Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Forrest Gump Z  

Дата создания поста: 23 сентября 2010, 12:43

буккроссинг...

Мы больше не храним книги: мы их выбрасываем или, в соответствии с новой модой, оставляем на скамейке. В последнее десятилетие изменилось само отношение к книге в России: она превратилась в одноразовый продукт...
Буккроссинг не случайно появился именно сегодня. В последнее время я регулярно чищу свою невеликую квартиру от книг и замечаю поразительную вещь: почти всегда выбрасываются (или передаются желающим) книги, изданные в последние пять-шесть лет. Остаются на полках те, которые изданы в 1950 - 1990-х (до 1995-го) годах.
Никакого постмодернистского кризиса культуры не произошло, и писать не стали хуже - просто из культуры сделали индустрию, хотя руководить культурой теми же методами, какими руководят промышленностью, невозможно в принципе. Промышленность подхватывает чужие ноу-хау и начинает их тиражировать, но в культуре подобное тиражирование смерти подобно. Здесь
нельзя повторять успех - надо искать другие его механизмы. Художник это понимает.
Издатель - не понимает. Издатель убежден, что художника надо высосать, выжать, как лимон, пока он не начнет повторять себя и не выродится. Так же раскручивают исполнителя, в котором хоть что-то есть.
Я не утверждаю, что в советское время не издавали халтуры. Издавали, и 90 процентов тогдашних книг - от семейных саг П. Проскурина до комсомольских методичек - давно и заслуженно отправились
в макулатуру. (Правда, книги Проскурина имеют теперь историческую ценность, а в книгах Робски и этого нет - приметы времени там клишированы, почерпнуты из газет; графоманить тоже надо уметь.) Просто наряду с этой халтурой к читателю просачивалось и нечто живое - потому что в идеологическом руководстве культурой всегда есть щели. Они насмерть законопачены только в рыночные времена - потому что идеолога можно обмануть, а кассовый аппарат не обманешь. Он вообще думать не умеет.
Не надо обманываться человечной, трогательной внешностью буккроссинга. Это благотворительность по принципу "На тебе, Боже, что мне негоже" или еще прозаичнее - "Лучше в вас, чем в таз". Книга, которую хочется забыть на скамейке после прочтения, - плохая книга.
Такие одноразовые книги формируют одноразовых людей - идеально рентабельных, удобных для зарабатывания денег, но неприемлемых в личном общении: у них нет правил, с ними не о чем говорить.
Скоро их тоже будут забывать на скамейке. Своего рода флэш-моб: обмен мужьями. Он мне все уже рассказал, больше ничего не знает. Возьмите кто-нибудь, приличный муж, в хорошем состоянии, нормального питания, глаза голубые. Жена тоже ничего себе. Заберите кто-нибудь, а то комнату загромождает. Не пропадать же. Готовит опять-таки. Правда, всего два блюда, но уж в них вкладывает всю душу. Это нормальные отношения людей, воспитанных новой культурой. Они годятся один раз попить кофе, один раз переспать, один раз съездить в Египет или Анталью. Но жить с ними
нельзя. Что мы, собственно, уже и наблюдаем.(с)

Было изменено: 12:45 23/09/2010.

Комментарии:

Germanoid  
мы с вами
вольны только в собственных поступках. Не покупайте одноразовых книг.
А общество, страна, человечество...
Да, всякому заставшему СССР - жалко, больно... Противно.
Но мы вымрем, как до нас вымерли заставшие Российскую империю. Им, пожалуй, было больней. Всё, что мы можем - попытаться оставить и передать. Вопреки всемству и масскультуре. Библиотеки иногда живут дольше людей, и иногда для кого-то книга сильнее бульварной продукции. Когда к этому приложены усилия. Мои, ваши... Ещё чьи-нибудь.
Forrest Gump Z  
Germanoid
я и не покупаю...
где критерий "одноразовости"?
кто более одноразовый - Пелевин или Коэльо?
я не знаю...
есть вкус... должен быть... у людей...
Germanoid  
вкус
есть там, где он воспитан. Одни дети, шерстя семейную полку, наткнутся на Крапивина и Лукьяненко, другие так и не уйдут никуда от Гарри Поттера. ''Естественный'' же вкус всегда будет склонен к порнухе и стёбу...
А Пелевин и Коэльо - это что, два разных явления? :D))
Forrest Gump Z  
Germanoid
Пелевин и Коэльо - это два разных писателя... и всё...

а вкус надо бы развивать, но кто и как?
Germanoid  
да в курсе я,
что помянутых товарищей, как и Акунина ещё, например, многие считают писателями )) Многие также искренне считают Колю Баскова тенором.
Я про то, что явление-то одно. Можно поставить его на полку с номером и обозвать постмодерном, можно рассматривать как факт книжного бизнеса, как часть мирового заговора по оболваниванию всё ещё читающей публики и т. д., всё это дело третье. Первое дело - что всё это те самые тысячи тонн словесной руды (с), которые перелопачиваешь единого слова ради
На всякого Пушкина всегда довольно Барковых.

А вкус и развивают. Если вы о массовом вкусе. Целенаправленно и не скупясь в средствах. Раньше у нас это делало государство, коему потребна была идеологическая выдержанность, народность и социалистический реализьм. Всё остальное воспринималось им как декор и снисходительно допускалось.
Сейчас это делает крупный (мировой) производитель в рамках проекта ''идеальный потребитель''.
Массовый вкус модифицируется к потребностям производства. Потребитель должен любить то, что минимально затратно в производстве, не требует особой квалификации (какой ещё талант, о чём это?) работника и... быстро надоедает, оставив после себя желание ещё такого же чего-нить... Только нового.

Это тот вкус, который можем иметь по умолчанию.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩