Неоконченные записи о Мастере....
... так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо. . .
Гете, Фауст
Почему такой эпиграф?
Впервые я прочитал роман, когда мне было 14 лет. Это были 70-е годы. До этого мне рассказывала его, по памяти, моя тетя- Неля. Будучи профессиональной актрисой и режиссером она имела феноменальную память. Во времена ее молодости во ВГИКе учили талантливые люди талантливых людей.
Впереди, как думалось, была огромная, счастливая и справедливая жизнь, в которой не было места нечистой силе, а был только Мастер, талант, гений, хотя почему гений, этого я не знал, или не мог понять, и Маргарита и ее спасительная искренняя любовь.
Был Иешуа - святой и чистый.
И был Понтий Пилат, прокуратор, жестокий, властный сильный и слабый одновременно человек, обличенный властью, которого любила похоже только его собака Банга и которого я презирал, за..... ну, непонятно тогда мне было, за что, был он не симпатичен и все тут, а в целом было его все равно, искренне жаль.
И был Иуда, при мысли о котором пробвал праведный гнев.
И было что-то еще, тревожное и непонятное на душе от всех мыслей и ощущений, которые вызывал этот роман. Что то неуловимое, Какая то паутина летящая по ветру.
И подсознательно казалось, что еще немного, чуть чуть, и я пойму что-то такое, совсем другое, простое и понятное, главное, о чем писал Булгаков.
Но прозрение не приходило, меня это злило.
И я решил для себя, что меня роман раздражает и мне он не нравится полностью.
Да, нравились отдельные части и главы. Про кота, про Волонда, про Геллу, про Аннушку. Про фокусы в варьете, про Варенуху, про тупость советских Писателей МоССЛИта. По отдельности получалось три романа в одном. Про Любовь, Про Христа. Про Воланда и его свиту. Вместе-странное переплетение всего со всем в пространстве и времени
Про Иешуа было читать трудно, тяжело, горестно и непонятно.
Пришлось попутно прочесть еще и Писания и Библию. Не хватило. Пришлось заняться историей религий и культов. Все равно, чем больше понимания тем больше вопросов.
, Не понял личности Иуды. Сложно.
Думаю что это неоднозначная фигура.
Ведь кто- то ДОЛЖЕН был предать Иешуа, чтобы свершилось.
Кто- то был бы от века проклят и его имя стало бы именем нарицательным. И думаю, Иуда понимал, будучи близок к Иешуа, что он совершает. НО он делает этот шаг. Может это тоже жертва? И тоже ради любви? Эти мысли конечно стали приходить позже, я просто собрал их вместе чтобы было видно лишь маленькую часть вопросов которые возникли и возникают.
Второй раз я читал роман в 20 лет, когда уже понимал, что ни на Ура, ни шапками ничего в этой непростой жизни не закидаешь.
Что любовь, она есть, она может спасти, но рукописи все равно сгорят, даже если продашь душу Диаволу. И опять не понятен эпиграф.
После этого много раз перечитывал, возвращался, снова перечитывал, каждый раз по- новому видя все, о чем писал Булгаков, узнавая факты из его биографии, узнавая что происходило вокруг Булгакова. Интересен был момент его взаимоотношений со Сталиным. Ведь Сталин лично дал указания не трогать Булгакова. Роман не так прост, вокруг него много мистики и тайн.
Я перечитал все что было написано Булгаковым. Кое - что по нескольку раз. И все равно возвращался к "Мастеру".
Последний раз прочел роман за полгода или чуть больше до его экранизации.
И наверно я принял и, по своему понял, наконец, эпиграф.
Великая сила любви может вымолить благо.
Маргарита, продав бессмертную душу Дьяволу, вымаливает, нет, получает непрошенное, но страстно желаемое- вечный покой для своего Мастера..... .. Никогда не просите ничего.....
Помните, когда она собирается уходить, но Воланд возвращает ее? Тут сложный момент, когда и как, но ведь сделка все равно была.!? А как же иначе. Услуга за услугу..?
Или Дьявол не хотел быть в долгу у человека, у женщины? Или это было великодушие? И снова вопросы, на которые только время даст мне ответы и расставит все по местам.
А вечный покой для Мастера- это благо или страшное наказание?
И сгорят ли рукописи, если за них уплачено бессмертной душой?
А Иешуа всех простил.
И это благо?
За что получает индульгенцию и лунную дорожку Понтий Пилат?
За то, что в нем проснулась совесть?
А может, Иешуа всех простил, чтобы они не мучались?
Или потому, что они в муках отказались от себя?
В фильме, и в романе, есть бесталанный, но наверно самый благородный герой второго плана а может и первого.
Это Иван Бездомный..
Попав волей Воланда в психушку, познакомившись с Мастером, без затей и причуд, без торговли, он уходит в себя, и никакая нечистая сила ему нипочем.
Он не творит ни добра, ни зла.
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо. . .
Гете, Фауст
Почему такой эпиграф?
Впервые я прочитал роман, когда мне было 14 лет. Это были 70-е годы. До этого мне рассказывала его, по памяти, моя тетя- Неля. Будучи профессиональной актрисой и режиссером она имела феноменальную память. Во времена ее молодости во ВГИКе учили талантливые люди талантливых людей.
Впереди, как думалось, была огромная, счастливая и справедливая жизнь, в которой не было места нечистой силе, а был только Мастер, талант, гений, хотя почему гений, этого я не знал, или не мог понять, и Маргарита и ее спасительная искренняя любовь.
Был Иешуа - святой и чистый.
И был Понтий Пилат, прокуратор, жестокий, властный сильный и слабый одновременно человек, обличенный властью, которого любила похоже только его собака Банга и которого я презирал, за..... ну, непонятно тогда мне было, за что, был он не симпатичен и все тут, а в целом было его все равно, искренне жаль.
И был Иуда, при мысли о котором пробвал праведный гнев.
И было что-то еще, тревожное и непонятное на душе от всех мыслей и ощущений, которые вызывал этот роман. Что то неуловимое, Какая то паутина летящая по ветру.
И подсознательно казалось, что еще немного, чуть чуть, и я пойму что-то такое, совсем другое, простое и понятное, главное, о чем писал Булгаков.
Но прозрение не приходило, меня это злило.
И я решил для себя, что меня роман раздражает и мне он не нравится полностью.
Да, нравились отдельные части и главы. Про кота, про Волонда, про Геллу, про Аннушку. Про фокусы в варьете, про Варенуху, про тупость советских Писателей МоССЛИта. По отдельности получалось три романа в одном. Про Любовь, Про Христа. Про Воланда и его свиту. Вместе-странное переплетение всего со всем в пространстве и времени
Про Иешуа было читать трудно, тяжело, горестно и непонятно.
Пришлось попутно прочесть еще и Писания и Библию. Не хватило. Пришлось заняться историей религий и культов. Все равно, чем больше понимания тем больше вопросов.
, Не понял личности Иуды. Сложно.
Думаю что это неоднозначная фигура.
Ведь кто- то ДОЛЖЕН был предать Иешуа, чтобы свершилось.
Кто- то был бы от века проклят и его имя стало бы именем нарицательным. И думаю, Иуда понимал, будучи близок к Иешуа, что он совершает. НО он делает этот шаг. Может это тоже жертва? И тоже ради любви? Эти мысли конечно стали приходить позже, я просто собрал их вместе чтобы было видно лишь маленькую часть вопросов которые возникли и возникают.
Второй раз я читал роман в 20 лет, когда уже понимал, что ни на Ура, ни шапками ничего в этой непростой жизни не закидаешь.
Что любовь, она есть, она может спасти, но рукописи все равно сгорят, даже если продашь душу Диаволу. И опять не понятен эпиграф.
После этого много раз перечитывал, возвращался, снова перечитывал, каждый раз по- новому видя все, о чем писал Булгаков, узнавая факты из его биографии, узнавая что происходило вокруг Булгакова. Интересен был момент его взаимоотношений со Сталиным. Ведь Сталин лично дал указания не трогать Булгакова. Роман не так прост, вокруг него много мистики и тайн.
Я перечитал все что было написано Булгаковым. Кое - что по нескольку раз. И все равно возвращался к "Мастеру".
Последний раз прочел роман за полгода или чуть больше до его экранизации.
И наверно я принял и, по своему понял, наконец, эпиграф.
Великая сила любви может вымолить благо.
Маргарита, продав бессмертную душу Дьяволу, вымаливает, нет, получает непрошенное, но страстно желаемое- вечный покой для своего Мастера..... .. Никогда не просите ничего.....
Помните, когда она собирается уходить, но Воланд возвращает ее? Тут сложный момент, когда и как, но ведь сделка все равно была.!? А как же иначе. Услуга за услугу..?
Или Дьявол не хотел быть в долгу у человека, у женщины? Или это было великодушие? И снова вопросы, на которые только время даст мне ответы и расставит все по местам.
А вечный покой для Мастера- это благо или страшное наказание?
И сгорят ли рукописи, если за них уплачено бессмертной душой?
А Иешуа всех простил.
И это благо?
За что получает индульгенцию и лунную дорожку Понтий Пилат?
За то, что в нем проснулась совесть?
А может, Иешуа всех простил, чтобы они не мучались?
Или потому, что они в муках отказались от себя?
В фильме, и в романе, есть бесталанный, но наверно самый благородный герой второго плана а может и первого.
Это Иван Бездомный..
Попав волей Воланда в психушку, познакомившись с Мастером, без затей и причуд, без торговли, он уходит в себя, и никакая нечистая сила ему нипочем.
Он не творит ни добра, ни зла.