Допустимо ли принуждение к героизму?
Йенс-Кристиан Рабе
На разрушенных японских реакторах остается работать последняя группа добровольцев, которые с большой вероятностью пожертвуют своей жизнью. Йенс-Кристиан Рабе задается в газете Suddeutsche Zeitung вопросом: может ли либерально-демократическое общество принудить своих граждан к героизму?
"Похоже на то, что в Японии приходится жертвовать жизнями одних людей ради сохранения жизни других, - пишет автор. - Другими словами: для того, чтобы продолжить охлаждение поврежденного реактора, насколько это возможно, требуются помощники, которым придется подвергнуться облучению, наносящему тяжелый ущерб человеческому организму".
"Но Япония - не авторитарное государство, - продолжает газета. - Вскоре после того как в 1986 году случилась катастрофа в Чернобыле, советское руководство направило туда тысячи молодых солдат, так называемых ликвидаторов... Японское правительство такой возможности не имеет".
Как отмечает автор, подобного рода морально-этические проблемы в той или иной степени затрагиваются с разной степенью убедительности и разрешаются в знаменитых голливудских фильмах "День независимости", "Армагеддон" и "Гран Торино".
В общественно-политической системе, "в которой индивидууму приходится отстаивать свои интересы в столкновении с обществом, как это сплошь и рядом происходит в современном обществе информационного капитализма, солидарность становится весьма сомнительным достоинством", - констатирует Рабе. "В условиях либеральной демократии чувство долга по отношению к своей стране, своему обществу или государству не является имманентным для данной системы. И уж ни в коем случае не является обязанностью. К счастью. Однако атомная катастрофа, подобная нынешней в Японии, является предположительно крупнейшим несчастьем в истории постгероического общества - как с экологической, так и с политической точки зрения... Освобождение от принуждения к героизму является одним из самых парадоксальных завоеваний в истории человечества".
Доминирующее в сегодняшнем обществе либеральной демократии представление, почти что догма, состоит в том, что жизнь человека ни в коем случае не должна становиться средством для достижения цели, подчеркивает автор. Не в последнюю очередь поэтому политики так неохотно называли операции в Ираке и Афганистане "войнами". Ведь всякий знает, что войн без погибших не бывает. Но в случае использования людей при охлаждении реактора на АЭС "Фукусима-1", при котором вероятность их смерти столь велика, эта проблема обретает еще большую остроту.
***
Этот мир обречен. Я всегда считал, что либерализм это политика очень жирных и очень спокойных стран. Тех, где практически ничего опасного не происходит, где риск сдохнуть при выполнении своих обязанностей сохраняется только у полицейских, спасателей, пожарных и военных. И я считаю, что либерализм вреден для любой страны, которой придется столкнуться с масштабной угрозой, т. к. никто не будет рисковать собой ради других, сколько бы там на другой чаше весов не лежало.
Вот простой и доходчивый пример. Нужно открыть заслонку в трубопроводе рядом с реактором. Если ее открыть, то пойдет вода и сотни тысяч человек не облучатся, не заболеют, не умрут и даже смогут вернуться в свои дома. Но тот, кто это сделает неминуемо погибнет... Один и сотни тысяч. Что важнее для нации? И давайте не будем говорить про слезу ребенка: пусть даже 10 тысяч детей будут плакать час, даже если они все дружно описаются, то все равно жидкости не хватит для охлаждения даже килограмма топлива. Запомните, в моменты катастроф гуманизм не работает.
В случае с Фукусимой все еще веселее. Работать в мощных радиационных полях... можно. Только очень, очень недолго. Что бы не гробить людей их нужно часто менять. Вот откуда взялись эти сотни тысяч ликвидаторов в 1986-м. Набрал "партизан" 25 БЭР? Демобилизован. Другой вопрос, что "партизаны" набирали гораздо больше, но в теории все было именно так. Однако японцы ничего подобного не делали, и, по ходу, не делают. Чинуки сбрасывали воду, пролетая над реактором с такой скоростью, как будто находились в полях мощностью не 9Р, а все 90. В результате все 5 вылетов превратились в показуху. В итоге спалили тонны горючки, экипажи все равно получили облучение, а в БВ попали какие-то жалкие крохи, которые ничего не изменили.
С другой стороны, если подойти, зависнуть, прицелиться, сбросить, уйти, то на всю операцию понадобится минут 10, а то и меньше. Честные полтора БЭР. В Чернобыле норма была 2 бэр в день, причем эту дозу считали только в момент работы. А ведь до объекта нужно было еще добраться и выбраться обратно, так что реально люди получали и 3 и 4 бэр в день. Ладно, пусть даже 2 вылета в день сделает каждый экипаж, то тогда 10 бэр наберется за 3 дня, а 25 так вообще... С этим можно нормально жить. Долго жить. И от такой работы будет толк. Сколько людей облучатся на земле в куда более жутких полях, пытаясь сделать то, чего не сделали трусоватые летчики? Сколько тысяч людей накроет радиоактивный выхлоп от раскалившегося бассейна? Сколько стариков, помнящих ядерные бомбардировки, умрут от холода и неизвестности в спортзалах школ, куда собирают эвакуированных?
Все таки, в подобных ситуациях, я считаю, должен работать принцип наименьшего зла. Иначе те же экипажи Чинуков откажутся от боевого вылета, как только узнают, что их могут сбить. Да и вообще интересная картинка получается... Весь мир требует от японцев скорейшего решения проблемы, но в то же время готовится гневно их осуждать за жертвы при ликвидации аварии. Сначала мы превращаем самураев в либеральных слизняков, а потом требуем от них самопожертвования, что бы радиоактивное облако не дошло до Калифорнии.
Было изменено: 9:01 18/03/2011.
На разрушенных японских реакторах остается работать последняя группа добровольцев, которые с большой вероятностью пожертвуют своей жизнью. Йенс-Кристиан Рабе задается в газете Suddeutsche Zeitung вопросом: может ли либерально-демократическое общество принудить своих граждан к героизму?
"Похоже на то, что в Японии приходится жертвовать жизнями одних людей ради сохранения жизни других, - пишет автор. - Другими словами: для того, чтобы продолжить охлаждение поврежденного реактора, насколько это возможно, требуются помощники, которым придется подвергнуться облучению, наносящему тяжелый ущерб человеческому организму".
"Но Япония - не авторитарное государство, - продолжает газета. - Вскоре после того как в 1986 году случилась катастрофа в Чернобыле, советское руководство направило туда тысячи молодых солдат, так называемых ликвидаторов... Японское правительство такой возможности не имеет".
Как отмечает автор, подобного рода морально-этические проблемы в той или иной степени затрагиваются с разной степенью убедительности и разрешаются в знаменитых голливудских фильмах "День независимости", "Армагеддон" и "Гран Торино".
В общественно-политической системе, "в которой индивидууму приходится отстаивать свои интересы в столкновении с обществом, как это сплошь и рядом происходит в современном обществе информационного капитализма, солидарность становится весьма сомнительным достоинством", - констатирует Рабе. "В условиях либеральной демократии чувство долга по отношению к своей стране, своему обществу или государству не является имманентным для данной системы. И уж ни в коем случае не является обязанностью. К счастью. Однако атомная катастрофа, подобная нынешней в Японии, является предположительно крупнейшим несчастьем в истории постгероического общества - как с экологической, так и с политической точки зрения... Освобождение от принуждения к героизму является одним из самых парадоксальных завоеваний в истории человечества".
Доминирующее в сегодняшнем обществе либеральной демократии представление, почти что догма, состоит в том, что жизнь человека ни в коем случае не должна становиться средством для достижения цели, подчеркивает автор. Не в последнюю очередь поэтому политики так неохотно называли операции в Ираке и Афганистане "войнами". Ведь всякий знает, что войн без погибших не бывает. Но в случае использования людей при охлаждении реактора на АЭС "Фукусима-1", при котором вероятность их смерти столь велика, эта проблема обретает еще большую остроту.
***
Этот мир обречен. Я всегда считал, что либерализм это политика очень жирных и очень спокойных стран. Тех, где практически ничего опасного не происходит, где риск сдохнуть при выполнении своих обязанностей сохраняется только у полицейских, спасателей, пожарных и военных. И я считаю, что либерализм вреден для любой страны, которой придется столкнуться с масштабной угрозой, т. к. никто не будет рисковать собой ради других, сколько бы там на другой чаше весов не лежало.
Вот простой и доходчивый пример. Нужно открыть заслонку в трубопроводе рядом с реактором. Если ее открыть, то пойдет вода и сотни тысяч человек не облучатся, не заболеют, не умрут и даже смогут вернуться в свои дома. Но тот, кто это сделает неминуемо погибнет... Один и сотни тысяч. Что важнее для нации? И давайте не будем говорить про слезу ребенка: пусть даже 10 тысяч детей будут плакать час, даже если они все дружно описаются, то все равно жидкости не хватит для охлаждения даже килограмма топлива. Запомните, в моменты катастроф гуманизм не работает.
В случае с Фукусимой все еще веселее. Работать в мощных радиационных полях... можно. Только очень, очень недолго. Что бы не гробить людей их нужно часто менять. Вот откуда взялись эти сотни тысяч ликвидаторов в 1986-м. Набрал "партизан" 25 БЭР? Демобилизован. Другой вопрос, что "партизаны" набирали гораздо больше, но в теории все было именно так. Однако японцы ничего подобного не делали, и, по ходу, не делают. Чинуки сбрасывали воду, пролетая над реактором с такой скоростью, как будто находились в полях мощностью не 9Р, а все 90. В результате все 5 вылетов превратились в показуху. В итоге спалили тонны горючки, экипажи все равно получили облучение, а в БВ попали какие-то жалкие крохи, которые ничего не изменили.
С другой стороны, если подойти, зависнуть, прицелиться, сбросить, уйти, то на всю операцию понадобится минут 10, а то и меньше. Честные полтора БЭР. В Чернобыле норма была 2 бэр в день, причем эту дозу считали только в момент работы. А ведь до объекта нужно было еще добраться и выбраться обратно, так что реально люди получали и 3 и 4 бэр в день. Ладно, пусть даже 2 вылета в день сделает каждый экипаж, то тогда 10 бэр наберется за 3 дня, а 25 так вообще... С этим можно нормально жить. Долго жить. И от такой работы будет толк. Сколько людей облучатся на земле в куда более жутких полях, пытаясь сделать то, чего не сделали трусоватые летчики? Сколько тысяч людей накроет радиоактивный выхлоп от раскалившегося бассейна? Сколько стариков, помнящих ядерные бомбардировки, умрут от холода и неизвестности в спортзалах школ, куда собирают эвакуированных?
Все таки, в подобных ситуациях, я считаю, должен работать принцип наименьшего зла. Иначе те же экипажи Чинуков откажутся от боевого вылета, как только узнают, что их могут сбить. Да и вообще интересная картинка получается... Весь мир требует от японцев скорейшего решения проблемы, но в то же время готовится гневно их осуждать за жертвы при ликвидации аварии. Сначала мы превращаем самураев в либеральных слизняков, а потом требуем от них самопожертвования, что бы радиоактивное облако не дошло до Калифорнии.
Было изменено: 9:01 18/03/2011.