История Гейши
Первоначально гейшами были мужчины да-да! Существует несколько версий
этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав
театра Кабуки. Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары
(в Эдо), развлекавших доблестных самураев (также их называли "хокэн" -
"шуты").
Самураи почитали развлекательное общение с женщинами в
чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому
предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и
могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с
течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с "арены"
гейш-мужчин.
ЯПОНИЯ на картинах Утагавы Тойокуни
Основными центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака
началось это в XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш,
когда они в буквальном смысле правили балом. В то же время были заложены
нормы поведения гейш, традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся
неизменными до нашего времени.
Гейши-женщины выступали
хозяйками вечеров, развлекая своих гостей-мужчин, ведя нить беседы,
выступая с игрой на различных музыкальных инструментах или услаждая слух
пением. Зачастую гейши флиртовали со своими гостями, но сохраняли при
этом своё достоинство, т. е., повторюсь, к обязательному сексу дело не
сводилось.
Каким же образом становились гейшами? Чаще всего гейшами становились
девочки из бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число),
дочери владелиц таких домов (владелиц называли матушками "ока-сан")или
дочери самих гейш. Таким образом всё своё детство будущие гейши
проводили в служанках, а затем и помощницах главных гейш. Поскольку
гейши в окия именовали друг друга сёстрами, то сами гейши являлись
старшими, а их помощницы младшими сёстрами (также начинающих гейш
называли "майко" - "ученица"). Обучение происходило по принципу: "смотри
на меня и делай как я" (метод минарай).
Гейша и чай
Будущие гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных
инструментах, искусству аранжировки цветов, умению выбирать и носить
кимоно, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, также гейши должны
были уметь вести чайную церемонию (тяною). Таким образом, они получали
практически всестороннее и неплохое для того времени образование, что
позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами, а иногда и
занимать более превосходящую позицию по отношению к своим гостям.
В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя
церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве
случаев это было имя старшей сестры). С этого момента молодая гейша
должна быть причёсана и одета соответствующим образом и тогда же старшая
сестра начинает знакомить её со своими клиентами, причем, чем их больше
и чем популярнее старшая сестра, тем лучше младшей у неё есть шанс
заранее подобрать себе "клиентскую базу".
В обязанности старшей
сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге - процедуры,
включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в
культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне
отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и
клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью.
По
окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась
полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную причёску.
Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура мидзуаге
гейшами не проводится.
ГЕЙШИ УМЕЛИ УБИВАТЬ
По достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному
графику, оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за
один час времени с клиентом. С самого начала своей карьеры гейши
создавали себе репутацию, которую старались поддерживать всеми силами.
Очень
часто индивидуальный график предусматривал то, что гейша находила себе
покровителя - "данна", с которым и проводила большую часть своего
рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла ему время наедине,
покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким бременем
цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал её
"карьерному росту", т. е. росту популярности. Гейши совершенно
необязательно заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не
могли оставить окия и матушек.
Часть своих доходов гейши отдавали в счёт заведения, зачастую часть была
довольно значительной, поэтому и вырваться из-под такой "опёки" было
довольно затруднительно. Были случаи, когда бездетные хозяйки окия
удочеряли какую-либо из своих гейш для того, чтобы передать им окия в
наследство. Таким образом они получали в своё пользование весь доход
этих гейш, а сами гейши получали доступ к обширной коллекции кимоно, без
которого деятельность гейш была просто невозможной, а также со временем
гейша могла получить окия в наследство т. е. обе стороны были вполне
довольны создавшимся союзом.
Гейша на фото начала 20 века
Сегодня гейша является одной из вполне обычных творческих профессий, как
и многие другие, отнимающей много времени. К тому же гейш становится
всё меньше и меньше сказывается конкуренция с хостесс (девушки-хостесс
развлекают гостей в ресторанах и барах, после чего счёт клиенту
предъявляется поистине астрономический). В конце 20-х гг. прошлого века
гейш было около 80 тысяч, в 80-х уже около 10 тысяч, сейчас же гейш
осталось не более тысячи, из которых в Киото проживает около сотни.
Сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, а само их присутствие
обозначает высокий уровень банкета. Однако, мир гейш не столь идеален,
как может показаться, в нём, как и в более обширном социуме, выделяются
различные индивиды, с самыми разными жизненными ценностями и
установками, у которых существуют самые различные потребности. Если
взять за пример вышеописанный банкет, то "высокие" гейши на нём в первую
очередь будут демонстрировать собственное искусство, а их товарки
рангом пониже и сакэ выпить не откажутся (следует отметить, что среди
гейш не принято принимать пищу и, тем более, спиртное, во время своих
представлений).
В искажение образа гейши внесли свою лепту американские солдаты во
времена Второй Мировой войны гейшами они называли японок, отдававшихся
им от безысходности и крайней нужды (это послужило ассоциацией
гейша=проститутка), собственно, эти японки также называли себя гейшами,
дабы заинтересовать клиентов, но при этом таковыми не являлись.
Современная поп-культура совершенно извратила образ гейши в глазах людей
Запада: появление определённых романов, посвящённых гейшам,
экранизаций, появления звёзд шоу-бизнеса в образе "гейш" - всё это
наложило определённый отпечаток на восприятие гейш, как представительниц
восточной культуры, и отпечаток неправильный.
Японский художник Утагава Тойокуни
Также следует
учитывать, что авторы большинства изданных на Западе романов о гейшах и
их быте не соответствует истинным событиям того времени, а является не
более чем стилизацией в угоду жадной до "восточных изысков" публике. При
желании узнать больше о культуре и быте обитательниц Весёлых кварталов
лучше опираться на произведения классических японских авторов.
И, напоследок, гейша как профессия и как образ жизни на сегодня
постепенно изживает себя, становясь не более чем приработком для
хорошенькой японки.
По материалам сайта
Загадочная Япония (с)
Было изменено: 14:13 09/03/2011.
Было изменено: 14:15 09/03/2011.
этих событий. Версия первая: гейшами являлся первоначальный состав
театра Кабуки. Версия вторая: гейшами называли артистов квартала Ёсивары
(в Эдо), развлекавших доблестных самураев (также их называли "хокэн" -
"шуты").
Самураи почитали развлекательное общение с женщинами в
чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей, поэтому
предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и
могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с
течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с "арены"
гейш-мужчин.
ЯПОНИЯ на картинах Утагавы Тойокуни
Основными центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака
началось это в XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш,
когда они в буквальном смысле правили балом. В то же время были заложены
нормы поведения гейш, традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся
неизменными до нашего времени.
Гейши-женщины выступали
хозяйками вечеров, развлекая своих гостей-мужчин, ведя нить беседы,
выступая с игрой на различных музыкальных инструментах или услаждая слух
пением. Зачастую гейши флиртовали со своими гостями, но сохраняли при
этом своё достоинство, т. е., повторюсь, к обязательному сексу дело не
сводилось.
Каким же образом становились гейшами? Чаще всего гейшами становились
девочки из бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число),
дочери владелиц таких домов (владелиц называли матушками "ока-сан")или
дочери самих гейш. Таким образом всё своё детство будущие гейши
проводили в служанках, а затем и помощницах главных гейш. Поскольку
гейши в окия именовали друг друга сёстрами, то сами гейши являлись
старшими, а их помощницы младшими сёстрами (также начинающих гейш
называли "майко" - "ученица"). Обучение происходило по принципу: "смотри
на меня и делай как я" (метод минарай).
Гейша и чай
Будущие гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных
инструментах, искусству аранжировки цветов, умению выбирать и носить
кимоно, традиционным танцам, каллиграфии и живописи, также гейши должны
были уметь вести чайную церемонию (тяною). Таким образом, они получали
практически всестороннее и неплохое для того времени образование, что
позволяло им на равных участвовать в беседах с мужчинами, а иногда и
занимать более превосходящую позицию по отношению к своим гостям.
В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя
церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве
случаев это было имя старшей сестры). С этого момента молодая гейша
должна быть причёсана и одета соответствующим образом и тогда же старшая
сестра начинает знакомить её со своими клиентами, причем, чем их больше
и чем популярнее старшая сестра, тем лучше младшей у неё есть шанс
заранее подобрать себе "клиентскую базу".
В обязанности старшей
сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге - процедуры,
включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в
культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне
отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и
клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью.
По
окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась
полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную причёску.
Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура мидзуаге
гейшами не проводится.
ГЕЙШИ УМЕЛИ УБИВАТЬ
По достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному
графику, оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за
один час времени с клиентом. С самого начала своей карьеры гейши
создавали себе репутацию, которую старались поддерживать всеми силами.
Очень
часто индивидуальный график предусматривал то, что гейша находила себе
покровителя - "данна", с которым и проводила большую часть своего
рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла ему время наедине,
покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким бременем
цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал её
"карьерному росту", т. е. росту популярности. Гейши совершенно
необязательно заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не
могли оставить окия и матушек.
Часть своих доходов гейши отдавали в счёт заведения, зачастую часть была
довольно значительной, поэтому и вырваться из-под такой "опёки" было
довольно затруднительно. Были случаи, когда бездетные хозяйки окия
удочеряли какую-либо из своих гейш для того, чтобы передать им окия в
наследство. Таким образом они получали в своё пользование весь доход
этих гейш, а сами гейши получали доступ к обширной коллекции кимоно, без
которого деятельность гейш была просто невозможной, а также со временем
гейша могла получить окия в наследство т. е. обе стороны были вполне
довольны создавшимся союзом.
Гейша на фото начала 20 века
Сегодня гейша является одной из вполне обычных творческих профессий, как
и многие другие, отнимающей много времени. К тому же гейш становится
всё меньше и меньше сказывается конкуренция с хостесс (девушки-хостесс
развлекают гостей в ресторанах и барах, после чего счёт клиенту
предъявляется поистине астрономический). В конце 20-х гг. прошлого века
гейш было около 80 тысяч, в 80-х уже около 10 тысяч, сейчас же гейш
осталось не более тысячи, из которых в Киото проживает около сотни.
Сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, а само их присутствие
обозначает высокий уровень банкета. Однако, мир гейш не столь идеален,
как может показаться, в нём, как и в более обширном социуме, выделяются
различные индивиды, с самыми разными жизненными ценностями и
установками, у которых существуют самые различные потребности. Если
взять за пример вышеописанный банкет, то "высокие" гейши на нём в первую
очередь будут демонстрировать собственное искусство, а их товарки
рангом пониже и сакэ выпить не откажутся (следует отметить, что среди
гейш не принято принимать пищу и, тем более, спиртное, во время своих
представлений).
В искажение образа гейши внесли свою лепту американские солдаты во
времена Второй Мировой войны гейшами они называли японок, отдававшихся
им от безысходности и крайней нужды (это послужило ассоциацией
гейша=проститутка), собственно, эти японки также называли себя гейшами,
дабы заинтересовать клиентов, но при этом таковыми не являлись.
Современная поп-культура совершенно извратила образ гейши в глазах людей
Запада: появление определённых романов, посвящённых гейшам,
экранизаций, появления звёзд шоу-бизнеса в образе "гейш" - всё это
наложило определённый отпечаток на восприятие гейш, как представительниц
восточной культуры, и отпечаток неправильный.
Японский художник Утагава Тойокуни
Также следует
учитывать, что авторы большинства изданных на Западе романов о гейшах и
их быте не соответствует истинным событиям того времени, а является не
более чем стилизацией в угоду жадной до "восточных изысков" публике. При
желании узнать больше о культуре и быте обитательниц Весёлых кварталов
лучше опираться на произведения классических японских авторов.
И, напоследок, гейша как профессия и как образ жизни на сегодня
постепенно изживает себя, становясь не более чем приработком для
хорошенькой японки.
По материалам сайта
Загадочная Япония (с)
Было изменено: 14:13 09/03/2011.
Было изменено: 14:15 09/03/2011.