Если хочешь быть богатым (2)
1. ПРОКЛАДЫВАЯ НОВЫЙ КУРС
"Все вообще бывают загипнотизированы инфантилизмом культуры ихвзращивающей. Развенчание этого мифа и просвещение являются основнымизадачами взрослой жизни". Вильям Xарман и Говард Райнголд Давайте представим себе на минуту, что мы путешествуем во времени иоказываемся в будущем, на 200 лет опередившем наше время. Итак, мы толькочто прибыли на форум, где почтенное собрание ученых обсуждает периодистории, известный им как наш XX век. Это время представляется этим ученыммужам просто поразительным. Дискуссии продолжаются уже много дней. Изучены обширные материалы, просмотрено множество видеопленок и документов. Встает один из ученых иобращается к остальным: "Ну что ж, это исследование было очень поучительным, но я несколько сбит с толку". "Что же вам непонятно?" - спрашивает председатель. "Может ли быть действительно истинным тот вывод, который я сделал врезультате изучения всех имеющихся фактов. Неужели в годы экономическогобеспорядка, в 90-е годы, система образования не была поставлена переднастоятельнейшей необходимостью перемен, как основных требований времени? Ведь она не выполняла того, что должна выполнять, чтобы оправдать своесуществование в обществе, а именно - она не смогла обеспечить людей знаниямии умениями, необходимыми для решения проблем того времени." Ученые молча кивают головами. Первый ученый продолжает: "Их общество несмогло обучить людей принципам существования денег, тогда как эти принципыбыли им жизненно необходимы для выживания в системе! Они только обучалисвоих людей определенным профессиям, которые вскоре становились устарелыми иненужными. Да ведь это похоже на первобытную охоту и сбор растений, когдаобщество не научило людей, где искать растения для пищи или как выслеживатьптиц и других животных, которые обеспечили бы их мясом." Ученые снова молча кивают головами: "Если не система образования училалюдей финансам, кредитам и инвестированию, то кто же?" Второй ученый, который детально изучил этот вопрос, ответил незадумываясь: "Банки и все имеющиеся финансовые институты выполняют этуроль". Первый ученый с недоверием качает головой: "Вы хотите сказать, чтоорганизации, наживающиеся на их ошибках и незнании и являющиеся в конечномитоге ответственными за развал экономики, и были их учителями?" В зале поднимается ропот. Ученые обмениваются комментариями, онивынуждены согласиться с таким положением дел, не смотря на всю егонеправдоподобность. "Это напоминает проводы овец на бойню". - замечает олин изприсутствующих. "Или как, если слепой ведет слепых", - замечает сидящая рядом с ним дама. "Или что-то среднее между тем и другим", - комментирует их сосед. Ученые посмеиваются, находя это забавным и в то же время сознаваятрагический смысл этих открытий. После долгой паузы первый ученый бросает на всю группу растерянныйвзгляд. "Что остается для меня самым непостижимым, так это то, что учителя вто время наказывали детей за ошибки. И массы при этом не возмущались. Возможно ли чтобы они не знали, что этим самым они надумают фундаментальныеосновы и принципы обучения?" Воцарилась глубокая тишина. Все слишком хорошо знали, что именно это ипроисходило. Наказывая детей за честные ошибки, которые неизбежносопровождали процесс обучения, они закрыли дверь для их самоутверждения, отнимая у них надежду на будущую удачную и счастливую жизнь. Тишина, повисшая над почтенной аудиторией свидетельствовала о тревожном согласиикаждого из присутствующих. "Боже мой! Они же были самыми настоящими варварами!" - сказал кто-то, выражая чувства каждого сидящего в зале. * * * Эта краткая притча из будущего иллюстрирует печальную реальностьсовременного мира. Она преподносит ту правду, с которой и вы, и я, и каждыйиз наших близких сталкивается прямо сейчас. Все те, кто чувствует неполноценность собственной жизни, являютсяучастниками этого кошмара, который аллегорично выведен в притче. Этотповседневный кошмар отнюдь не следствие нашей ущербности, он - порождениенашей системы образования при поддержке общества в целом, обучающей не тому, как преуспеть, а тому, как не иметь успеха. Должен заметить, что это весьма печальная картина. Но я нарочно набросалее в таких мрачных тонах для того, чтобы пробудить в умах оправданнуютревогу и дать шанс пробудившимся прямо сейчас начать изменять курс истории, начиная с себя. Теперь, когда вы знаете плохие новости, позвольте мне рассказать вамхорошие. Хорошие новости заключаются в том, что прочтя эту книгу и позволивтем принципам, которые вы в ней отыщите руководить вашей жизнью, вы сумеетеисправить неудачи, которые вас преследуют. На этих страницах вы обнаружитето, что тысячи уже обнаружили до вас: вы сможете создать ту жизнь, какуюхотите вы и о которой вы мечтали для себя и своих близких. Эта книга снимает покров с некоторых устаревших догм о нашей жизни. Наэтих страницах вы узнаете, почему многие ограничения, которые вам казалисьсвойствами жизни, не являются таковыми. Вы обнаружите, что причиныразочарований и расстройств не в наших недостатках, а в недостаткахобразования, которое обещало дать вам путеводитель к успешной жизни, но далопротивоположное. Не стоит конечно принимать эту книгу за путеводитель неудачника. Моя цельсовершенно иная. Вы найдете здесь новый современный путеводитель, ведущийвас не по лабиринту с бесконечными тупиками, а по нормальной хорошей дороге, к достатку и счастью, о которых вы только могли мечтать. Зерна неудач в детских головах, посеянные нами. Зерна неудач засеваются в наших мозгах с самого раннего возраста. Чащевсего они заключаются во фразах, которыми мы постоянно пользуемся: "Будьхорошим". "Делай так, как тебе говорят", "Нет, ты неправ", "Вот этоправильный ответ", "Не делай ошибок", "Если будешь хорошо учиться, то вжизни тебя ждет успех". Будучи маленьким ребенком, желающим угождать и нравиться, вы всевыполняли отлично. Но глубоко в недрах нашей плодородной дуги скрыты семена, унаследованные с рождения и включающие в себе весь ваш личностный потенциал. Они ожидают солнышка и дождика и заботливого садовника, который взрастит их, лишь они дадут побеги. Но спустя тридцать лет обнаруживается вдруг, что лишьредкие из них расцвели. Многие завяли, проросли глубоко внутрь и породивлишь гнев, изумление и боль. И жизнь превратилась в безрадостную пытку вчереде бесполезных лет. Почему? Потому что вы сфокусировали внимание только на том, что выучили, только на том, что вам задавали. Здравый смысл должен вам подсказать, чтоэто не такая уж большая часть знаний, а зачастую и не самая главная. Значительно позднее мы обнаруживаем, что некоторые из тех нежных раннихвсходов трансформировались в вирусы, чьи болезнетворные симптомы опутали всюнашу жизнь. Мы обречены вечно блуждать в чумном тумане самообмана, еслитолько не проснемся и не научимся самих себя спасать. Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторыхиз нас это действительно так. Но для большинства - нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так жехорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе вдействительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансовогоблагополучия и счастья. В нашем обществе растет количество людей, зарабатывающих меньше, достигающих меньшего и изуродованных в погоне за счастьем не потому, что ониучились, а потому, что были хорошими учениками. Наша система образованияучит людей быть неудачниками в жизни, и неудача, как чума, поражает дажетех, кто заканчивал школу лучшими среди лучших. Я знаю - это противоречит общепринятому мнению. Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто:влияние того, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-тодо тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставалив учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно, бросили вышколу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современное образования поражают почти всестороны вашей жизни, длительное время после школы. Негативное влияние системы образования поражает людей среднего возраста, названным Алвином Тоффлером "Первой Волной", Старая система хороша длястабильного, не склонного к переменам общества, в котором средняяпродолжительность жизни составляла 40 лет. Но она совершенно не подходит длясовременной динамичной жизни, где средняя продолжительность жизнипрактически удвоилась. Имеющаяся общеобразовательная система была, нацеленана удовлетворение потребностей фермерских семей. Обучение проходило в Iполовине дня с тем, чтобы дети имели возможность помогать своим родителям похозяйству. И когда летом наступал пик фермерских работ, школа закрывалась налетние месяцы. Факт, что наши школы все еще придерживаются того расписания, когда дети возвращаются со школы домой за много часов до окончания работыродителей, и в том, что дети уходят на каникулы летом, когда почтиотсутствуют надзор взрослых. Как результат мы получили общество равных, вкотором дети растят детей. Они лишены величайшей мудрости и опыта, благодарякоторому личность может развиться и стать по-настоящему взрослой. Это всего лишь беглый взгляд на "огреху" общественного образования. Этотмир кардинально изменился с начала XIX века, но только не образовательнаясистема. Как мы можем охарактеризовать наши школы? Мы не можем судить наши школы с точки зрения успехов и неудач, постигшихнас с первого и до последнего дня обучения. Вместо этого мы должныпопытаться оценить их пользуясь критерием жизненности. Мы должны задатьсявопросом: "Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли я оглянуться напрожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Могу ли я честносказать, что мое образование помогало мне прожить полноценную жизнь? Научилоли оно меня тому, как сделать мир лучше? Прожил ли я жизнь, занимаясьлюбимой работой? Заработал ли я достаточно денег для содержания себя и своейсемьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогли мнеполучать удовольствие от жизни? Вы вынуждены согласиться, что по всем этимвопросам и ответам на них наши школы являются абсолютной неудачей, проваломнашей жизни. Наряду с достаточным количеством людей, наслаждающихся высокимижизненными стандартами, существует еще большее число тех, кто неудовлетворен профессиональной карьерой и страдает материально. Наблюдаясовременные тенденции в обществе, мы сталкиваемся с тем фактом, чтоколичество безработных и бездомных постоянно возрастает, равно как и живущихна правительственные дотации, едва сводящих концы с концами. Увеличиваетсяколичество людей, впавших в отчаяние среди разбитых надежд и несбывшихсячаяний и желаний. Причинами всего этого являются архаичные методы системыобразования, которые словно раковая опухоль расползаются на обширнойтерритории благодатного человеческого потенциала. Наша система образования сеет семена неудачи, крушения надежд ифинансовой подавленности в обществе, которое не позволяет развитьсяистинному потенциалу человека. Старомодные методы образования глубокопроникли в нашу жизни и сформировали имидж неуспеха. Семена неудачи, ограничивающие успех, продолжают насаждаться в умах нашихдаем. И наши дети знают об этом. Они ежедневно наблюдают несоответствиетого, чему их учат в школе и того, что они наблюдают в реальной жизни. Почему Мадонна зарабатывает 20 миллионов долларов в год, а профессоруниверситета только 25 тысяч? Мы смотрим на эти очевидные противоречия и понимаем: "что-то не так втом, чему нас учат". Мы перестаем верить в миф о том, что образование -дорога к успеху, а те молодые люди, которые задумываются над своим будущим, теряют уважение к школе. Они оставляют попытки и уходят из школы. В концеконцов с позиции зарабатывания больших денег школьные годы без сомненияпредставляются напрасной тратой времени. К этому моменту, я надеюсь, вы уже готовы задать несколько пробныхвопросов. К примеру таких, как: "Каковы последствия отрицательного опытасистемы образования в целом на нашу жизнь? И как те вещи, которые мы изучилив школе, способны разрушить врожденную способность быть успешным и полностьюреализовать свой великий потенциал?" Вы могли бы прямо сейчас стать жертвой небольшого курса обучения, кроящегося в предложенных сценариях, если они конечном напоминают вашуситуацию, 1. Плато дохода. Вам не достает способности увеличить свой доход, хотя выхотите купить дом, заплатить за образование ваших детей, отложить деньги настарость или оплатить медицинские счета. Вы можете работать дольше иупорнее, но растущие потребности вашей семьи уходят все дальше от вашихреальных возможностей. 2. Плато продвижения. Вы начинаете замечать, что люди моложе васпродвигаются в своей карьере быстрее, нежели вы всегда это делали. Ваш новыйначальник уступает вам в возрасте и нанят компанией со стороны. 3. Профессиональная непригодность. Вы усердно трудились, приобретаянужные вам навыки, или профессию. Но неожиданно надобность в специалистахвашей квалификации резко снизилась или резко увеличилось количество вашиминавыками и профессией и резко снизило вашу значимость на рынке труда, 4. Правильная лестница. Неправильная стенка. Вы тщательно спланировалисвой карьерный рот и посвятили свою жизнь одной компании. Ваша лестница квершине корпоративной структуры достаточно прочная, но есть одна большаяпроблема. Стена, на которую вы поместили свою служебную лестницу оказаласьслишком хрупкой. 5. Низкая оплата и любовь к работе. Вас удовлетворяет ваша работа новашей семье нужен более высокий доход. Вы постоянно подавлены от сознаниясвоей неплатежеспособности и испытываете чувство ягненка, предназначенногодля жертвоприношения. Вы часто слышите, как говорят: "Деньги - это еще невсе". А между тем вы и ваша вторая половина просыпаетесь среди ночи смыслями о том, где взять деньги, чтобы заплатить по счетам. Вы испытываетечувство вины от того, что не можете обеспечить лучшую жизнь своим детям. Ивы знаете, что ваша старость будет кошмаром, а вовсе не тем, чем, как васучили, она должна быть. 6. Высокая оплата, ненавистная работа. Три типа людей подпадают под этукатегорию. Но все они разделяют одно мнение, характеризующееся следующимиутверждениями: "Я не могу себе позволить бросить" или "Я делаю это радидетей", "Еще только несколько лет и я брошу это. Это не может долгопродолжаться". Первый тип - это синдром проститутки. Если вы член этой группы, тожертвуете своим телом, своей душой и умом ради денег. Вы не заботитесь отом, что делаете пока это приносит вам много денег. Второй тип немного посложнее. Это группа "потерявших интерес". Если вы еечлен, вы можете делать неплохие деньги на том, что вам когда-то доставлялоудовольствие. Единственная проблема в том, что ваши интересы поменялись. Многие профессионалы принадлежат к этому клубу. Вы скорее всегоответственны, были успешны в школе и сделали свой выбор профессии достаточнорано. Может быть вы доктор, дантист, экономист или юрист. Вы пошли в колледжуже с сформировавшейся идеей будущей профессии. Затем миновали возрастнуюотметку тридцатилетия и ваши интересы начали меняться. Часто это происходиткак раз тогда, когда вы находитесь на пике карьер и ваш доход растет. 7. Низкая оплата, ненавистная работа. Сюда входят лица, наиболеепострадавшие от порочной системы образования. К сожалению, эго возможнонаиболее многочисленная группа, существование которой подтверждает остроту, проблемы и необходимость ее незамедлительного разрешения. Эти люди тратятсвои жизни на работу, которую они ненавидят и за которую получаютнедостаточную компенсацию. Часто называемые "работающими нищими", они живутна одну ступень выше рабства. В этой книге будут приведены примеры, иллюстрирующие, насколько система образования ответственна за формированиеэтой большой группы. 8. Многолетние новички. Когда продвижения не происходит так быстро, какбы им хотелось или мечты тотчас не материализуются, жизнь для этой группылюдей становится скучной. Они становятся безынициативными и решение своейпроблемы находят в возвращении к обучению. Не важно, как часто онивозвращаются назад, важно то, что они так никуда и не приходят. Если вы члентакой группы, то единственную вещь, которую вы в состоянии предъявить, какрезультат всех ваших усилий, это стена, увешанная различными степенями исертификатами об образованиях, а также растущий список разочарований. 9. Выигрывающие в будущем в лотерею. Для этой группы мало-мальскисущественное финансовое планирование начинается с лотереи, бегов или казино. Психологи говорят о том, что чем меньше уверенности в собственнойудачливости, тем больше соблазна поиграть с судьбой в рулетку. Это неозначает разумеется, что удачливые люди не рискуют. Как раз наоборот, онинаиболее яркие представители группы риска. Как заметил Чарльз Гарфильд всвоей книге "Вершина представления: Обучение ментальным техникам величайшихмировых атлетов", наше величайшее достижения заключается в подготовкеспособных к риску людей. Хотя на риск они идут лишь в том случае, если онсродни их страсти. Вы член общества выигрывающих в будущем в лотерею, если вы надеетесь, чтов вашей жизни удача вам улыбнется лишь улыбкой большого джек-пота в казино, выигрышным билетом государственной лотереи или на бегах. Вы без сомнениячлен этой группы, если верите, что ваш единственный шанс реализоватьзаветную мечту кроется в будущей неожиданной удаче. Нет способа узнатьнаверняка, как много людей были пойманы в эту ловушку, но судя по количествутуристических автобусов, выстраивающихся в колонны на улицах Лас-Вегаса иРено каждый выходной, самый дотошный подсчет перевалил бы за миллионы. Интересно заметить, что увеличивается не только количество разнообразныхгосударственных лотерей, но также и размеры выигрышных сумм. Ирониязаключается в том, что чем более подорвана экономика, тем больший выигрышможет получить лотерейный игрок в случае выигрыша. 10. Преступники. Существуют уличные преступники и белые воротнички. Преступные белые воротнички хорошо образованные, жадные люди, работающие вважных бизнес сферах и в правительстве. Как показал публичный финансовый исексуальный скандал 1980 годов, разоблачивший Джимми Сваггарта и ДжимаБеккера, плуты и мошенники есть даже в религиозных сферах. Нет сомнения всуществовании людей, осознанно избирающих преступление своим образом жизни, распространяющееся на их карьеру и ведущее на скамью подсудимых. Как там нибыло, но мы так же знаем, что отчаянье толкает многих невиновных напреступную стезю. Трагедия в том, что если бы люди только знали, как насамом деле несложно делать деньги, мы бы едва отыскали бы с десятокпреступников в целом мире. Образование могло бы быть величайшим препятствиемна пути к преступлению. Как вы уже прочитали в предыдущих главах, многое изтого, чему обучают в школах сегодня действительно влияет на ростпреступности. 11. Выбор, сужающийся с возрастом. Это возможно самый коварный издолгосрочных пагубных эффектов образования. Вместо того, чтобы жизньстановилась более захватывающей с годами, открывая перед нами все большевозможностей и свобод она с возрастом беднеет. Пенсия не поспорит синфляцией. Цена на одежду, продукты питания, простые дома и ремонтавтомобилей постоянно растут, становясь основным финансовым бременем. Медицинские страховки и счета оказывают более пагубное давление на головыстареющих людей нежели на их возраст. Для этой группы людей мир начинаетказаться больше, шире, дороже и опаснее. Когда они вспоминают времена своеймолодости, обычно на языке вертятся-фразы типа "Если бы только у менябыло..." или "Мне бы хотелось иметь...". 12. Класс ленивых. Эта группа располагает достаточным количеством средстви времени. В основном это люди после пятидесяти. В своей книге "Возрастнаяволна" всемирно-известный эксперт возрастных проблем Кэн Дачвэлд утверждает, что эта группа насчитывает 60 миллионов и ее численность быстро растет. Ониконтролируют 70% американской недвижимости и около 7 триллионов долларов. Находясь на вершине финансового благополучия, они жертвуют в лучшем случаемалую долю своих доходов обществу, которое сделало возможным их финансовыйуспех. Естественно, существуют тысячи выдающихся исключений людей, щедроделящихся с нашим обществом своим богатством. Но оно продолжает отчаяннонуждаться в их помощи; их знаниях и мудрости не в меньшей степени, чем в ихличном времени и финансовой поддержке. В основном они проводят время в популярных загородных клубах и морскихкруизах, болтая со своими биржевыми брокерами или просматривая текущиесводки, заполняя таким образом свое свободное время - "Я сделал достаточнопозвольте кому-нибудь другому решать проблемы" - вот типичный ответпредставителя этой группы. Они часто дарят деньги или устраивают распродажиценных бумаг, но от себя всегда дают слишком мало. Эта дистанция иотчуждение от общественных проблем без сомнения побочный продукт современныхметодов образования. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, требуетденег, но еще более ее разрешение зависит от личного участия и подлинногосострадания, 13. Живущие жизнью своих детей. Многие родители, не реализовавшиечто-либо в своей жизни, перекладывают этот груз на своих детей с тем, чтобыони удачно завершили то, с чем они не справились. Многие дети, почувствовавэто давление, начинают бунтовать. Они обнаруживают, что сами по себе неимеют значимой ценности, а начинают собой что-то представлять только с точкизрения своей полезности в реализации родительских надежд. Их бунт может бытьвыражен массой дурных поступков и пагубных привычек таких, как употреблениенаркотиков, преступления, секс. Они не знают, что еще предпринять, чтобыизбежать давления и выразить неуловимый протест тому, чем они вдействительности не являются. И ничто в арсенале современного образования неможет помочь им сделать лучший выбор. 14. Любимая работа, много денег. Это маленькая, но увеличивающаясягруппа. Многие претендуют на то, чтобы в ней состоять. Но мы должныспросить, "Что же они в действительности любят? Любят ли они работу или онилюбят возможность заработать много денег?" И сколько из них ответят да, еслиспросить, "Будете ли вы продолжать вашу работу, если за нее перестанутплатить?" Мы можем получить несколько убедительных "да" на этот вопрос, нозначительно больше разного рода хмыканий, подтверждающих фразу "Никто неработает даром". Мы должны признать, что ни один из этих факторов не возник неожиданно сампо себе. Эти проблемы не являются жизненными факторами которые мы простовынуждены терпеть как одно из условий человеческого существования. Они такжене являются закономерным следствием перенаселенности планеты. Они, напротив, являются результатом общепринятого общественного мнения, которое либоабсолютно ошибочно, либо зиждется на нуждах общества, которого более несуществует. Мы должны помнить, что образование, которое не учит жить успешно всовременном мире, не имеет никакой ценности. Каждый из нас приходит в жизньс врожденной способностью жить счастливо и успешно. А мы должны обогатитьэту способность знаниями и навыками, которые помогли бы нам ее реализоватьнаиболее эффективно. Когда наша образовательная система оказывается неспособной предоставитьнеобходимые знания, и навыки, мы не теряем свои врожденные способности куспеху, мы просто забываем о них, становясь неспособными оценить илииспользовать то, что имеем. И это как раз тот самый вопрос, над которыммногие из нас начинают задумываться в поисках выхода. Есть несколько решений. Значение образования в современном мире не вызывает сомнений. Оноприносит нам несомненную пользу, в особенности за счет различных эффективныхтехнологий, которые во многом улучшают качество нашей жизни. Благодаря изучению человеческого организма и факторов его здоровья мыувеличили продолжительность человеческой жизни почти удвоив ее со временпраотцов. Образование способствовало комфорту наших домов и упрочению нашегобыта, значительно экономя время, которое необходимо для приготовления еды, уборки и стирки. Проблема заключается в том, что в то время, как технологии и общество вцелом претерпевали изменения, система образования оставалась неизменной. Этопривело к застою общества, которое напоминает теперь источник заразы длянашего мира. Слава богу, что теперь образование оказалось под грандиозным прессомперемен! Теперь оно либо должно измениться, либо наши проблемы будутразрастаться и углубляться. Если необходимые перемены все же не произойдут, постоянно возрастающаячасть населения рискует быть ввергнутой в непрекращающиеся страдания, патологическую неудачу, крушение надежд, финансовую пропасть и глубочайшуюдепрессию. Корни революции, такой, какой еще никогда не переживала этастрана, уже начинают прорастать в темную глубину будущего. И до тех пор, пока мы серьезно не обратимся к этой проблеме. И не предпримем необходимыхперемен, тут корни рискуют разрушить сам фундамент нашего общества. Беда в том, что дефекты нашей образовательной системы порождают проблему, которая представляется весьма значительной. Как может отдельно взятыйчеловек, такой, как вы или я даже начать здесь что-то предпринимать? Ну чтож, существенным шагом, который может для начала сделать каждый из насявляется осознание этого факта, переосмысление его и поиск путей решения. Надежда нашего будущего кроется в распространении, информации вроде той, которую вы прочитали на страницах этой книги. Далее надо постаратьсяотделаться от самообмана, глубоко спрятанного в тайниках вашегомировоззрения и постоянно и во всем вас ограничивающего и начатьгенерировать успех ваш успех изначально присущий вашей сущности. Ваши новыеуспехи станут примером вдохновляющим и всех остальных. Если вы когда-либо не спали ночами, беспокоясь о деньгах, если вы верите, что можете стать богаче и счастливее, чем сейчас, читайте дальше. Многое изтого, что вы найдете на страницах этой книги удивит и даже шокирует вас. Нопозвольте вас уверить, что вы здесь найдете ответы, которые помогут вамполнее реализовать свои мечты и тот потенциал, который вы знаете есть в вас. Вы можете присоединиться к тем тысячам, которые уже прочли книгу илипосетили лекции и творческие мастерские, впитали в себя новое, и это новоеизменило их жизнь. Как говорится в начале этой главы, мы всезагипнотизированы обществом, в котором мы родились. Во взрослой жизни нашимиосновными задачами становится просвещение и разгипнотизация. Итак, давайтеначнем.
Было изменено: 14:04 27/02/2010.
"Все вообще бывают загипнотизированы инфантилизмом культуры ихвзращивающей. Развенчание этого мифа и просвещение являются основнымизадачами взрослой жизни". Вильям Xарман и Говард Райнголд Давайте представим себе на минуту, что мы путешествуем во времени иоказываемся в будущем, на 200 лет опередившем наше время. Итак, мы толькочто прибыли на форум, где почтенное собрание ученых обсуждает периодистории, известный им как наш XX век. Это время представляется этим ученыммужам просто поразительным. Дискуссии продолжаются уже много дней. Изучены обширные материалы, просмотрено множество видеопленок и документов. Встает один из ученых иобращается к остальным: "Ну что ж, это исследование было очень поучительным, но я несколько сбит с толку". "Что же вам непонятно?" - спрашивает председатель. "Может ли быть действительно истинным тот вывод, который я сделал врезультате изучения всех имеющихся фактов. Неужели в годы экономическогобеспорядка, в 90-е годы, система образования не была поставлена переднастоятельнейшей необходимостью перемен, как основных требований времени? Ведь она не выполняла того, что должна выполнять, чтобы оправдать своесуществование в обществе, а именно - она не смогла обеспечить людей знаниямии умениями, необходимыми для решения проблем того времени." Ученые молча кивают головами. Первый ученый продолжает: "Их общество несмогло обучить людей принципам существования денег, тогда как эти принципыбыли им жизненно необходимы для выживания в системе! Они только обучалисвоих людей определенным профессиям, которые вскоре становились устарелыми иненужными. Да ведь это похоже на первобытную охоту и сбор растений, когдаобщество не научило людей, где искать растения для пищи или как выслеживатьптиц и других животных, которые обеспечили бы их мясом." Ученые снова молча кивают головами: "Если не система образования училалюдей финансам, кредитам и инвестированию, то кто же?" Второй ученый, который детально изучил этот вопрос, ответил незадумываясь: "Банки и все имеющиеся финансовые институты выполняют этуроль". Первый ученый с недоверием качает головой: "Вы хотите сказать, чтоорганизации, наживающиеся на их ошибках и незнании и являющиеся в конечномитоге ответственными за развал экономики, и были их учителями?" В зале поднимается ропот. Ученые обмениваются комментариями, онивынуждены согласиться с таким положением дел, не смотря на всю егонеправдоподобность. "Это напоминает проводы овец на бойню". - замечает олин изприсутствующих. "Или как, если слепой ведет слепых", - замечает сидящая рядом с ним дама. "Или что-то среднее между тем и другим", - комментирует их сосед. Ученые посмеиваются, находя это забавным и в то же время сознаваятрагический смысл этих открытий. После долгой паузы первый ученый бросает на всю группу растерянныйвзгляд. "Что остается для меня самым непостижимым, так это то, что учителя вто время наказывали детей за ошибки. И массы при этом не возмущались. Возможно ли чтобы они не знали, что этим самым они надумают фундаментальныеосновы и принципы обучения?" Воцарилась глубокая тишина. Все слишком хорошо знали, что именно это ипроисходило. Наказывая детей за честные ошибки, которые неизбежносопровождали процесс обучения, они закрыли дверь для их самоутверждения, отнимая у них надежду на будущую удачную и счастливую жизнь. Тишина, повисшая над почтенной аудиторией свидетельствовала о тревожном согласиикаждого из присутствующих. "Боже мой! Они же были самыми настоящими варварами!" - сказал кто-то, выражая чувства каждого сидящего в зале. * * * Эта краткая притча из будущего иллюстрирует печальную реальностьсовременного мира. Она преподносит ту правду, с которой и вы, и я, и каждыйиз наших близких сталкивается прямо сейчас. Все те, кто чувствует неполноценность собственной жизни, являютсяучастниками этого кошмара, который аллегорично выведен в притче. Этотповседневный кошмар отнюдь не следствие нашей ущербности, он - порождениенашей системы образования при поддержке общества в целом, обучающей не тому, как преуспеть, а тому, как не иметь успеха. Должен заметить, что это весьма печальная картина. Но я нарочно набросалее в таких мрачных тонах для того, чтобы пробудить в умах оправданнуютревогу и дать шанс пробудившимся прямо сейчас начать изменять курс истории, начиная с себя. Теперь, когда вы знаете плохие новости, позвольте мне рассказать вамхорошие. Хорошие новости заключаются в том, что прочтя эту книгу и позволивтем принципам, которые вы в ней отыщите руководить вашей жизнью, вы сумеетеисправить неудачи, которые вас преследуют. На этих страницах вы обнаружитето, что тысячи уже обнаружили до вас: вы сможете создать ту жизнь, какуюхотите вы и о которой вы мечтали для себя и своих близких. Эта книга снимает покров с некоторых устаревших догм о нашей жизни. Наэтих страницах вы узнаете, почему многие ограничения, которые вам казалисьсвойствами жизни, не являются таковыми. Вы обнаружите, что причиныразочарований и расстройств не в наших недостатках, а в недостаткахобразования, которое обещало дать вам путеводитель к успешной жизни, но далопротивоположное. Не стоит конечно принимать эту книгу за путеводитель неудачника. Моя цельсовершенно иная. Вы найдете здесь новый современный путеводитель, ведущийвас не по лабиринту с бесконечными тупиками, а по нормальной хорошей дороге, к достатку и счастью, о которых вы только могли мечтать. Зерна неудач в детских головах, посеянные нами. Зерна неудач засеваются в наших мозгах с самого раннего возраста. Чащевсего они заключаются во фразах, которыми мы постоянно пользуемся: "Будьхорошим". "Делай так, как тебе говорят", "Нет, ты неправ", "Вот этоправильный ответ", "Не делай ошибок", "Если будешь хорошо учиться, то вжизни тебя ждет успех". Будучи маленьким ребенком, желающим угождать и нравиться, вы всевыполняли отлично. Но глубоко в недрах нашей плодородной дуги скрыты семена, унаследованные с рождения и включающие в себе весь ваш личностный потенциал. Они ожидают солнышка и дождика и заботливого садовника, который взрастит их, лишь они дадут побеги. Но спустя тридцать лет обнаруживается вдруг, что лишьредкие из них расцвели. Многие завяли, проросли глубоко внутрь и породивлишь гнев, изумление и боль. И жизнь превратилась в безрадостную пытку вчереде бесполезных лет. Почему? Потому что вы сфокусировали внимание только на том, что выучили, только на том, что вам задавали. Здравый смысл должен вам подсказать, чтоэто не такая уж большая часть знаний, а зачастую и не самая главная. Значительно позднее мы обнаруживаем, что некоторые из тех нежных раннихвсходов трансформировались в вирусы, чьи болезнетворные симптомы опутали всюнашу жизнь. Мы обречены вечно блуждать в чумном тумане самообмана, еслитолько не проснемся и не научимся самих себя спасать. Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторыхиз нас это действительно так. Но для большинства - нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так жехорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе вдействительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансовогоблагополучия и счастья. В нашем обществе растет количество людей, зарабатывающих меньше, достигающих меньшего и изуродованных в погоне за счастьем не потому, что ониучились, а потому, что были хорошими учениками. Наша система образованияучит людей быть неудачниками в жизни, и неудача, как чума, поражает дажетех, кто заканчивал школу лучшими среди лучших. Я знаю - это противоречит общепринятому мнению. Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто:влияние того, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-тодо тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставалив учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно, бросили вышколу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современное образования поражают почти всестороны вашей жизни, длительное время после школы. Негативное влияние системы образования поражает людей среднего возраста, названным Алвином Тоффлером "Первой Волной", Старая система хороша длястабильного, не склонного к переменам общества, в котором средняяпродолжительность жизни составляла 40 лет. Но она совершенно не подходит длясовременной динамичной жизни, где средняя продолжительность жизнипрактически удвоилась. Имеющаяся общеобразовательная система была, нацеленана удовлетворение потребностей фермерских семей. Обучение проходило в Iполовине дня с тем, чтобы дети имели возможность помогать своим родителям похозяйству. И когда летом наступал пик фермерских работ, школа закрывалась налетние месяцы. Факт, что наши школы все еще придерживаются того расписания, когда дети возвращаются со школы домой за много часов до окончания работыродителей, и в том, что дети уходят на каникулы летом, когда почтиотсутствуют надзор взрослых. Как результат мы получили общество равных, вкотором дети растят детей. Они лишены величайшей мудрости и опыта, благодарякоторому личность может развиться и стать по-настоящему взрослой. Это всего лишь беглый взгляд на "огреху" общественного образования. Этотмир кардинально изменился с начала XIX века, но только не образовательнаясистема. Как мы можем охарактеризовать наши школы? Мы не можем судить наши школы с точки зрения успехов и неудач, постигшихнас с первого и до последнего дня обучения. Вместо этого мы должныпопытаться оценить их пользуясь критерием жизненности. Мы должны задатьсявопросом: "Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли я оглянуться напрожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Могу ли я честносказать, что мое образование помогало мне прожить полноценную жизнь? Научилоли оно меня тому, как сделать мир лучше? Прожил ли я жизнь, занимаясьлюбимой работой? Заработал ли я достаточно денег для содержания себя и своейсемьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогли мнеполучать удовольствие от жизни? Вы вынуждены согласиться, что по всем этимвопросам и ответам на них наши школы являются абсолютной неудачей, проваломнашей жизни. Наряду с достаточным количеством людей, наслаждающихся высокимижизненными стандартами, существует еще большее число тех, кто неудовлетворен профессиональной карьерой и страдает материально. Наблюдаясовременные тенденции в обществе, мы сталкиваемся с тем фактом, чтоколичество безработных и бездомных постоянно возрастает, равно как и живущихна правительственные дотации, едва сводящих концы с концами. Увеличиваетсяколичество людей, впавших в отчаяние среди разбитых надежд и несбывшихсячаяний и желаний. Причинами всего этого являются архаичные методы системыобразования, которые словно раковая опухоль расползаются на обширнойтерритории благодатного человеческого потенциала. Наша система образования сеет семена неудачи, крушения надежд ифинансовой подавленности в обществе, которое не позволяет развитьсяистинному потенциалу человека. Старомодные методы образования глубокопроникли в нашу жизни и сформировали имидж неуспеха. Семена неудачи, ограничивающие успех, продолжают насаждаться в умах нашихдаем. И наши дети знают об этом. Они ежедневно наблюдают несоответствиетого, чему их учат в школе и того, что они наблюдают в реальной жизни. Почему Мадонна зарабатывает 20 миллионов долларов в год, а профессоруниверситета только 25 тысяч? Мы смотрим на эти очевидные противоречия и понимаем: "что-то не так втом, чему нас учат". Мы перестаем верить в миф о том, что образование -дорога к успеху, а те молодые люди, которые задумываются над своим будущим, теряют уважение к школе. Они оставляют попытки и уходят из школы. В концеконцов с позиции зарабатывания больших денег школьные годы без сомненияпредставляются напрасной тратой времени. К этому моменту, я надеюсь, вы уже готовы задать несколько пробныхвопросов. К примеру таких, как: "Каковы последствия отрицательного опытасистемы образования в целом на нашу жизнь? И как те вещи, которые мы изучилив школе, способны разрушить врожденную способность быть успешным и полностьюреализовать свой великий потенциал?" Вы могли бы прямо сейчас стать жертвой небольшого курса обучения, кроящегося в предложенных сценариях, если они конечном напоминают вашуситуацию, 1. Плато дохода. Вам не достает способности увеличить свой доход, хотя выхотите купить дом, заплатить за образование ваших детей, отложить деньги настарость или оплатить медицинские счета. Вы можете работать дольше иупорнее, но растущие потребности вашей семьи уходят все дальше от вашихреальных возможностей. 2. Плато продвижения. Вы начинаете замечать, что люди моложе васпродвигаются в своей карьере быстрее, нежели вы всегда это делали. Ваш новыйначальник уступает вам в возрасте и нанят компанией со стороны. 3. Профессиональная непригодность. Вы усердно трудились, приобретаянужные вам навыки, или профессию. Но неожиданно надобность в специалистахвашей квалификации резко снизилась или резко увеличилось количество вашиминавыками и профессией и резко снизило вашу значимость на рынке труда, 4. Правильная лестница. Неправильная стенка. Вы тщательно спланировалисвой карьерный рот и посвятили свою жизнь одной компании. Ваша лестница квершине корпоративной структуры достаточно прочная, но есть одна большаяпроблема. Стена, на которую вы поместили свою служебную лестницу оказаласьслишком хрупкой. 5. Низкая оплата и любовь к работе. Вас удовлетворяет ваша работа новашей семье нужен более высокий доход. Вы постоянно подавлены от сознаниясвоей неплатежеспособности и испытываете чувство ягненка, предназначенногодля жертвоприношения. Вы часто слышите, как говорят: "Деньги - это еще невсе". А между тем вы и ваша вторая половина просыпаетесь среди ночи смыслями о том, где взять деньги, чтобы заплатить по счетам. Вы испытываетечувство вины от того, что не можете обеспечить лучшую жизнь своим детям. Ивы знаете, что ваша старость будет кошмаром, а вовсе не тем, чем, как васучили, она должна быть. 6. Высокая оплата, ненавистная работа. Три типа людей подпадают под этукатегорию. Но все они разделяют одно мнение, характеризующееся следующимиутверждениями: "Я не могу себе позволить бросить" или "Я делаю это радидетей", "Еще только несколько лет и я брошу это. Это не может долгопродолжаться". Первый тип - это синдром проститутки. Если вы член этой группы, тожертвуете своим телом, своей душой и умом ради денег. Вы не заботитесь отом, что делаете пока это приносит вам много денег. Второй тип немного посложнее. Это группа "потерявших интерес". Если вы еечлен, вы можете делать неплохие деньги на том, что вам когда-то доставлялоудовольствие. Единственная проблема в том, что ваши интересы поменялись. Многие профессионалы принадлежат к этому клубу. Вы скорее всегоответственны, были успешны в школе и сделали свой выбор профессии достаточнорано. Может быть вы доктор, дантист, экономист или юрист. Вы пошли в колледжуже с сформировавшейся идеей будущей профессии. Затем миновали возрастнуюотметку тридцатилетия и ваши интересы начали меняться. Часто это происходиткак раз тогда, когда вы находитесь на пике карьер и ваш доход растет. 7. Низкая оплата, ненавистная работа. Сюда входят лица, наиболеепострадавшие от порочной системы образования. К сожалению, эго возможнонаиболее многочисленная группа, существование которой подтверждает остроту, проблемы и необходимость ее незамедлительного разрешения. Эти люди тратятсвои жизни на работу, которую они ненавидят и за которую получаютнедостаточную компенсацию. Часто называемые "работающими нищими", они живутна одну ступень выше рабства. В этой книге будут приведены примеры, иллюстрирующие, насколько система образования ответственна за формированиеэтой большой группы. 8. Многолетние новички. Когда продвижения не происходит так быстро, какбы им хотелось или мечты тотчас не материализуются, жизнь для этой группылюдей становится скучной. Они становятся безынициативными и решение своейпроблемы находят в возвращении к обучению. Не важно, как часто онивозвращаются назад, важно то, что они так никуда и не приходят. Если вы члентакой группы, то единственную вещь, которую вы в состоянии предъявить, какрезультат всех ваших усилий, это стена, увешанная различными степенями исертификатами об образованиях, а также растущий список разочарований. 9. Выигрывающие в будущем в лотерею. Для этой группы мало-мальскисущественное финансовое планирование начинается с лотереи, бегов или казино. Психологи говорят о том, что чем меньше уверенности в собственнойудачливости, тем больше соблазна поиграть с судьбой в рулетку. Это неозначает разумеется, что удачливые люди не рискуют. Как раз наоборот, онинаиболее яркие представители группы риска. Как заметил Чарльз Гарфильд всвоей книге "Вершина представления: Обучение ментальным техникам величайшихмировых атлетов", наше величайшее достижения заключается в подготовкеспособных к риску людей. Хотя на риск они идут лишь в том случае, если онсродни их страсти. Вы член общества выигрывающих в будущем в лотерею, если вы надеетесь, чтов вашей жизни удача вам улыбнется лишь улыбкой большого джек-пота в казино, выигрышным билетом государственной лотереи или на бегах. Вы без сомнениячлен этой группы, если верите, что ваш единственный шанс реализоватьзаветную мечту кроется в будущей неожиданной удаче. Нет способа узнатьнаверняка, как много людей были пойманы в эту ловушку, но судя по количествутуристических автобусов, выстраивающихся в колонны на улицах Лас-Вегаса иРено каждый выходной, самый дотошный подсчет перевалил бы за миллионы. Интересно заметить, что увеличивается не только количество разнообразныхгосударственных лотерей, но также и размеры выигрышных сумм. Ирониязаключается в том, что чем более подорвана экономика, тем больший выигрышможет получить лотерейный игрок в случае выигрыша. 10. Преступники. Существуют уличные преступники и белые воротнички. Преступные белые воротнички хорошо образованные, жадные люди, работающие вважных бизнес сферах и в правительстве. Как показал публичный финансовый исексуальный скандал 1980 годов, разоблачивший Джимми Сваггарта и ДжимаБеккера, плуты и мошенники есть даже в религиозных сферах. Нет сомнения всуществовании людей, осознанно избирающих преступление своим образом жизни, распространяющееся на их карьеру и ведущее на скамью подсудимых. Как там нибыло, но мы так же знаем, что отчаянье толкает многих невиновных напреступную стезю. Трагедия в том, что если бы люди только знали, как насамом деле несложно делать деньги, мы бы едва отыскали бы с десятокпреступников в целом мире. Образование могло бы быть величайшим препятствиемна пути к преступлению. Как вы уже прочитали в предыдущих главах, многое изтого, чему обучают в школах сегодня действительно влияет на ростпреступности. 11. Выбор, сужающийся с возрастом. Это возможно самый коварный издолгосрочных пагубных эффектов образования. Вместо того, чтобы жизньстановилась более захватывающей с годами, открывая перед нами все большевозможностей и свобод она с возрастом беднеет. Пенсия не поспорит синфляцией. Цена на одежду, продукты питания, простые дома и ремонтавтомобилей постоянно растут, становясь основным финансовым бременем. Медицинские страховки и счета оказывают более пагубное давление на головыстареющих людей нежели на их возраст. Для этой группы людей мир начинаетказаться больше, шире, дороже и опаснее. Когда они вспоминают времена своеймолодости, обычно на языке вертятся-фразы типа "Если бы только у менябыло..." или "Мне бы хотелось иметь...". 12. Класс ленивых. Эта группа располагает достаточным количеством средстви времени. В основном это люди после пятидесяти. В своей книге "Возрастнаяволна" всемирно-известный эксперт возрастных проблем Кэн Дачвэлд утверждает, что эта группа насчитывает 60 миллионов и ее численность быстро растет. Ониконтролируют 70% американской недвижимости и около 7 триллионов долларов. Находясь на вершине финансового благополучия, они жертвуют в лучшем случаемалую долю своих доходов обществу, которое сделало возможным их финансовыйуспех. Естественно, существуют тысячи выдающихся исключений людей, щедроделящихся с нашим обществом своим богатством. Но оно продолжает отчаяннонуждаться в их помощи; их знаниях и мудрости не в меньшей степени, чем в ихличном времени и финансовой поддержке. В основном они проводят время в популярных загородных клубах и морскихкруизах, болтая со своими биржевыми брокерами или просматривая текущиесводки, заполняя таким образом свое свободное время - "Я сделал достаточнопозвольте кому-нибудь другому решать проблемы" - вот типичный ответпредставителя этой группы. Они часто дарят деньги или устраивают распродажиценных бумаг, но от себя всегда дают слишком мало. Эта дистанция иотчуждение от общественных проблем без сомнения побочный продукт современныхметодов образования. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, требуетденег, но еще более ее разрешение зависит от личного участия и подлинногосострадания, 13. Живущие жизнью своих детей. Многие родители, не реализовавшиечто-либо в своей жизни, перекладывают этот груз на своих детей с тем, чтобыони удачно завершили то, с чем они не справились. Многие дети, почувствовавэто давление, начинают бунтовать. Они обнаруживают, что сами по себе неимеют значимой ценности, а начинают собой что-то представлять только с точкизрения своей полезности в реализации родительских надежд. Их бунт может бытьвыражен массой дурных поступков и пагубных привычек таких, как употреблениенаркотиков, преступления, секс. Они не знают, что еще предпринять, чтобыизбежать давления и выразить неуловимый протест тому, чем они вдействительности не являются. И ничто в арсенале современного образования неможет помочь им сделать лучший выбор. 14. Любимая работа, много денег. Это маленькая, но увеличивающаясягруппа. Многие претендуют на то, чтобы в ней состоять. Но мы должныспросить, "Что же они в действительности любят? Любят ли они работу или онилюбят возможность заработать много денег?" И сколько из них ответят да, еслиспросить, "Будете ли вы продолжать вашу работу, если за нее перестанутплатить?" Мы можем получить несколько убедительных "да" на этот вопрос, нозначительно больше разного рода хмыканий, подтверждающих фразу "Никто неработает даром". Мы должны признать, что ни один из этих факторов не возник неожиданно сампо себе. Эти проблемы не являются жизненными факторами которые мы простовынуждены терпеть как одно из условий человеческого существования. Они такжене являются закономерным следствием перенаселенности планеты. Они, напротив, являются результатом общепринятого общественного мнения, которое либоабсолютно ошибочно, либо зиждется на нуждах общества, которого более несуществует. Мы должны помнить, что образование, которое не учит жить успешно всовременном мире, не имеет никакой ценности. Каждый из нас приходит в жизньс врожденной способностью жить счастливо и успешно. А мы должны обогатитьэту способность знаниями и навыками, которые помогли бы нам ее реализоватьнаиболее эффективно. Когда наша образовательная система оказывается неспособной предоставитьнеобходимые знания, и навыки, мы не теряем свои врожденные способности куспеху, мы просто забываем о них, становясь неспособными оценить илииспользовать то, что имеем. И это как раз тот самый вопрос, над которыммногие из нас начинают задумываться в поисках выхода. Есть несколько решений. Значение образования в современном мире не вызывает сомнений. Оноприносит нам несомненную пользу, в особенности за счет различных эффективныхтехнологий, которые во многом улучшают качество нашей жизни. Благодаря изучению человеческого организма и факторов его здоровья мыувеличили продолжительность человеческой жизни почти удвоив ее со временпраотцов. Образование способствовало комфорту наших домов и упрочению нашегобыта, значительно экономя время, которое необходимо для приготовления еды, уборки и стирки. Проблема заключается в том, что в то время, как технологии и общество вцелом претерпевали изменения, система образования оставалась неизменной. Этопривело к застою общества, которое напоминает теперь источник заразы длянашего мира. Слава богу, что теперь образование оказалось под грандиозным прессомперемен! Теперь оно либо должно измениться, либо наши проблемы будутразрастаться и углубляться. Если необходимые перемены все же не произойдут, постоянно возрастающаячасть населения рискует быть ввергнутой в непрекращающиеся страдания, патологическую неудачу, крушение надежд, финансовую пропасть и глубочайшуюдепрессию. Корни революции, такой, какой еще никогда не переживала этастрана, уже начинают прорастать в темную глубину будущего. И до тех пор, пока мы серьезно не обратимся к этой проблеме. И не предпримем необходимыхперемен, тут корни рискуют разрушить сам фундамент нашего общества. Беда в том, что дефекты нашей образовательной системы порождают проблему, которая представляется весьма значительной. Как может отдельно взятыйчеловек, такой, как вы или я даже начать здесь что-то предпринимать? Ну чтож, существенным шагом, который может для начала сделать каждый из насявляется осознание этого факта, переосмысление его и поиск путей решения. Надежда нашего будущего кроется в распространении, информации вроде той, которую вы прочитали на страницах этой книги. Далее надо постаратьсяотделаться от самообмана, глубоко спрятанного в тайниках вашегомировоззрения и постоянно и во всем вас ограничивающего и начатьгенерировать успех ваш успех изначально присущий вашей сущности. Ваши новыеуспехи станут примером вдохновляющим и всех остальных. Если вы когда-либо не спали ночами, беспокоясь о деньгах, если вы верите, что можете стать богаче и счастливее, чем сейчас, читайте дальше. Многое изтого, что вы найдете на страницах этой книги удивит и даже шокирует вас. Нопозвольте вас уверить, что вы здесь найдете ответы, которые помогут вамполнее реализовать свои мечты и тот потенциал, который вы знаете есть в вас. Вы можете присоединиться к тем тысячам, которые уже прочли книгу илипосетили лекции и творческие мастерские, впитали в себя новое, и это новоеизменило их жизнь. Как говорится в начале этой главы, мы всезагипнотизированы обществом, в котором мы родились. Во взрослой жизни нашимиосновными задачами становится просвещение и разгипнотизация. Итак, давайтеначнем.
Было изменено: 14:04 27/02/2010.