проблема? (с)
Орфография не то чтобы помогает нам понимать друг друга в конце концов, безграмотный текст всегда можно понять, и даже упразднение "и десятеричного" не привело к тому, что миръ как отсутствие
войны и мiръ как Вселенная перепутались в русском сознании. Орфография дает нам представление об уровне собеседника, о его (и нашей общей) способности воспринимать тонкие и сложные материи.
У Кубрика в "Космической Одиссее" есть потрясающий эпизод постепенное отключение компьютера. Огромная машина теряет рассудок, повторяется, вырождается на глазах - это отключается один блок памяти за другим. Нечто подобное происходит и с обществом, освобождающимся от условностей, поскольку только условности и имеют смысл. Сначала, как показывает практика, отмирают самые тонкие функции -
правописание "не" с прилагательными и причастиями: например, слово "вовсе" -- в конструкциях типа "вовсе не законченная работа" -- предполагают раздельное написание, но это правило игнорируется почти
всеми. Это совсем не умышленная, вовсе не преднамеренная деградация, просто так получается... Следующей жертвой оказывается несчастное удвоенное "н" - оно зависит от приставки и зависимого слова. Все читаные книги и преподанные уроки не помогают. Приходит черед пунктуации - тут первым сдается двоеточие после обобщающего слова при однородных членах.
Дело не в том, что наша речь неправильна. Правила устанавливают люди, они же властны их поменять - грамотность, в конце концов, не закон всемирного тяготения, она не существует объективно.
Дело в том, что наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность.
Пусть уважает за что-то другое за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Дело тут, как вы понимаете, не только в нищенской зарплате учителей словесности а в
нищенском статусе словесности как таковой, вне зависимости от госсубсидий.
Впрочем, вышесказанное не универсально. Есть люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, восемнадцатого века когда интеллигенция только-только начинала формироваться.
(с) Д. Быков "Пропавшая грамота"
Было изменено: 16:48 25/12/2011.
Было изменено: 17:20 25/12/2011.
Было изменено: 23:55 25/12/2011.
войны и мiръ как Вселенная перепутались в русском сознании. Орфография дает нам представление об уровне собеседника, о его (и нашей общей) способности воспринимать тонкие и сложные материи.
У Кубрика в "Космической Одиссее" есть потрясающий эпизод постепенное отключение компьютера. Огромная машина теряет рассудок, повторяется, вырождается на глазах - это отключается один блок памяти за другим. Нечто подобное происходит и с обществом, освобождающимся от условностей, поскольку только условности и имеют смысл. Сначала, как показывает практика, отмирают самые тонкие функции -
правописание "не" с прилагательными и причастиями: например, слово "вовсе" -- в конструкциях типа "вовсе не законченная работа" -- предполагают раздельное написание, но это правило игнорируется почти
всеми. Это совсем не умышленная, вовсе не преднамеренная деградация, просто так получается... Следующей жертвой оказывается несчастное удвоенное "н" - оно зависит от приставки и зависимого слова. Все читаные книги и преподанные уроки не помогают. Приходит черед пунктуации - тут первым сдается двоеточие после обобщающего слова при однородных членах.
Дело не в том, что наша речь неправильна. Правила устанавливают люди, они же властны их поменять - грамотность, в конце концов, не закон всемирного тяготения, она не существует объективно.
Дело в том, что наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность.
Пусть уважает за что-то другое за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Дело тут, как вы понимаете, не только в нищенской зарплате учителей словесности а в
нищенском статусе словесности как таковой, вне зависимости от госсубсидий.
Впрочем, вышесказанное не универсально. Есть люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, восемнадцатого века когда интеллигенция только-только начинала формироваться.
(с) Д. Быков "Пропавшая грамота"
Было изменено: 16:48 25/12/2011.
Было изменено: 17:20 25/12/2011.
Было изменено: 23:55 25/12/2011.