Размышления о популярности стрессов.
В очередной раз задумался, почему на тренировки в любом виде спорта или боевого искусства приходит так мало людей, а остаётся ещё меньше.
Вопрос мотивации сейчас я оставлю за кадром. Что побуждает людей прийти - предмет отдельного рассмотрения. Что заставляет уйти или мешает остаться?
Первый стресс следует назвать "ломка распорядков". Он сводится к тому, что для включения тренировок в свой образ жизни приходится управлять своим временем, делать подвижки устоявшемся распорядке, смещать одни дела во времени, а от других отказываться. На это изначально способны немногие.
Стресс "смена образа жизни" очень похож на ломку распорядков, но заключается в управлении не временем, а своим поведением: отказе от некоторых привычек и включении новых в свою жизнь.
Стресс "места в иерархии" прост и понятен: приходя в какую либо группу, люди вступают в иерархические отношения с другими её членами. Не все способны спокойно воспринять подчинённую роль по отношению к учителю. Ещё меньше - по отношению к старшим ученикам. Опять же, не все ученики умеют себя контролировать; кого-то и на место поставить надо, за себя постоять.
Стресс "ломки стереотипов" приходится переживать всем, кто вынужден переучиваться. Он, чаще всего, - достояние тех, кто пришёл из какой-то другой системы, но может быть обусловлен и другими имеющимися двигательными стереотипами. Отказ от старого и восприятие нового очень болезненны.
Стресс "испытания на прочность" относится не столько к физической нагрузке, хотя она очень значительна: тело в таком режиме работать просто не привыкло. Новую нагрузку испытывает мозг, которому приходится решать новые двигательные задачи. И главная нагрузка ложится на вашу волю: когда нужно выполнить следующее упражнение - раз; когда надо собрать сумку на следующую тренировку - два.
Стресс "ничего не получается" многолик и насчитывает, минимум, пять разных аспектов:
1) несоответствие собственным представлениям о себе, своих возможностях и способностях; приводит к разочарованиям разной степени тяжести. Происходит от детского желания "выглядеть круто". Самый невинный аспект такого стресса.
2) несоответствие воображаемому образу себя в глазах окружающих; сопряжено с переживанием своего места в иерархии. Наш подлинный образ в глазах окружающих нам просто неизвестен. И кто сказал, что мы вообще должны соответствовать чьим-то представлениям? Но гложет.
3) и 4) аспекты факультативные: "раньше получалось" и "у нас получалось". Принадлежат тем, кто возобновил тренировки после перерыва (это в самом деле трудно) или практиковал другую систему; очень обидно быть не в состоянии выполнить задачу, которую раньше выполнял тем же или иным способом;
5) многократная ошибка создаёт ощущение себя лохом вообще или в сравнении с другими; самый опасный аспект, поскольку вроде бы основан на объективных данных. В самом деле, если не можешь выполнить задание в первый раз, то в душе есть защита от переживания неудачи. Если ошибка повторяется от раза к разу после неоднократных объяснений и показов, пережить это безболезненно гораздо сложнее. Если при этом видишь примеры, что "другие-то делают", становится ещё тяжелее. А если это делают ученики, которые пришли вместе с тобой или позже, переживание неудачи может стать невыносимым.
Стресс "боязнь схватки". Не поражения, а самой схватки, свободной или обусловленной. Преодолевается только работой в парах. Боязнь поражения - это первый аспект стресса "ничего не получается".
Неудивительно, что из-за такого обилия стрессов на тренировки приходит так мало новичков. А ещё меньше остаются.
Было изменено: 19:32 07/06/2010.
Вопрос мотивации сейчас я оставлю за кадром. Что побуждает людей прийти - предмет отдельного рассмотрения. Что заставляет уйти или мешает остаться?
Первый стресс следует назвать "ломка распорядков". Он сводится к тому, что для включения тренировок в свой образ жизни приходится управлять своим временем, делать подвижки устоявшемся распорядке, смещать одни дела во времени, а от других отказываться. На это изначально способны немногие.
Стресс "смена образа жизни" очень похож на ломку распорядков, но заключается в управлении не временем, а своим поведением: отказе от некоторых привычек и включении новых в свою жизнь.
Стресс "места в иерархии" прост и понятен: приходя в какую либо группу, люди вступают в иерархические отношения с другими её членами. Не все способны спокойно воспринять подчинённую роль по отношению к учителю. Ещё меньше - по отношению к старшим ученикам. Опять же, не все ученики умеют себя контролировать; кого-то и на место поставить надо, за себя постоять.
Стресс "ломки стереотипов" приходится переживать всем, кто вынужден переучиваться. Он, чаще всего, - достояние тех, кто пришёл из какой-то другой системы, но может быть обусловлен и другими имеющимися двигательными стереотипами. Отказ от старого и восприятие нового очень болезненны.
Стресс "испытания на прочность" относится не столько к физической нагрузке, хотя она очень значительна: тело в таком режиме работать просто не привыкло. Новую нагрузку испытывает мозг, которому приходится решать новые двигательные задачи. И главная нагрузка ложится на вашу волю: когда нужно выполнить следующее упражнение - раз; когда надо собрать сумку на следующую тренировку - два.
Стресс "ничего не получается" многолик и насчитывает, минимум, пять разных аспектов:
1) несоответствие собственным представлениям о себе, своих возможностях и способностях; приводит к разочарованиям разной степени тяжести. Происходит от детского желания "выглядеть круто". Самый невинный аспект такого стресса.
2) несоответствие воображаемому образу себя в глазах окружающих; сопряжено с переживанием своего места в иерархии. Наш подлинный образ в глазах окружающих нам просто неизвестен. И кто сказал, что мы вообще должны соответствовать чьим-то представлениям? Но гложет.
3) и 4) аспекты факультативные: "раньше получалось" и "у нас получалось". Принадлежат тем, кто возобновил тренировки после перерыва (это в самом деле трудно) или практиковал другую систему; очень обидно быть не в состоянии выполнить задачу, которую раньше выполнял тем же или иным способом;
5) многократная ошибка создаёт ощущение себя лохом вообще или в сравнении с другими; самый опасный аспект, поскольку вроде бы основан на объективных данных. В самом деле, если не можешь выполнить задание в первый раз, то в душе есть защита от переживания неудачи. Если ошибка повторяется от раза к разу после неоднократных объяснений и показов, пережить это безболезненно гораздо сложнее. Если при этом видишь примеры, что "другие-то делают", становится ещё тяжелее. А если это делают ученики, которые пришли вместе с тобой или позже, переживание неудачи может стать невыносимым.
Стресс "боязнь схватки". Не поражения, а самой схватки, свободной или обусловленной. Преодолевается только работой в парах. Боязнь поражения - это первый аспект стресса "ничего не получается".
Неудивительно, что из-за такого обилия стрессов на тренировки приходит так мало новичков. А ещё меньше остаются.
Было изменено: 19:32 07/06/2010.