ПРОХОРОВКА и ЦИТАТЫ
... Я вспоминал. Хороший момент для воспоминаний. Словно это было вчера. Мне тринадцать лет, и нам прислали высочайше одобренные учебники. В том числе и по истории. Империя с некоторых пор была очень озабочена унификацией "воспитательного процесса", все, разумеется, во имя "уменьшения центробежных тенденций". Нам тоже прислали. Целый транспорт школьных учебников. Единая программа. Единые "идеологические ориентиры". Единое воспитание. Единая человеческая раса. Единая Империя, которая, само собой, юбер аллеc!
Я до сих пор помню брезгливую усмешку нашей учительницы истории, Нины Степановны. Мы не слишком почтительно звали её за глаза Степанидой, а она обижалась. В школе, где она работала до того, как перейти в нашу сто восемьдесят пятую, её ласково именовали Ниночкой. Она держала красивую, блестящую множеством красок и лакированной обложкой книгу словно какое-то мерзкое насекомое, к примеру помоечного таракана. Или, скажем, дохлую крысу. Тоже, соответственно, помоечную.
Она молча стояла перед нашим классом, и никто, даже неугомонный Пашка Константинов, не рискнул не то что зашептаться с соседом, но и даже вздохнуть.
Ребята, негромко сказала Нина Степановна, не отрывая взгляда от книги. Мы с вами ещё не изучали всерьёз Отечественную войну. Мы должны были заняться этим только через два года, в девятом классе Но я вижу, что начинать придётся прямо сейчас. То, что сказано в этой книге, неправда. Большая ложь. Книгу написали наши враги. Они хотят, чтобы вы выросли... послушными. А мы, русские, послушными никогда не были. Тут много лжи, в этой книге. Многое искусно спрятано. Многое вам будет не найти самим. К сожалению, стандартные тесты вам придётся сдавать именно по этим учебникам. Так что зубрить всё равно придётся. Но это даже хорошо. Мы начнём изучать новый предмет. Историю правды.
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого в семье остались... реликвии. Письма с фронта... старые книги... фотографии...
Медленно поднялась одна рука. Сашка Фёдоров. Другая, Колька Андреев. Алка Вецпер, моя соседка по парте. Ирка Андреева, самая красивая девчонка класса. Ещё, ещё, ещё... Аккуратненькая белокурая умница Маша Смирнова. И другая Смирнова только Наташа, Аня Кноринг, Лена Будрина, Юля Пинус, Нина Здуновская, Герка Сокуренко, Паша Смирнов, Гена Хролов, Володя Баяндин...
Руки подняли почти все. Почти в каждой семье остались тщательно сберегаемые Письма. Да, именно так, с большой буквы. Не письма а Письма. Письмами с маленькой буквы были все остальные. Но не эти, запаянные в прозрачный пластик. "Хранить вечно". Всё-таки много успели сделать тогда, в последние дни...
Так вот, продолжала Нина Степановна. Вот что написано в этом, с позволения сказать, учебнике, она обвела нас всех взглядом, а потом вдруг резко перебила себя, но, надеюсь, вы понимаете, что говорить, если сюда нагрянет инспекция... и заговорщически нам подмигнула.
Она не боялась никого и ничего, наша Нина Степановна. За что потом и поплатилась. Она окажется до конца связанной с "непримиримыми", с теми, кто даже после подписания договора с Империей пытался подрывать радиоуправляемыми фугасами мышиного цвета бронетранспортёры с чёрно-белыми крестами. Она была их связной. И хранила дома оружие. И взрывчатку. Один из последних приговоров по делу "о вооружённом сопротивлении" был вынесен именно ей. Она получила двадцать лет каторги на Сваарге. За весь процесс она не произнесла ни единого слова. Не ответила ни на один вопрос. Отказалась от предложения написать кайзеру прошение о помиловании. Хотя все понаехавшие имперцы в один голос утверждали, что его величество очень озабочен и ждёт только формального повода, чтобы помиловать пожилую учительницу, чья отправка на каторгу будет крайне негативно воспринята общественным мнением метрополии, не говоря уж о "нововоссоединившихся планетах".
Она не попросила. И отправилась на каторгу. Гордая, прямая. Несломленная. Зная, что обратно уже не вернётся...
Но до этого было ещё далеко. А тогда она читала нам из присланного учебника...
"Никогда ни Германский Рейх, ни германская нация не были врагами других наций. Германская армия воевала с бесчестными политиками, ввергшими свои народы в ужасную войну. И чтобы как можно скорее покончить со страданиями людей по обе стороны фронта, офицерами Генерального Штаба была создана теория молниеносной войны". Она позволяла быстро окружить армии противника, принудить их к сдаче без большого кровопролития. Рассмотрим для примера операцию германской армии на Балканском полуострове..."
"Никогда германский народ не испытывал никаких отрицательных чувств к великому русскому народу, который не раз оказывался союзником германского народа, как, например, во время Освободительной Войны 1813 1815 годов или во время Франко-Прусской войны 1870 года... И во время Второй мировой войны германская нация не сражалась с русским народом. Война велась против коммунистического режима Советского Союза, режима, причинившего неисчислимые бедствия своим собственным гражданам, ограбившего рабочих, отобравшего землю у крестьян и уничтожившего всех образованных людей, несогласных с его политикой..."
И так далее и тому подобное. Ложь, сплетённая с правдой, самый страшный вид лжи...
Но мы знали правду. Знали, кто дошёл до Берлина. И что война прекратилась отнюдь не в результате "секретных пятисторонних переговоров полномочных представителей в Берне, завершившихся подписанием мирного договора в Потсдаме, предопределившим грядущее воссоединение великой Германии". Мы помним наше знамя цвета крови над серыми куполами поверженной вражьей столицы.
Мы помним, пока мы живы. Или, вернее, можно сказать мы, русские, будем жить, покуда помним всё это.
***
... К концу дня 11 июля 1943 года 5-я гвардейская танковая армия сосредоточилась в районе контрудара. Командующий Воронежским фронтом маршал Ватутин усилил армию генерала Ротмистрова 2-м гвардейским танковым Корпусом, 2-м танковым корпусом, 1529-м самоходно-артиллерийским полком, 522-м и 148-м гаубичными артиллерийскими полками, 148-м и 93-м пушечными артиллерийскими полками, а также 16-м и 80-м полками гвардейских миномётов. Вернувшись в штаб, вечером 11 июля генерал Ротмистров передал своим частям приказ Ватутина, гласивший: "На рассвете 12 июля во взаимодействии с войсками 1-й танковой и 5-й гвардейской армий нанести решительный удар с целью разгрома противника юго-западнее Прохоровки и к концу дня выйти на линию Красная Дубрава Яковлева".
Я бы хотел оказаться там. В аду и грохоте столкнувшихся танковых лавин. Пятая гвардейская танковая армия, устремившаяся в самоубийственную атаку, без малого две пятых машин (тридцать девять процентов, если быть точным) в её боевых порядках составляли лёгкие Т-70, не представлявшие практически никакой угрозы для тяжёлых "тигров", "пантер" и Т-IV кроме как с дистанции пистолетного выстрела.
... Численность танков в танковых корпусах 5-й гвардейской танковой армии на 11 июля:
18-й танковый корпус: "Черчилъ" 21; Т-34 103, Т-60 и Т-70 63;
29-й танковый корпус: KB 1, Т-34 130, Т-60 и Т-70 85; СУ -76 9; СУ-122 12...
233 "тридцатьчетверки" и 148 лёгких танков, бесполезных даже в ближнем бою...
Там умирали мои предки. На скверных "тридцатьчетверках" с ещё более скверной оптикой против первоклассных боевых машин Рейха, поражавших русские танки с двух километров против жалких пятисот метров, с которых пушка Т-34 ещё могла осилить немецкую броню.
Пятая гвардейская потеряла в том бою три четверти своих танков. Но задачу она выполнила. Рейх не прошёл в Прохоровку. И пусть тот же Гланц задним числом теперь уверяет, что танковый корпус СС "и не собирался наступать". Пусть. Я знаю правду.
(с) Ник Перумов "Череп на рукаве"
***
Честности для, нужно отметить, что жуткие потери в танках под Прохоровкой это не следствие встречного танкового боя. Нашим нужно было во что бы то ни стало отбить территорию, предназначенную для развертывания сил Степного фронта, который был специально создан для мощнейшего контрудара. Буквально накануне немцам удалось захватить ключевые деревни, без обладания которыми контрудар был бы не эффективным и слабым. Для развертывания сил, эти деревни нужно было отбить. Для этого 4 танковых бригады должны были выбить немцев из захваченных накануне населенных пунктов. Но немцы за ночь стянули в эти деревни практически всю ПТА, которая была в их распоряжении и 4 бригады были сожжены этими пушками... Что бы оправдать чудовищные потери, нашими был выдуман встречный танковый бой.
В реальности выдуманная Прохоровка действительно имела место, но позже и в другом месте -- под Фастовым. В той бойне встречного танкового боя, панцерваффе потеряло практически всю технику двух танковых дивизий СС, брошенных на закрытие нашего прорыва, а тридцатьчетверки и ИС-ы вышли в мягкое подбрюшье Майнштейна, которому пришлось срочно отводить свои части.
С другим знаком реальная Прохоровка повторилась в Венгрии. Когда 6 элитных танковых дивизий СС, брошенных в мощнейший контрудар, были измотаны и
практически полностью
выбиты войсками Толбухина. Войска СС не смогли выполнить поставленную задачу, будучи практически полностью деморализованными после ужасающих потерь в технике. В наказание Гитлер запретил Лейбштандарте АГ носить нарукавные нашивки со своим именем. Зепп Дитрих не довел этот приказ до личного состава дивизии, вполне оправданно считая, что подчиненные ему войска выполнили свой долг полностью. Однако, пробить любовно подготовленную, с иезуитским коварством выстроенную Толбухиным ПТО, было практически невозможно...
Было изменено: 10:50 09/05/2011.
Я до сих пор помню брезгливую усмешку нашей учительницы истории, Нины Степановны. Мы не слишком почтительно звали её за глаза Степанидой, а она обижалась. В школе, где она работала до того, как перейти в нашу сто восемьдесят пятую, её ласково именовали Ниночкой. Она держала красивую, блестящую множеством красок и лакированной обложкой книгу словно какое-то мерзкое насекомое, к примеру помоечного таракана. Или, скажем, дохлую крысу. Тоже, соответственно, помоечную.
Она молча стояла перед нашим классом, и никто, даже неугомонный Пашка Константинов, не рискнул не то что зашептаться с соседом, но и даже вздохнуть.
Ребята, негромко сказала Нина Степановна, не отрывая взгляда от книги. Мы с вами ещё не изучали всерьёз Отечественную войну. Мы должны были заняться этим только через два года, в девятом классе Но я вижу, что начинать придётся прямо сейчас. То, что сказано в этой книге, неправда. Большая ложь. Книгу написали наши враги. Они хотят, чтобы вы выросли... послушными. А мы, русские, послушными никогда не были. Тут много лжи, в этой книге. Многое искусно спрятано. Многое вам будет не найти самим. К сожалению, стандартные тесты вам придётся сдавать именно по этим учебникам. Так что зубрить всё равно придётся. Но это даже хорошо. Мы начнём изучать новый предмет. Историю правды.
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого в семье остались... реликвии. Письма с фронта... старые книги... фотографии...
Медленно поднялась одна рука. Сашка Фёдоров. Другая, Колька Андреев. Алка Вецпер, моя соседка по парте. Ирка Андреева, самая красивая девчонка класса. Ещё, ещё, ещё... Аккуратненькая белокурая умница Маша Смирнова. И другая Смирнова только Наташа, Аня Кноринг, Лена Будрина, Юля Пинус, Нина Здуновская, Герка Сокуренко, Паша Смирнов, Гена Хролов, Володя Баяндин...
Руки подняли почти все. Почти в каждой семье остались тщательно сберегаемые Письма. Да, именно так, с большой буквы. Не письма а Письма. Письмами с маленькой буквы были все остальные. Но не эти, запаянные в прозрачный пластик. "Хранить вечно". Всё-таки много успели сделать тогда, в последние дни...
Так вот, продолжала Нина Степановна. Вот что написано в этом, с позволения сказать, учебнике, она обвела нас всех взглядом, а потом вдруг резко перебила себя, но, надеюсь, вы понимаете, что говорить, если сюда нагрянет инспекция... и заговорщически нам подмигнула.
Она не боялась никого и ничего, наша Нина Степановна. За что потом и поплатилась. Она окажется до конца связанной с "непримиримыми", с теми, кто даже после подписания договора с Империей пытался подрывать радиоуправляемыми фугасами мышиного цвета бронетранспортёры с чёрно-белыми крестами. Она была их связной. И хранила дома оружие. И взрывчатку. Один из последних приговоров по делу "о вооружённом сопротивлении" был вынесен именно ей. Она получила двадцать лет каторги на Сваарге. За весь процесс она не произнесла ни единого слова. Не ответила ни на один вопрос. Отказалась от предложения написать кайзеру прошение о помиловании. Хотя все понаехавшие имперцы в один голос утверждали, что его величество очень озабочен и ждёт только формального повода, чтобы помиловать пожилую учительницу, чья отправка на каторгу будет крайне негативно воспринята общественным мнением метрополии, не говоря уж о "нововоссоединившихся планетах".
Она не попросила. И отправилась на каторгу. Гордая, прямая. Несломленная. Зная, что обратно уже не вернётся...
Но до этого было ещё далеко. А тогда она читала нам из присланного учебника...
"Никогда ни Германский Рейх, ни германская нация не были врагами других наций. Германская армия воевала с бесчестными политиками, ввергшими свои народы в ужасную войну. И чтобы как можно скорее покончить со страданиями людей по обе стороны фронта, офицерами Генерального Штаба была создана теория молниеносной войны". Она позволяла быстро окружить армии противника, принудить их к сдаче без большого кровопролития. Рассмотрим для примера операцию германской армии на Балканском полуострове..."
"Никогда германский народ не испытывал никаких отрицательных чувств к великому русскому народу, который не раз оказывался союзником германского народа, как, например, во время Освободительной Войны 1813 1815 годов или во время Франко-Прусской войны 1870 года... И во время Второй мировой войны германская нация не сражалась с русским народом. Война велась против коммунистического режима Советского Союза, режима, причинившего неисчислимые бедствия своим собственным гражданам, ограбившего рабочих, отобравшего землю у крестьян и уничтожившего всех образованных людей, несогласных с его политикой..."
И так далее и тому подобное. Ложь, сплетённая с правдой, самый страшный вид лжи...
Но мы знали правду. Знали, кто дошёл до Берлина. И что война прекратилась отнюдь не в результате "секретных пятисторонних переговоров полномочных представителей в Берне, завершившихся подписанием мирного договора в Потсдаме, предопределившим грядущее воссоединение великой Германии". Мы помним наше знамя цвета крови над серыми куполами поверженной вражьей столицы.
Мы помним, пока мы живы. Или, вернее, можно сказать мы, русские, будем жить, покуда помним всё это.
***
... К концу дня 11 июля 1943 года 5-я гвардейская танковая армия сосредоточилась в районе контрудара. Командующий Воронежским фронтом маршал Ватутин усилил армию генерала Ротмистрова 2-м гвардейским танковым Корпусом, 2-м танковым корпусом, 1529-м самоходно-артиллерийским полком, 522-м и 148-м гаубичными артиллерийскими полками, 148-м и 93-м пушечными артиллерийскими полками, а также 16-м и 80-м полками гвардейских миномётов. Вернувшись в штаб, вечером 11 июля генерал Ротмистров передал своим частям приказ Ватутина, гласивший: "На рассвете 12 июля во взаимодействии с войсками 1-й танковой и 5-й гвардейской армий нанести решительный удар с целью разгрома противника юго-западнее Прохоровки и к концу дня выйти на линию Красная Дубрава Яковлева".
Я бы хотел оказаться там. В аду и грохоте столкнувшихся танковых лавин. Пятая гвардейская танковая армия, устремившаяся в самоубийственную атаку, без малого две пятых машин (тридцать девять процентов, если быть точным) в её боевых порядках составляли лёгкие Т-70, не представлявшие практически никакой угрозы для тяжёлых "тигров", "пантер" и Т-IV кроме как с дистанции пистолетного выстрела.
... Численность танков в танковых корпусах 5-й гвардейской танковой армии на 11 июля:
18-й танковый корпус: "Черчилъ" 21; Т-34 103, Т-60 и Т-70 63;
29-й танковый корпус: KB 1, Т-34 130, Т-60 и Т-70 85; СУ -76 9; СУ-122 12...
233 "тридцатьчетверки" и 148 лёгких танков, бесполезных даже в ближнем бою...
Там умирали мои предки. На скверных "тридцатьчетверках" с ещё более скверной оптикой против первоклассных боевых машин Рейха, поражавших русские танки с двух километров против жалких пятисот метров, с которых пушка Т-34 ещё могла осилить немецкую броню.
Пятая гвардейская потеряла в том бою три четверти своих танков. Но задачу она выполнила. Рейх не прошёл в Прохоровку. И пусть тот же Гланц задним числом теперь уверяет, что танковый корпус СС "и не собирался наступать". Пусть. Я знаю правду.
(с) Ник Перумов "Череп на рукаве"
***
Честности для, нужно отметить, что жуткие потери в танках под Прохоровкой это не следствие встречного танкового боя. Нашим нужно было во что бы то ни стало отбить территорию, предназначенную для развертывания сил Степного фронта, который был специально создан для мощнейшего контрудара. Буквально накануне немцам удалось захватить ключевые деревни, без обладания которыми контрудар был бы не эффективным и слабым. Для развертывания сил, эти деревни нужно было отбить. Для этого 4 танковых бригады должны были выбить немцев из захваченных накануне населенных пунктов. Но немцы за ночь стянули в эти деревни практически всю ПТА, которая была в их распоряжении и 4 бригады были сожжены этими пушками... Что бы оправдать чудовищные потери, нашими был выдуман встречный танковый бой.
В реальности выдуманная Прохоровка действительно имела место, но позже и в другом месте -- под Фастовым. В той бойне встречного танкового боя, панцерваффе потеряло практически всю технику двух танковых дивизий СС, брошенных на закрытие нашего прорыва, а тридцатьчетверки и ИС-ы вышли в мягкое подбрюшье Майнштейна, которому пришлось срочно отводить свои части.
С другим знаком реальная Прохоровка повторилась в Венгрии. Когда 6 элитных танковых дивизий СС, брошенных в мощнейший контрудар, были измотаны и
практически полностью
выбиты войсками Толбухина. Войска СС не смогли выполнить поставленную задачу, будучи практически полностью деморализованными после ужасающих потерь в технике. В наказание Гитлер запретил Лейбштандарте АГ носить нарукавные нашивки со своим именем. Зепп Дитрих не довел этот приказ до личного состава дивизии, вполне оправданно считая, что подчиненные ему войска выполнили свой долг полностью. Однако, пробить любовно подготовленную, с иезуитским коварством выстроенную Толбухиным ПТО, было практически невозможно...
Было изменено: 10:50 09/05/2011.