Тбилиси
Детство. Весеннее тбилисское утро. Типичный тбилисский дворик. Буквой П. Длинные балконы вдоль дома. Характерная тбилисская коммуналка. Живут в них всем двором. Все про всех всё знают.
Утром первым во дворе появляется молочник Юра. У него две огромные сумки в которых молочные продукты. Он от государственного магазина. Каждое утро он орёт:МАЦОНИИИ, МАЛАКО, ТВАРОГ, СМЕТАННААА изредка к этому перечню добавляется СЫРОК. Но редко. Иногда в перечне что ни будь отсутствует. Времена дефицита. Но порядок выкрикивания остаётся неизменным. Я знаю, что если не будет допустим сметаны порядок будет такой:Мацони, малако, тварог. Но его крик получается каким то незаконченным. Как ноту выкинуть из мелодии. Но меня интересует последнее СЫРОК, я его очень люблю и если Юра выкрикнет :сырок. Надо теребить маму с целью купить его. Но часто утренний выкрик завершается протяжным сметанааа.
После Юры появляются остальные. Продавцы мацони из соседних деревень. Кричат в тональности грузинских песен:МАЦОООНИИИ. Считается что домашний мацони правильнее. Традиция однако, начинать утро с этого кисломолочного продукта. Продают они мацони в поллитровых банках. И только в обмен на пустые банки.
Потом их сменяют баджи(сестра азербайдж.)Азербайджанки тоже из ближайших деревень. Они продают зелень. Заунывно выкрикивая :Зелеен, зелееен.
И наконец завершает утренний парад часам к десяти, точильщик. У него своя песня:ВОТТТАЧЧИИИТЬ НОЖИНОЖНИЦЫ МИСАРРРУБКИ и как заключительный аккорд почему то по грузински МАКККРРРТЕЛИ.
И у каждого свой национальный мотив. Юра еврей и в его "мацони молоко" звучат еврейские переливы голоса, как и у зеленщиц отголоски заунывных азербайджанских мугамов. Точильщик же русский и поет басом Шаляпина, как "Вдоль по питерской". Я выглядываю во двор. По середине двора кран с водой. Это обязательный атрибут любого дворика в Тбилиси. Торчащая из под земли труба вокруг которой из кирпичей сложенно что то вроде раковины. Старая Сато моет свой горошок. Это у неё ежеутренний ритуал. Проснуться и первым делом опорожнив горшок долго и любовно намывать его на виду у соседей.
Мимо двора мчится почтальон Сурен. Мы его называем скороходом. Он действительно очень быстро ходит. Гога, мой друг детства и сосед считает что это профессиональное. Я же, придерживаюсь другой точки зрения, что его взяли почтальоном потому что он по жизни быстро ходит. Небось Гогу бы не взяли... Он всегда делает всё медленно. Особенно когда просыпается.
Почтальона Сурена я разик сильно напугал. Просто подарил приятель змею, я её притащил домой. Змея была кажись кобра. Но что то с ядовитыми зубами у неё было, то ли их у неё выдрали, хотя возможно это была и не кобра. Но исправно плющила шею если сердилась. Где её Боря раздобыл неизвестно. Мама его, запретила в доме её держать. Боря отдал её мне. Я сначала обрадовался. Забрал. А потом подумал что моя мамочка, уж точно меня с этой змеюкой из дому выкинет. Она до ужаса их боялась. Ну и чтобы куда то её деть, я засунул её в почтовый ящик, собираясь на следующий день отнести в школу, во первых отдать в живой уголок, во вторых попугать девчонок.. Это было прохладным вечером. Змея была сонная. Утром же солнце припекло, и змея вздумала выползти, и почти это сделала когда Сурен принёс газеты. Сурен здоровый сорокалетний мужчина, в день быстрым шагом наматывающий десяток другой километров, упал в обморок, громко завопив по армянски: Ох! Кунем лавет ворет. На его вопль пошёл папа, узнать что случилось, хотя можно было спросить меня. Я как услышал характерный звук двери подъезда и вопль, сразу понял что к чему. Опережая папу кинулся к почтовому ящику и схватил змеюку. Папа тоже особых теплых чувств к змеям не испытывал, потом спустилась ещё и мама. Крики её переполошили наверное всю Серебрянную улицу. И главное подействовали как нашатырь на почтальона. Он пришёл в сознание. От расправы меня защитила змея. Папа то ничего, он меня никогда не трогал. А, нет вру, один раз дал по шее, когда я умудрился потерять портфель в школе в третий раз. Да. А вот от мамы мне часто влетало. Преимущественно чертёжными линейками-рейсшинами. Кои всегда водились дома в силу профессии мамы. За моё детство больших чертёжных линеек было сломано об меня штук восемь. А тут из за змеи подойти маме было страшно ко мне. В общем унес я её в школу. Змею. А Сурен с тех пор перестал прессу класть в почтовый ящик. запихивал её в решётку.
А теперь к сути. Чтобы представить поднимите руку ладонью вверх и растопырьте пальцы. Сделали? Вот именно такой формы дерево росло возле дома. Толстый ствол с вертикальным дуплом и мощные ветки образующие некое подобие площадки. Всё это задрапировано густой листвой. Уютное место. Гога устроил там себе кабинет. Прибегал со школы и забирался на дерево. А если не надо было в школу, так вовсе с утра забирался на него и сидел там до вечера. Там делал уроки, читал книги, протянул туда переноску и паял свои схемы. Да, он увлекался радиоэлектроникой. Чем доводил свою бабушку до ужаса. Она была уверенна что внук деградирует в обезьяну. Ну, в смысле сидения на дереве, а не радиоэлектроники.
- этот бемураз, какой то не ребёнок, а маймун - жаловалась он маме - с утра зализает на этот проклятый дерево! и сидит там. Вай! кушат домой не ходит.
- Эй эшипоч! иди домой кушать!!! там на дерево бананов нет, обезян ти проклятый!.-кричала она Гоге и опять обращалась к маме-Я Викочке(дочери)говорила не надо идти замуж за этих Барсеговых, вот она маймунская порода! Она делала путеуказующий ленинский жест в сторону дерева.
Я то понимал зачем Гоге дерево. Для одиночества. Есть у человека желание побыть одному. А у Гоги в семье это затруднительно, их восемь человек в двух комнатах.
Гога молчал на дереве. Да он и не слышал. Высунув язык от усердия паял очередную забавный прибарат. Это его слово, собранное из двух: прибор и аппарат.
- Цаватанем-обращалась он уже ко мне -пойди залез на этот проклятый дерево, позови его кушать. Скажи я его любимые блинчики с мясом сделала и ты с ним приходи.
Тот самый тёплый тбилисский армянский акцент, он в корне отличается от армянского из Армении, с рррокочущим звуком ЭР. У меня тонкое чувство акцента. Например по акценту могу отличить таджика от афганца-хоть и не знаю ни таджикского, ни пушту, ну фарси немного...
Пока писал, для гибкости воспоминаний жахнул самогонки из стратегических запасов. Сначала писалось, а теперь лень... продолжение будет наверное, только не знаю как скоро. Искал иллюстрацию к своим писулькам и вот она : типичный "итальянский" тбилисский дворик. Длинный балкон вдоль дома. Он как общий коридор в коммуналке. С него входы в квартиры. У кого три окна, у кого одно выходящих на балкон. Первый этаж полуподвальный. Лестница на третий обычно в торце дома.
Вот ещё выдрал из фильма кадр с моим домом. Стрелка указывает тот самый подъезд возле которого почтальон Сурен потерял сознание.
Этот фильм и запустил цепь воспоминаний. А началось с того что я нашел в сети видовой фильм про Тбилиси. Смотрю так спокойно, не ожидая что покажут мой дом, не слишком телегеничный и вдруг вот он! Блиа! серебрянная 31. Я аж прослезился... только жаль моего третьего этажа не видно.
Как же я соскучился по моему городу...
Я не был там по разным причинам с 94 года. Чёрт! уже 17 лет.
Искренне ваш автомеханик Илья Николов
Было изменено: 11:37 29/08/2011.
Утром первым во дворе появляется молочник Юра. У него две огромные сумки в которых молочные продукты. Он от государственного магазина. Каждое утро он орёт:МАЦОНИИИ, МАЛАКО, ТВАРОГ, СМЕТАННААА изредка к этому перечню добавляется СЫРОК. Но редко. Иногда в перечне что ни будь отсутствует. Времена дефицита. Но порядок выкрикивания остаётся неизменным. Я знаю, что если не будет допустим сметаны порядок будет такой:Мацони, малако, тварог. Но его крик получается каким то незаконченным. Как ноту выкинуть из мелодии. Но меня интересует последнее СЫРОК, я его очень люблю и если Юра выкрикнет :сырок. Надо теребить маму с целью купить его. Но часто утренний выкрик завершается протяжным сметанааа.
После Юры появляются остальные. Продавцы мацони из соседних деревень. Кричат в тональности грузинских песен:МАЦОООНИИИ. Считается что домашний мацони правильнее. Традиция однако, начинать утро с этого кисломолочного продукта. Продают они мацони в поллитровых банках. И только в обмен на пустые банки.
Потом их сменяют баджи(сестра азербайдж.)Азербайджанки тоже из ближайших деревень. Они продают зелень. Заунывно выкрикивая :Зелеен, зелееен.
И наконец завершает утренний парад часам к десяти, точильщик. У него своя песня:ВОТТТАЧЧИИИТЬ НОЖИНОЖНИЦЫ МИСАРРРУБКИ и как заключительный аккорд почему то по грузински МАКККРРРТЕЛИ.
И у каждого свой национальный мотив. Юра еврей и в его "мацони молоко" звучат еврейские переливы голоса, как и у зеленщиц отголоски заунывных азербайджанских мугамов. Точильщик же русский и поет басом Шаляпина, как "Вдоль по питерской". Я выглядываю во двор. По середине двора кран с водой. Это обязательный атрибут любого дворика в Тбилиси. Торчащая из под земли труба вокруг которой из кирпичей сложенно что то вроде раковины. Старая Сато моет свой горошок. Это у неё ежеутренний ритуал. Проснуться и первым делом опорожнив горшок долго и любовно намывать его на виду у соседей.
Мимо двора мчится почтальон Сурен. Мы его называем скороходом. Он действительно очень быстро ходит. Гога, мой друг детства и сосед считает что это профессиональное. Я же, придерживаюсь другой точки зрения, что его взяли почтальоном потому что он по жизни быстро ходит. Небось Гогу бы не взяли... Он всегда делает всё медленно. Особенно когда просыпается.
Почтальона Сурена я разик сильно напугал. Просто подарил приятель змею, я её притащил домой. Змея была кажись кобра. Но что то с ядовитыми зубами у неё было, то ли их у неё выдрали, хотя возможно это была и не кобра. Но исправно плющила шею если сердилась. Где её Боря раздобыл неизвестно. Мама его, запретила в доме её держать. Боря отдал её мне. Я сначала обрадовался. Забрал. А потом подумал что моя мамочка, уж точно меня с этой змеюкой из дому выкинет. Она до ужаса их боялась. Ну и чтобы куда то её деть, я засунул её в почтовый ящик, собираясь на следующий день отнести в школу, во первых отдать в живой уголок, во вторых попугать девчонок.. Это было прохладным вечером. Змея была сонная. Утром же солнце припекло, и змея вздумала выползти, и почти это сделала когда Сурен принёс газеты. Сурен здоровый сорокалетний мужчина, в день быстрым шагом наматывающий десяток другой километров, упал в обморок, громко завопив по армянски: Ох! Кунем лавет ворет. На его вопль пошёл папа, узнать что случилось, хотя можно было спросить меня. Я как услышал характерный звук двери подъезда и вопль, сразу понял что к чему. Опережая папу кинулся к почтовому ящику и схватил змеюку. Папа тоже особых теплых чувств к змеям не испытывал, потом спустилась ещё и мама. Крики её переполошили наверное всю Серебрянную улицу. И главное подействовали как нашатырь на почтальона. Он пришёл в сознание. От расправы меня защитила змея. Папа то ничего, он меня никогда не трогал. А, нет вру, один раз дал по шее, когда я умудрился потерять портфель в школе в третий раз. Да. А вот от мамы мне часто влетало. Преимущественно чертёжными линейками-рейсшинами. Кои всегда водились дома в силу профессии мамы. За моё детство больших чертёжных линеек было сломано об меня штук восемь. А тут из за змеи подойти маме было страшно ко мне. В общем унес я её в школу. Змею. А Сурен с тех пор перестал прессу класть в почтовый ящик. запихивал её в решётку.
А теперь к сути. Чтобы представить поднимите руку ладонью вверх и растопырьте пальцы. Сделали? Вот именно такой формы дерево росло возле дома. Толстый ствол с вертикальным дуплом и мощные ветки образующие некое подобие площадки. Всё это задрапировано густой листвой. Уютное место. Гога устроил там себе кабинет. Прибегал со школы и забирался на дерево. А если не надо было в школу, так вовсе с утра забирался на него и сидел там до вечера. Там делал уроки, читал книги, протянул туда переноску и паял свои схемы. Да, он увлекался радиоэлектроникой. Чем доводил свою бабушку до ужаса. Она была уверенна что внук деградирует в обезьяну. Ну, в смысле сидения на дереве, а не радиоэлектроники.
- этот бемураз, какой то не ребёнок, а маймун - жаловалась он маме - с утра зализает на этот проклятый дерево! и сидит там. Вай! кушат домой не ходит.
- Эй эшипоч! иди домой кушать!!! там на дерево бананов нет, обезян ти проклятый!.-кричала она Гоге и опять обращалась к маме-Я Викочке(дочери)говорила не надо идти замуж за этих Барсеговых, вот она маймунская порода! Она делала путеуказующий ленинский жест в сторону дерева.
Я то понимал зачем Гоге дерево. Для одиночества. Есть у человека желание побыть одному. А у Гоги в семье это затруднительно, их восемь человек в двух комнатах.
Гога молчал на дереве. Да он и не слышал. Высунув язык от усердия паял очередную забавный прибарат. Это его слово, собранное из двух: прибор и аппарат.
- Цаватанем-обращалась он уже ко мне -пойди залез на этот проклятый дерево, позови его кушать. Скажи я его любимые блинчики с мясом сделала и ты с ним приходи.
Тот самый тёплый тбилисский армянский акцент, он в корне отличается от армянского из Армении, с рррокочущим звуком ЭР. У меня тонкое чувство акцента. Например по акценту могу отличить таджика от афганца-хоть и не знаю ни таджикского, ни пушту, ну фарси немного...
Пока писал, для гибкости воспоминаний жахнул самогонки из стратегических запасов. Сначала писалось, а теперь лень... продолжение будет наверное, только не знаю как скоро. Искал иллюстрацию к своим писулькам и вот она : типичный "итальянский" тбилисский дворик. Длинный балкон вдоль дома. Он как общий коридор в коммуналке. С него входы в квартиры. У кого три окна, у кого одно выходящих на балкон. Первый этаж полуподвальный. Лестница на третий обычно в торце дома.
Вот ещё выдрал из фильма кадр с моим домом. Стрелка указывает тот самый подъезд возле которого почтальон Сурен потерял сознание.
Этот фильм и запустил цепь воспоминаний. А началось с того что я нашел в сети видовой фильм про Тбилиси. Смотрю так спокойно, не ожидая что покажут мой дом, не слишком телегеничный и вдруг вот он! Блиа! серебрянная 31. Я аж прослезился... только жаль моего третьего этажа не видно.
Как же я соскучился по моему городу...
Я не был там по разным причинам с 94 года. Чёрт! уже 17 лет.
Искренне ваш автомеханик Илья Николов
Было изменено: 11:37 29/08/2011.