Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Mi-RRR  

Дата создания поста: 13 января 2012, 23:49

Самый скромный человек XX века

В семидесятых годах прошлого века Всесоюзная фирма "Мелодия"
издала удивительную пластинку - "Лютневая музыка XVI - XVII веков". Ее
буквально сметали, когда она появлялась на прилавках магазинов.
Пластинку приходилось переиздавать, но она все равно ходила в раритетах.
Потом о пластинке позабыли. Но музыка с этого винилового диска стала
известна всему миру. По крайней мере три пьесы.
"Канцона и танец"
Франческо ди Милано (сохранена орфография авторов пластинки)
прославилась с помощью Бориса Гребенщикова, который, переврав, перепел
ее с "Рая" Алексея Хвостенко как "Город золотой". "Ave Maria"
неизвестного автора XVI в. стала шедевром в мире оперы, постепенно
превратившись в произведение Джулио Каччини. "Ричеркар" Н. Нигрино -
одна из популярнейших композиций у аутентистов, музыкантов, воссоздающих
звучание музыки прошлого.
Правда, специалисты уже давно сомневались в
указанном на пластинке авторстве. Ну не укладываются все эти пьесы в
эстетические рамки лютневой музыки эпохи барокко. Кроме, наверное,
английской старинной песни "Зеленые рукава". Ну а остальное чье? Были у
этих специалистов подозрения, что сочинил эту музыку ленинградский
гитарист, первый советский лютнист и композитор Владимир Вавилов. Только
никто из этих специалистов не решился официально заявить об этом. Нам
кажется, пора открыть миру глаза.

Владимир Вавилов. Мистификации еще впереди.


Жизнь музыканта
Начало шестидесятых...
Коммуналка на Большой Московской.
Двенадцать семей. Маленькие комнаты и большая кухня. В квартире темно.
Ночь. Спит родимый аквариум. И только на кухне - свет, и слышен струнный
перебор непривычной гармонии. Это артист Ленконцерта Владимир Вавилов
репетирует, оживляя в руках несправедливо забытую советскими
исполнителями семиструнную гитару...
Нет, сейчас уже их с Львом
Андроновым дуэт семи- и шестиструнной гитар признан. Серебряная медаль в
1957 году на международном конкурсе в рамках Всемирного фестиваля
молодежи и студентов в Москве - признание заслуженное. Но как тяжело
было к нему идти. Особенно когда за спиной нет консерваторий. А только
кружок в Ленинградском дворце пионеров, вечерняя музыкальная школа для
взрослых имени Римского-Корсакова и семинар композиторской
самодеятельности при Ленинградском отделении Союза композиторов. Но
усилия учителей - гитариста Петра Исакова и композитора Иоганна Адмони -
не пропали даром. Тем более что и собственная музыка сама рождалась.
Владимир
Федорович перебирает струны и пытается вспомнить, когда решил подарить
свое творчество людям. Буквально. Поэтому на афишах его концертов всегда
скромно: "Обработка русских народных песен для семиструнной гитары.
Исполняет Владимир Вавилов".
Нельзя держать в себе музыку.
Середина шестидесятых...
Уже не коммуналка, а
двухкомнатная квартира в одном из первых в Ленинграде кооперативных
панельных домов на Витебском проспекте. Здесь по стенам, каждая на своем
месте, висят одиннадцать гитар. Репетируй - не хочу. Но уже не так
интересно. Все, что написано, уже сыграно. Куплено фортепиано. Вавилов -
гитарист, которому стало не хватать гитары. Был в Эрмитаже. Долго стоял
перед "Юношей с лютней" Караваджо. Какой удивительный, наверное,
инструмент. Вот бы на нем сыграть. Собраны все возможные изображения,
прочитана вся возможная литература. И кто сказал, что руки музыканта
могут только перебирать струны? Лобзик, конечно, не смычок, зато лютня в
руках. Но нет нот. Нет нот.
Так к этому не привыкать.
Конец шестидесятых...
Артисты Ленконцерта во главе с
Владимиром Вавиловым выступают по Ленинграду с собственной программой
под названием "Вечер старинной музыки". Он становится безумно
популярным, этот вечер. И вот в 1970 году фирма "Мелодия" выпускает
пластинку "Лютневая музыка XVI - XVII веков". На обложке все что надо.
11 дорожек под номерами - "Канцона и танец" Франческо ди Милано, "Ave
Maria" неизвестного автора, "Ричеркар" Нигрино, "Павана и Гальярда"
Галилеи etc. И исполнители - Владимир Вавилов etc... Где-то это уже
было. Как всегда, скромно.
Уже потом дочь Тамара, посмотрев фильм
"АССА", где звучала песня "Город золотой" в исполнении Бориса
Гребенщикова, задумалась, пытаясь что-то вспомнить. Где-то она уже это
слышала... Кажется, отец что-то похожее наигрывал на пианино.
И у
Франческо Кановы да (именно "да") Милано ноты совсем другой гармонии. И
"Ave Maria" почему-то отобрали у изначально "неизвестного автора" и
приписали Джулио Каччини, а оперные дивы почему-то стали петь там
какую-то "грациа плена".
Но у Владимира Федоровича не спросить. Он умер в 47.
Осталась самая великая мистификация конца XX века!

Комментарии:

капитан звездолета  
спасибо
спасибо за информацию.
mamura  
я, честно говоря, обалдела, потому что
если все это так и было, тогда... даже не знаю... тогда в в 47 лет в Ленинграде умер великий неизвестный композитор. спасибо Вам за пост.
Mi-RRR  
Я тоже обалдел
Когда я наткнулся на эту информацию, а потом встретился с дочерью Вавилова... Для меня это было настоящим новогодним чудом. Но меня бесит одно. Профессионалы, к кому я не обращался, они все знали или подозревали... Так почему ни один музыковед не взялся и не раскрутил эту тему профессионально!!!

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩