ЕГЭ, ага?
... В конце сентября 1826 года Бенкендорф передал Пушкину письменное распоряжение императора Николая I заняться "предметом о воспитании юношества" и подготовить официальную записку,
цель которой - осуждение существующей "ложной системы воспитания" (в частности, лицея) как одной из важнейших причин "пагубных последствий" (то есть декабристского движения).
И хотя поэту давалась "совершенная и полная свобода, когда и как представить свои мысли и соображения", речь фактически шла о самом настоящем тесте на политическую лояльность, цена
которой - стать частью изменений, которые могло бы произвести правительство. Примечательно, что в "рабочую группу" по внесению таких предложений царь включил также руководителя политического сыска на юге России графа Ивана Витта ("Записка о недостатках нынешнего воспитания российского дворянства") и яростного пушкинского ненавистника Фаддея Булгарина ("Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного").
В середине ноября Пушкин направил из Михайловского свою "версию" для передачи монарху. В декабре фельдъегерь доставил поэту письмо Бенкендорфа, которое здесь уместно привести практически полностью:
"Государь император с удовольствием изволил читать рассуждения ваши о народном воспитании и поручил мне изъявить вам высочайшую свою признательность. Его Величество при сем заметить изволил, что принятое вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти... Нравственность,
прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание. Впрочем, рассуждения ваши заключают в себе много полезных истин".
Вся эта история кажется мне чрезвычайно поучительной: власть всегда заботится о просвещении как об институте управления народом. Именно в этом смысл изречения Фрэнсиса Бэкона Scientia potestas est, которое чаще переводят как "Знание - сила", хотя в оригинале оно в равной степени означает и "Знание - власть". Власть не у того, кто сам много знает, а у того, кто решает, какое знание должно быть у подданных.
При этом власть не сама, не своими руками формирует это необходимое знание, а использует интеллигенцию, представителей литературы, искусства, науки, выразителей чаяний народных, чтобы их устами "озвучить", чему и как учить юношество.
А при чем здесь ЕГЭ, спросит читатель.
Снова вернемся в начало позапрошлого века и напомним, что в александровское царствование в России был введен экзамен на чин. Получить чиновничий ранг после этого нововведения стало невозможным без экзамена, по-родственному, просто в силу дворянского происхождения. И вся благородная общественность возмутилась. В том числе и потомственный дворянин Александр Сергеевич, который в своей записке
прямо рекомендует Николаю I:
"Уничтожить экзамены. Покойный император, удостоверясь в ничтожестве ему предшествовавшего поколения, желал открыть дорогу просвещенному юношеству и задержать как-нибудь стариков,
закоренелых в безнравствии и невежестве. Отселе указ об экзаменах, мера слишком демократическая и ошибочная, ибо она нанесла последний удар дворянскому просвещению и гражданской администрации, вытеснив все новое поколение в военную службу. А так как в России все продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. Итак (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена. Уничтожение экзаменов произведет большую
радость в старых титулярных и коллежских советниках, что и будет хорошим противодействием ропоту родителей, почитающих своих детей обиженными" (Пушкин А. С. "О народном воспитании", 1826).
Получается, Пушкин не против самого экзамена, а против того, как он проводится, как организован. Или он пользуется случаем, чтобы заявить, что "в России все продажно"? Ну так и после ЕГЭ-2011 мы можем сказать то же самое. Значит, дело не в самом экзамене? (с)
Было изменено: 12:01 11/07/2011.
цель которой - осуждение существующей "ложной системы воспитания" (в частности, лицея) как одной из важнейших причин "пагубных последствий" (то есть декабристского движения).
И хотя поэту давалась "совершенная и полная свобода, когда и как представить свои мысли и соображения", речь фактически шла о самом настоящем тесте на политическую лояльность, цена
которой - стать частью изменений, которые могло бы произвести правительство. Примечательно, что в "рабочую группу" по внесению таких предложений царь включил также руководителя политического сыска на юге России графа Ивана Витта ("Записка о недостатках нынешнего воспитания российского дворянства") и яростного пушкинского ненавистника Фаддея Булгарина ("Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного").
В середине ноября Пушкин направил из Михайловского свою "версию" для передачи монарху. В декабре фельдъегерь доставил поэту письмо Бенкендорфа, которое здесь уместно привести практически полностью:
"Государь император с удовольствием изволил читать рассуждения ваши о народном воспитании и поручил мне изъявить вам высочайшую свою признательность. Его Величество при сем заметить изволил, что принятое вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти... Нравственность,
прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание. Впрочем, рассуждения ваши заключают в себе много полезных истин".
Вся эта история кажется мне чрезвычайно поучительной: власть всегда заботится о просвещении как об институте управления народом. Именно в этом смысл изречения Фрэнсиса Бэкона Scientia potestas est, которое чаще переводят как "Знание - сила", хотя в оригинале оно в равной степени означает и "Знание - власть". Власть не у того, кто сам много знает, а у того, кто решает, какое знание должно быть у подданных.
При этом власть не сама, не своими руками формирует это необходимое знание, а использует интеллигенцию, представителей литературы, искусства, науки, выразителей чаяний народных, чтобы их устами "озвучить", чему и как учить юношество.
А при чем здесь ЕГЭ, спросит читатель.
Снова вернемся в начало позапрошлого века и напомним, что в александровское царствование в России был введен экзамен на чин. Получить чиновничий ранг после этого нововведения стало невозможным без экзамена, по-родственному, просто в силу дворянского происхождения. И вся благородная общественность возмутилась. В том числе и потомственный дворянин Александр Сергеевич, который в своей записке
прямо рекомендует Николаю I:
"Уничтожить экзамены. Покойный император, удостоверясь в ничтожестве ему предшествовавшего поколения, желал открыть дорогу просвещенному юношеству и задержать как-нибудь стариков,
закоренелых в безнравствии и невежестве. Отселе указ об экзаменах, мера слишком демократическая и ошибочная, ибо она нанесла последний удар дворянскому просвещению и гражданской администрации, вытеснив все новое поколение в военную службу. А так как в России все продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. Итак (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена. Уничтожение экзаменов произведет большую
радость в старых титулярных и коллежских советниках, что и будет хорошим противодействием ропоту родителей, почитающих своих детей обиженными" (Пушкин А. С. "О народном воспитании", 1826).
Получается, Пушкин не против самого экзамена, а против того, как он проводится, как организован. Или он пользуется случаем, чтобы заявить, что "в России все продажно"? Ну так и после ЕГЭ-2011 мы можем сказать то же самое. Значит, дело не в самом экзамене? (с)
Было изменено: 12:01 11/07/2011.