Скади - охотница, папина дочь и мстительница
Галина Бедненко
Скади - охотница, папина дочь и мстительница
Скади - дочь великана Тьяцци и жена бога Ньёрда. Предположительно
ее имя означает "вред, повреждение" (и даже "смерть"). У нее не самый
добрый характер, и скорее всего она покровительствует охотникам и
следопытам, а также мстителям. Хотя ее считают богиней, она живет в
Утгарде - в земле великанов - в Трюмхейме ("Грохочущем мире"),
оставшемся ей от отца. Там в скалах дико воют ветра, отсюда и название
Трюмхейм.
Скади также называют "светлой невестой
богов" и "мудрой невестой богов". В "Саге об Инглингах" Снорри
Стурлусона женщина Скади вначале была женой Ньёрда, а затем вышла замуж
за человека Одина. И у них было много сыновей. К одному из них, Сэмингу,
возводил свой род ярл Хакон Могучий. Но более нигде не упоминается о
связи, тем более браке, Скади и Одина.
Ей широко поклонялись в древние времена,
однако только в Скандинавии, а не на континенте. Ей милы скалы и
заснеженные долины, и вой волков звучит для нее лучше любой песни. Ее
время - долгая зима. Скади даже называют богиней зимы.
Охотница
Интересно то, что имя богини имеет скорее
мужскую форму "Скади", а не женскую "Скада". Безусловно, Скади -
мужеподобная "амазонка" и ее соотносят с Уллем, богом охотником и
лыжником. Вспомним, что у Артемиды - охотницы тоже был брат-близнец
Аполлон - охотник. Вдобавок, Артемида с Аполлоном тоже были богами -
мстителями. Для успешной стрельбы из лука, как и для мести требуется
дистанция и четко и правильно намеченная цель. Следовательно, божества
охоты оказываются лучшими и в деле мести.
Нам известен только отец Скади - Тьяцци,
кто ее мать - не сказано. Об Улле нам известно, что его мать - Сив, но
отец не муж Сив - Тор, а кто-то другой. Будучи сходной парой бог -
охотник и богиня - охотница могут быть либо братом и сестрой (как в
греческой мифологии), либо мужем и женой (как в финнских мифах бог Тапио
и богиня Миеликки). Возможно, они брат и сестра: их общая мать - Сив, а
отец - Тьяцци. Зная характер Сив (красивая и сама по себе беззащитная),
можно предположить, что Тьяцци либо завладел ею силой (великаны все
время требовали себе то Сив, то Фрейю с Идунн), либо даже был ее мужем,
до ее брака с Тором. Тьяцци был одним из самых могучих великанов, как
Тор - самый могучий бог среди асов. Беззащитная и красивая Сив вполне
могла тяготеть к мужьям - грозным защитникам. Но в скандинавских мифах
об этом прямо не сказано, и категорично все это утверждать и
спекулировать мы тут не будем.
Папина дочь
Тьяцци, отец Скади, был сыном Эльвади, что
означает "Всемогущий". Он был очень богат золотом. Его сыновья, при
дележе наследства, мерили это золото своими ртами. Очевидно, рты у них
были крайне большими. С тех пор золота называли "счет рта великанов".
Тьяцци, отец Скади, был выдающимся в
своем роде великаном. В облике орла он мешал поджариваться мясу, которое
для себя готовили Один, Локи и Хёнир. И потребовал у них своей доли
этого мяса, а когда оно изжарилось съел его полностью. Локи ударил орла
палкой, палка пристала к орлу и к Локи одновременно, и орел понес Локи
над землей. Локи взмолился о пощаде и Тьяцци (а это был Тьяцци в обличье
орла) потребовал Идунн с яблоками в уплату за освобождение. И Локи
выманил Идунн из Асгарда, а Тьяцци в обличье орла похитил богиню.
По этой истории мы видим, что Тьяцци -
великан был волшебником, как, впрочем, и многие великаны. Его уловки и
хитрости были типичны для чародеев, изображавшихся и в поздних
скандинавских легендах. (см. Легенды народов Скандинавии. М.:2001. -
"Сэмунд Мудрый".) Вдобавок, Тьяцци утащил самую важную для асов богиню -
ее яблоки дарили им молодость.
Локи, однако, удается похитить Идунн уже
у великана Тьяцци. Тьяцци приехал домой и хватился Идунн. А ее унес
Локи. И Тьяцци полетел, обратившись в орла, в погоню за Локи в обличье
сокола и Идунн в виде ореха. Тьяцци залетел в Асгард, но асы подожгли
стружки дерева и Тьяцци сгорел в огне. (Чем-то это напоминает некий
обряд. Но какой и что он значил применительно к мифу - неясно.)
Тьяцци был славнейшим великаном. И
потому эта расправа считается славнейшим подвигом асов (Тьяцци был
виноват еще в том, что залетел в Асгард). Но после всего происшедшего,
дочь великана - Скади пошла мстить за отца. При жизни его она была
полностью в праве гордиться своим родителем. После его смерти, за
неимением, видимо других наследников, она должна была за него отомстить.
Женщины не обязаны были мстить за своих родичей, но временами это
делали. Вдобавок, уже упоминалось о том, что Скади - даже в имени своем -
несколько мужеподобна.
Так вот, "Скади надела шлем и кольчугу и
с оружием пошла в Асгард" мстить за отца. Асы, однако, предложили ей
мировую и пообещали выкуп. По условиям выкупа асы ее рассмешили, дали
мужа, а глаза любимого папеньки забросили на небо, где глаза эти стали
звездами.
Все мы знаем, что мужественными
папенькиными дочками становятся дочери - единственные наследницы или
старшие среди всех детей, при отсутствии приличествующих сыновей. Из
таких дочерей отцы стараются сделать мужчину - продолжателя и наследника
настолько, насколько это возможно. Очевидно, здесь был именно тот
случай. Вдобавок, такие дочери имеют обыкновение всю жизнь сравнивать
всех мужчин со своим папенькой. В результате они остаются холодными со
своими мужьями или случайными возлюбленными. И обычно не уходят из
своего рода - в род мужа.
"Несмеяна"
Когда Скади явилась к асам, первым условием
ее отказа от мести было то, что она рассмеется. Это обычный
мифолого-сказочный мотив "царевны Несмеяны". Девушка отказывается
выходить замуж, вообще смотреть на мужчин, пока не находится молодец,
который ее сумеет рассмешить. В исконном виде шутки мужчин в этом случае
оказываются эротическими, непристойными. Мужчины смеются ухаживая - это
такой мужской смех, выражающий удаль и силу; затем невесты смеются,
соглашаясь на брак. В любом случае смех или шутка мужчины пробуждают в
"Несмеяне" сексуальное желание. Все то же произошло и здесь.
Локи сумел рассмешить Скади, по тексту -
привязав веревку к своим гениталиям и к бороде козла. Когда тянул один -
вопил другой. (В других вариантах - Локи привязал бороду к своим
гениталиям и так прыгал.) Но возможно, для того, чтобы полностью
соответствовать условиям (один тянет - другой кричит), Локи должен был
привязать веревку и к своим гениталиям, и к гениталиям козла. Тогда
действительно будет всем больно, но и смешно тоже.
Так Локи разбудил в Скади желание иметь
мужа. В "Перебранке Локи" он указывает Скади, что та с ним спала. И
Скади этого не отрицает. Так и должно было бы случиться. Было бы
удивительно, если бы насмешил Скади Локи, а спал с ней кто-то другой.
Исследователь Шрёдер полагает, что то,
что Скади не могла смеяться говорит о ее аспекте богини смерти. Как
известно, ни мертвые, ни богиня смерти смеяться не могут. Но такой
узколобый довод нельзя воспринимать всерьез. Не все девушки до
замужества обязаны быть веселыми хохотушками, встречаются и довольно
суровые особы, особенно среди охотниц, воительниц и папиных дочек.
Ожидающая "прекрасного принца"
Известно, что Скади захотела выйти
замуж, но боги предоставили ей своеобразный выбор. Она должна была
выбрать мужа по ногам. Он выбрала того, у кого ноги были самыми
красивыми. И думала, что это самый прекрасный из богов - Бальдр. Но это
оказался Ньёрд. И ей пришлось выйти замуж за Ньёрда. Здесь мы видим
определенный паттерн: женщина, всю жизнь, сравнивавшая мужчин со своим
папенькой, ожидает "прекрасного принца". А в результате выходит замуж за
первого попавшегося человека.
То, что Скади выбирала мужа по ногам
может означать ее внимание к сексуальным достоинствам будущего супруга.
Потому неслучайно она выбрала кажется старейшего бога из ванов - божеств
плодородия. Ньёрд был богом мореплавания и рыбных промыслов, то есть
освоения морского пространства (стихийными морскими божествами были
великан Эгир и жена его Ран). Символически это может означать то, что
Ньёрд находится в близком контакте с эмоциями и личным бессознательным
(вода, море - обычно означают глубины личной души человека). Его любимые
птицы - лебеди, еще один символ души. Это все не смогла полностью
принять Скади, предпочитавшая горы (то есть рациональный прагматичный
взгляд свысока).
Холодная жена
"Ньёрд взял в жены Скади, дочь
великана Тьяцци. Скади хочет поселиться там, где жил ее отец, в горах, в
месте, что зовется Трюмхейм, Ньёрд же хочет жить у моря. И они
порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять
оставаться в Ноатуне.
Но вернувшись раз с гор в Ноатун, так
промолвил Ньёрд:
Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков."
Тогда Скади сказала так:
Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.
Тогда вернулась Скади в горы и
поселилась в Трюмхейме. И часто встает она на лыжи, берет лук и стреляет
дичь. Ее называют богиней - лыжницей. Так об этом сказано:
Трюмхейм зовется,
где некогда Тьяцци
турс обитал;
там скади жилище,
светлой богини,
в доме отцовом.
(Видение Гюльви)
Здесь мы видим со всей очевидностью, что
Скади не смогла стать настоящей женой Ньёрда. Она не сумела перейти в
род мужа (трудно сменить семью горных великанов на род плодовитых, вечно
влюбляющихся ванов). Она не стала матерью, но какое-то время побыла
доброжелательной мачехой Фрейру (его называют "пасынок Скади"). Заметим,
что никаких отношений с Фрейей у нее не было, и ее не называют "мачехой
Фрейи". Тут мы можем сделать вывод, что к мужчинам Скади более
благожелательна, чем к женщинам. Что, впрочем, неудивительно. В
результате же она вернулась в отчий дом, двор своего отца Трюмхейм. Тем
не менее, именно брак с Ньёрдом превратил Скади их "дочери великана" в
богиню.
Иногда историю Скади и Ньёрда
представляют как природный миф: ледяные сугробы сменяются таянием снегом
и половодьем лета, а потом опять все возвращается на круги своя.
Мстительница
Скади, будучи богиней - охотницей, с
удовольствием стреляет из лука. А это, как мы догадываемся, наилучший
способ отомстить недругу. Потому, быть может, и неудивительно, что
божества охоты оказывались покровителями мстителей. В нашем случае,
Скади вначале пытается мстить за отца, но асы, при помощи коварного и
хитроумного Локи, соблазняют девицу, и она отказывается от своих планов.
Затем, спровоцированная Локи, она умудряется придумать ему
длительнейшую и тяжкую пытку. Скади вешает над Локи змею, от яда которой
тот испытывает жесточайшую муку. И так на протяжении веков.
А мстила Скади во-первых за убийство
отца, во-вторых за то, что возлегла с одним из убийц отца, в-третьих -
за то, что Локи помог умереть Бальдру - ее неразделенной любви. Так,
Скади является образом нордической женщины, мстящей то за любимого
родителя, то за возлюбленного мужчину. Ни на что больше у нее сил не
хватает. Потому такая женщина "леденеет", а Скади возвращается в свои
скалы к воющим волкам.(c)
Скади - охотница, папина дочь и мстительница
Скади - дочь великана Тьяцци и жена бога Ньёрда. Предположительно
ее имя означает "вред, повреждение" (и даже "смерть"). У нее не самый
добрый характер, и скорее всего она покровительствует охотникам и
следопытам, а также мстителям. Хотя ее считают богиней, она живет в
Утгарде - в земле великанов - в Трюмхейме ("Грохочущем мире"),
оставшемся ей от отца. Там в скалах дико воют ветра, отсюда и название
Трюмхейм.
Скади также называют "светлой невестой
богов" и "мудрой невестой богов". В "Саге об Инглингах" Снорри
Стурлусона женщина Скади вначале была женой Ньёрда, а затем вышла замуж
за человека Одина. И у них было много сыновей. К одному из них, Сэмингу,
возводил свой род ярл Хакон Могучий. Но более нигде не упоминается о
связи, тем более браке, Скади и Одина.
Ей широко поклонялись в древние времена,
однако только в Скандинавии, а не на континенте. Ей милы скалы и
заснеженные долины, и вой волков звучит для нее лучше любой песни. Ее
время - долгая зима. Скади даже называют богиней зимы.
Охотница
Интересно то, что имя богини имеет скорее
мужскую форму "Скади", а не женскую "Скада". Безусловно, Скади -
мужеподобная "амазонка" и ее соотносят с Уллем, богом охотником и
лыжником. Вспомним, что у Артемиды - охотницы тоже был брат-близнец
Аполлон - охотник. Вдобавок, Артемида с Аполлоном тоже были богами -
мстителями. Для успешной стрельбы из лука, как и для мести требуется
дистанция и четко и правильно намеченная цель. Следовательно, божества
охоты оказываются лучшими и в деле мести.
Нам известен только отец Скади - Тьяцци,
кто ее мать - не сказано. Об Улле нам известно, что его мать - Сив, но
отец не муж Сив - Тор, а кто-то другой. Будучи сходной парой бог -
охотник и богиня - охотница могут быть либо братом и сестрой (как в
греческой мифологии), либо мужем и женой (как в финнских мифах бог Тапио
и богиня Миеликки). Возможно, они брат и сестра: их общая мать - Сив, а
отец - Тьяцци. Зная характер Сив (красивая и сама по себе беззащитная),
можно предположить, что Тьяцци либо завладел ею силой (великаны все
время требовали себе то Сив, то Фрейю с Идунн), либо даже был ее мужем,
до ее брака с Тором. Тьяцци был одним из самых могучих великанов, как
Тор - самый могучий бог среди асов. Беззащитная и красивая Сив вполне
могла тяготеть к мужьям - грозным защитникам. Но в скандинавских мифах
об этом прямо не сказано, и категорично все это утверждать и
спекулировать мы тут не будем.
Папина дочь
Тьяцци, отец Скади, был сыном Эльвади, что
означает "Всемогущий". Он был очень богат золотом. Его сыновья, при
дележе наследства, мерили это золото своими ртами. Очевидно, рты у них
были крайне большими. С тех пор золота называли "счет рта великанов".
Тьяцци, отец Скади, был выдающимся в
своем роде великаном. В облике орла он мешал поджариваться мясу, которое
для себя готовили Один, Локи и Хёнир. И потребовал у них своей доли
этого мяса, а когда оно изжарилось съел его полностью. Локи ударил орла
палкой, палка пристала к орлу и к Локи одновременно, и орел понес Локи
над землей. Локи взмолился о пощаде и Тьяцци (а это был Тьяцци в обличье
орла) потребовал Идунн с яблоками в уплату за освобождение. И Локи
выманил Идунн из Асгарда, а Тьяцци в обличье орла похитил богиню.
По этой истории мы видим, что Тьяцци -
великан был волшебником, как, впрочем, и многие великаны. Его уловки и
хитрости были типичны для чародеев, изображавшихся и в поздних
скандинавских легендах. (см. Легенды народов Скандинавии. М.:2001. -
"Сэмунд Мудрый".) Вдобавок, Тьяцци утащил самую важную для асов богиню -
ее яблоки дарили им молодость.
Локи, однако, удается похитить Идунн уже
у великана Тьяцци. Тьяцци приехал домой и хватился Идунн. А ее унес
Локи. И Тьяцци полетел, обратившись в орла, в погоню за Локи в обличье
сокола и Идунн в виде ореха. Тьяцци залетел в Асгард, но асы подожгли
стружки дерева и Тьяцци сгорел в огне. (Чем-то это напоминает некий
обряд. Но какой и что он значил применительно к мифу - неясно.)
Тьяцци был славнейшим великаном. И
потому эта расправа считается славнейшим подвигом асов (Тьяцци был
виноват еще в том, что залетел в Асгард). Но после всего происшедшего,
дочь великана - Скади пошла мстить за отца. При жизни его она была
полностью в праве гордиться своим родителем. После его смерти, за
неимением, видимо других наследников, она должна была за него отомстить.
Женщины не обязаны были мстить за своих родичей, но временами это
делали. Вдобавок, уже упоминалось о том, что Скади - даже в имени своем -
несколько мужеподобна.
Так вот, "Скади надела шлем и кольчугу и
с оружием пошла в Асгард" мстить за отца. Асы, однако, предложили ей
мировую и пообещали выкуп. По условиям выкупа асы ее рассмешили, дали
мужа, а глаза любимого папеньки забросили на небо, где глаза эти стали
звездами.
Все мы знаем, что мужественными
папенькиными дочками становятся дочери - единственные наследницы или
старшие среди всех детей, при отсутствии приличествующих сыновей. Из
таких дочерей отцы стараются сделать мужчину - продолжателя и наследника
настолько, насколько это возможно. Очевидно, здесь был именно тот
случай. Вдобавок, такие дочери имеют обыкновение всю жизнь сравнивать
всех мужчин со своим папенькой. В результате они остаются холодными со
своими мужьями или случайными возлюбленными. И обычно не уходят из
своего рода - в род мужа.
"Несмеяна"
Когда Скади явилась к асам, первым условием
ее отказа от мести было то, что она рассмеется. Это обычный
мифолого-сказочный мотив "царевны Несмеяны". Девушка отказывается
выходить замуж, вообще смотреть на мужчин, пока не находится молодец,
который ее сумеет рассмешить. В исконном виде шутки мужчин в этом случае
оказываются эротическими, непристойными. Мужчины смеются ухаживая - это
такой мужской смех, выражающий удаль и силу; затем невесты смеются,
соглашаясь на брак. В любом случае смех или шутка мужчины пробуждают в
"Несмеяне" сексуальное желание. Все то же произошло и здесь.
Локи сумел рассмешить Скади, по тексту -
привязав веревку к своим гениталиям и к бороде козла. Когда тянул один -
вопил другой. (В других вариантах - Локи привязал бороду к своим
гениталиям и так прыгал.) Но возможно, для того, чтобы полностью
соответствовать условиям (один тянет - другой кричит), Локи должен был
привязать веревку и к своим гениталиям, и к гениталиям козла. Тогда
действительно будет всем больно, но и смешно тоже.
Так Локи разбудил в Скади желание иметь
мужа. В "Перебранке Локи" он указывает Скади, что та с ним спала. И
Скади этого не отрицает. Так и должно было бы случиться. Было бы
удивительно, если бы насмешил Скади Локи, а спал с ней кто-то другой.
Исследователь Шрёдер полагает, что то,
что Скади не могла смеяться говорит о ее аспекте богини смерти. Как
известно, ни мертвые, ни богиня смерти смеяться не могут. Но такой
узколобый довод нельзя воспринимать всерьез. Не все девушки до
замужества обязаны быть веселыми хохотушками, встречаются и довольно
суровые особы, особенно среди охотниц, воительниц и папиных дочек.
Ожидающая "прекрасного принца"
Известно, что Скади захотела выйти
замуж, но боги предоставили ей своеобразный выбор. Она должна была
выбрать мужа по ногам. Он выбрала того, у кого ноги были самыми
красивыми. И думала, что это самый прекрасный из богов - Бальдр. Но это
оказался Ньёрд. И ей пришлось выйти замуж за Ньёрда. Здесь мы видим
определенный паттерн: женщина, всю жизнь, сравнивавшая мужчин со своим
папенькой, ожидает "прекрасного принца". А в результате выходит замуж за
первого попавшегося человека.
То, что Скади выбирала мужа по ногам
может означать ее внимание к сексуальным достоинствам будущего супруга.
Потому неслучайно она выбрала кажется старейшего бога из ванов - божеств
плодородия. Ньёрд был богом мореплавания и рыбных промыслов, то есть
освоения морского пространства (стихийными морскими божествами были
великан Эгир и жена его Ран). Символически это может означать то, что
Ньёрд находится в близком контакте с эмоциями и личным бессознательным
(вода, море - обычно означают глубины личной души человека). Его любимые
птицы - лебеди, еще один символ души. Это все не смогла полностью
принять Скади, предпочитавшая горы (то есть рациональный прагматичный
взгляд свысока).
Холодная жена
"Ньёрд взял в жены Скади, дочь
великана Тьяцци. Скади хочет поселиться там, где жил ее отец, в горах, в
месте, что зовется Трюмхейм, Ньёрд же хочет жить у моря. И они
порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять
оставаться в Ноатуне.
Но вернувшись раз с гор в Ноатун, так
промолвил Ньёрд:
Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков."
Тогда Скади сказала так:
Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.
Тогда вернулась Скади в горы и
поселилась в Трюмхейме. И часто встает она на лыжи, берет лук и стреляет
дичь. Ее называют богиней - лыжницей. Так об этом сказано:
Трюмхейм зовется,
где некогда Тьяцци
турс обитал;
там скади жилище,
светлой богини,
в доме отцовом.
(Видение Гюльви)
Здесь мы видим со всей очевидностью, что
Скади не смогла стать настоящей женой Ньёрда. Она не сумела перейти в
род мужа (трудно сменить семью горных великанов на род плодовитых, вечно
влюбляющихся ванов). Она не стала матерью, но какое-то время побыла
доброжелательной мачехой Фрейру (его называют "пасынок Скади"). Заметим,
что никаких отношений с Фрейей у нее не было, и ее не называют "мачехой
Фрейи". Тут мы можем сделать вывод, что к мужчинам Скади более
благожелательна, чем к женщинам. Что, впрочем, неудивительно. В
результате же она вернулась в отчий дом, двор своего отца Трюмхейм. Тем
не менее, именно брак с Ньёрдом превратил Скади их "дочери великана" в
богиню.
Иногда историю Скади и Ньёрда
представляют как природный миф: ледяные сугробы сменяются таянием снегом
и половодьем лета, а потом опять все возвращается на круги своя.
Мстительница
Скади, будучи богиней - охотницей, с
удовольствием стреляет из лука. А это, как мы догадываемся, наилучший
способ отомстить недругу. Потому, быть может, и неудивительно, что
божества охоты оказывались покровителями мстителей. В нашем случае,
Скади вначале пытается мстить за отца, но асы, при помощи коварного и
хитроумного Локи, соблазняют девицу, и она отказывается от своих планов.
Затем, спровоцированная Локи, она умудряется придумать ему
длительнейшую и тяжкую пытку. Скади вешает над Локи змею, от яда которой
тот испытывает жесточайшую муку. И так на протяжении веков.
А мстила Скади во-первых за убийство
отца, во-вторых за то, что возлегла с одним из убийц отца, в-третьих -
за то, что Локи помог умереть Бальдру - ее неразделенной любви. Так,
Скади является образом нордической женщины, мстящей то за любимого
родителя, то за возлюбленного мужчину. Ни на что больше у нее сил не
хватает. Потому такая женщина "леденеет", а Скади возвращается в свои
скалы к воющим волкам.(c)