практика "Хваду"
Практика "Хваду" (кит. хуатоу). Практика созерцания. Используется в дзен. Этот термин буквально означает "голова речи". "Голова" здесь относится к вершине или точке, где исчерпывается речь и мысли. Таким образом, созерцание хваду нацелено на приведение человека в состояние ясности и спокойствия ума, в котором утихает омрачающая и отвлекающая деятельность умственной болтовни. В качестве средства достижения этого состояния используется концентрация внимания на таком вопросе, как, например: "Что это такое?", "Зачем?" и множество других вопросов.
Цель практики созерцания пробуждение. Такая практика не подразумевает просто сидеть в тишине и пытаться успокоить и умиротворить ум. Не включает она и наблюдения за дыханием. Вместо того, она требует прямого исследования хваду. Термин "хваду" используется как фактический синоним японского термина "коан" (кит. гунань). Технически, однако, значения этих терминов отличны. Коан буквально "общественное дело" является описанием целой ситуации, обычно диалога между наставником дзэн и его учениками. Хваду же является только центральной точкой общения, которая затем выделяется в качестве темы для созерцания.
Цель хваду не поиск ответа на вопрос, а поддержание состояния вопрошания (кор. ыйсим, кит. исин). Т. к. любой ответ, который способен дать нам ум не что иное, как просто ярлык, поэтому должен быть отвергнут. Т. е. цель хваду поддержание постоянного ощущения пытливого всматривания в вопрос. Именно это всматривание или вопрошание и становится движущей силой всего процесса. В созерцании хваду ум сталкивается с неразрешимой проблемой. Решение этой проблемы достигается не посредством какого-либо процесса выбора, а намеренным усилием самого вопрошания до тех пор, пока не происходит прорыв. Т. е. когда масса вопрошания возрастает до критической точки, она внезапно взорвется. Вся вселенная разлетится вдребезги, и только ваша изначальная природа предстанет перед вами. Так вы пробудитесь.
Цель практики созерцания пробуждение. Такая практика не подразумевает просто сидеть в тишине и пытаться успокоить и умиротворить ум. Не включает она и наблюдения за дыханием. Вместо того, она требует прямого исследования хваду. Термин "хваду" используется как фактический синоним японского термина "коан" (кит. гунань). Технически, однако, значения этих терминов отличны. Коан буквально "общественное дело" является описанием целой ситуации, обычно диалога между наставником дзэн и его учениками. Хваду же является только центральной точкой общения, которая затем выделяется в качестве темы для созерцания.
Цель хваду не поиск ответа на вопрос, а поддержание состояния вопрошания (кор. ыйсим, кит. исин). Т. к. любой ответ, который способен дать нам ум не что иное, как просто ярлык, поэтому должен быть отвергнут. Т. е. цель хваду поддержание постоянного ощущения пытливого всматривания в вопрос. Именно это всматривание или вопрошание и становится движущей силой всего процесса. В созерцании хваду ум сталкивается с неразрешимой проблемой. Решение этой проблемы достигается не посредством какого-либо процесса выбора, а намеренным усилием самого вопрошания до тех пор, пока не происходит прорыв. Т. е. когда масса вопрошания возрастает до критической точки, она внезапно взорвется. Вся вселенная разлетится вдребезги, и только ваша изначальная природа предстанет перед вами. Так вы пробудитесь.