кощунство? (с)
С нравственной точки зрения между верующим и атеистом нет почти никакой разницы. Все мы знаем множество аморальных или имморальных религиозных фанатиков, встречаются и высоконравственные атеисты. Толстой давным-давно описал людей, живущих для людской славы под предлогом Бога и для Бога под предлогом людей.
Искандер заметил как-то, что вера в Бога сродни музыкальному слуху, который тоже ведь одинаково часто встречается у добрых и
злых. К. Крылов уточнил, что вера предполагает как минимум две личностных особенности: любопытство и благодарность. Любопытство потому что верующему не интересно иметь дело с познаваемой реальностью, ему хочется, чтобы всегда оставалось нечто иррациональное; благодарность потому, что хочется кому-то
сказать "спасибо" за яблоко, любовь или пейзаж.
Впрочем, благодарить хочется не всегда и здесь важно уточнение психолога Ирины Ашумовой: вера в Бога своего рода метафизическая экстравертность, когда человеку для нормального самоощущения необходим диалог. Правда, добавил уже Кушнер, на место второго
собеседника помещают обычно себя самого, только усовершенствованного.
Склонность к таким диалогам с собой не является признаком моральности или аморальности, она скорей свидетельствует об остро переживаемом одиночестве: "Господи, ты один у меня!" (Л. Мочалов). А это посещает и плохих, и хороших.
Было изменено: 8:53 05/04/2012.
Искандер заметил как-то, что вера в Бога сродни музыкальному слуху, который тоже ведь одинаково часто встречается у добрых и
злых. К. Крылов уточнил, что вера предполагает как минимум две личностных особенности: любопытство и благодарность. Любопытство потому что верующему не интересно иметь дело с познаваемой реальностью, ему хочется, чтобы всегда оставалось нечто иррациональное; благодарность потому, что хочется кому-то
сказать "спасибо" за яблоко, любовь или пейзаж.
Впрочем, благодарить хочется не всегда и здесь важно уточнение психолога Ирины Ашумовой: вера в Бога своего рода метафизическая экстравертность, когда человеку для нормального самоощущения необходим диалог. Правда, добавил уже Кушнер, на место второго
собеседника помещают обычно себя самого, только усовершенствованного.
Склонность к таким диалогам с собой не является признаком моральности или аморальности, она скорей свидетельствует об остро переживаемом одиночестве: "Господи, ты один у меня!" (Л. Мочалов). А это посещает и плохих, и хороших.
Было изменено: 8:53 05/04/2012.