... ПОДДАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ...
с сайта будзютсу... Однажды создатель джиу-джитсу японский врач Акаяма Сиробеи не спеша
прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало
его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не
выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а
потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало.- Мягкость
побеждает силу и зло! - воскликнул пораженный собственным открытием
Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу-джитсу и еще целого ряда
боевых искусств стало: поддаться, чтобы победить... Согласно наиболее
популярной версии, джиу-джитсу (более точное произношение - дзю-дзюцу,
так как в японском языке отсутствуют звуки "ж", "ч", "ш") возникло во
времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в XI-XII вв. н. э. Врач
Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда
единоборствами коуг соку (в переводе - "латы, которые всегда при себе") и
косино мавари, или коси мавари ("панцирь, защищающий поясницу"),
отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в
Китай, где познакомился с рядом местных единоборств и изучил два из них -
шубаку и тайцзытуйшоу. К счастью, искусство рукопашного боя
интересовало его ничуть не меньше медицины - вернувшись, он решил
систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать
единую систему со своими принципами и методами. Прекратив практику, он
заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12
месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3
тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может
справиться с любым соперником, как невооруженным, так и вооруженным.
После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала
лишь 300 приемов - остальные заканчивались смертельно и потрясали своей
жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии
ученики Сиробеи. Особо оно пришлось по вкусу вой нстве иным самурайским
кланам, которые сразу взяли его на вооружение. А оружием оно
действительно было мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы
противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами
того не замечая, а уж если человек попадался на прием, то можно было
считать, что бой окончен. Кстати, рассказывают, что у Гитина Фунакоси
был учитель джиу-джитсу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых
палок, расщеплял их одним движением. О самураях хотелось бы сказать
особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были
жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие "самурай" употребляется
с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со
средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни
жестоким, ни кровожадным (слово "самурай" происходит от глагола
"сабурахи" - служить великому человеку, человеку высшего сословия).
Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику
смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь, и
жили они согласно бусидо - кодексу чести и традиционной самурайской
морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта,
вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая
было законом), верность долгу ("самурай не оставит своего господина,
даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до
одного"), скромность. Самурай никогда не нападал на слабого, презирал
деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: "Извольте защищаться!"
или "Извольте умереть!" В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой
силой недостоен звания самурая, и они изучали науки, владели живописью,
были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи,
воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в
совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию - как и искусство боя.
Рыцарями они оставались даже в случае поражения - самурай называл
победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири. Примерно до XIV
века развитие джиу-джитсу шло по замкнутой клановой системе. А в XIV
веке, в ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с
ужасом убедились, что их искусство неэффективно против ударной техники,
созданной как средство борьбы с джиу-джитсу. Но опытные воины не
собирались опускать руки - самураю такое не к лицу. Они раскрывали
секреты "школы в зарослях" и начали интенсивно обогащать технику
джиу-джитсу новыми приемами. С этого момента начинается новый этап
развития джиу-джитсу. Часть кланов продолжала сохранять верность
традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее
эффективность, другие вообще отказались от борцовских приемов, полностью
переняв технику окинавского рукопашного боя, а третьи начали
комбинировать борцовскую технику с ударной. А в XVI веке появился и сам
термин "джиу-джитсу". В русском языке он имеет порядка десяти
эквивалентов, наиболее распространенными вариантами перевода являются
"тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев",
"искусство незаметного отключения" и поэтический - "ветка, не
сломленная снегом". Джиу-джитсу в отличие от ушу и каратэ-до никогда не
становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось
самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем
направлении и фактически создавал фамильную школу. В 1868 году Японию
потрясла буржуазная революция Мэйдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у
самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули
родину, эмигрировав в Европу и США, и вместе с ними эмигрировало и
джиу-джитсу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран - в
первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии,
Франции. Кстати, очень сильные мастера джиу-джитсу были в генеральном
штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в
Третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для
разгона демонстраций без применения оружия. Массовое развитие
джиу-джитсу получило в России уже после Октябрьской революции, в
двадцатых годах, благодаря Василию Ощепкову. Родившись в тюрьме, он
затем волею судьбы оказался в русской миссии в Японии, занимался дзюдо в
центральной школе Кодокан (дзюдо тех времен было во многом схоже с
джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный
вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. Ощепков (в
1937 году он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики
обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы, успешно
выступали на международных соревнованиях - так, борьба вольного стиля и
борьба в одежде или дзюу-до, как называл ее сам Ощепков, получивший в
Кодокане второй дан, входила в программу первой рабочей Спартакиады 1926
года. Параллельно полковник НКВД Спиридонов на базе джиу-джитсу
разработал САМОЗ - прикладную технику самозащиты, которой прекрасно
владели представители советской военной разведки и контрразведки. Так, в
книге В. Богомолова "В августе сорок четвертого..." (другое название -
"Момент истины") описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми
руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от
выстрелов с близкого расстояния и т. п. В 1946 году искусство
самообороны получило название самбо, а затем этот вид, еще в 1938 году
включавший по классификации А. Харлампиева 8, 5 тысячи приемов (для
сравнения: в джиу-джитсу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение,
ударную технику и стал спортивной дисциплиной. Ну а сам спорт приобрел
политическую окраску, так как победы оказались важнее знания искусства в
целом. Широкое распространение в мире джиу-джитсу, как и другие боевые
искусства, получило лишь в пятидесятых годах, после того как
представители различных видов совершили демонстрационно-коммерческие
турне по всем континентам. Правда, джиу-джитсу уступило в популярности
каратэ-до, ушу и таэквондо, но тем не менее оно культивируется многими
международными организациями - Всеяпонской Международной Федерацией Джиу
Джитсу (AJJIF), Всемирной федерацией джиу-джитсу WJJF, Международной
организацией боевых искусств IMAO, Международной федерацией будо (WKF).
Международной федерацией ниндзюцу (KJJR) и многими другими. Сегодняшнее
джиу-джитсу - это искусство ведения боя с оружием и без оружия, в
техническом арсенале которого примерно 60 процентов бросковых приемов (в
том числе болевых и удушающих) и 40 процентов ударных. Но соотношение
это может варьироваться в зависимости от стиля и традиций национальной
федерации. Наверное, среди всех боевых искусств джиу-джитсу является
наиболее демократической системой, поскольку по ее уставу каждая
федерация имеет право вводить в свою программу и методику те базовые
элементы, которые присущи для традиций этой страны. То есть здесь
полностью отсутствует железная направляющая рука, нет диктата, нет
рельсов, по которым можно ехать только в одном направлении и никуда
больше, и дается право на творчество. Благодаря этому идет обогащение
системы, так как каждый вносит в нее то, что считает нужным (хотя,
конечно же, в ней есть определенная база и генеральное направление).
Поэтому, например, в финской федерации приоритет отдается ударной
технике, так как в Финляндии очень популярно контактное каратэ, во
Франции федерация джиу-джитсу объединена с федерацией дзюдо (что говорит
о приоритете бросковой техники), а в Дании дан по джиу-джитсу можно
получить только после сдачи на дан по каратэ (стиль Сётокан).
Естественно, что есть свои отличительные особенности и у крупных
мастеров, которых только в Европе насчитывается порядка 20 человек. У
каждого из них свой индивидуальный вариант, даже если они занимаются по
одной школе, а если стили разные, то различий еще больше. Главенствующее
положение в мире джиу-джитсу занимают его родоначальники - японцы.
Федерация в Японии отсутствует, и представляют джиу-джитсу фамильные
мастера, то есть прямые потомки самурайских родов, культивировавших
издавна тот или иной стиль. Всего существует более 200 стилей, но
наиболее крупных - 10-12: Хонтай-йосин-рю, Хакко-рю, Ямата-рю, Дайто-рю,
Такэнаучи-рю, Саоситцу-рю и некоторые другие. Остальные же давно стали
синтетическими и развиваются лишь по инерции - они либо культивируются
очень узким кругом людей, либо являются подстилем. Различия между
стилями, которые в своей базовой технике не используют оружие, в целом
незначительны - в основном касаются стоек, положений корпуса,
определенных элементов входа и выхода из приема, проведения тех или иных
технических действий. И различия эти видны только высоко классному
специалисту, потому что они заключаются только в базовых фамильных
традициях - один клан издревле делал упор на удар кулаком, другой - на
залом пальцев, и это было введено в ранг абсолюта и остается в этом
ранге по сей день. Но зато у стилей, которые применяют различные
варианты оружия, отличий много, так как техника подстраивается под
предмет, будь то явара (короткая палка), джо (средняя палка), бо
(двухметровый шест), нагината (бо с сабелькой на конце), вэй (веревка,
пояс) или другой вид. Классическое джиу-джитсу фамильных мастеров - это
красивое исполнение сложной техники, преимущественно в системе парных
кат, когда один партнер заранее знает, что будет делать другой -
выигрывая в зрелищности, проигрывает в эффективности, так как в боевой
ситуации практически бесполезно. Но, тем не менее, именно оно считается
основой, и им обязан владеть любой мастер. Главное отличие джиу-джитсу
от других боевых искусств заключается не только в его демократичности и в
наличии в техническом арсенале и ударной, и борцовской техники. Дело в
том, что в джиу-джитсу практически полностью отсутствует спортивная
конкуренция, которая заставляет держать технику в тайне от других,
обуживать ее, делать серой и убогой, так как все подчинено одному -
победе. (Правда, фамильные мастера ревностно берегут свои секреты и
раскрывают лишь малую их часть, заключая за немалые деньги контракты с
той или иной федерацией.) Поэтому на соревнованиях, проводящихся по
системе показательных турниров, побеждает тот, кто демонстрирует высокий
класс в большом спектре. Ведь человек здесь может заниматься и чисто
рукопашным поединком, и кобудо (работой с оружием), и вэй-джитсу
(работой с веревкой), и стю-джитсу (так называемое пальцевое джитсу, то
есть работа с пальцами соперника, заплетение и связывание пальцев с
вставлением между ними явары), и прочими направлениями. Хотя есть и
система соревновательных поединков, называемая до-артс. В соревнованиях,
проводимых в легкий или полный контакт, т. е. удары не обозначаются, а
наносятся (в легкий контакт /как правило/ работают любители, в полный -
представители различных спецслужб и антитеррористических подразделений),
могут участвовать мастера каратэ-до, таэквондо, дзюдо, ушу, айкидо -
словом, всех видов, где каждый может использовать свою технику; в
поединках допускаются удары, броски, захваты, болевые и удушающие
приемы, все, кроме воздействия на жизненно важные центры. При сдаче
экзамена на мастерскую степень занимающийся, кроме различных направлений
джиу-джитсу, сдает также бу-джитсу, или полис-джитсу (полицейский
вариант, то есть техника задержания, связывания, обыска, конвоирования
плюс работа со специальным полицейским оружием- ножами, дубинками и т.
д.). Что касается эффективности техник джиу джитсу, то правильно
говорить о синтезе бросковых техник с техниками каратэ и других
единоборств с обилием ударной техники. Именно по этой причине в работе
на ближней дистанции преимущество по-прежнему остается за совокупностью
ударных техник и техник джиу-джитсу. Очень эффективно использование
джиу-джитсу в разного рода нестандартных ситуациях, так что интерес к
нему спецслужб многих стран не случаен. Именно поэтому, несмотря на все
перипетии и конкуренцию, "ветка, которую не в силах сломить снег" ,
выдержала и напор веков и становится еще гибче и сильней, чем прежде... (с)
прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало
его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не
выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а
потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало.- Мягкость
побеждает силу и зло! - воскликнул пораженный собственным открытием
Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу-джитсу и еще целого ряда
боевых искусств стало: поддаться, чтобы победить... Согласно наиболее
популярной версии, джиу-джитсу (более точное произношение - дзю-дзюцу,
так как в японском языке отсутствуют звуки "ж", "ч", "ш") возникло во
времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в XI-XII вв. н. э. Врач
Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда
единоборствами коуг соку (в переводе - "латы, которые всегда при себе") и
косино мавари, или коси мавари ("панцирь, защищающий поясницу"),
отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в
Китай, где познакомился с рядом местных единоборств и изучил два из них -
шубаку и тайцзытуйшоу. К счастью, искусство рукопашного боя
интересовало его ничуть не меньше медицины - вернувшись, он решил
систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать
единую систему со своими принципами и методами. Прекратив практику, он
заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12
месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3
тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может
справиться с любым соперником, как невооруженным, так и вооруженным.
После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала
лишь 300 приемов - остальные заканчивались смертельно и потрясали своей
жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии
ученики Сиробеи. Особо оно пришлось по вкусу вой нстве иным самурайским
кланам, которые сразу взяли его на вооружение. А оружием оно
действительно было мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы
противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами
того не замечая, а уж если человек попадался на прием, то можно было
считать, что бой окончен. Кстати, рассказывают, что у Гитина Фунакоси
был учитель джиу-джитсу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых
палок, расщеплял их одним движением. О самураях хотелось бы сказать
особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были
жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие "самурай" употребляется
с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со
средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни
жестоким, ни кровожадным (слово "самурай" происходит от глагола
"сабурахи" - служить великому человеку, человеку высшего сословия).
Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику
смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь, и
жили они согласно бусидо - кодексу чести и традиционной самурайской
морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта,
вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая
было законом), верность долгу ("самурай не оставит своего господина,
даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до
одного"), скромность. Самурай никогда не нападал на слабого, презирал
деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: "Извольте защищаться!"
или "Извольте умереть!" В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой
силой недостоен звания самурая, и они изучали науки, владели живописью,
были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи,
воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в
совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию - как и искусство боя.
Рыцарями они оставались даже в случае поражения - самурай называл
победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири. Примерно до XIV
века развитие джиу-джитсу шло по замкнутой клановой системе. А в XIV
веке, в ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с
ужасом убедились, что их искусство неэффективно против ударной техники,
созданной как средство борьбы с джиу-джитсу. Но опытные воины не
собирались опускать руки - самураю такое не к лицу. Они раскрывали
секреты "школы в зарослях" и начали интенсивно обогащать технику
джиу-джитсу новыми приемами. С этого момента начинается новый этап
развития джиу-джитсу. Часть кланов продолжала сохранять верность
традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее
эффективность, другие вообще отказались от борцовских приемов, полностью
переняв технику окинавского рукопашного боя, а третьи начали
комбинировать борцовскую технику с ударной. А в XVI веке появился и сам
термин "джиу-джитсу". В русском языке он имеет порядка десяти
эквивалентов, наиболее распространенными вариантами перевода являются
"тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев",
"искусство незаметного отключения" и поэтический - "ветка, не
сломленная снегом". Джиу-джитсу в отличие от ушу и каратэ-до никогда не
становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось
самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем
направлении и фактически создавал фамильную школу. В 1868 году Японию
потрясла буржуазная революция Мэйдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у
самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули
родину, эмигрировав в Европу и США, и вместе с ними эмигрировало и
джиу-джитсу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран - в
первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии,
Франции. Кстати, очень сильные мастера джиу-джитсу были в генеральном
штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в
Третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для
разгона демонстраций без применения оружия. Массовое развитие
джиу-джитсу получило в России уже после Октябрьской революции, в
двадцатых годах, благодаря Василию Ощепкову. Родившись в тюрьме, он
затем волею судьбы оказался в русской миссии в Японии, занимался дзюдо в
центральной школе Кодокан (дзюдо тех времен было во многом схоже с
джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный
вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. Ощепков (в
1937 году он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики
обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы, успешно
выступали на международных соревнованиях - так, борьба вольного стиля и
борьба в одежде или дзюу-до, как называл ее сам Ощепков, получивший в
Кодокане второй дан, входила в программу первой рабочей Спартакиады 1926
года. Параллельно полковник НКВД Спиридонов на базе джиу-джитсу
разработал САМОЗ - прикладную технику самозащиты, которой прекрасно
владели представители советской военной разведки и контрразведки. Так, в
книге В. Богомолова "В августе сорок четвертого..." (другое название -
"Момент истины") описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми
руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от
выстрелов с близкого расстояния и т. п. В 1946 году искусство
самообороны получило название самбо, а затем этот вид, еще в 1938 году
включавший по классификации А. Харлампиева 8, 5 тысячи приемов (для
сравнения: в джиу-джитсу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение,
ударную технику и стал спортивной дисциплиной. Ну а сам спорт приобрел
политическую окраску, так как победы оказались важнее знания искусства в
целом. Широкое распространение в мире джиу-джитсу, как и другие боевые
искусства, получило лишь в пятидесятых годах, после того как
представители различных видов совершили демонстрационно-коммерческие
турне по всем континентам. Правда, джиу-джитсу уступило в популярности
каратэ-до, ушу и таэквондо, но тем не менее оно культивируется многими
международными организациями - Всеяпонской Международной Федерацией Джиу
Джитсу (AJJIF), Всемирной федерацией джиу-джитсу WJJF, Международной
организацией боевых искусств IMAO, Международной федерацией будо (WKF).
Международной федерацией ниндзюцу (KJJR) и многими другими. Сегодняшнее
джиу-джитсу - это искусство ведения боя с оружием и без оружия, в
техническом арсенале которого примерно 60 процентов бросковых приемов (в
том числе болевых и удушающих) и 40 процентов ударных. Но соотношение
это может варьироваться в зависимости от стиля и традиций национальной
федерации. Наверное, среди всех боевых искусств джиу-джитсу является
наиболее демократической системой, поскольку по ее уставу каждая
федерация имеет право вводить в свою программу и методику те базовые
элементы, которые присущи для традиций этой страны. То есть здесь
полностью отсутствует железная направляющая рука, нет диктата, нет
рельсов, по которым можно ехать только в одном направлении и никуда
больше, и дается право на творчество. Благодаря этому идет обогащение
системы, так как каждый вносит в нее то, что считает нужным (хотя,
конечно же, в ней есть определенная база и генеральное направление).
Поэтому, например, в финской федерации приоритет отдается ударной
технике, так как в Финляндии очень популярно контактное каратэ, во
Франции федерация джиу-джитсу объединена с федерацией дзюдо (что говорит
о приоритете бросковой техники), а в Дании дан по джиу-джитсу можно
получить только после сдачи на дан по каратэ (стиль Сётокан).
Естественно, что есть свои отличительные особенности и у крупных
мастеров, которых только в Европе насчитывается порядка 20 человек. У
каждого из них свой индивидуальный вариант, даже если они занимаются по
одной школе, а если стили разные, то различий еще больше. Главенствующее
положение в мире джиу-джитсу занимают его родоначальники - японцы.
Федерация в Японии отсутствует, и представляют джиу-джитсу фамильные
мастера, то есть прямые потомки самурайских родов, культивировавших
издавна тот или иной стиль. Всего существует более 200 стилей, но
наиболее крупных - 10-12: Хонтай-йосин-рю, Хакко-рю, Ямата-рю, Дайто-рю,
Такэнаучи-рю, Саоситцу-рю и некоторые другие. Остальные же давно стали
синтетическими и развиваются лишь по инерции - они либо культивируются
очень узким кругом людей, либо являются подстилем. Различия между
стилями, которые в своей базовой технике не используют оружие, в целом
незначительны - в основном касаются стоек, положений корпуса,
определенных элементов входа и выхода из приема, проведения тех или иных
технических действий. И различия эти видны только высоко классному
специалисту, потому что они заключаются только в базовых фамильных
традициях - один клан издревле делал упор на удар кулаком, другой - на
залом пальцев, и это было введено в ранг абсолюта и остается в этом
ранге по сей день. Но зато у стилей, которые применяют различные
варианты оружия, отличий много, так как техника подстраивается под
предмет, будь то явара (короткая палка), джо (средняя палка), бо
(двухметровый шест), нагината (бо с сабелькой на конце), вэй (веревка,
пояс) или другой вид. Классическое джиу-джитсу фамильных мастеров - это
красивое исполнение сложной техники, преимущественно в системе парных
кат, когда один партнер заранее знает, что будет делать другой -
выигрывая в зрелищности, проигрывает в эффективности, так как в боевой
ситуации практически бесполезно. Но, тем не менее, именно оно считается
основой, и им обязан владеть любой мастер. Главное отличие джиу-джитсу
от других боевых искусств заключается не только в его демократичности и в
наличии в техническом арсенале и ударной, и борцовской техники. Дело в
том, что в джиу-джитсу практически полностью отсутствует спортивная
конкуренция, которая заставляет держать технику в тайне от других,
обуживать ее, делать серой и убогой, так как все подчинено одному -
победе. (Правда, фамильные мастера ревностно берегут свои секреты и
раскрывают лишь малую их часть, заключая за немалые деньги контракты с
той или иной федерацией.) Поэтому на соревнованиях, проводящихся по
системе показательных турниров, побеждает тот, кто демонстрирует высокий
класс в большом спектре. Ведь человек здесь может заниматься и чисто
рукопашным поединком, и кобудо (работой с оружием), и вэй-джитсу
(работой с веревкой), и стю-джитсу (так называемое пальцевое джитсу, то
есть работа с пальцами соперника, заплетение и связывание пальцев с
вставлением между ними явары), и прочими направлениями. Хотя есть и
система соревновательных поединков, называемая до-артс. В соревнованиях,
проводимых в легкий или полный контакт, т. е. удары не обозначаются, а
наносятся (в легкий контакт /как правило/ работают любители, в полный -
представители различных спецслужб и антитеррористических подразделений),
могут участвовать мастера каратэ-до, таэквондо, дзюдо, ушу, айкидо -
словом, всех видов, где каждый может использовать свою технику; в
поединках допускаются удары, броски, захваты, болевые и удушающие
приемы, все, кроме воздействия на жизненно важные центры. При сдаче
экзамена на мастерскую степень занимающийся, кроме различных направлений
джиу-джитсу, сдает также бу-джитсу, или полис-джитсу (полицейский
вариант, то есть техника задержания, связывания, обыска, конвоирования
плюс работа со специальным полицейским оружием- ножами, дубинками и т.
д.). Что касается эффективности техник джиу джитсу, то правильно
говорить о синтезе бросковых техник с техниками каратэ и других
единоборств с обилием ударной техники. Именно по этой причине в работе
на ближней дистанции преимущество по-прежнему остается за совокупностью
ударных техник и техник джиу-джитсу. Очень эффективно использование
джиу-джитсу в разного рода нестандартных ситуациях, так что интерес к
нему спецслужб многих стран не случаен. Именно поэтому, несмотря на все
перипетии и конкуренцию, "ветка, которую не в силах сломить снег" ,
выдержала и напор веков и становится еще гибче и сильней, чем прежде... (с)