буккроссинг...
Мы больше не храним книги: мы их выбрасываем или, в соответствии с новой модой, оставляем на скамейке. В последнее десятилетие изменилось само отношение к книге в России: она превратилась в одноразовый продукт...
Буккроссинг не случайно появился именно сегодня. В последнее время я регулярно чищу свою невеликую квартиру от книг и замечаю поразительную вещь: почти всегда выбрасываются (или передаются желающим) книги, изданные в последние пять-шесть лет. Остаются на полках те, которые изданы в 1950 - 1990-х (до 1995-го) годах.
Никакого постмодернистского кризиса культуры не произошло, и писать не стали хуже - просто из культуры сделали индустрию, хотя руководить культурой теми же методами, какими руководят промышленностью, невозможно в принципе. Промышленность подхватывает чужие ноу-хау и начинает их тиражировать, но в культуре подобное тиражирование смерти подобно. Здесь
нельзя повторять успех - надо искать другие его механизмы. Художник это понимает.
Издатель - не понимает. Издатель убежден, что художника надо высосать, выжать, как лимон, пока он не начнет повторять себя и не выродится. Так же раскручивают исполнителя, в котором хоть что-то есть.
Я не утверждаю, что в советское время не издавали халтуры. Издавали, и 90 процентов тогдашних книг - от семейных саг П. Проскурина до комсомольских методичек - давно и заслуженно отправились
в макулатуру. (Правда, книги Проскурина имеют теперь историческую ценность, а в книгах Робски и этого нет - приметы времени там клишированы, почерпнуты из газет; графоманить тоже надо уметь.) Просто наряду с этой халтурой к читателю просачивалось и нечто живое - потому что в идеологическом руководстве культурой всегда есть щели. Они насмерть законопачены только в рыночные времена - потому что идеолога можно обмануть, а кассовый аппарат не обманешь. Он вообще думать не умеет.
Не надо обманываться человечной, трогательной внешностью буккроссинга. Это благотворительность по принципу "На тебе, Боже, что мне негоже" или еще прозаичнее - "Лучше в вас, чем в таз". Книга, которую хочется забыть на скамейке после прочтения, - плохая книга.
Такие одноразовые книги формируют одноразовых людей - идеально рентабельных, удобных для зарабатывания денег, но неприемлемых в личном общении: у них нет правил, с ними не о чем говорить.
Скоро их тоже будут забывать на скамейке. Своего рода флэш-моб: обмен мужьями. Он мне все уже рассказал, больше ничего не знает. Возьмите кто-нибудь, приличный муж, в хорошем состоянии, нормального питания, глаза голубые. Жена тоже ничего себе. Заберите кто-нибудь, а то комнату загромождает. Не пропадать же. Готовит опять-таки. Правда, всего два блюда, но уж в них вкладывает всю душу. Это нормальные отношения людей, воспитанных новой культурой. Они годятся один раз попить кофе, один раз переспать, один раз съездить в Египет или Анталью. Но жить с ними
нельзя. Что мы, собственно, уже и наблюдаем.(с)
Было изменено: 12:45 23/09/2010.
Буккроссинг не случайно появился именно сегодня. В последнее время я регулярно чищу свою невеликую квартиру от книг и замечаю поразительную вещь: почти всегда выбрасываются (или передаются желающим) книги, изданные в последние пять-шесть лет. Остаются на полках те, которые изданы в 1950 - 1990-х (до 1995-го) годах.
Никакого постмодернистского кризиса культуры не произошло, и писать не стали хуже - просто из культуры сделали индустрию, хотя руководить культурой теми же методами, какими руководят промышленностью, невозможно в принципе. Промышленность подхватывает чужие ноу-хау и начинает их тиражировать, но в культуре подобное тиражирование смерти подобно. Здесь
нельзя повторять успех - надо искать другие его механизмы. Художник это понимает.
Издатель - не понимает. Издатель убежден, что художника надо высосать, выжать, как лимон, пока он не начнет повторять себя и не выродится. Так же раскручивают исполнителя, в котором хоть что-то есть.
Я не утверждаю, что в советское время не издавали халтуры. Издавали, и 90 процентов тогдашних книг - от семейных саг П. Проскурина до комсомольских методичек - давно и заслуженно отправились
в макулатуру. (Правда, книги Проскурина имеют теперь историческую ценность, а в книгах Робски и этого нет - приметы времени там клишированы, почерпнуты из газет; графоманить тоже надо уметь.) Просто наряду с этой халтурой к читателю просачивалось и нечто живое - потому что в идеологическом руководстве культурой всегда есть щели. Они насмерть законопачены только в рыночные времена - потому что идеолога можно обмануть, а кассовый аппарат не обманешь. Он вообще думать не умеет.
Не надо обманываться человечной, трогательной внешностью буккроссинга. Это благотворительность по принципу "На тебе, Боже, что мне негоже" или еще прозаичнее - "Лучше в вас, чем в таз". Книга, которую хочется забыть на скамейке после прочтения, - плохая книга.
Такие одноразовые книги формируют одноразовых людей - идеально рентабельных, удобных для зарабатывания денег, но неприемлемых в личном общении: у них нет правил, с ними не о чем говорить.
Скоро их тоже будут забывать на скамейке. Своего рода флэш-моб: обмен мужьями. Он мне все уже рассказал, больше ничего не знает. Возьмите кто-нибудь, приличный муж, в хорошем состоянии, нормального питания, глаза голубые. Жена тоже ничего себе. Заберите кто-нибудь, а то комнату загромождает. Не пропадать же. Готовит опять-таки. Правда, всего два блюда, но уж в них вкладывает всю душу. Это нормальные отношения людей, воспитанных новой культурой. Они годятся один раз попить кофе, один раз переспать, один раз съездить в Египет или Анталью. Но жить с ними
нельзя. Что мы, собственно, уже и наблюдаем.(с)
Было изменено: 12:45 23/09/2010.