Из письма
Дорогая Лосиха! Невооруженным глазом видно, что ты переживаешь. И не очень понимаешь, из-за чего. Ты была знакома с Лосем. Долго, года три. Все эти три года ты задавала себе вопрос - зачем. Зачем вы встречаетесь, что лежит в основе вашего общения. Вообще, я к таким вопросам отношусь с иронией, у меня не возникает вопроса зачем я общаюсь с людьми, с которыми я общаюсь. А если возникает - ответ, обычно, очень близко лежит, его не надо искать.
Но к твоему вопросу я так отнестись не могу - я точно знаю, что ты честно пыталась на него ответить все это время. Потому, что ты доставала этим вопросом не только себя, но и своих близких, меня в том числе. И не нашла ответа. А отношения длились! И вот, судя по-всему, на прошлой неделе ты задала этот вопрос последнему человеку, которому ты его еще не задавала - самому Лосю. Он не ответил, оскорбился и ушел. И ты теперь не можешь успокоиться, считая, что есть вопросы, которые людям не надо задавать, потому, что они якобы ставят под сомнение ценность Человека.
Знаешь, подруга, что я думаю? Ты прочитала про абсолютную ценность человека в святых книгах, которые УЧАТ как надо жить. А почему учат? Потому, что мы этого не умеем. Человек обладает абсолютной ценностью только для Бога, но отнюдь не человек для человека. Наверное, только святые могли принять человека целиком. Когда один человек решает принять другого - он принимает и все последствия этого решения. Я вспоминаю историю с Серафимом Саровским, который был дюжим мужиком, но сам отдал топор в руки тех, кто его покалечил и потом не обвинил их. Он мог понести последствия этого действия. А вот, к примеру, выходит женщина за алкоголика. Последствия действия тоже ясны, жаловаться, вроде бы, бессмысленно. А женщина несчастна. Почему-то. А потому, что брать одно, а нести - другое.
Я думаю, человеку даны разум и резон, в том числе для того, чтобы отличить свое от чужого, выносимое от невыносимого, реальное от нереального. И дана свобода - взять или не взять что-то на себя. И думать, что всякий человек для другого абсолютно ценен - абсурд.
Моя маленькая дочь сказала, что все человеческое можно понять, но любить и прощать - не обязательно. Мысль о том, что между людьми может не быть НИЧЕГО общего - очень здравая, она бережет от бессмысленных страданий (написать слово "трагедий" не двинулась рука, потому, что трагедия - переживание высокое, оно поднимает на другой уровень жизни, является, по-большому счету, высокой платой за ошибки и заблуждения. А страдания доступны и амебе, на уровне дискомфорта жизни.) Эта мысль высказывается многими достойными людьми, и значительно жестче. При этом, отметь, в этом нет ни грана снобизма, ни крошки спеси. Вообще, нет разговора о том, кто лучше, кто хуже. Разные. Разные до такой степени, что смешаться не могут. Либо один, либо другой должен покинуть среду своего обитания и стать НЕВОЛЬНЫМ эмигрантом, пришельцем в чужом мире. Со всеми вытекающими последствиями. Эмигрантская жизнь, как известно, не сахар.
Может, и хорошо, что ты честно искала? И, может, хорошо, что ты честно не нашла? Может, нет в нем ничего тебе близкого, кроме того, что он -тоже Лось?
Было изменено: 23:49 13/03/2011.
Но к твоему вопросу я так отнестись не могу - я точно знаю, что ты честно пыталась на него ответить все это время. Потому, что ты доставала этим вопросом не только себя, но и своих близких, меня в том числе. И не нашла ответа. А отношения длились! И вот, судя по-всему, на прошлой неделе ты задала этот вопрос последнему человеку, которому ты его еще не задавала - самому Лосю. Он не ответил, оскорбился и ушел. И ты теперь не можешь успокоиться, считая, что есть вопросы, которые людям не надо задавать, потому, что они якобы ставят под сомнение ценность Человека.
Знаешь, подруга, что я думаю? Ты прочитала про абсолютную ценность человека в святых книгах, которые УЧАТ как надо жить. А почему учат? Потому, что мы этого не умеем. Человек обладает абсолютной ценностью только для Бога, но отнюдь не человек для человека. Наверное, только святые могли принять человека целиком. Когда один человек решает принять другого - он принимает и все последствия этого решения. Я вспоминаю историю с Серафимом Саровским, который был дюжим мужиком, но сам отдал топор в руки тех, кто его покалечил и потом не обвинил их. Он мог понести последствия этого действия. А вот, к примеру, выходит женщина за алкоголика. Последствия действия тоже ясны, жаловаться, вроде бы, бессмысленно. А женщина несчастна. Почему-то. А потому, что брать одно, а нести - другое.
Я думаю, человеку даны разум и резон, в том числе для того, чтобы отличить свое от чужого, выносимое от невыносимого, реальное от нереального. И дана свобода - взять или не взять что-то на себя. И думать, что всякий человек для другого абсолютно ценен - абсурд.
Моя маленькая дочь сказала, что все человеческое можно понять, но любить и прощать - не обязательно. Мысль о том, что между людьми может не быть НИЧЕГО общего - очень здравая, она бережет от бессмысленных страданий (написать слово "трагедий" не двинулась рука, потому, что трагедия - переживание высокое, оно поднимает на другой уровень жизни, является, по-большому счету, высокой платой за ошибки и заблуждения. А страдания доступны и амебе, на уровне дискомфорта жизни.) Эта мысль высказывается многими достойными людьми, и значительно жестче. При этом, отметь, в этом нет ни грана снобизма, ни крошки спеси. Вообще, нет разговора о том, кто лучше, кто хуже. Разные. Разные до такой степени, что смешаться не могут. Либо один, либо другой должен покинуть среду своего обитания и стать НЕВОЛЬНЫМ эмигрантом, пришельцем в чужом мире. Со всеми вытекающими последствиями. Эмигрантская жизнь, как известно, не сахар.
Может, и хорошо, что ты честно искала? И, может, хорошо, что ты честно не нашла? Может, нет в нем ничего тебе близкого, кроме того, что он -тоже Лось?
Было изменено: 23:49 13/03/2011.