Русский кулачный бой - драка или молодецкая забава?
Со школьных времен мы помним лермонтовского "удалого купца Калашникова", не побоявшегося выйти на кулачный бой с любимым опричником Ивана Грозного, хотя знал, что в случае победы казнят его "смертью лютою, позорною".
Кулачные бои известны на Руси издревле. Возможно, что первоначально они проводились как часть особых ритуалов в честь бога Перуна, считавшегося покровителем воинов. После крещения Руси кулачные бои, в которых церковь видела отголоски языческих обрядов, оказались "вне закона", но менее популярными они от этого не стали.
На Руси четко различали обычную драку и поединок "на кулачках", который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков "один на один", "стенка на стенку" и "сцеплялка-свалка".
Самым почетным боем был "один на один". Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в "стенках" и "сцеплялках". Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И. Пыляева "Старое житье", изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: "Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин - их с почетом развозили купцы по городам".
В древности кулачные поединки иногда использовались как судебные, считалось, что победивший боец подтвердил свою правоту. Но такие случаи были редки, так как в подобных ситуациях предпочитались поединки с оружием.
Боя "один на один" не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г. Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и "счастливцы", отведавшие его кулака. В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.
Редкой разновидностью боя "один на один" был поединок "удар на удар". Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.
Наиболее зрелищным всегда считался бой "стенка на стенку", в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей. Сражались "деревня на деревню", "улица на улицу", "одна часть городка против другой", "купцы против грузчиков" и т. п. М. И. Пыляева пишет, что "лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами. В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме - дебрян с сулянами".
Традиционно кулачные бои проводились зимой с Николы (6 декабря) до сборного воскресенья, но главным временем для подобной забавы считалась Масленица. Чаще всего местом боя становилась замерзшая река или озеро. Иногда бой делился на несколько этапов: сначала бились дети, затем юноши, а уже после них начиналась схватка взрослых бойцов. Каждая команда старалась иметь "тайное оружие" - нескольких сильных "надежа-бойцов", которые первоначально в схватке не участвовали, оставаясь за строем или в числе зрителей. Только в решающие моменты они вступали в бой, чтобы прорвать линию соперников. В каждой команде был свой атаман (воевода), руководивший боем. Выигрывала сторона, заставившая соперника отступить.
Бой "сцеплялка-свалка" проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и "тузились врассыпную или в толпе".
При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, "дисквалифицировать" на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.
В кулачных боях основными ударами считались: "по сопаткам" - в голову, "под микитки" - по почкам и печени, "в душу" - в солнечное сплетение. Естественно, что зачастую бои не обходились без серьезных увечий и даже смерти кого-то из бойцов. Официальная власть всегда боролась с кулачными боями, но иногда это были просто формальные заявления. Иван Грозный любил потешить себя видом кулачных поединков, а вот его сын Федор их категорически запретил. Поэтому в конце XVI века кулачные поединки практически не проводились.
В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось "имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье". Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на "кулачные забавы".
Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и "стенка на стенку".(с)
Ф. Г. Солнцев. Кулачный бой (фрагмент акварели)
Кулачные бои известны на Руси издревле. Возможно, что первоначально они проводились как часть особых ритуалов в честь бога Перуна, считавшегося покровителем воинов. После крещения Руси кулачные бои, в которых церковь видела отголоски языческих обрядов, оказались "вне закона", но менее популярными они от этого не стали.
На Руси четко различали обычную драку и поединок "на кулачках", который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков "один на один", "стенка на стенку" и "сцеплялка-свалка".
Самым почетным боем был "один на один". Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в "стенках" и "сцеплялках". Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И. Пыляева "Старое житье", изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: "Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин - их с почетом развозили купцы по городам".
В древности кулачные поединки иногда использовались как судебные, считалось, что победивший боец подтвердил свою правоту. Но такие случаи были редки, так как в подобных ситуациях предпочитались поединки с оружием.
Боя "один на один" не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г. Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и "счастливцы", отведавшие его кулака. В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.
Редкой разновидностью боя "один на один" был поединок "удар на удар". Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.
Наиболее зрелищным всегда считался бой "стенка на стенку", в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей. Сражались "деревня на деревню", "улица на улицу", "одна часть городка против другой", "купцы против грузчиков" и т. п. М. И. Пыляева пишет, что "лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами. В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме - дебрян с сулянами".
Традиционно кулачные бои проводились зимой с Николы (6 декабря) до сборного воскресенья, но главным временем для подобной забавы считалась Масленица. Чаще всего местом боя становилась замерзшая река или озеро. Иногда бой делился на несколько этапов: сначала бились дети, затем юноши, а уже после них начиналась схватка взрослых бойцов. Каждая команда старалась иметь "тайное оружие" - нескольких сильных "надежа-бойцов", которые первоначально в схватке не участвовали, оставаясь за строем или в числе зрителей. Только в решающие моменты они вступали в бой, чтобы прорвать линию соперников. В каждой команде был свой атаман (воевода), руководивший боем. Выигрывала сторона, заставившая соперника отступить.
Бой "сцеплялка-свалка" проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и "тузились врассыпную или в толпе".
При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, "дисквалифицировать" на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.
В кулачных боях основными ударами считались: "по сопаткам" - в голову, "под микитки" - по почкам и печени, "в душу" - в солнечное сплетение. Естественно, что зачастую бои не обходились без серьезных увечий и даже смерти кого-то из бойцов. Официальная власть всегда боролась с кулачными боями, но иногда это были просто формальные заявления. Иван Грозный любил потешить себя видом кулачных поединков, а вот его сын Федор их категорически запретил. Поэтому в конце XVI века кулачные поединки практически не проводились.
В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось "имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье". Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на "кулачные забавы".
Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и "стенка на стенку".(с)
Ф. Г. Солнцев. Кулачный бой (фрагмент акварели)