Джинсы для развитого социализма.....
Если бы Ленин мог видеть и оценивать последствия своей деятельности,
он, возможно, написал бы что-нибудь вроде: "Развитой социализм есть
высшая и последняя стадия социализма. Характеризуется развитой системой
тотального дефицита товаров народного потребления". И был бы, как
всегда, прав.
В эпоху развитого социализма (1971-1991) дефицит был именно тотальным.
Он верой и правдой служил партии в деле удержания народа в повиновении.
"Занимайся любовью, а не войной", призывали хиппи
в Америке, в то время как русские могли бы сказать: "Добывай дефицит, а
не лезь не в свое дело". И мы добывали, кто как мог. Одни налаживали
связи с нужными людьми во всевозможных распределителях жизненных благ,
другие старались "зашибить деньгу", чтобы отовариться на черном рынке.
Символом же и мерилом дефицита были, без сомнения джинсы.
Их, в отличие от других дефицитных товаров, скажем, женских сапог,
никогда не "выбрасывали" в свободную продажу. Невозможно было
записаться в какую-либо очередь "за джинсами", как происходило с
автомобилями или квартирами. Даже в магазинах "Березка", торгующих за
валюту, бывали только какие-то недоделанные то ли французские, то ли
бельгийские джинсы "Конваир". Но народ уважал только три "фирмы": Ли,
Вранглер и, конечно, Левис. Был еще на полранга пониже какой-то
Ли-Купер.
Никаких других фирм не признавали. Это были суровые и аскетические
времена, когда пиво было двух сортов: "пиво есть" и "пива нет"; сыр
трех сортов: российский, голландский и пошехонский; хлеб белый и
черный. Больше трех сортов джинсов психика наша не выдерживала.
До сих пор непонятно, откуда они брались в стране, эти джинсы. Выезд за
границу был перекрыт почти наглухо, как по числу "выездных", так и по
количеству товаров, разрешенных к ввозу. И тем не менее, в джинсах
ходили многие. И на толкучке их можно было купить почти всегда.
Ограничивала только цена: в начале описываемого периода месячная
зарплата инженера, в середине полторы-две зарплаты.
Надо сказать, что ценились тогда джинсы не по нынешним критериям. На современные джинсики от Гуччи
никто бы и смотреть не стал. Не было никаких "варенок", никаких
наворотов и лейблов в количестве десяти штук. Все это пришло потом, как
и пущенное какими-то "знатоками" английского языка позорное слово
"ливАйс". Максимумом шика были молнии на задних карманах. Джинсы были
темно-синего "индигового" цвета, должны были "стоять в углу", то есть
быть пошиты из твердой, как картон, ткани, и обязаны были "пилиться",
то есть вытираться в процессе носки, приобретая волшебный голубой
оттенок. Надевали их в первый раз зачастую мокрыми и при помощи мыла.
Высохнув на теле обладателя, они принимали нужный размер.
Ходить в новых джинсах было мучением. Но это были сладкие муки, ведь
все смотрели на тебя с завистью и одобрением одновременно. Любая
девушка была твоя этим, и еще постоянным давлением грубой ткани на
гениталии, во многом объясняется положительная динамика роста населения
в те, в общем-то, скудные годы.
Тот, у кого не было джинсов, был человеком второго сорта. В крайнем
случае, нужно было иметь джинсы индийские (Милтон), польские или
чехословацкие. Они, правда, не "пилились" и не стояли в углу, а при
ходьбе позорно трепыхались нижней частью штанины. Их крахмалили, но это
плохо помогало; выдавал цвет, хоть и синий, но какой-то сероватый.
Но наш талантливый народ научился производить! джинсы, которые за десять шагов было не отличить от настоящих.
Технология этого производства достойна подробного описания.
Во-первых, ткань. В магазинах свободно продавалась тряпка под
издевательским артикулом "джинсовая", кстати, весьма дешевая. Джинсовым
у нее было только плетение нитей. Ни по цвету, ни по плотности она не
имела ничего общего с благородным "денимом". Но ткань эту нарезали
кусками по три метра (столько потребно на одни джинсы), красили в
большом баке анилиновыми красителями (синий или электрик), хорошо
промывали и тщательно разглаживали. Получившийся кусок весьма напоминал
по цвету новые американские джинсы. Единственное отличие изнанка того
же цвета, что и лицо, тогда как у фирменных джинсов изнанка светлая.
Во-вторых, из полученной ткани шили джинсы, тщательно соблюдая и
копируя все многочисленные особенности американского ширпотреба:
двойные швы, кирпичного цвета нитки (нитки тоже красили, так как
нужного цвета было не достать). Лейблы, пуговицы и заклепки покупали на
рынке в Малаховке, где местные умельцы научились кое-чему. Никто при
этом не покушался подделывать конкретные фирмы Большой Тройки, разница
была бы слишком очевидной. Каждый "самопальщик" создавал нечто свое, в
зависимости от того, какие аксессуары ему удавалось достать. Получались
как бы джинсы вообще.
В-третьих, готовые штаны нужно было пропитать, чтобы они
"стояли". Подозреваю, что рецепты пропитки были также различны, но чаще
всего это была канифоль. Ее растворяли в ацетоне (бензин оставлял
слишком сильный запах, но применяли и бензин) и погружали в раствор
изделие. Затем, не отжимая, давали стечь и сушили на свежем воздухе.
Через день-другой оставался только слабый приятный запах канифоли, а
готовые "джинсы" не болтали клешем, но двигались единым монолитом
вместе с ногой.
Покупали влет. Часто шили на заказ, так что ни о каком обмане речи не
было, и покупатель прекрасно знал, что берет "самопал". Но он стоил 25
рублей, а "фирма" на толкучке 125, почувствуйте разницу. И за десять
метров не отличить...
Накануне Олимпиады-80 в продаже стала появляться настоящая джинсовая
ткань, импортный правоверный деним, тяжелый и плотный. Мгновенно
развилось производство приличных лейблов, возникли подпольные цеха, и
джинсы уже стали подделывать "под фирму". Тогда же появились первые
отечественные джинсы "Новинка", которые, не мудрствуя лукаво, оснащали
приличными лейблами и заклепками и выдавали за американские. А потом
пришла перестройка, как грибы, разрослись кооперативы по "варке" джинсов, заработал Рижский рынок, и невареная джинса отошла в прошлое.
Ну, а после открылись границы, нагрянули сначала поляки, потом турки с
китайцами... И никто теперь уже не помнит, какие они, настоящие джинсы.
Было изменено: 19:01 29/05/2010.
он, возможно, написал бы что-нибудь вроде: "Развитой социализм есть
высшая и последняя стадия социализма. Характеризуется развитой системой
тотального дефицита товаров народного потребления". И был бы, как
всегда, прав.
В эпоху развитого социализма (1971-1991) дефицит был именно тотальным.
Он верой и правдой служил партии в деле удержания народа в повиновении.
"Занимайся любовью, а не войной", призывали хиппи
в Америке, в то время как русские могли бы сказать: "Добывай дефицит, а
не лезь не в свое дело". И мы добывали, кто как мог. Одни налаживали
связи с нужными людьми во всевозможных распределителях жизненных благ,
другие старались "зашибить деньгу", чтобы отовариться на черном рынке.
Символом же и мерилом дефицита были, без сомнения джинсы.
Их, в отличие от других дефицитных товаров, скажем, женских сапог,
никогда не "выбрасывали" в свободную продажу. Невозможно было
записаться в какую-либо очередь "за джинсами", как происходило с
автомобилями или квартирами. Даже в магазинах "Березка", торгующих за
валюту, бывали только какие-то недоделанные то ли французские, то ли
бельгийские джинсы "Конваир". Но народ уважал только три "фирмы": Ли,
Вранглер и, конечно, Левис. Был еще на полранга пониже какой-то
Ли-Купер.
Никаких других фирм не признавали. Это были суровые и аскетические
времена, когда пиво было двух сортов: "пиво есть" и "пива нет"; сыр
трех сортов: российский, голландский и пошехонский; хлеб белый и
черный. Больше трех сортов джинсов психика наша не выдерживала.
До сих пор непонятно, откуда они брались в стране, эти джинсы. Выезд за
границу был перекрыт почти наглухо, как по числу "выездных", так и по
количеству товаров, разрешенных к ввозу. И тем не менее, в джинсах
ходили многие. И на толкучке их можно было купить почти всегда.
Ограничивала только цена: в начале описываемого периода месячная
зарплата инженера, в середине полторы-две зарплаты.
Надо сказать, что ценились тогда джинсы не по нынешним критериям. На современные джинсики от Гуччи
никто бы и смотреть не стал. Не было никаких "варенок", никаких
наворотов и лейблов в количестве десяти штук. Все это пришло потом, как
и пущенное какими-то "знатоками" английского языка позорное слово
"ливАйс". Максимумом шика были молнии на задних карманах. Джинсы были
темно-синего "индигового" цвета, должны были "стоять в углу", то есть
быть пошиты из твердой, как картон, ткани, и обязаны были "пилиться",
то есть вытираться в процессе носки, приобретая волшебный голубой
оттенок. Надевали их в первый раз зачастую мокрыми и при помощи мыла.
Высохнув на теле обладателя, они принимали нужный размер.
Ходить в новых джинсах было мучением. Но это были сладкие муки, ведь
все смотрели на тебя с завистью и одобрением одновременно. Любая
девушка была твоя этим, и еще постоянным давлением грубой ткани на
гениталии, во многом объясняется положительная динамика роста населения
в те, в общем-то, скудные годы.
Тот, у кого не было джинсов, был человеком второго сорта. В крайнем
случае, нужно было иметь джинсы индийские (Милтон), польские или
чехословацкие. Они, правда, не "пилились" и не стояли в углу, а при
ходьбе позорно трепыхались нижней частью штанины. Их крахмалили, но это
плохо помогало; выдавал цвет, хоть и синий, но какой-то сероватый.
Но наш талантливый народ научился производить! джинсы, которые за десять шагов было не отличить от настоящих.
Технология этого производства достойна подробного описания.
Во-первых, ткань. В магазинах свободно продавалась тряпка под
издевательским артикулом "джинсовая", кстати, весьма дешевая. Джинсовым
у нее было только плетение нитей. Ни по цвету, ни по плотности она не
имела ничего общего с благородным "денимом". Но ткань эту нарезали
кусками по три метра (столько потребно на одни джинсы), красили в
большом баке анилиновыми красителями (синий или электрик), хорошо
промывали и тщательно разглаживали. Получившийся кусок весьма напоминал
по цвету новые американские джинсы. Единственное отличие изнанка того
же цвета, что и лицо, тогда как у фирменных джинсов изнанка светлая.
Во-вторых, из полученной ткани шили джинсы, тщательно соблюдая и
копируя все многочисленные особенности американского ширпотреба:
двойные швы, кирпичного цвета нитки (нитки тоже красили, так как
нужного цвета было не достать). Лейблы, пуговицы и заклепки покупали на
рынке в Малаховке, где местные умельцы научились кое-чему. Никто при
этом не покушался подделывать конкретные фирмы Большой Тройки, разница
была бы слишком очевидной. Каждый "самопальщик" создавал нечто свое, в
зависимости от того, какие аксессуары ему удавалось достать. Получались
как бы джинсы вообще.
В-третьих, готовые штаны нужно было пропитать, чтобы они
"стояли". Подозреваю, что рецепты пропитки были также различны, но чаще
всего это была канифоль. Ее растворяли в ацетоне (бензин оставлял
слишком сильный запах, но применяли и бензин) и погружали в раствор
изделие. Затем, не отжимая, давали стечь и сушили на свежем воздухе.
Через день-другой оставался только слабый приятный запах канифоли, а
готовые "джинсы" не болтали клешем, но двигались единым монолитом
вместе с ногой.
Покупали влет. Часто шили на заказ, так что ни о каком обмане речи не
было, и покупатель прекрасно знал, что берет "самопал". Но он стоил 25
рублей, а "фирма" на толкучке 125, почувствуйте разницу. И за десять
метров не отличить...
Накануне Олимпиады-80 в продаже стала появляться настоящая джинсовая
ткань, импортный правоверный деним, тяжелый и плотный. Мгновенно
развилось производство приличных лейблов, возникли подпольные цеха, и
джинсы уже стали подделывать "под фирму". Тогда же появились первые
отечественные джинсы "Новинка", которые, не мудрствуя лукаво, оснащали
приличными лейблами и заклепками и выдавали за американские. А потом
пришла перестройка, как грибы, разрослись кооперативы по "варке" джинсов, заработал Рижский рынок, и невареная джинса отошла в прошлое.
Ну, а после открылись границы, нагрянули сначала поляки, потом турки с
китайцами... И никто теперь уже не помнит, какие они, настоящие джинсы.
Было изменено: 19:01 29/05/2010.