Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Spirit достал  

Дата создания поста: 2 марта 2010, 10:52

Если хочешь быть богатым (3)

2.
ОСНОВНАЯ ОШИБКА ОБРАЗОВАНИЯ


"Причина того. что я так много знаю в том, что я сделал так многоошибок." Р. Вуклишстер Фулмер Не так давно я встретил своего бывшего одноклассника, с которым невиделся с тех пор, как окончил школу. Мы выпили по бокалу пива и поговорилио своих успехах после окончания школы. Его звали Глэн и в нашем классе онбыл признанным интеллектуальным лидером. Он рассказал мне о том, что онпосещал колледж, а затем работал на правительство. Не смотря на то, что емунравилась его работа, в возрасте 42 лет он обнаружил, что застрял на среднейпозиции. Хотя он не испытывал страха потери работы, его зарплата непревышала его прожиточный уровень, и он не видел возможностей увеличить свойдоход. Глэн купил небольшой домик десятью годами раньше. Но он заметил, чтотеперешний его доход не позволил бы ему купить такой же. Он нервничал oттого, что не может позволить себе купить больший дом, необходимый для ихувеличившейся семьи. Он спрашивал, как я поживаю. Я не желая его ничем обидеть, нерешительноповедал о том, что я финансово защищен, а также могу отойти от дел иотправиться на отдых, если пожелаю. Он задумался ненадолго и было очевидно, что его что-то беспокоит. Наконецон сказал: "Я не понимаю. В школе ты явно не блистал успехами, насколько япомню." Я должен был согласиться, что все это было правдой. Действительно, ячасто терпел неудачи. Единственными вещами, в которых я преуспевал, былифутбол и ланч. Большинство моих знакомых никогда бы не подумало, что яспособен чего-то достичь. "Как тебе это удалось?" - спросил меня мой друг. "И почему я чувствуюсебя в профессиональной и финансовой ловушке, если я прекрасно успевал вшколе и сейчас усердно тружусь?" Мне было достаточно сложно ответить ему сразу. Вместо этого, я спросил,сколько лет его детям. Он сказал, что у него есть шестнадцатилетний сын, аего дочери 15. "Мне бы хотелось поговорить с ними", - сказал я. "Мне кажется, лучшепродемонстрировать мой ответ на примере, нежели пытаться что-либообъяснить". Мы договорились встретиться через несколько недель. В день, когда мывстретились снова, я познакомился с его семьей и спросил его детей о школе. - Какой последний тест ты писала? - спросил я его дочь. - Тест по истории, - начала она. - Сколько там было вопросов? - Около ста. - Как же ты справилась? - Из ста я ответила верно на 85. - Таким образом ты не ответила на 15. - Да. - Почему ты ошиблась в них? - Я не знаю. - Ты уже знаешь, в чем были твои ошибки? - Нет. но мне это и не интересно. Меня волнуют те, в которых я уверена. Я повернулся к Глэну и сказал: "Вот она разгадка. Детей интересуетоценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правымважнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает заошибки". "Я не уверен, что понял", - сказал Глен, пораженно глядя на меня. "Попытайся взглянуть на это с другой стороны", - сказал я. "Этодействительно важно знать неправильный ответ. Это помогает полностью понятьвопрос и исправить его. Ошибки намного важнее правильных ответов." "Я должен об этом подумать", - сказал Глен. Я должен сказать, что он былнастроен скептически. "Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда неволнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать." - сказал я. "Вотпочему я сумел добиться в жизни успеха." Глен уставился в пустоту. Я думал, он пытался определить, серьезен ли яили по-прежнему разыгрываю шута, как я это делал в школе. "Ты хорошо учился в школе, т. к. у тебя было множество правильных ответовпо тестам, и ты получал максимальные отметки, верно ведь?" - спросил я. - Да, ты прав. - Ты помнишь, сегодня вес эти правильные ответы? - Нет, большинство из них не помню. - Таким образом, тебе надо повторять время от времени эти ответы, чтобыне забывать в будущем. - Да, без сомнения. - Также, как и твоя дочь, ты вероятно, не отыскивал причин своих ошибок,не так ли? - Нет, не отыскивал. - Так чему же ты учился? - Что ты имеешь в виду? Позволь мне объяснить. Моя основная претензия к образовательной системе втом, что студентов не обучают тому, как добывать знания при помощи ошибок.Они запрограммированы на то, что ошибки - это плохо. В истинном же процессепостижения ошибки необходимы. Человек редко сразу имеет правильный ответ,процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками. "Когда вы обучаетесь езде на велосипеде, вы же не садитесь и не едитесразу, а наоборот вы несколько раз упадете, прежде, чем справитесь сравновесием. Я понимаю, я делюсь с тобой практикой разбитых коленок, норазве умение не стоит боли? Умение прекрасно ездить расширило мой мир. Уменя не было больше необходимости что-либо запоминать. Вы или умеете ездитьили не умеете. Такой способ обучения сопряжен с крушением, но и с развитием.В чем еще изюминка, так это в том, что процесс обучения захватывающий ихочется знать все больше. Однажды, честно овладев каким-либо умением, тыстановишься хозяином любого положения и чувствуешь себя превосходно! "Если ты отправишься сейчас в классную аудиторию, я сомневаюсь, что тыобнаружишь там что-либо волнующее. Студенты чувствуют скуку, т. к. чувствозахватывающей увлеченности исключено из процесса школьного обучения.Творчество мышления, возрастающая любознательность и развивающеепервооткрывательство более не существуют в современной системе образования.Учителя надрывают глотки, но это ничего не меняет. К тому же многие студентыстрадают от стресса, вызванного постоянной необходимостью быть во всемправыми. Ими управляет не захватывающий процесс познания, а страх ошибиться.Образование стало скучным, пугающим процессом, умертвляющим мозги вместотого, чтобы вдохнуть в них свежие творческие силы. Помнишь ли ты себя сидящим в классе и боящимся дать ответ, который можетоказаться неверным и ты будешь выглядеть нелепо?" Глен покачал головой. "Я даже помню, как я пытался спрятаться, потому чтобоялся, что не знаю правильных ответов. Но я не уверен, что понимаю, почемуэто происходило". Он подумал с минуту. "Ты знаешь, что я начал понимать, такэто то, что я настолько боялся оказаться неправым, что начал слепозапоминать все, что было изречено разного рода авторитетами. Я думал, я дажеперестал задаваться вопросами, что на самом деле означают изучаемые мноювещи. Я научился выдавать учителям то, что они от меня хотели." "К сожалению мы не оставляем этих старых привычек в наших учебныхклассах," - заметил я. "Большинство из нас захватывают их с собой в свою взрослую жизнь." "Что же, ты считаешь, этот страх оказаться неправым преследует меня досих пор? Ты считаешь, что именно он не позволяет мне достичь счастья ифинансового успеха? И именно этот страх держит мою семью на позиции ниже,чем мы заслуживаем?" "Совершенно верно. И твои дети находятся в школе в постоянном поискеправильных ответов на вопросы потому, что им внушают, что только в этомслучае они найдут обеспеченную работу и будут счастливы. Все наше общество вцелом получило промывку мозгов по части того, что существует только одинвариант правильного ответа, И все, что не правильный ответ, есть ошибочно, азначит глупо. А кто же захочет называться тупым? Современное образование оставляет за бортом решающий процесс постановкивопросов, ответов на которые вы не знаете. Можешь ли ты вспомнить, чтобыкогда-либо учили тому, что важно не то, что мы знаем, а то, чего мы незнаем. Только тогда, когда вы отыскиваете что-то, чего вы не знаете, вывыигрываете право на получение знания. Наказание за ошибки вдействительности преграждает путь к постижению. Обучение - это собственнопроцесс делания ошибок, отыскания белых пятен и их устранение. Наша система образования может обучать езде на велосипеде целым курсомлекций в пятьдесят часов, давая письменные тесты и наказывая студентаплохими оценками за падение при его первой же попытке. Все дело врегрессивном способе мышления. Он лишает студента начать именно с тогопункта, где и начинается истинное обучение - где он может открыть, чего онне знает и где он может начать использовать собственные ресурсы, чтобыотыскать, как исправить ошибки и как из них вырасти. Когда школы насаждают убеждение, что ошибки это плохо, они крадут ушкольников навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний. Мыкрадем у них два основных навыка: падение и развитие, на которых базируетсяпроцесс обучения. Стоит ли после этого удивляться тому, что в школе правитстрах, скука и слепое зазубривание правил? Если мы изучим жизнь всемирно известных личностей, художников, ученых,бизнесменов, музыкантов и писателей, которые сделали значительный вклад впрогресс, мы обнаружим, что их жизнь была полна ошибок. Но они учились натех ошибках, затем снова ошибались и учились на них снова, Томас Эдисон,например, не был исключением. Под видом умственно отсталого его выгнали изшколы. Позже, после множества неудачных попыток изобрести электрическуюлампочку, его обвинили в том, что он ошибался 9, 9999 раз. Его ответ был: "Яне ошибался 9, 9999 раз, Я успешно обнаружил, что было неправильным все эти9, 9999 раз. И из всех этих неудачных попыток он нашел то, что сработало. Изистории мы знаем продолжение этого случая. Эдисон стал богатымпредпринимателем, чьи изобретения сделали нашу жизнь намного легче,изобретения, которых, возможно, никогда бы не было, если бы он боялся делатьошибки и учиться на них. Избегая ошибок, которые как нам кажется, делают нас тупыми, мы пытаемсябыть всегда правыми, а по сути безнадежно устареваем. Когда я окончательноуверился в том, что я изучаю больше, когда совершаю ошибки, чем, когда имеюправильные ответы, я решил совершенствовать процесс допущения ошибок, иделать их больше и чаще. Более я не думал о них, как об ошибках, именуя просебя не иначе, как "обучающий опыт" или легкие постукивания по плечу,постоянно напоминая о том, что существует нечто такое, что мы упускаем и чтотребует дальнейшего исследования. Одним из наиболее важных учителей, которых я когда-либо имел, былБакминстер Фуллер. Баки, как называли его друзья, был одним изобщепризнанных гениев. Он был архитектором, математиком, автором,дизайнером, космологом, ученым, изобретателем, философом. Он изобрелгеодезический свод, ввел термин "космический корабль Земля"), развилконцепцию синергетики и был широко известен по всему миру за его творческийвклад в мировоззрение и технологию будущего. Он вовсе не блистал успехами вшколе и находил учебную программу ущербной и ограниченной. Я имел счастье учиться с Баки и узнать его достаточно хорошо. Это был он, кто обучил меня легким постукиваниям по плечу и "ударуневидимого поезда". Если по каким-либо причинам мы игнорируем первое слабоепохлопывание, сигнализирующее о том, что что-то надо изменить н нашей жизниили расширить наши знания, постукивание становится все настойчивей инастойчивей пока не наступает удар, угрожая окончательно нас повергнуть.Некоторые люди переносили множество попаданий под невидимый поезд в своейжизни, но когда они присматривались к ситуации повнимательнее, он не моглине заметить, что удар следует только после того, как они игнорировалипродолжительные легкие постукивания по плечу. Мне было 32 года, когда в впервые в моей жизни столкнулся с "невидимымпоездом", обнаружив недостачу денег в компании и подняв вопрос об этом насобрании. Мой партнер сказал, что займется этим делом. У меня было какое-тосмутное предчувствие, но я не придал значения этому маленькому"постукиванию"-сигналу. Длительное время я следил за деньгами, но необнаружил больше никаких пропаж. И все же меня не покидало беспокойство. Вскоре я узнал, что происходило. Мой партнер действительно занялсянедостачей, но сделал это по-своему. Почувствовав беспокойство брата, онначал заметать следы. В конечном итоге, удрал с деньгами, и компанияобанкротилась. В течение целого года я винил своего бывшего партнера. Я называл еговсякими нехорошими именами и был полностью убежден в том, что во всемвиноват только он. Я поклялся никогда больше не иметь партнера. Я былабсолютно уверен в том, что больше никому не смогу доверять. Я жил и работалс такими мыслями достаточно долго, терпя разного рода неудобства. Но однаждына меня снизошло озарение, что до тех пор, пока я буду обвинять во всеммоего прежнего партнера, или кого-нибудь еще, до тех пор я не смогу извлечьурок из происшедшего. Я спросил себя, что позволило совершиться этой краже, что такое, чего яне знаю. Я просиживал в размышлении часами. И неожиданно меня осветилоозарение и я осознал два факта: 1. Я должен больше доверять своей интуиции. В глубине души я чувствовал,что мой партнер был нечестным, но у меня никогда не хватало мужествавыступить против него. Вместо этого я сделал лишь слабый намек и надеялся,что все образуется. Сегодня я верю своим чувствам и своей интуиции. Явыбираю партнеров, с которыми я чувствую себя вполне уверенно, имея в любоймомент возможность честного и открытого обсуждения любых вопросов. Доверие -зто главное, и нахождение его заслуживает длительного поиска. 2. Я понял, что даже если бы я закончил экономические курсы, я быприобрел лишь книжные знания. Я знал, что я хочу быть успешным в бизнесе, ядолжен знать больше. Я нанял экономиста одной крупной фирмы, и он обучилменя не по книгам, а следуя своему благому жизненному опыту. Эти два вывода увеличили мои способности, как бизнесмена и стоили,условно говоря, миллионы долларов для меня. Без сомнения, наиболее ценный урок, который я извлек из этой истории,заключается в том, что мне больше "поездов" в жизни не надо. Отныне я будудействовать сразу, как заслышу легкое постукивание по плечу. Теперь яобращаю пристальное внимание на свои ошибки и ошибки других. И чем раньше яначинаю замечать зарождение ошибки, тем легче протекает моя жизнь. Но поймите меня правильно, я не святой. Каждый раз, падая и совершаяошибку, я все еще расстраиваюсь. И моя первая реакция, как у любогонормального человека - обвинить других, искать оправдания себе или простопроигнорировать тот факт, что ошибка произошла. Это вероятно рефлекс,присущий человеческой психике в целом и глубоко спрятанный в ее глубинах. Яне уверен, что когда-либо смогу относиться к своим ошибкам с симпатией, но ятакже знаю, что можно полностью поменять свою реакцию на них. Мне было прощеучиться на своих ошибках, имея моих друзей, которые обожают потешаться надмоими проблемами и спрашивать: "Какой же урок ты извлек на этот раз?" Я проделываю то же самое по отношению к ним. Я вспоминаю своего друга иучителя Маршала Турбера, который говорил мне, что все печальное в жизни -это возможности чему-либо научиться. Ребенок, который только учится ходить,падая, начинает плакать. Ребенок искренно огорчается в результате каждогопадения. Обучение идет рядом с падением. Чего мы не проходим в школе, такэто того, что падение - неотъемлемая часть обучения и должно рассматриватьсясо знаком плюс, а не минус. Наши дети уразумели, что падение (совершениеошибок) это не круто, и теперь они избегают его любой ценой. Как результат,миллионы людей убеждены, что отсутствие ошибок и "хорошая мина" -единственный способ продвижения вперед. Действительно, они могут выглядетьпрекрасно, но они никуда не продвинутся. Наша корпорация заполнена людьмитакого типа, людьми, которые знают, как прожить с минимальным расходомэнергии. Как вы можете чему-либо научиться, если вы боитесь совершатьошибки? Что вы выиграете, если никогда не рискуете? Вот почему хорошие,интеллектуальные люди превращаются в цепенеющих и застойных работников. Несколько лет назад, казалось, что наше общество получило хорошую очисткупосле неоднократного мошенничества религиозных и политических деятелей ибанкиров. Каждый день мы включаем телевизор, и нам сообщают все большеновостей о чьих-нибудь происках. Так как я ежедневно слежу за новостями, явсякий раз поражаюсь тому, как люди, признанные виновными, продолжаютнастаивать на собственной правоте. Один из них провозгласил даже свойжизненный девиз: "Никогда не совершая ошибок". Нечто подобное происходит и в системе образования мы культивируемпревосходство "правильности" во всем, становясь жесткими и самоуверенными,но тем не менее живя в постоянном страхе, что кто-то это опровергнет. Всовременном мире быть неправым становится худшим грехом, нежели укрывать отналогов многомиллионные доходы или нарушать конституционные законы. Баки Фуллер сказал однажды; "Ошибка только тогда грех, когда она непризнана." Он убежден, что ошибка - один из способов сказать нам Богу: "Выне знаете всего". Он также утверждает, что когда человечество признаетразумность совершения ошибок, оно станет ближе к богу или "Великому Духу",как он предпочитает его называть. Когда мы способны признать, что ошиблись вместо того, чтобы настаивать насобственной правоте, люди больше симпатизируют нам. Возможно, одним из самыхпоучительных уроков, который мы должны усвоить, является тот факт что толькоте, кто ничего не делает, не ошибается. Таким образом, знание о том, каксовершать ошибки, может стать наиболее ценным уроком на пути к успеху. Беседа с моим другом Гленом в тот день была ценна для меня тем, чтопроходила с пользой для него. Это давало мне возможность использовать внашей беседе некоторые уроки, которые я получил от моих собственных учителейв годы начала самого любимого всеми Баки Фуллера и других Университета ХадНок. Хотя в какой-то момент нашего разговора я слегка забеспокоился незадремал ли Глен. Но напротив, его глаза блестели, и я заметил в них что-тотакое, чего не было в начале: вспышку гнева. "Что же я могу сделать, чтобы мои дети перестали бояться ошибок? -спросил он, Я не хочу, чтобы они оказались в моем положении." Я понимал, что должен ему ответить и помочь справиться с его гневом, но ятакже хотел, чтобы он сам нашел ответ на спой вопрос. Я сказал ему: "Ясчитаю, что важно прежде всего, чтобы родители стали примером для своихдетей". Стали моделью того, чтобы они хотели в своих детях увидеть.Поддержать их в понимании того, что единственный путь к жизненному прогрессулежит в обучении всему новому. А это невозможно без совершения ошибок,промахов и падений. Разница между профессиональным игроком в гольф и любителем в количествезабитых мячей. В спорте ошибки и исправления называются практикой. Так какже детский страх перед совершением ошибок может пойти им на пользу? Или как однажды сказал мой мудрый учитель: "Если что-то стоит сделать,это надо начать делать". Иными словами: действие, коррекция, совершенство! Яубежден, что мы должны пробуждать в наших детях маленьких Колумбов -задаваться вопросами общепринятой мудрости и рисковать, совершая ошибки - впротивном случае, они никогда не узнают, что там за пределами известного икак далеко они могут идти. Иногда я удивляюсь, как много миллионов людей, не слишком успешны в своейвзрослой жизни, и что же произошло с их юношескими мечтами. Они следовалиправилам, преподанным им нашей системой образования, но они обманулись всвоих ожиданиях. Они усердно учились, получали хорошие отметки и занялиприличное рабочее место после окончания колледжа. Но теперь они чувствуютсебя загнанными в ловушку несчастными, эмоциональными, профессиональными ифинансовыми трупами. Если меня спросят, как создать новый тип системы образования, систему,которая честно подготовит людей к успешной и счастливой жизни, я скажу, чтоделать это надо, используя систему ошибок. Я не знаю другого более ценногоурока, чем этот. Я иногда смеясь говорю собственным студентам, что ониполучают свои научные степени в совершении ошибок. Способность совершатьошибки и изучать их - это действительно наука, и я рад, что я ее преподаю. Образование должно подчеркнуть те достоинства, которые кроются в ошибках.Ошибки - демонстрация инициативы. Они - свидетельство того, что мы искреннив получении знаний вместо бездумного заучивания книг или учительских лекций.Они - гаранты того, что мы не попадем в ловушку ничегонеделания из боязниоказаться неправыми. Я не пойман в капкан постылой работы и я действительно финансовонезависим потому, что я совершал больше ошибок, чем совершает большинстволюдей, а не потому, что изначально имел больше правильных ответов, чемкто-либо еще. Слишком много людей ведут образ жизни, который не позволяет раскрыть ихреальный потенциал или напустить резервные механизмы их деятельности. Ониоглядываются на прожитую жизнь с ее нереализованными мечтами. Спросите себя: "Какие мои мечты не реализовались из-за того, что я боялсяпадения?" И затем приготовьтесь изменить все это, осознав, что жизнь снесбывшимися надеждами вас недостойна. Вы сможете все изменить и сбудутсяваши заветные желания, если вы впитаете предложенные уроки, которые реальнопомогут вашему продвижению.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩