Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 18 апреля 2011, 23:07
Так жить низзя! (вывод не мой; но мне тоже так кажжца)
ОТкуда-то... прислали.
Цитата - длинная.
Жить в Москве стало невозможно -
эту фразу я последнее
время слышу практически повсеместно. От соседа, переезжающего в
загородный дом. От коллеги, уехавшего в Таиланд. От знакомой,
отказавшейся от престижной работы ради той, до которой можно добраться
пешком. От врача, утешающего меня, что я не первая, кто в зрелом
возрасте познакомился с аллергией.Что именно делает
Москву непригодной для жизни? Причина первая - теснота. Нас в Москве
даже по официальной статистике 11, 5 миллионов человек. На самом деле,
конечно же, больше. Но даже официальные данные - это вдвое больше, чем
в Гонконге или Бангкоке. Между тем, по площади Москва даже чуть меньше,
чем эти города, признанные одними из самых тесных в мире: в Бангкоке на
1100 кв. км проживает 5 миллионов человек, в Гонконге на площади в 1104
кв. км - 6 миллионов. В Москве 11, 5 миллионов сидят друг у друга на
головах на площади в 1090 кв. километров.Теснота, в
общем-то, является главной причиной других раздражающих факторов, будь
то автомобильные пробки или пресловутые столичные хамство и равнодушие.
Во многом именно теснотой можно объяснить и еще один раздражающий
фактор - шум.А ведь мы даже не понимаем, насколько
Москва шумный город, пока не уезжаем куда-нибудь на дачу или в
провинцию. Да что там провинция - моя мама, переехав всего лишь за
километр от МКАД в квартиру с окнами во двор, первую неделю не могла
заснуть. "Тихо, как в могиле", - жаловалась она.А я
возненавидела за последние годы "Полет шмеля" Римского-Корсакова.
Потому что именно с этого вот "жжжи", усиленного раз в сто,
начинается для меня теплое время года. Это толпа мотоциклистов выехала
кататься под окнами. Пятнадцать лет назад я выбрала квартиру за вид из
окон, а небольшая объездная дорога просто не принималась во внимание.
Сегодня эта дорога, по которой прежде проезжало три машины в час,
забита транспортом как Садовое кольцо, движение не прекращается ни
днем, ни ночью. Да еще мотоциклисты, любящие ее за непревзойденную
прямоту на протяжении нескольких километров!В таком
положении сегодня находятся многие: когда дома проектировались, никто
не ожидал, что на дорогах под окнами будет такой мощный трафик. Жители
домов страдают от шума и выхлопных газов, а автомобилисты - от пробок
на узких дорогах, которые некуда расширить - дома стоят практически на
обочине.Теснота давит и на цены на жилье - если
пересчитать цену столичных "квадратов" с учетом комфортности
проживания, то многие провинциальные города, не говоря уж о Питере,
дадут Москве фору.
Инфраструктура тоже пала жертвой тесноты. Мы ведь
сегодня даже не жалуемся на обслуживание в поликлинике, учебный процесс
в школе или воспитание в детском саду. Не до жалоб - хорошо, если в
детсаду или школе вообще найдется местечко, если врач примет, если на
УЗИ запишут на следующей месяц и т. д.Можно ли
справиться с теснотой? Разумеется. Но путь для этого только один:
создание городской агломерации. Москва и Подмосковье должны
объединиться - пусть не административно, но экономически и в
градостроительном смысле - несомненно. Для России это пока невиданно, а
вот в мире таких агломераций пруд пруди, начиная с самой знаменитой -
Нью-йоркской.Однако расширение площади проживания
означает, что должна меняться не просто градостроительная политика -
должны меняться правила жизни.Прежде всего,
производства из Москвы должны быть выведены, причем даже не в
Подмосковье, а, скорее всего, в иные области. Такого нет нигде в мире,
чтобы мегаполис был одновременно административной столицей, финансовым
центром и промышленным кластером.
Даже столичные и бизнес-сервисные
функции совмещать в одном городе редко удается без проблем - примером
тому Лондон и Париж. А уж выпускать грузовики, станки, шины и ткани в
том же городе не пробовали даже в знаменитом своими неудобствами Мехико.
Это
неспроста - промпроизводство редко может предложить конкурентные с
финансовым и сервисным бизнесом зарплаты. Следовательно, коренные
жители на них не идут. Идут - вернее, едут, создавая мощную маятниковую
миграцию, - жители области.
Впрочем, в последнее время и в области
появляются конкурентные предложения, поэтому производства все чаще
используют труд гастрабайтеров. Часто - нелегальных, потому что никто в
здравом уме не разрешит ввезти в Москву для производства иголок
несколько сотен иностранных граждан. Так зачем производить эти иголки в
Москве? Что, жители, например, деревень Рязанщины или Псковщины хуже
справятся с работой, чем деревенские жители Киргизии или Таджикистана?
Гастарбайтеры -
это тоже проблема. Причем, именно Москвы и прилегающих подмосковных
территорий. На остальной части Среднерусской возвышенности их меньше, а
те, что есть, сильнее мотивированы на ассимиляцию, на долгосрочное
проживание, даже при цели заработать денег и уехать. В московском
регионе количество иностранной рабочей силы давно диалектически перешло
в качество труда и трудовых отношений. Гастарбайтеры стали
коррупционным фактором: им можно платить треть зарплаты, прикарманивая
остальное, с ними можно не заморачиваться качеством работы, а деньги за
"сэкономленные" стройматериалы положить в карман, с них самих, наконец,
можно брать взятки. Мигранты платят ответной монетой: норовят
схалтурить, на каждом шагу требуют денег, могут обмануть, да и просто
стащить, что плохо лежит. Видя, что к ним относятся как сору, они сами
не хотят смешиваться "с этими москвичами", бывает, даже бравируют этим.
Повторяю -
это не проблема каких-то "особенных" мигрантов, приезжающих в Москву,
это проблема взаимоотношений их со столичными и подмосковными
работодателями. Причем проблема, вызванная именно невероятной и
неразумной концентрацией иностранной рабочей силы.Есть
у проблемы гастарбайтеров и еще один аспект - экономический. Ведь когда
несколько миллионов человек живут в мегаполисе, не оплачивая налогами
его существование, это ухудшает качество жизни всех жителей данного
мегаполиса. Что, опять же, не способствует любви к гостям.
Наконец,
Москва - грязный город. Речь не о мусоре - хотя вид весенних газонов,
загаженных, в буквальном смысле этого слова, братьями нашими меньшими,
не радует взор. Грязен столичный воздух, напоенный не только выбросами
работающих предприятий (я знаю, что это такое - Капотня под боком), но
и выхлопами нашего не самого лучшего в мире бензина из не самых
экологичных в мире двигателей. "Слушай, там воздух у автомагистрали
пахнет фиалками!", - восторженно рассказывал мне приятель, побывав в
Сингапуре. Еще бы - в этом городе-государстве самые строгие нормы в
мире для автомобильных двигателей, а этилированный бензин был запрещен
раньше, чем в ЕС. У нас же даже введение стандарта Евро-4 отложено на
2012 г...
"Выхода нет" - все чаще вспоминается мне роковая надпись на дверях метро...
Цитата - длинная.
Жить в Москве стало невозможно -
эту фразу я последнее
время слышу практически повсеместно. От соседа, переезжающего в
загородный дом. От коллеги, уехавшего в Таиланд. От знакомой,
отказавшейся от престижной работы ради той, до которой можно добраться
пешком. От врача, утешающего меня, что я не первая, кто в зрелом
возрасте познакомился с аллергией.Что именно делает
Москву непригодной для жизни? Причина первая - теснота. Нас в Москве
даже по официальной статистике 11, 5 миллионов человек. На самом деле,
конечно же, больше. Но даже официальные данные - это вдвое больше, чем
в Гонконге или Бангкоке. Между тем, по площади Москва даже чуть меньше,
чем эти города, признанные одними из самых тесных в мире: в Бангкоке на
1100 кв. км проживает 5 миллионов человек, в Гонконге на площади в 1104
кв. км - 6 миллионов. В Москве 11, 5 миллионов сидят друг у друга на
головах на площади в 1090 кв. километров.Теснота, в
общем-то, является главной причиной других раздражающих факторов, будь
то автомобильные пробки или пресловутые столичные хамство и равнодушие.
Во многом именно теснотой можно объяснить и еще один раздражающий
фактор - шум.А ведь мы даже не понимаем, насколько
Москва шумный город, пока не уезжаем куда-нибудь на дачу или в
провинцию. Да что там провинция - моя мама, переехав всего лишь за
километр от МКАД в квартиру с окнами во двор, первую неделю не могла
заснуть. "Тихо, как в могиле", - жаловалась она.А я
возненавидела за последние годы "Полет шмеля" Римского-Корсакова.
Потому что именно с этого вот "жжжи", усиленного раз в сто,
начинается для меня теплое время года. Это толпа мотоциклистов выехала
кататься под окнами. Пятнадцать лет назад я выбрала квартиру за вид из
окон, а небольшая объездная дорога просто не принималась во внимание.
Сегодня эта дорога, по которой прежде проезжало три машины в час,
забита транспортом как Садовое кольцо, движение не прекращается ни
днем, ни ночью. Да еще мотоциклисты, любящие ее за непревзойденную
прямоту на протяжении нескольких километров!В таком
положении сегодня находятся многие: когда дома проектировались, никто
не ожидал, что на дорогах под окнами будет такой мощный трафик. Жители
домов страдают от шума и выхлопных газов, а автомобилисты - от пробок
на узких дорогах, которые некуда расширить - дома стоят практически на
обочине.Теснота давит и на цены на жилье - если
пересчитать цену столичных "квадратов" с учетом комфортности
проживания, то многие провинциальные города, не говоря уж о Питере,
дадут Москве фору.
Инфраструктура тоже пала жертвой тесноты. Мы ведь
сегодня даже не жалуемся на обслуживание в поликлинике, учебный процесс
в школе или воспитание в детском саду. Не до жалоб - хорошо, если в
детсаду или школе вообще найдется местечко, если врач примет, если на
УЗИ запишут на следующей месяц и т. д.Можно ли
справиться с теснотой? Разумеется. Но путь для этого только один:
создание городской агломерации. Москва и Подмосковье должны
объединиться - пусть не административно, но экономически и в
градостроительном смысле - несомненно. Для России это пока невиданно, а
вот в мире таких агломераций пруд пруди, начиная с самой знаменитой -
Нью-йоркской.Однако расширение площади проживания
означает, что должна меняться не просто градостроительная политика -
должны меняться правила жизни.Прежде всего,
производства из Москвы должны быть выведены, причем даже не в
Подмосковье, а, скорее всего, в иные области. Такого нет нигде в мире,
чтобы мегаполис был одновременно административной столицей, финансовым
центром и промышленным кластером.
Даже столичные и бизнес-сервисные
функции совмещать в одном городе редко удается без проблем - примером
тому Лондон и Париж. А уж выпускать грузовики, станки, шины и ткани в
том же городе не пробовали даже в знаменитом своими неудобствами Мехико.
Это
неспроста - промпроизводство редко может предложить конкурентные с
финансовым и сервисным бизнесом зарплаты. Следовательно, коренные
жители на них не идут. Идут - вернее, едут, создавая мощную маятниковую
миграцию, - жители области.
Впрочем, в последнее время и в области
появляются конкурентные предложения, поэтому производства все чаще
используют труд гастрабайтеров. Часто - нелегальных, потому что никто в
здравом уме не разрешит ввезти в Москву для производства иголок
несколько сотен иностранных граждан. Так зачем производить эти иголки в
Москве? Что, жители, например, деревень Рязанщины или Псковщины хуже
справятся с работой, чем деревенские жители Киргизии или Таджикистана?
Гастарбайтеры -
это тоже проблема. Причем, именно Москвы и прилегающих подмосковных
территорий. На остальной части Среднерусской возвышенности их меньше, а
те, что есть, сильнее мотивированы на ассимиляцию, на долгосрочное
проживание, даже при цели заработать денег и уехать. В московском
регионе количество иностранной рабочей силы давно диалектически перешло
в качество труда и трудовых отношений. Гастарбайтеры стали
коррупционным фактором: им можно платить треть зарплаты, прикарманивая
остальное, с ними можно не заморачиваться качеством работы, а деньги за
"сэкономленные" стройматериалы положить в карман, с них самих, наконец,
можно брать взятки. Мигранты платят ответной монетой: норовят
схалтурить, на каждом шагу требуют денег, могут обмануть, да и просто
стащить, что плохо лежит. Видя, что к ним относятся как сору, они сами
не хотят смешиваться "с этими москвичами", бывает, даже бравируют этим.
Повторяю -
это не проблема каких-то "особенных" мигрантов, приезжающих в Москву,
это проблема взаимоотношений их со столичными и подмосковными
работодателями. Причем проблема, вызванная именно невероятной и
неразумной концентрацией иностранной рабочей силы.Есть
у проблемы гастарбайтеров и еще один аспект - экономический. Ведь когда
несколько миллионов человек живут в мегаполисе, не оплачивая налогами
его существование, это ухудшает качество жизни всех жителей данного
мегаполиса. Что, опять же, не способствует любви к гостям.
Наконец,
Москва - грязный город. Речь не о мусоре - хотя вид весенних газонов,
загаженных, в буквальном смысле этого слова, братьями нашими меньшими,
не радует взор. Грязен столичный воздух, напоенный не только выбросами
работающих предприятий (я знаю, что это такое - Капотня под боком), но
и выхлопами нашего не самого лучшего в мире бензина из не самых
экологичных в мире двигателей. "Слушай, там воздух у автомагистрали
пахнет фиалками!", - восторженно рассказывал мне приятель, побывав в
Сингапуре. Еще бы - в этом городе-государстве самые строгие нормы в
мире для автомобильных двигателей, а этилированный бензин был запрещен
раньше, чем в ЕС. У нас же даже введение стандарта Евро-4 отложено на
2012 г...
"Выхода нет" - все чаще вспоминается мне роковая надпись на дверях метро...