорится
красное словцо?
Предложение,
Небольшой связный абзац...
Проверка:
Фактов:
согласованность с моими фактами/знаниями
согласованность с предыдущими фактами по тексту
отсылки: проверка источников?
точность и контекст цитат
Рассуждений:
отступление от тезиса / подмена понятия
связь доводов в доказательстве
соответствие теме
восстановление опущенных звеньев
системный взгляд (автор читатель оппонент время космос )
противоречия/альтернативы
Предложение, абзац, глава...
Причина/цель высказывания:
почему автор сказал так
зачем он это сказал
Формы:
что автор сказал, а что хотел сказать
эмоции
зачем выбрал такой способ
Предложение, абзац, глава...
Смысловой опорный пункт (СОП):
своими словами легко и непринужденно
вынести на карту (объект-субъект-связь-порядок)
пересказ на время (5с-1мин-3мин-5мин...)
Абзац, глава, книга...
Развертка( для СОП):
соответствие логике текста
соответствие заявленной теме
определить место и связь с соседними СОП, отметить на карте
при необходимости вынести на карту метаСОП
определить тип построения текста
Абзац, глава, книга...
Результат:
вывод автора
что получил автор, читатель, я. И что это изменило.
сверить ответы с Предварительными Вопросами
задать новые ПВ
В копилку:
старое/новое: факты, рассуждения, иллюстрации
литературный образец
что вставлю в жизнь. Когда.
... дерзкая попытка освоить самостоятельно - чот как то не очень удается...
Лаборатория смыслов
Тут приводятся тренировочные тексты, используемые на занятиях, и варианты смысловых картинок, сделанных участниками.
Работа с научной литературой Одним из первых условий чтения научной литературы служит умение отыскать ее. Работая в библиотеках, читатели обычно обращаются за справками и консультациями к библиотечным работникам или ищут ориентирующие сведения в библиотечных каталогах.
Термин "каталог" означает: список книг, составленных в определенном порядке. Различают два вида каталогов: читательские, или справочно-рекомендательные, и служебные, в которых содержатся полностью сведения о всех книгах, находящихся в фондах данной библиотеки, а также рукописях, газетах и т. п., включая устаревшие и редко спрашиваемые читателями издания. По группировке материалов библиотечные читательские каталоги делятся на алфавитные, систематические, предметные и др. Алфавитный каталог содержит описание книг, расположенных в порядке алфавита фамилий авторов или названий книг, если авторы не обозначены. Систематический каталог содержит библиографическое описание книг по отраслям знаний в соответствии с их содержанием.
Аутогенная тренировка Как новый психотерапевтический метод, аутогенная тренировка была предложена в 1932 году немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. Он сравнивал самоотчеты и физиологические изменения у участников экспериментального гипноза, а также у лиц, занимающихся по системе йогов. Те и другие в начале погружения в гипнотический сон или в состояние концентрации внимания неизменно отмечали у себя возникновение чувства тяжести, связанное с расслаблением мышц, и чувство тепла, наступавшее вследствие расширения кровеносных сосудов. Шульц предположил, что целенаправленное вызывание этих ощущений может привести к начальным стадиям гипноза. Для этого он разработал специальный комплекс упражнений, направленный на тренировки расслабления скелетной мускулатуры и гладких мышц сосудов и внутренних органов. Свой метод Шульц назвал аутогенной тренировкой.
Методика Эмиля Куэ В 20-е годы широкой популярностью пользовалась система французского целителя - аптекаря Эмиля Куэ, которую он сам назвал "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он предлагал своим пациентам ежедневно заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья. Э. Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью "Я достигну!", обязательно достигнет. Поэтому своим методом он лечил людей независимо от заболевания, за что и подвергался справедливой критике. Вместе с тем обучение больного тренировочным приемам самовнушения для активного участия в процессе выздоровления и в наши дни определяет высокую психотерапевтическую ценность этого метода.
Продать рыбу или удочку для ловли рыбы?
Часто противопоставляют тренинги навыковые** и личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного роста - тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а универсальные, работающие в широком диапазоне.
Навык писать карандашом палочки слева направо - навык. Водить машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать даме руку - это конкретные социальные навыки. Но навык "включать голову" и принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и дисциплины - это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что вырабатывается в формате стандартной наработки навыков Предположим, я продавец в элитном магазине, продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю: мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую. Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, отдрессировали поведению на публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах - я продвинулся. Только: был ли это личностный рост либо приобретение конкретных навыков?
Раскладка товаров, скорее всего, поможет только в раскладке товаров: это конкретный навык. Хотя если меня обучали смотреть на произведение рук своих с точки зрения другого человека, учили мыслить системно, просчитывая реакции человека с начала входа в магазин до его выхода - это уже моменты личностного роста, поскольку эти умения помогут мне не только в магазине, а уже в широком круге ситуаций.
Обучение конкретным фразам для предотвращения типовых конфликтов - конкретно-навыковое обучение, социально-психологический тренинг. Обучение же эмоциональной саморегуляции, навыку перехвата инициативы и умению позитивного перевода, умение понимать позитивные намерения людей и конструктивно на них реагировать - это уже обучение навыкам, дающим универсальные результаты, это уже тренинг личностного роста.
_____
**
Навык - доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык. в собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. (БСЭ).
КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕННОСТИ Представьте себе, что человек говорит вам, что СВОБОДА для него важная ценность. Но задайтесь вопросом "Какая это ценность?" Его личная? Или может быть это ценность того круга людей, в котором он живет? Ведь в современной европейской культуре "свобода" и "независимость" стали общественно одобряемыми ценностями.
А может быть "свобода" и "независимость" это ценности, которые он "получил в наследство" от своих родителей. Для папы это было ценностью, и он своим воспитанием привил эту ценность сыну.
А может быть он в течение своей жизни, на собственном жизненном опыте понял, что несвободного мужчину не будут уважать мужчины и любить женщины. И тогда свобода и независимость стали для него важными ценностями.
Если человек ценность "свободы" впитал из культуры, то это значит, что на самом деле для него ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КУЛЬТУРЕ является гораздо более важной ценностью, чем свобода. И если бы в культуре ценностью было бы "подчинение закону", то для него ценностью стало бы "подчинение", а вовсе не свобода. А значит, на самом деле этим человеком движет вовсе не свобода, а стремление принадлежать к СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ.
У американцев СВОБОДА - это ценность всей американской культуры. У немцев национальной ценностью является пунктуальность и точность. А в России, пунктуальность и точность вообще не являются ценностями. Вас наоборот будут считать занудой, если вы будете слишком пунктуальны. Зато в России ценностью является ЩЕДРОСТЬ. Попробуй не угости гостя от души, и тебя все будут считать жмотом.
И если я разделяю ценности своей культуры, то под всеми этими ценностями - свободой, пунктуальностью или щедростью, всегда лежит гораздо более глубинная ценность - принадлежность к культуре. Если принадлежность к социальной группе является для меня главной ценностью, то я могу принять от этой группы любую ценность - хоть "не убий", хоть "око за око", хоть либерализм, хоть коммунизм. В зависимости от того, какие ценности господствуют в культуре.
Имидж
Как вы думаете, по какой причине человек вообще задумывается об имидже? Какая цель существует у человека, заботящегося об изменении своего облика Верно, скорее всего он ищет положительной оценки окружающих и, как следствие, психологического комфорта, успеха в личной жизни, в деловом общении и своем деле. И создание имиджа это одно из средств. Хотя, конечно, далеко не единственное и не главное, но все-таки имеющее значение. При этом личное обаяние возможно во всех стилях и образах, и лучше, если вы умеете быть гибким и разным, тогда любому человеку, с которым вы общаетесь, вы сможете показать себя таким, каким он вас ожидает увидеть. И, что очень важно, в любой ситуации обаятельно выглядит прежде всего естественность, не напряженность, внутренняя свобода. При этом, конечно, если только вы не гениальный актер, далеко не всякий образ будет на вас "смотреться". Если вы играете образ, в котором сами чувствуете себя неловко, неорганично, если вы переигрываете или "надеваете" на себя что-то совершенно неблизкое, ваш "зритель" неизбежно почувствует фальшь и наигранность вашего облика. Поэтому надо учитывать некоторую реальность: в человеке существует часть личности, которую можно изменить, и часть личности, которую изменить нельзя, даже если вы (пофантазируем) полностью изменяете свою внешность.
Истоки отчуждения людей: тогда и теперь
Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов", однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтные ситуации отступают на задний план перед другой, куда более пугающей проблемой современности. Конфликты - это неудача общения; они происходят от того, что человек не хочет принимать людей такими, какие они есть. Еще страшнее противоположная крайность - заведомый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубокого искреннего общения - заученный ритуал вежливости, и то - в лучшем случае Человек всем своим видом и поведением как бы предупреждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполняющий свои социальные функции. Меня не интересует, чем ты живешь на самом деле! И ты тоже не переступай порога моего внутреннего мира". Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужденность современного человека, что в развитых "постиндустриальных" странах особенно подает повод для серьезной озабоченности врачам-психиатрам.
Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, разрушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, почему ложь хуже правды. Ведь когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, напротив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя потерять то, чего нет...
Деловое лицо
В ситуации делового взаимодействия у вас должно быть соответствующее деловое лицо. Мы рекомендуем две эффективные модели: лицо Бизнесмена и лицо Менеджера. Объединяет их достоинство, понимание целей общения и чувство собеседника, как минимум - вежливая теплота. Что отличает? Лицо бизнесмена отражает инициативу, энергичную готовность идти вперед и двигать свои проекты. К собеседнику отношение чаще сверху или на равных. Голова держится, как правило, без наклона, вполне прямо. Менеджер, даже самый энергичный, чаще отвечает собеседнику, обслуживает его запросы, реагирует на его инициативы, отчего голова менеджера, как у хорошего слушателя, слегка наклонена вбок.
В этом его лицо близко лицу хорошего секретаря и внимательного официанта - понаблюдайте особенно обратите внимание на вежливую теплоту к собеседнику, ибо, если вежливую теплоту вычесть из этих моделей, мы получим совсем другие (хотя тоже прекрасно знакомые - до боли знакомые!) лица. Какие?
Лицо Бизнесмена без вежливой теплоты превращается в лицо Бандита.
Лицо Менеджера без вежливой теплоты становится непроницаемым лицом Вахтера, который все слышит, но вас не видит.
Похожие лица у охранников. К сожалению, у чиновников тоже. Самое печальное, когда такими оказываются лица у учителей.
Попросите ваших знакомых дать вам обратную связь на типичные выражения вашего лица и, если лицо Бизнесмена для вас не очень характерно, можете добавить к нему вежливую теплоту.
Паразит и Деятель: ваш выбор?
Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый - свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй - ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами - главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.
Этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно.
Так определился в своем выборе Деятель.
А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.
Так родился Паразит.
Этот выбор совершает каждый ребенок, совершает его внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нем, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днем учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.
Как делать текст свой
Конспект фрагмента семинара "Структурно-логический анализ текста", сделанный одним из слушателей
Процесс делания текста исключительно напоминает произведение эксклюзивных человеческих особей промышленным способом.
Этап первый. Сбор материала.
Какой бы по содержанию, размеру и направленности текст вы не собирались произвести на свет, для начала нужно найти материал. Что он должен из себя представлять? Мысли свои, мысли чужие, обрывки фраз, статьи на тему, куски книг и журналов все выраженное в буквах и расположенное в одном файле.
Когда загорается красная лампочка материала достаточно.
Переходим ко Второму подготовительному этапу.
Вытряхиваем все накопившееся из мешка и разбрасываем по кучкам. На практике должны получиться некоторые куски будущего творения, а лишний отбракованный повторяющийся и явно непотребный материал должен занять свое законное место в корзине.
Далее сплошная магия. Побудим немного Богами слепим человеческое тело.
Все по науке. Скелет, связки, мышцы, кожа, косметика (костюм кому как ближе). Если тело получится красивым, стройным, гармоничным, то в нем неизбежно поселится душа.
Скелет, кости, позвоночник структура текста.
Выбираем основные и вторичные тезисы, определяем приоритетность, раскладываем по группам, представляем что, за чем, для чего и как идет.
Критерии:
Весомость: Каждая деталь должна иметь вес: содержание, суть, сенсорное наполнение. Ее можно увидеть, услышать, ощутить или четко понять ее функцию.
Узнаваемость: Каждая деталь должна иметь свое лицо, чтобы ее всегда узнавали и не путали с другими.
Привлекательность: Каждая деталь должна радовать глаз, слух или вкус.
Гармоничность конструкции: Конструкция (скелет) должна быть (зрительно) обозреваема, красива, симметрична. Скомпонована. Основных деталей семь, плюс минус две.
Сухожилия логические, смысловые, причинно-следственные связи.
Как скрепить кости между собой? Нужны связки.
Используем майнд меп (интеллектуальная схема). Каждый тезис занимает свое место, простаиваем связи, соединяем стрелками в задуманной последовательности. Корректируем компоновку.
Мышцы (иллюстрации): Мясо текста.
Зрительные аргументы, картинки, иллюстрации.
Дают силу костям. Конкретнее:
Держат внимание. Отвлекают от слабых мест, создают ощущение сил, не должны заслонять логику (это жир, а не мышцы).
Кожа.
Внешняя оболочка текста. Текст почти готов. Причитайте его еще раз. Подберите единый стиль изложения. Расставьте указательные знаки, разъясните читателю, как вести себя при чтении и что делать с текстом.
Косметика, костюм:
Окончательная доводка текста. Все любят естественность, но охотнее верят, когда она грамотно подретуширована. Сделайте текст вкусным, и его с удовольствием проглотят.
Прочитайте текст вслух. Насколько благозвучны слова и фразы? Как написанное ложиться на дыхание при прочтении?
Да, тяжело быть Богом приходится много трудиться. Но, как говорится, назвался клизмой, полезай... Осталось совсем чуть-чуть.
Почва обоснования.
Тело сильное и красивое не должно висеть в воздухе. Поставьте человека на землю, дайте ему точку опоры обоснования и он перевернет мир.
Направленность, энергия вывод.
Для чего живет человек? Для чего написан ваш текст? Вывод это искра, которая подожжет порох, освободит энергию и даст направление снаряду-идее.
Глядишь, ожил человек, душа в нем поселилась. И пошел он по миру странствовать, жечь сердца людей глаголом.
Было изменено: 10:25 11/02/2009.
- позвоночник;
- стержневая логика книги, крепкий скелет;
- система основных тезисов, мощные мышцы;
- красивые и яркие иллюстрации, и чистая, упругая кожа; свободный, струящийся, легко ложащийся на дыхание стиль текста.
Тот, кто умеет писать книги, знает, что это некоторое ремесло, искусство, которому он когда-то учился сам и которому можно научить других. Хотите писать качественные тексты? Делать это уверенно, профессионально, зная "кухню" мастерства и превращая технологии в искусство? Тогда действуйте по алгоритму:
1. Определение задачи написания статьи или книги.
2. Собирание и подготовка материала для статей и книги.
3. Выстраивание логики глав и текста.
4. Характеристики смысловых узлов текста: весомость, узнаваемость, привлекательность, гармоничность конструкции, энергетичность.
5. Поиск стиля.
6. Как сделать текст живым и энергичным: ключи динамики
7. Укрепление текста: проверка на логику, на убедительность, на яркость, на контакт с читателем, на результат.
8. Иллюстративное насыщение и косметическая обработка текста: указательные знаки-инструкции и наложение текста на дыхание.
Зачем?
До чтения пойми задачу: зачем ты читаешь? Что должно быть в результате? Где и как ты собираешься эти результаты использовать? Как ты поймешь, что результат достигнут? Можно ли этот результат достигнуть короче?
Хорошая книга - опасность, потому что она заставляет читать ее всю, а не только то, что тебе нужно. Обеспечь, чтобы:
- не читать не нужное,
- быстро просматривать в поиске,
- глубоко исследовать главное,
- положить в нужное будущее.
Как же, не читая текст подробно, пропускать ненужное? Не читая текст сплошняком, находи в абзацах знаковые обороты: "С другой стороны", "Напротив", "К тому же". Будет ли что-нибудь новое в абзаце, который начинается с "к тому же"? - Нет. Если после тезиса идет цитата: будет ли в ней что-то новое? - Нет. И если тезис тебе уже понятен, подробности не нужны, то следующий текст можно безболезненно пропустить.
Чем больше экономим времени на "не чтении ненужного", тем больше оставляем возможности углубленного понимания главного.
Три основные цели чтения
Презентация
"Могу об этом уверенно говорить, как будто понимаю". Формальные ярлычки (Имена, года, города, ключевые термины и формулировки) - запиши, проговори разным людям три раза.
Рабочее понимание
Понимание главной мысли. Навскидку прочитав, нарисуй идею (содержание) как она изложена: пункт за пунктом.
Рисунок, интеллектуальная карта может в зависимости от характера текста и ваших личных предпочтений иметь вид Схематичной картинки, Таблицы классификатора, Граф-структуры.
Глубокое понимание
Выделение смысловых единиц (основных деталей, кирпичиков текста). Понимание главной мысли, ее оснований, ее границ и ее возможностей. Авторская позиция, намерение.
1. Рабочее понимание: рисунок, интеллектуальная карта.
2. Предположи, что текст логичен, и поставь задачу реконструировать логику автора.
3. В каждом предложении шаг за шагом выдели смысловые кирпичики (тема-рема) и разложи их в Интеллектуальной карте.
4. Восстанови связь между смысловыми кирпичиками там, где она отсутствует, дорисовывая Интеллектуальную карту.
5. Найди максимально емкую и компактную форму Интеллектуальный карты.
В лучших интеллектуальных картах количество основных деталей 7 + - 2.
Итого: текст в основном понят. При этом не ставится вопрос об истинности написанного: понятным текст не обязательно истинен, соответствующий действительности (истинный) не обязательно понятен.
Модели связности текста
Каждая деталь хорошего текста должна крепиться к другой. Варианты связки:
1. Пучок: к одной Теме крепится несколько Рем.
2. Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.
3. Укрупнение: связка Тема-Рема становится Темой для новой Ремы.
Модель типового смыслового куска
Тезис (иллюстрации) - обоснование (факты, рассуждения, иллюстрации) - вывод (цель).
Тезис - непосредственный мотор текста (абзаца). Вывод - куда с этим мотором ехать. Иллюстрация дает видение, яркость. Обоснование дает внутреннюю силу. Часто путают иллюстрацию и обоснование.
Тезис - внятный?
Иллюстрация (одна-две) - яркие, привлекательные, запоминающиеся?
Обоснование - насколько легко придраться?
Вывод - кому выгодно? На кого работает?
Неконструктивный спор: стреляют по тезисам, иллюстрациям, обоснованиям, выводам. Конструктивнее - пристроиться и перенаправить.
Конструктивная критика текста и построение Конфигуратора
1. Пройдись еще раз по тексту, критически анализируя каждую значимую деталь.
Каждое предложение: почему следует за этим? Что в нем торчит, есть ли в нем ОСОБЕННЫЕ. значимые детали? (Но, вряд ли, ведь... интонации, эмоциональные ударения) Чему противопоставляются эти детали, с чем он спорит и на чем настаивает? Главные вопросы к тезисАм:
Что сказано? Это, а не то? В чем антитезис?
Так ли это? Почему так? (на чем это стоит, откуда это известно?)
Обоснование: факты и рассуждения. Иногда обоснованием может быть и Вывод.
Адресность - кому? Зачем это и - так? (куда это ведет?), Вывод. Здесь же - личное отношение автора и его возможные мотивы.
В связи с чем это говорится, (в каком контексте), Обстоятельства (когда-то, кто-то, где-то).
2. Соотнеси с возможной другой логикой (своей, дружественной или враждебной), построй Конфигуратор.
3. Определи место данного текста: в чем его правота и сила, в чем - слабость и ограниченность. Сделай вывод: какой смысл, пафос текста, ради чего он был написан, куда направлена его энергетика? Прими решение: где и каким образом его можно (с каким результатом) использовать.
Конструирование собственных текстов
1. Набирайте материал (идеи и иллюстрации) в мешок.
2. Мешок регулярно просматривайте, разбирайте, наводите порядок.
3. Прописывайте куски, соединяйте куски.
4. Продумайте и пропишите общую структуру и логику.
5. Челночное движение: от логики к материалу, от материала к логике.
6. Найдите стиль, в стиле перепишите основные части.
7. Логика и связность: пройдитесь по тексту СЛАТом.
8. Косметика: сделайте текст ярким и ложащимся на дыхание.
Укрепление и оживление Текста
Глубоко анализируя или делая текст свой, удобно уподоблять его образу ТЕЛА.
Любой текст, хорошо построенный текст, для меня исключительно уподобляется человеческому телу: я вижу в нем скелет, мышцы и всякую поверхность: кожный покров.
Скелет, становой хребет - тезисы.
Мышцы - иллюстрации, красивые и мощные. Мясо текста.
Кожа - косметика текста.
Хороший текст должен идти как песня, струиться, звучать так, чтобы эти звучания были благостны для твоего слуха и души. И ложились, я не знаю... на уши собеседника,
Почва - обоснования
Направленность, энергия - вывод.
Детали (смысловые узлы, кости скелета):
Весомость: Каждая деталь должна иметь вес: содержание, суть, сенсорное наполнение. Ее можно увидеть, услышать, ощутить или четко понять ее функцию.
Узнаваемость: Каждая деталь должна иметь свое лицо, чтобы ее всегда узнавали и не путали с другими.
Привлекательность: Каждая деталь должна радовать глаз, слух или вкус.
Гармоничность конструкции: Конструкция (скелет) должна быть (зрительно) обозреваема, красива, симметрична. Скомпонована. Основных деталей - 7 плюс минус 2.
Энергетичность: Конструкция должна работать: что-то обосновывать или к чему-то толкать.
Мышцы (иллюстрации): Мясо текста. Иллюстрации дают силу костям (тезисам). Конкретнее: Иллюстрации держат внимание, отвлекают от слабых мест, создают ощущение силы.
Осторожность: когда их избыток и иллюстрации начинают заслонять логику, они из мышц текста превращаются в его жир.
Кожа и Рисунок косметики: Указательные знаки, что вести себя при чтении и что делать с текстом. Делают его вкусным, проглатываемым (ложится на слух), на дыхание.
Развитие мышления
Используйте внешние опоры: схемы и рисунки. Анализируйте тексты, ищите и восстанавливайте логику. Пишите тексты свои, выстраивая их логику.
Полезные привычки цивилизованного мышления
Плюс- минус- интересно (Согласие, несогласие, несущественно)
Последствия? Результаты? Что мы получим, к чему приведет эта логика?
Смотри шире: Рассмотрим все факторы. Ничего не упустил?
Альтернативы: Что не очевидно? Какие есть еще варианты? Варианты - действовать. Варианты - объяснить.
Зачем? К чему? Какая ему от этого выгода?
Мнения других людей. Исследовать обе стороны вопроса.
Мышление без правил живет по правилам таким:
1. Произвольный дрейф от Идеи к Идее
Вариант 1. Имитация логики.
Вариант 2. Все логично, но скрывается то, что логично может быть и по-другому, что логик здесь может быть много.
"Уже темнеет, и поэтому нам пора идти". Или: "Уже темнеет, и поэтому нам идти никуда нельзя".
Фирма, производящая обувь, решила освоить африканский рынок и послала туда двух менеджеров. Скоро оттуда приходят две телеграммы. Первая: "Продавать обувь некому, в обуви здесь никто не ходит". Вторая: "Потрясающие возможности для продажи, здесь все пока ходят босяком!"
2. Предубеждение: Сначала Решить, а Потом Думать
Человек занимает определенную позицию (предубеждение, мнение из вторых рук, скоропалительное суждение, прихоть и т. д.) и потом использует мышление только для того, чтобы защитить ее.
Утренняя зарядка мне не подходит, потому что я сова.
3. Намеренное непонимание: Доводить Вещи до Крайности
Общепринятый метод доказательства состоит в том, чтобы довести вещи до крайности и таким образом показать, что идея невозможна или негодна. Это больше, чем склонность использовать существующие предубеждения. Это создание мгновенных предубеждений.
Ну, вы еще скажите, что...
4. Рассмотреть Только Часть Ситуации
Самый частый изъян в мышлении и самый опасный. Рассматривается лишь часть ситуации и заключение безупречно и логично основывается на этой части. Опасность здесь двойная. Во-первых, вы не можете опровергнуть вывод, найдя логическую ошибку, поскольку такой ошибки нет. Во-вторых, человека трудно заставить рассмотреть остальные аспекты ситуации, потому что ему уже все ясно и к выводу он уже пришел.
На нашей игре ПЛ спаслись только эгоисты, а все порядочные люди погибли. Значит, порядочные люди это те, кто на ПЛ решают погибнуть ради других.
Логический Анализ Текста(компиляция А. Э. Мильчина по мотивам Н. И. Козлова)
Теория из книги А. Э. Мильчина:
Мыслительные приемы глубокого понимания текста:
- Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
- Включение содержания текста в собственную систему знаний;
- Соотнесение частей текста по содержанию;
- Использование наглядных образов и представлений;
- Перевод содержания текста на "свой" язык;
- Антиципация;
- Постановка предварительных вопросов.
Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):
1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)
Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
Построить общую модель читателя
Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
Определить самые важные особенности произведения и автора
2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель оценка текста с главных, принципиальных сторон
ОЧ параграфа: - Ознакомиться с содержанием в общих чертах
- Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
- Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
- Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
Углубленное познание содержания и формы СФЕ свертывание до мысли (тема/рема)
Анализ и оценка каждой составной части СФЕ:
- углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
- конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
- конкретизация требований к качеству фразы
Прогноз понимания читателем и воздействие на него
Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
- оценка фразы прогноз/то, что есть
- поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
Окончательная оценка фразы
Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т. д. до всего произведения
3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель помочь автору в исправлении
РЧ + поиск средств устранения расхождений
Проверка точности изменений и воздействия на читателя
Согласование с автором
Качества текста:
Качества содержания
- диалектическое (идеологическое в ор.)
-"каждая статья"- руководство к действию
- тема рассмотрена конкретно и в полном объеме
- широкая постановка вопроса, во всех связях и опосредствованиях, в соотношении с современностью.
Рассмотрение вопроса в развитии
Политическое
Фактологическое
Специально-предметное
Функциональное
Главное/второстепенное
Аргументы/выводы
Факты/рассуждения
Теория/примеры
Старое/новое/переработка
Качества формы
Композиционное
Рубрикационное
Логическое
Языково-стилистическое
Графическое
Переработка - Задача:
- Собрать в однопроходный алгоритм
- Использовать приемы глубокого понимания текста
- Интегрировать с алгоритмом Хромова-Андреева
- Адаптировать к устному тексту и быстрочтению
Структурная Схема чтения текста
1. Библиография Название Автор Источник Год Данные с первой страницы
Содержание книги
2. Циклическая последовательность (прочитано)
Название главы Предложение Абзац Глава
3. Книга (прочитано)
Этапы чтения текста
Образ Описание Что Открываем книгу.
Есть намек на будущую информацию название, автор, ход рассуждения. Но пока впереди потемки, туман, слабенькие очертания.
Т. е. - начало чтения любого СФЕ.
Название книги, автор, содержание... Заголовок параграфа/главы...
Вгрызаемся в текст, разбираем его на кирпичики и складываем на место, помечая существенные и занимательные.
Кристаллизация внутренней структуры СФЕ, наброски интеллект-карты
Предложение. Абзац. Глава.
Сжимаем текст в точку, выжимая результат и огрехи. Релиз карты.
После завершения чтения любого СФЕ.
После:
предложения
абзаца
главы
книги
Интегральный Алгоритм чтения текста: Этап Шаги Примечание ПВ Подъем
Свертка Проверка Причина/цель СОП Развертка Результат СОП Результат
Расшифровка шагов алгоритма
Образ Описание Где
Предварительные Вопросы (антиципация + ориентация на результат)
По содержанию:
что здесь будет написано
что мне из этого предполагаемого может быть полезным
чем может отличаться от общепринятой/моей точки зрения
предполагаемая причина/цель написания именно этого текста автором
предполагаемая стоимость содержания
на кого рассчитана книга образ читателя
конкретные вопросы по теме...
По форме: в каком виде/последовательности автор даст материал
какими средствами будет пользоваться
как бы сделал это я
что я смогу взять в копилку...
После краткого ознакомления с материалом
Подъем (своих данных по теме):
факты/позиция
теория
доказательство
примеры/иллюстрация
слабые места
гипотезы
готовые вопросы
насколько легко дискутирую по теме
После краткого ознакомления с материалом
Свертка (тема/рема, тезис по Поварнину):
что говорится о чем говорится
ясность в терминах
метамодельные нарушения (количество и модальность)
По форме:
как говорится
красное словцо?
Предложение,
Небольшой связный абзац...
Проверка:
Фактов:
согласованность с моими фактами/знаниями
согласованность с предыдущими фактами по тексту
отсылки: проверка источников?
точность и контекст цитат
Рассуждений:
отступление от тезиса / подмена понятия
связь доводов в доказательстве
соответствие теме
восстановление опущенных звеньев
системный взгляд (автор читатель оппонент время космос )
противоречия/альтернативы
Предложение, абзац, глава...
Причина/цель высказывания:
почему автор сказал так
зачем он это сказал
Формы:
что автор сказал, а что хотел сказать
эмоции
зачем выбрал такой способ
Предложение, абзац, глава...
Смысловой опорный пункт (СОП):
своими словами легко и непринужденно
вынести на карту (объект-субъект-связь-порядок)
пересказ на время (5с-1мин-3мин-5мин...)
Абзац, глава, книга...
Развертка( для СОП):
соответствие логике текста
соответствие заявленной теме
определить место и связь с соседними СОП, отметить на карте
при необходимости вынести на карту метаСОП
определить тип построения текста
Абзац, глава, книга...
Результат:
вывод автора
что получил автор, читатель, я. И что это изменило.
сверить ответы с Предварительными Вопросами
задать новые ПВ
В копилку:
старое/новое: факты, рассуждения, иллюстрации
литературный образец
что вставлю в жизнь. Когда.
... дерзкая попытка освоить самостоятельно - чот как то не очень удается...
Лаборатория смыслов
Тут приводятся тренировочные тексты, используемые на занятиях, и варианты смысловых картинок, сделанных участниками.
Работа с научной литературой Одним из первых условий чтения научной литературы служит умение отыскать ее. Работая в библиотеках, читатели обычно обращаются за справками и консультациями к библиотечным работникам или ищут ориентирующие сведения в библиотечных каталогах.
Термин "каталог" означает: список книг, составленных в определенном порядке. Различают два вида каталогов: читательские, или справочно-рекомендательные, и служебные, в которых содержатся полностью сведения о всех книгах, находящихся в фондах данной библиотеки, а также рукописях, газетах и т. п., включая устаревшие и редко спрашиваемые читателями издания. По группировке материалов библиотечные читательские каталоги делятся на алфавитные, систематические, предметные и др. Алфавитный каталог содержит описание книг, расположенных в порядке алфавита фамилий авторов или названий книг, если авторы не обозначены. Систематический каталог содержит библиографическое описание книг по отраслям знаний в соответствии с их содержанием.
Аутогенная тренировка Как новый психотерапевтический метод, аутогенная тренировка была предложена в 1932 году немецким психотерапевтом Иоганном Генрихом Шульцем. Он сравнивал самоотчеты и физиологические изменения у участников экспериментального гипноза, а также у лиц, занимающихся по системе йогов. Те и другие в начале погружения в гипнотический сон или в состояние концентрации внимания неизменно отмечали у себя возникновение чувства тяжести, связанное с расслаблением мышц, и чувство тепла, наступавшее вследствие расширения кровеносных сосудов. Шульц предположил, что целенаправленное вызывание этих ощущений может привести к начальным стадиям гипноза. Для этого он разработал специальный комплекс упражнений, направленный на тренировки расслабления скелетной мускулатуры и гладких мышц сосудов и внутренних органов. Свой метод Шульц назвал аутогенной тренировкой.
Методика Эмиля Куэ В 20-е годы широкой популярностью пользовалась система французского целителя - аптекаря Эмиля Куэ, которую он сам назвал "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он предлагал своим пациентам ежедневно заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья. Э. Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью "Я достигну!", обязательно достигнет. Поэтому своим методом он лечил людей независимо от заболевания, за что и подвергался справедливой критике. Вместе с тем обучение больного тренировочным приемам самовнушения для активного участия в процессе выздоровления и в наши дни определяет высокую психотерапевтическую ценность этого метода.
Продать рыбу или удочку для ловли рыбы?
Часто противопоставляют тренинги навыковые** и личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного роста - тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а универсальные, работающие в широком диапазоне.
Навык писать карандашом палочки слева направо - навык. Водить машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать даме руку - это конкретные социальные навыки. Но навык "включать голову" и принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и дисциплины - это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что вырабатывается в формате стандартной наработки навыков Предположим, я продавец в элитном магазине, продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю: мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую. Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, отдрессировали поведению на публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах - я продвинулся. Только: был ли это личностный рост либо приобретение конкретных навыков?
Раскладка товаров, скорее всего, поможет только в раскладке товаров: это конкретный навык. Хотя если меня обучали смотреть на произведение рук своих с точки зрения другого человека, учили мыслить системно, просчитывая реакции человека с начала входа в магазин до его выхода - это уже моменты личностного роста, поскольку эти умения помогут мне не только в магазине, а уже в широком круге ситуаций.
Обучение конкретным фразам для предотвращения типовых конфликтов - конкретно-навыковое обучение, социально-психологический тренинг. Обучение же эмоциональной саморегуляции, навыку перехвата инициативы и умению позитивного перевода, умение понимать позитивные намерения людей и конструктивно на них реагировать - это уже обучение навыкам, дающим универсальные результаты, это уже тренинг личностного роста.
_____
**
Навык - доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык. в собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. (БСЭ).
КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕННОСТИ Представьте себе, что человек говорит вам, что СВОБОДА для него важная ценность. Но задайтесь вопросом "Какая это ценность?" Его личная? Или может быть это ценность того круга людей, в котором он живет? Ведь в современной европейской культуре "свобода" и "независимость" стали общественно одобряемыми ценностями.
А может быть "свобода" и "независимость" это ценности, которые он "получил в наследство" от своих родителей. Для папы это было ценностью, и он своим воспитанием привил эту ценность сыну.
А может быть он в течение своей жизни, на собственном жизненном опыте понял, что несвободного мужчину не будут уважать мужчины и любить женщины. И тогда свобода и независимость стали для него важными ценностями.
Если человек ценность "свободы" впитал из культуры, то это значит, что на самом деле для него ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КУЛЬТУРЕ является гораздо более важной ценностью, чем свобода. И если бы в культуре ценностью было бы "подчинение закону", то для него ценностью стало бы "подчинение", а вовсе не свобода. А значит, на самом деле этим человеком движет вовсе не свобода, а стремление принадлежать к СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ.
У американцев СВОБОДА - это ценность всей американской культуры. У немцев национальной ценностью является пунктуальность и точность. А в России, пунктуальность и точность вообще не являются ценностями. Вас наоборот будут считать занудой, если вы будете слишком пунктуальны. Зато в России ценностью является ЩЕДРОСТЬ. Попробуй не угости гостя от души, и тебя все будут считать жмотом.
И если я разделяю ценности своей культуры, то под всеми этими ценностями - свободой, пунктуальностью или щедростью, всегда лежит гораздо более глубинная ценность - принадлежность к культуре. Если принадлежность к социальной группе является для меня главной ценностью, то я могу принять от этой группы любую ценность - хоть "не убий", хоть "око за око", хоть либерализм, хоть коммунизм. В зависимости от того, какие ценности господствуют в культуре.
Имидж
Как вы думаете, по какой причине человек вообще задумывается об имидже? Какая цель существует у человека, заботящегося об изменении своего облика Верно, скорее всего он ищет положительной оценки окружающих и, как следствие, психологического комфорта, успеха в личной жизни, в деловом общении и своем деле. И создание имиджа это одно из средств. Хотя, конечно, далеко не единственное и не главное, но все-таки имеющее значение. При этом личное обаяние возможно во всех стилях и образах, и лучше, если вы умеете быть гибким и разным, тогда любому человеку, с которым вы общаетесь, вы сможете показать себя таким, каким он вас ожидает увидеть. И, что очень важно, в любой ситуации обаятельно выглядит прежде всего естественность, не напряженность, внутренняя свобода. При этом, конечно, если только вы не гениальный актер, далеко не всякий образ будет на вас "смотреться". Если вы играете образ, в котором сами чувствуете себя неловко, неорганично, если вы переигрываете или "надеваете" на себя что-то совершенно неблизкое, ваш "зритель" неизбежно почувствует фальшь и наигранность вашего облика. Поэтому надо учитывать некоторую реальность: в человеке существует часть личности, которую можно изменить, и часть личности, которую изменить нельзя, даже если вы (пофантазируем) полностью изменяете свою внешность.
Истоки отчуждения людей: тогда и теперь
Главный девиз Карнеги: "избегайте конфликтов", однако многие психологи считают, что сегодня конфликты и конфликтные ситуации отступают на задний план перед другой, куда более пугающей проблемой современности. Конфликты - это неудача общения; они происходят от того, что человек не хочет принимать людей такими, какие они есть. Еще страшнее противоположная крайность - заведомый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубокого искреннего общения - заученный ритуал вежливости, и то - в лучшем случае Человек всем своим видом и поведением как бы предупреждает другого: "Ты мне интересен лишь как объект, выполняющий свои социальные функции. Меня не интересует, чем ты живешь на самом деле! И ты тоже не переступай порога моего внутреннего мира". Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужденность современного человека, что в развитых "постиндустриальных" странах особенно подает повод для серьезной озабоченности врачам-психиатрам.
Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, разрушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, почему ложь хуже правды. Ведь когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, напротив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя потерять то, чего нет...
Деловое лицо
В ситуации делового взаимодействия у вас должно быть соответствующее деловое лицо. Мы рекомендуем две эффективные модели: лицо Бизнесмена и лицо Менеджера. Объединяет их достоинство, понимание целей общения и чувство собеседника, как минимум - вежливая теплота. Что отличает? Лицо бизнесмена отражает инициативу, энергичную готовность идти вперед и двигать свои проекты. К собеседнику отношение чаще сверху или на равных. Голова держится, как правило, без наклона, вполне прямо. Менеджер, даже самый энергичный, чаще отвечает собеседнику, обслуживает его запросы, реагирует на его инициативы, отчего голова менеджера, как у хорошего слушателя, слегка наклонена вбок.
В этом его лицо близко лицу хорошего секретаря и внимательного официанта - понаблюдайте особенно обратите внимание на вежливую теплоту к собеседнику, ибо, если вежливую теплоту вычесть из этих моделей, мы получим совсем другие (хотя тоже прекрасно знакомые - до боли знакомые!) лица. Какие?
Лицо Бизнесмена без вежливой теплоты превращается в лицо Бандита.
Лицо Менеджера без вежливой теплоты становится непроницаемым лицом Вахтера, который все слышит, но вас не видит.
Похожие лица у охранников. К сожалению, у чиновников тоже. Самое печальное, когда такими оказываются лица у учителей.
Попросите ваших знакомых дать вам обратную связь на типичные выражения вашего лица и, если лицо Бизнесмена для вас не очень характерно, можете добавить к нему вежливую теплоту.
Паразит и Деятель: ваш выбор?
Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый - свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй - ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами - главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.
Этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно.
Так определился в своем выборе Деятель.
А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.
Так родился Паразит.
Этот выбор совершает каждый ребенок, совершает его внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нем, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днем учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.
Как делать текст свой
Конспект фрагмента семинара "Структурно-логический анализ текста", сделанный одним из слушателей
Процесс делания текста исключительно напоминает произведение эксклюзивных человеческих особей промышленным способом.
Этап первый. Сбор материала.
Какой бы по содержанию, размеру и направленности текст вы не собирались произвести на свет, для начала нужно найти материал. Что он должен из себя представлять? Мысли свои, мысли чужие, обрывки фраз, статьи на тему, куски книг и журналов все выраженное в буквах и расположенное в одном файле.
Когда загорается красная лампочка материала достаточно.
Переходим ко Второму подготовительному этапу.
Вытряхиваем все накопившееся из мешка и разбрасываем по кучкам. На практике должны получиться некоторые куски будущего творения, а лишний отбракованный повторяющийся и явно непотребный материал должен занять свое законное место в корзине.
Далее сплошная магия. Побудим немного Богами слепим человеческое тело.
Все по науке. Скелет, связки, мышцы, кожа, косметика (костюм кому как ближе). Если тело получится красивым, стройным, гармоничным, то в нем неизбежно поселится душа.
Скелет, кости, позвоночник структура текста.
Выбираем основные и вторичные тезисы, определяем приоритетность, раскладываем по группам, представляем что, за чем, для чего и как идет.
Критерии:
Весомость: Каждая деталь должна иметь вес: содержание, суть, сенсорное наполнение. Ее можно увидеть, услышать, ощутить или четко понять ее функцию.
Узнаваемость: Каждая деталь должна иметь свое лицо, чтобы ее всегда узнавали и не путали с другими.
Привлекательность: Каждая деталь должна радовать глаз, слух или вкус.
Гармоничность конструкции: Конструкция (скелет) должна быть (зрительно) обозреваема, красива, симметрична. Скомпонована. Основных деталей семь, плюс минус две.
Сухожилия логические, смысловые, причинно-следственные связи.
Как скрепить кости между собой? Нужны связки.
Используем майнд меп (интеллектуальная схема). Каждый тезис занимает свое место, простаиваем связи, соединяем стрелками в задуманной последовательности. Корректируем компоновку.
Мышцы (иллюстрации): Мясо текста.
Зрительные аргументы, картинки, иллюстрации.
Дают силу костям. Конкретнее:
Держат внимание. Отвлекают от слабых мест, создают ощущение сил, не должны заслонять логику (это жир, а не мышцы).
Кожа.
Внешняя оболочка текста. Текст почти готов. Причитайте его еще раз. Подберите единый стиль изложения. Расставьте указательные знаки, разъясните читателю, как вести себя при чтении и что делать с текстом.
Косметика, костюм:
Окончательная доводка текста. Все любят естественность, но охотнее верят, когда она грамотно подретуширована. Сделайте текст вкусным, и его с удовольствием проглотят.
Прочитайте текст вслух. Насколько благозвучны слова и фразы? Как написанное ложиться на дыхание при прочтении?
Да, тяжело быть Богом приходится много трудиться. Но, как говорится, назвался клизмой, полезай... Осталось совсем чуть-чуть.
Почва обоснования.
Тело сильное и красивое не должно висеть в воздухе. Поставьте человека на землю, дайте ему точку опоры обоснования и он перевернет мир.
Направленность, энергия вывод.
Для чего живет человек? Для чего написан ваш текст? Вывод это искра, которая подожжет порох, освободит энергию и даст направление снаряду-идее.
Глядишь, ожил человек, душа в нем поселилась. И пошел он по миру странствовать, жечь сердца людей глаголом.
Было изменено: 10:25 11/02/2009.