Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 21 апреля 2010, 01:53
Про детишек. Как с ними выжить и что с ними делать
(текст и советы от психолога Г. Белозуб)
"Кризис трех лет от роду"
1) Станьте более гибкими:
- Уступайте ребенку в мелочах, но оставайтесь твердыми в случаях, опасных для здоровья и жизни ребенка и др. людей.
- Запреты должны быть совершенно четкими: нет - и все. (Не включать телевизор, не трогать утюг, Не убегать от мамы на улице - запреты непреложные
2) Солюдение четких правил в доме:
- мыть руки
- убирать игрушки
- есть по расписанию
-ложиться спать по расписанию
3) не учить приказами, а называть действия, планируя вслух, что ребенок должен делать:
"А сейчас нало помыть руки. Пойдем сделаем это вместе". "Время готовиться ко сну. Но сначала надо убрать игрушки".
4) Если знаешь наперед, что ребенок ответит "нет" и "не буду". Создавать в таких случаях
СИТУАЦИЮ ПСЕВДОВЫБОРА. Не хочет мыть руки - а вы ему говорите: "А с каким мылом будешь мыть руки: с белым или зеленым?" - Получается, выбора "мыть руки - не мыть руки" нет, ЕСТЬ ДРУГОЙ ВЫБОР, с каким мылом мыть...
И конфликт может не состояться... ребенок соглашается.
5) Ругая ребенка за непослушание, поясняйте, за что и отчего.
Объясняя, почему нельзя это делать, одновременно предлагайте замену: "а вот так - можно".
6) Будьте готовы к повторам: возвращаться к темам "так нельзя- вот так можно" придется не раз.
Во-первых, может случиться, что ребенок понимает вас совсем не так, как вам хотелось бы,
а, во-вторых, он еще не раз повторит свой проступок, ПРОВЕРЯЯ вас на твердость:
а вдруг то, что нельзя было вчера - сегодня можно?
7) Добрые старые методы ремешка и подзатыльника с большинством разумных детей успеха не принесут; с детьми с развитой преждевременно психикой - вызовут отторжение воспитания.
8) Чтобы ребенок не капризничал, надо избегать ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ капризов.
Причины капризов могут быть:
- чисто физические (устал, болит голова, болит живот, голодный); такую причину можно выяснить, ласково поговорив с ребенком;
- Чаще причиной капризов является желание достичь - желаемого. Такой каприз не возникает быстро. Чаще он развивается по нарастающей: нахмурил брови- голос начал меняться...
Вот на этой промежуточной фазе надо взять инициативу в свои родительские руки.
- переключить внимание ребенка на что-то интересное. Привлечь новой игрушкой, новой книжкой или неожиданным вопросом.
9) Но если истерика все же состоялась - и в полном разгаре? Что делать?
Чтобы ребенок успокоился, надо сорвать спектакль. Нужно "лишить актера" зрителей.
проявить безразличие к происходящему: либо покинуть комнату,
либо остаться там, но заняться каким-то делом: читать, вязать, слушать музыку в наушниках...
Видя, что его старания ни к чему не приводят, ребенок начинает горланить громче. Оставайтесь притворно равнодушны - но наблюдайте и попутно убирайте от ребенка все травмирующие предметы.
(Ситуация усложняется, если истерика случилась на улице. В таком случае надо постараться "эвакуироваться" с ребенком в другое место. Но поведение родителей прежнее: притворное равнодушие, стараться заняться каким-то делом, игнорировать истерику).
10) По мере стихания истерики обнять, поцеловать, успокоить ребенка и показать своим поведением, что вы вы ребенка любите и такого... непослушного, жалкого, агрессивного...
11) По окончании "спектакля" ведите себя так, будто ничего не произошло. Вот только спустя время - на след. день, через день - можно обсудить с ребенком то, что произошло вчера. Не нужно: - упрекать; посмеиваться;
Нужно: подсказать, как вести себя в след. раз, когда ребенку чего-то захочется достичь.
"Кризис трех лет от роду"
1) Станьте более гибкими:
- Уступайте ребенку в мелочах, но оставайтесь твердыми в случаях, опасных для здоровья и жизни ребенка и др. людей.
- Запреты должны быть совершенно четкими: нет - и все. (Не включать телевизор, не трогать утюг, Не убегать от мамы на улице - запреты непреложные
2) Солюдение четких правил в доме:
- мыть руки
- убирать игрушки
- есть по расписанию
-ложиться спать по расписанию
3) не учить приказами, а называть действия, планируя вслух, что ребенок должен делать:
"А сейчас нало помыть руки. Пойдем сделаем это вместе". "Время готовиться ко сну. Но сначала надо убрать игрушки".
4) Если знаешь наперед, что ребенок ответит "нет" и "не буду". Создавать в таких случаях
СИТУАЦИЮ ПСЕВДОВЫБОРА. Не хочет мыть руки - а вы ему говорите: "А с каким мылом будешь мыть руки: с белым или зеленым?" - Получается, выбора "мыть руки - не мыть руки" нет, ЕСТЬ ДРУГОЙ ВЫБОР, с каким мылом мыть...
И конфликт может не состояться... ребенок соглашается.
5) Ругая ребенка за непослушание, поясняйте, за что и отчего.
Объясняя, почему нельзя это делать, одновременно предлагайте замену: "а вот так - можно".
6) Будьте готовы к повторам: возвращаться к темам "так нельзя- вот так можно" придется не раз.
Во-первых, может случиться, что ребенок понимает вас совсем не так, как вам хотелось бы,
а, во-вторых, он еще не раз повторит свой проступок, ПРОВЕРЯЯ вас на твердость:
а вдруг то, что нельзя было вчера - сегодня можно?
7) Добрые старые методы ремешка и подзатыльника с большинством разумных детей успеха не принесут; с детьми с развитой преждевременно психикой - вызовут отторжение воспитания.
8) Чтобы ребенок не капризничал, надо избегать ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ капризов.
Причины капризов могут быть:
- чисто физические (устал, болит голова, болит живот, голодный); такую причину можно выяснить, ласково поговорив с ребенком;
- Чаще причиной капризов является желание достичь - желаемого. Такой каприз не возникает быстро. Чаще он развивается по нарастающей: нахмурил брови- голос начал меняться...
Вот на этой промежуточной фазе надо взять инициативу в свои родительские руки.
- переключить внимание ребенка на что-то интересное. Привлечь новой игрушкой, новой книжкой или неожиданным вопросом.
9) Но если истерика все же состоялась - и в полном разгаре? Что делать?
Чтобы ребенок успокоился, надо сорвать спектакль. Нужно "лишить актера" зрителей.
проявить безразличие к происходящему: либо покинуть комнату,
либо остаться там, но заняться каким-то делом: читать, вязать, слушать музыку в наушниках...
Видя, что его старания ни к чему не приводят, ребенок начинает горланить громче. Оставайтесь притворно равнодушны - но наблюдайте и попутно убирайте от ребенка все травмирующие предметы.
(Ситуация усложняется, если истерика случилась на улице. В таком случае надо постараться "эвакуироваться" с ребенком в другое место. Но поведение родителей прежнее: притворное равнодушие, стараться заняться каким-то делом, игнорировать истерику).
10) По мере стихания истерики обнять, поцеловать, успокоить ребенка и показать своим поведением, что вы вы ребенка любите и такого... непослушного, жалкого, агрессивного...
11) По окончании "спектакля" ведите себя так, будто ничего не произошло. Вот только спустя время - на след. день, через день - можно обсудить с ребенком то, что произошло вчера. Не нужно: - упрекать; посмеиваться;
Нужно: подсказать, как вести себя в след. раз, когда ребенку чего-то захочется достичь.