Айки - это кокю и иримитэнкан
Лекция Сейго Ямагучи,
прочитанная в 1976
в Летней школе Айкикай
Великобритании
ОСэнсэй расценивал духовность как самую важную и самую фундаментальную составляющую Айкидо. Слово "айки" выражает чтото такое, из чего происходит всё остальное. Основатель отмечал любовь как самое важное и учил, что она является источником всех вещей. Айки содержит в себе обе эти идеи и средство для понимания любви. Изучая именно техники Айкидо, мы приходим к полному пониманию духа айки. И наоборот, исполняя техники, мы выражаем дух в материальной форме. Следовательно, дух и техники не должны становиться разделёнными. Дух получает выражение через техники, и техники для выполнения требуют духовной формы.
В своей жизни ОСэнсэй часто говорил нам, что он постоянно учился и делал каждый день успехи, и не будет прекращать обучения до дня смерти. Мы часто озадачивались, когда он говорил, что техники, которым он учил нас днём раньше, были с недостатками. Конечно, ни в чём не было никаких ошибок; но если раз за разом делать серьезные усилия на пути к успеху, то можно сказать, что вчерашние техники были с недостатками - с точки зрения сегодняшнего дня, хотя в тот момент, когда он преподавал их, они не содержали ошибок. Я надеюсь, с этим наблюдением вы и я будем учиться и заниматься каждый день нашей жизни. "Практика" в её истинном значении - дисциплина, посредством которой нужно приближаться к совершенству (хотя нельзя сказать, что можно достигнуть совершенства).
Первоначальное значение двух китайских знаков, составляющих слово "кэйко" (практика) было таким: размышление о природе и качествах наших предков. Применительно к Айкидо, вы все познаёте от Чиба сэнсэя, а через него, в свою очередь, и от ОСэнсэя. Согласно этому способу каждый размышляет над первоначальным принципом через посредника. Я только передаю техники ОСэнсэя и надеюсь, что таким образом вы будете способны полностью принять дух Айкидо.
К Айкидо необходимо подходить с обновлённым свежим сознанием. В Японии мы выражаем это понятие термином "шошин", что означает "нетронутое сердце". Это - самая важная вещь для познания Пути. О шошин можно думать, как о чёмто чистом и подетски искреннем и наивном. Изучение техник занимает много времени, но постепенно, с течением лет (на это могут понадобиться многие, многие годы) вы будете способны выполнять техники так, будто они являются вашей частью. Таким образом, пусть и кажется, что вы просто занимаетесь одним и тем же много раз, день за днём, если вы занимаетесь с шошин - со свежим подходом новичка, то ваш дух станет более глубоким, и ваши техники приобретут глубину и будут исполнены сути.
Каждое занятие - серьёзное дело, и потеря времени на нём недопустима. Эту мысль можно выразить, используя японский термин "ичи го ичи э" из чайной церемонии, который означает, что вы расцениваете человека, сидящего напротив вас, как человека, которого видите в первый и последний раз в жизни. Точно также, когда занимаетесь с партнёром, вы должны делать это так, будто возможность позаниматься с ним является первой и последней.
Прежде, чем я встретился с ОСэнсэем, мне довелось испробовать несколько боевых искусств, я наслаждался ими, но не чувствовал глубокого интереса ни к какому. Несмотря на то, что в этих искусствах на духовности (сэйшин) делался акцент, у меня было сильное ощущение, что всё было както далеко от искусства вообще. Когда я встретился с ОСэнсэем, то был очень удивлен и думал: "Странно, что в таком почтенном возрасте он был таким человеком". Прежде я занимался боевыми искусствами с мыслью, что победа над соперником - их единственная цель, но ОСэнсэй представил мне полностью новый мир.
Сейчас я хотел бы дать некоторые несложные объяснения основных техник, которые мы изучаем. Вы должны запомнить самую важную вещь в Айкидо: айки есть кокю и иримитэнкан. Это - фундаментальный принцип Айкидо. Что касается кокю, то среди японцев наиболее общее значение этого слова - обыкновенное "дыхание", "вдох и выдох". Это - биологическое дыхание. Но кокю - не только это, в боевых искусствах это слово очень просто выражает суть таких вещей, как отношение с партнёром, или соотношение ума и тела. В этом смысле истинное айки предотвращает разделение ума и тела и может распространяться за пределы техник - на взаимоотношения между людьми.
В случае иримитэнкан можно думать о двух его значениях. Существует иримитэнкан - видимое глазом движение, но второе его значение - чтото очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание. Тэнкан отражает изменение, вытягивание энергии, преобразование её в грацию, изменение её качества. Это то, что можно назвать одухотворением техники. Также как кокю состоит из двух элементов, означающих вдох и выдох, также иримитэнкан содержит два элемента, но они оба представляют собой одну и ту же сущность, подобно двум сторонам одной монеты. И метод айкикокю не является чемто особенным. Согласно ему, айки является основным принципом обучения, который может делать слабое сильным и злое добрым.
С очень большой точностью мы должны изучать базовые техники: кансетсуваза (техники контроляудержания) иккё, никкё, санкё, йонкё и нагэваза (бросковые техники) шихонагэ, ириминагэ, котэгаэши и кайтэннагэ. Фактически, всех их можно свести к трём: фронт и тыл, право и лево, верх и низ. Все они происходят из одного, но выражены несколько различными способами. Иримитэнкан - джодан (верх); котэгаэши - гэдан (середина); шихонагэ - чудан (низ); кайтэннагэ - также чудан, но к тылу противника. По Айкидо написано много книг, но всё, что мне известно, это: верх, середина, низ; фронт и тыл; право и лево. Такой взгляд на техники обладает силой соединения - сильным преимуществом непрерывающейся трансформации и многообразия вариантов техник, являются ли они омотэ, ура, учи или сото, и делает Айкидо очень динамичным.
Иримитэнкан означает изменение, преобразование перемещений от фронта - к тылу или снаружи - вовнутрь и наоборот. Между правым и левым есть бесконечно много точек, равно как между фронтом и тылом. Рассматривайте явления от общего к частному и от частного к общему; думайте о вещах с противоположной точки зрения. Это очень важно. Например, если сильный человек надеется на свою силу при выполнении техник, то он никогда не поймёт их хорошо. В этих обстоятельствах, даже при том, что у каждого есть какаято сила, необходимо отказаться от силы и думать, что в тебе нет никакой силы. Это - чрезвычайно важный момент Айкидо; обучаясь перемещаться, очень слабый может достигнуть успехов. Если будете выполнять указанное предписание, то можете открыть в себе способность перемещаться. Сильный человек, полагающийся только на свою силу, не может сделать такое открытие, вне зависимости от того, как и что он делает. Существует старое высказывание: кто живёт с мечом, должен умереть от меча: тот, кто зависит от силы, будет разрушен силой. Таким образом, при занятии Айкидо "дух противоположности" очень важен. У каждого есть естественная тенденция поступать в любых ситуациях в соответствии со склонностью своего характера. Но при следовании Пути вы должны раз и навсегда покончить с такими привычками. Вы должны отказаться не только от плохих, но также и от хороших качеств вашего характера. Если вы так не поступите, ваши глаза никогда не смогут открыться для истинного восприятия. Только после того, как вы устранили и хорошие, и плохие качества вашего характера, станете способными через занятия понять истину. Это то, что связано с путем достижения свободы в истинном восприятии. Айкидо, таким образом - одна из больших дорог к освобождению.
Существует бесчисленное количество техник, которые берут начало от базовых техник и возникают спонтанно в правильный момент времени. Настоящие техники - те, которые вы освоили полностью, а затем забыли. Указанный смысл определяет методику занятий, посредством которой не просто изучаются техники типа сувариваза, тачиваза и ханмихантачи в их внешних формах, но и различные техники, возникающие от основных естественных движений, подобно приседаниям, вставаниям и ходьбе.
ОСэнсэй часто говорил: все техники есть одна. Как понять то, что он демонстрирует огромное количество техник и, тем не менее, говорит, что все они - всего лишь одна техника. Для моего осмысления в начале это было очень трудным, но постепенно я всё больше приближался к пониманию данного факта. Стало понятно, что в моих предшествующих знаниях содержалась помеха, она и мешала мне многое делать. Я понял, что все вещи связаны и, как ОСэнсэй говорил, - есть одно. (c)
журнал Black Belt
прочитанная в 1976
в Летней школе Айкикай
Великобритании
ОСэнсэй расценивал духовность как самую важную и самую фундаментальную составляющую Айкидо. Слово "айки" выражает чтото такое, из чего происходит всё остальное. Основатель отмечал любовь как самое важное и учил, что она является источником всех вещей. Айки содержит в себе обе эти идеи и средство для понимания любви. Изучая именно техники Айкидо, мы приходим к полному пониманию духа айки. И наоборот, исполняя техники, мы выражаем дух в материальной форме. Следовательно, дух и техники не должны становиться разделёнными. Дух получает выражение через техники, и техники для выполнения требуют духовной формы.
В своей жизни ОСэнсэй часто говорил нам, что он постоянно учился и делал каждый день успехи, и не будет прекращать обучения до дня смерти. Мы часто озадачивались, когда он говорил, что техники, которым он учил нас днём раньше, были с недостатками. Конечно, ни в чём не было никаких ошибок; но если раз за разом делать серьезные усилия на пути к успеху, то можно сказать, что вчерашние техники были с недостатками - с точки зрения сегодняшнего дня, хотя в тот момент, когда он преподавал их, они не содержали ошибок. Я надеюсь, с этим наблюдением вы и я будем учиться и заниматься каждый день нашей жизни. "Практика" в её истинном значении - дисциплина, посредством которой нужно приближаться к совершенству (хотя нельзя сказать, что можно достигнуть совершенства).
Первоначальное значение двух китайских знаков, составляющих слово "кэйко" (практика) было таким: размышление о природе и качествах наших предков. Применительно к Айкидо, вы все познаёте от Чиба сэнсэя, а через него, в свою очередь, и от ОСэнсэя. Согласно этому способу каждый размышляет над первоначальным принципом через посредника. Я только передаю техники ОСэнсэя и надеюсь, что таким образом вы будете способны полностью принять дух Айкидо.
К Айкидо необходимо подходить с обновлённым свежим сознанием. В Японии мы выражаем это понятие термином "шошин", что означает "нетронутое сердце". Это - самая важная вещь для познания Пути. О шошин можно думать, как о чёмто чистом и подетски искреннем и наивном. Изучение техник занимает много времени, но постепенно, с течением лет (на это могут понадобиться многие, многие годы) вы будете способны выполнять техники так, будто они являются вашей частью. Таким образом, пусть и кажется, что вы просто занимаетесь одним и тем же много раз, день за днём, если вы занимаетесь с шошин - со свежим подходом новичка, то ваш дух станет более глубоким, и ваши техники приобретут глубину и будут исполнены сути.
Каждое занятие - серьёзное дело, и потеря времени на нём недопустима. Эту мысль можно выразить, используя японский термин "ичи го ичи э" из чайной церемонии, который означает, что вы расцениваете человека, сидящего напротив вас, как человека, которого видите в первый и последний раз в жизни. Точно также, когда занимаетесь с партнёром, вы должны делать это так, будто возможность позаниматься с ним является первой и последней.
Прежде, чем я встретился с ОСэнсэем, мне довелось испробовать несколько боевых искусств, я наслаждался ими, но не чувствовал глубокого интереса ни к какому. Несмотря на то, что в этих искусствах на духовности (сэйшин) делался акцент, у меня было сильное ощущение, что всё было както далеко от искусства вообще. Когда я встретился с ОСэнсэем, то был очень удивлен и думал: "Странно, что в таком почтенном возрасте он был таким человеком". Прежде я занимался боевыми искусствами с мыслью, что победа над соперником - их единственная цель, но ОСэнсэй представил мне полностью новый мир.
Сейчас я хотел бы дать некоторые несложные объяснения основных техник, которые мы изучаем. Вы должны запомнить самую важную вещь в Айкидо: айки есть кокю и иримитэнкан. Это - фундаментальный принцип Айкидо. Что касается кокю, то среди японцев наиболее общее значение этого слова - обыкновенное "дыхание", "вдох и выдох". Это - биологическое дыхание. Но кокю - не только это, в боевых искусствах это слово очень просто выражает суть таких вещей, как отношение с партнёром, или соотношение ума и тела. В этом смысле истинное айки предотвращает разделение ума и тела и может распространяться за пределы техник - на взаимоотношения между людьми.
В случае иримитэнкан можно думать о двух его значениях. Существует иримитэнкан - видимое глазом движение, но второе его значение - чтото очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание. Тэнкан отражает изменение, вытягивание энергии, преобразование её в грацию, изменение её качества. Это то, что можно назвать одухотворением техники. Также как кокю состоит из двух элементов, означающих вдох и выдох, также иримитэнкан содержит два элемента, но они оба представляют собой одну и ту же сущность, подобно двум сторонам одной монеты. И метод айкикокю не является чемто особенным. Согласно ему, айки является основным принципом обучения, который может делать слабое сильным и злое добрым.
С очень большой точностью мы должны изучать базовые техники: кансетсуваза (техники контроляудержания) иккё, никкё, санкё, йонкё и нагэваза (бросковые техники) шихонагэ, ириминагэ, котэгаэши и кайтэннагэ. Фактически, всех их можно свести к трём: фронт и тыл, право и лево, верх и низ. Все они происходят из одного, но выражены несколько различными способами. Иримитэнкан - джодан (верх); котэгаэши - гэдан (середина); шихонагэ - чудан (низ); кайтэннагэ - также чудан, но к тылу противника. По Айкидо написано много книг, но всё, что мне известно, это: верх, середина, низ; фронт и тыл; право и лево. Такой взгляд на техники обладает силой соединения - сильным преимуществом непрерывающейся трансформации и многообразия вариантов техник, являются ли они омотэ, ура, учи или сото, и делает Айкидо очень динамичным.
Иримитэнкан означает изменение, преобразование перемещений от фронта - к тылу или снаружи - вовнутрь и наоборот. Между правым и левым есть бесконечно много точек, равно как между фронтом и тылом. Рассматривайте явления от общего к частному и от частного к общему; думайте о вещах с противоположной точки зрения. Это очень важно. Например, если сильный человек надеется на свою силу при выполнении техник, то он никогда не поймёт их хорошо. В этих обстоятельствах, даже при том, что у каждого есть какаято сила, необходимо отказаться от силы и думать, что в тебе нет никакой силы. Это - чрезвычайно важный момент Айкидо; обучаясь перемещаться, очень слабый может достигнуть успехов. Если будете выполнять указанное предписание, то можете открыть в себе способность перемещаться. Сильный человек, полагающийся только на свою силу, не может сделать такое открытие, вне зависимости от того, как и что он делает. Существует старое высказывание: кто живёт с мечом, должен умереть от меча: тот, кто зависит от силы, будет разрушен силой. Таким образом, при занятии Айкидо "дух противоположности" очень важен. У каждого есть естественная тенденция поступать в любых ситуациях в соответствии со склонностью своего характера. Но при следовании Пути вы должны раз и навсегда покончить с такими привычками. Вы должны отказаться не только от плохих, но также и от хороших качеств вашего характера. Если вы так не поступите, ваши глаза никогда не смогут открыться для истинного восприятия. Только после того, как вы устранили и хорошие, и плохие качества вашего характера, станете способными через занятия понять истину. Это то, что связано с путем достижения свободы в истинном восприятии. Айкидо, таким образом - одна из больших дорог к освобождению.
Существует бесчисленное количество техник, которые берут начало от базовых техник и возникают спонтанно в правильный момент времени. Настоящие техники - те, которые вы освоили полностью, а затем забыли. Указанный смысл определяет методику занятий, посредством которой не просто изучаются техники типа сувариваза, тачиваза и ханмихантачи в их внешних формах, но и различные техники, возникающие от основных естественных движений, подобно приседаниям, вставаниям и ходьбе.
ОСэнсэй часто говорил: все техники есть одна. Как понять то, что он демонстрирует огромное количество техник и, тем не менее, говорит, что все они - всего лишь одна техника. Для моего осмысления в начале это было очень трудным, но постепенно я всё больше приближался к пониманию данного факта. Стало понятно, что в моих предшествующих знаниях содержалась помеха, она и мешала мне многое делать. Я понял, что все вещи связаны и, как ОСэнсэй говорил, - есть одно. (c)
журнал Black Belt