Муай Боран - прародитель современного тайского бокса
Муай Боран - традиционный стиль боевого искусства Таиланда. Прародитель современного тайского бокса Муай Тай. В переводе с тайского, Муай Боран означает "древний бокс". Если классический современный тайский бокс
называют "наукой о восьми конечностях", то Муай Боран в народе имел
название "науа ауют", что в переводе означает "девять орудий". "Наука о
восьми конечностях" предполагает использование восьми сочленений
человеческого тела: два кулака, два локтя, два колена и две стопы.
"Девять орудий" включают в себя, кроме вышеупомянутых конечностей, также
технику нанесения ударов и других воздействий с помощью головы. Такие
отличия обусловлены, прежде всего, историческим контекстом возникновения
и развития этих стилей. Муай Боран изначально был разработан как
прикладная система рукопашного боя, которая активно использовалась в
борьбе против бирманских оккупантов. Таким образом, Муай Боран - это
армейская система рукопашного боя, в отличие от современного Муай Тай,
который является следствием урезанных правил проведения поединков по
традиционному тайскому боксу.
Муай Тай изначально затачивался под
соревновательный режим. Таким образом, из многогранного боевого
искусства Муай Боран трансформировался в вид спортивного единоборства с
множеством технических ограничений. Регламент правил Муай Тай
разрабатывался с учётом беспокойства о здоровье бойцов, поэтому все
опасные для жизни техники были исключены. Военные приёмы уступили место
гражданским.
В наши дни, школы, где преподают
традиционные стили, встречаются довольно редко даже в самом Таиланде. А в
некоторых школах современный Муай Тай выдают за Муай Боран, преподавая
его за немалые деньги. В последнее время интерес к Муай Боран
значительно возрос. Это связано с выходом фильма "Онг Бак" с Тони Джаа в
главной роли, который как раз представлял в картине традиционный Боран.
Муай Боран, стиль Паак Клоонг
Мастером этого известного стиля был
Аджарн Кимсейнг (Ajarn Kimsaing) из города Аютхая (Ayuthaya). Аджарн
Кимсэйнг изучал Муай Аютхая (Muay Ayuthaya) у Кру Киао (Kruu Kiao).
Затем он переехал в Бангкок, чтобы изучить международный бокс и Муай
Паак Клоонг.
Стойка в Паак Клоонг очень низка и компактна, с центром тяжести
расположенным между ногами. Оба колена согнуты, и все суставы направлены
вперёд, будучи готовыми быть использованными как щит против любого
наступательного движения. В Паак Клоонг кулаки один перед другим и
выстроены в линию перекрывая центр. Воины Паак Клоонг, отлично владеют
обеими сторонами и не отдают преимущество правосторонней или
левосторонней стойке. Иногда передняя нога немного преподнята над
землёй, выдвинута от себя, но при этом направлена вниз, в сторону
противника. Работа ног в этом стиле очень интересна: когда боксёр делает
шаг, вместе с его ногой руки поднимаются в верхнюю оборонительную
позицию. При следующем шаге, руки опускаются в исходное положение.
Паак Клоонг специализируется на атаках и блокировании локтями и
коленями. Каждая рука и нога согнуты даже во время атакующих движений.
Конечности никогда не расгибаются полностью. Что интересно в отличие от
остальных стилей там часто работают с концепцией шара. Таким образом,
Муай Боран Паак Клоонг не ограничивает себя только одномерной борьбой
(удары из стойки). Если борьба перейдёт на землю, то и в таком случае
воин может сражаться эффективно. В реальной схватке зачастую сражаться
приходиться с несколькими противниками одновременно. Тут и нужна
концепция круга.
Еще одной интересной особенностью являются изучение принципа 4-4. Это
четыре движения локтя, которые могут быть как защитными, так и
атакующими и четыре движения колена которые исполняют ту же функцию.
Впоследствии движения локтем разворачиваются в удары и защиты кулаком и
открытой рукой, а движения коленями в удары и защиты ногами. (существует
четыре движения локтем : снаружи - внутрь, изнутри -наружу,
снизу-вверх, сверху-вниз, то же самое коленями. Эти базовые восемь
движений разворачиваются в восемь движений руками-ногами. Например, там
нет строго прямого удара рукой как в боксе есть движение снизу -вверх
или сверху-вниз также и с прямым ударом ногой и т. д.)
Работа ног быстрая и короткая. В некоторые моменты масса тела перемещена
полностью на одну ногу. Боец Паак Клоонг используют скользящие
движения, и позволяет переходить в любой момент к атаке. Нападения в
Паак Клоонг очень скоростные и легкие атаки приходят со всех возможных
углов. Поскольку стиль Паак Клоонг старый традиционный стиль, то в него
заложено много Буддистских концепций. Боксеры Паак Клоонг широко
практиковали медитацию и изучают Буддизм в его индийской трактовке,
которая весьма отлична от китайской.
Занятия проводятся в традиционном, систематическом стиле. Обучение
начинается с базы: сначала ученики изучают, как защитить себя, используя
блок или подставку (менее уязвимых мест), уводы в сторону, покрывающие и
открывающие движения до тех пор, пока ученик не станет достаточно
опытным и не сможет достаточно уверенно защитить себя от нападения.
Затем начинается изучение расширенных методов Муай Тай, называемых
Лук-Маи (Look-Mai). Это отличительная черта традиционного Муай Тай от
современного (мэйн-стрим) вида, где боксёр обучается нападению,
используя исключительно удары ногами, руками, направленные на
единственного оппонента, и наоборот, защите, где, надеясь на собственные
физические возможности, боксёр будет принимать удары руками и ногами от
противника. Напротив, старые стили Муай Тай ориентированы то, чтобы сам
стиль гарантировал защиту и, тем самым, человек был защищён всё время
от какого бы то ни было вреда, не допуская "прохождение" ударов, и не
опираясь на надежду о том, что ты окажешься физически крепче противника.
Идеи, техники, внесённые в Муай Тай через мудрость великих учителей
прошлого, являются крайне разрушительными и содержат множество методов,
включающих уловки, расширенные и базовые техники. Все эти методы могут
расширяться фактически до бесконечности. Изучение этого разрушительного
боевого искусства, делает человека упорным, решительным, а сознание при
этом ясным и спокойным. Муай Боран (старый муай тай) использует не
только кулаки, ноги, колени, и локти, что мы обычно видим в современном
Муай Тай, но и такие забытые элементы, как броски, прессинг, захваты,
замки, ломания суставов (Toom-Tup-Jub-Huk), которые ничуть не менее
опасны, чем бросковые техники в других военных искусствах. Это те
методы, которые мы не видим в современном Муай Тай. Так же, как и
способы падения, направленные на то, чтобы можно было быстро и легко
встать, перекаты по земле, техника "ползания" (Lom-Look-Klook-Klan),
которые необходимы в случае перехода боя на землю.
Паак Клоонг также обучает вооружённому стилю, сосуществующему вместе с
рукопашной подготовкой, известному обычно под названием Kраби-Крабонг
("меч и палка"), который фактически предполагает использование короткого
и длинного оружия. Это боевое искусство предполагает использование
мечей двумя руками, ножа, шеста или палки, короткой палки, так же как, и
всего другого старого традиционного тайского оружия, обучающих мастеров
владения которым сейчас очень трудно найти. Всё это - истинная
комбинация всех традиционных тайских военных искусств.
Одним из учеников Аджарна Кимсейнга был
этнический бирманец Прасертак Пучитван, который пришел к Аджарну уже
состоявшимся бойцом владеющим техникой бирманского бандо. Что в свою
очередь наложилось на технику Паак Клоонг и несколько изменило стиль,
как бы округлило его, придало ему большую сферичность за счет убирания
углов вообщем-то изначально присущих технике муай тай. Добавило в
методику обучения упражнения парной работы, которая раньше не
практиковалась в муай тай, например упражнения липкой паутины
представляющей собой различные прилипания к атакующим конечностям.
Принцип шара включает в себя концепцию круговой защиты и нанесение
ударов по различным круговым траекториям вместе эти траектории образуют
замкнутую сферу: очерти круг и сделай его продолжением себя, пусть сила
твоя хранит его целостность, как хранишь ты собственное тело. Сделай так
и станешь непобедимым. Ибо лишь отмеренное количество врагов может
переступить границу твоей целостности. Сила же вставшего на путь -
безгранична.
Мелкая работа ног. Чем мельче твои шаги, тем быстрее ты двигаешься, тем легче управлять собственным телом.
Четкая постановка стопы - чем четче ваш шаг тем уверенней вы себя чувствуете тем сильнее ваш удар ибо удар опирается на шаг.
Беспрерывность движений - вы должны избавляться от работы рапирного типа
присущей спортсменам то есть уколол - отскочил, подскочил снова уколол -
подобная тактика хороша при бое один на один во время работы с группой
такая тактика опасна для вас поэтому ваши движения должны быть
непрерывными как будто вы плетет паучью сеть.
Липкая паутина - конечность которая тебя атаковала, желательно не
отбивать а прилипать и переводить в положение неудобное для противника. (с)
с сайта шенфа)
называют "наукой о восьми конечностях", то Муай Боран в народе имел
название "науа ауют", что в переводе означает "девять орудий". "Наука о
восьми конечностях" предполагает использование восьми сочленений
человеческого тела: два кулака, два локтя, два колена и две стопы.
"Девять орудий" включают в себя, кроме вышеупомянутых конечностей, также
технику нанесения ударов и других воздействий с помощью головы. Такие
отличия обусловлены, прежде всего, историческим контекстом возникновения
и развития этих стилей. Муай Боран изначально был разработан как
прикладная система рукопашного боя, которая активно использовалась в
борьбе против бирманских оккупантов. Таким образом, Муай Боран - это
армейская система рукопашного боя, в отличие от современного Муай Тай,
который является следствием урезанных правил проведения поединков по
традиционному тайскому боксу.
Муай Тай изначально затачивался под
соревновательный режим. Таким образом, из многогранного боевого
искусства Муай Боран трансформировался в вид спортивного единоборства с
множеством технических ограничений. Регламент правил Муай Тай
разрабатывался с учётом беспокойства о здоровье бойцов, поэтому все
опасные для жизни техники были исключены. Военные приёмы уступили место
гражданским.
В наши дни, школы, где преподают
традиционные стили, встречаются довольно редко даже в самом Таиланде. А в
некоторых школах современный Муай Тай выдают за Муай Боран, преподавая
его за немалые деньги. В последнее время интерес к Муай Боран
значительно возрос. Это связано с выходом фильма "Онг Бак" с Тони Джаа в
главной роли, который как раз представлял в картине традиционный Боран.
Муай Боран, стиль Паак Клоонг
Мастером этого известного стиля был
Аджарн Кимсейнг (Ajarn Kimsaing) из города Аютхая (Ayuthaya). Аджарн
Кимсэйнг изучал Муай Аютхая (Muay Ayuthaya) у Кру Киао (Kruu Kiao).
Затем он переехал в Бангкок, чтобы изучить международный бокс и Муай
Паак Клоонг.
Стойка в Паак Клоонг очень низка и компактна, с центром тяжести
расположенным между ногами. Оба колена согнуты, и все суставы направлены
вперёд, будучи готовыми быть использованными как щит против любого
наступательного движения. В Паак Клоонг кулаки один перед другим и
выстроены в линию перекрывая центр. Воины Паак Клоонг, отлично владеют
обеими сторонами и не отдают преимущество правосторонней или
левосторонней стойке. Иногда передняя нога немного преподнята над
землёй, выдвинута от себя, но при этом направлена вниз, в сторону
противника. Работа ног в этом стиле очень интересна: когда боксёр делает
шаг, вместе с его ногой руки поднимаются в верхнюю оборонительную
позицию. При следующем шаге, руки опускаются в исходное положение.
Паак Клоонг специализируется на атаках и блокировании локтями и
коленями. Каждая рука и нога согнуты даже во время атакующих движений.
Конечности никогда не расгибаются полностью. Что интересно в отличие от
остальных стилей там часто работают с концепцией шара. Таким образом,
Муай Боран Паак Клоонг не ограничивает себя только одномерной борьбой
(удары из стойки). Если борьба перейдёт на землю, то и в таком случае
воин может сражаться эффективно. В реальной схватке зачастую сражаться
приходиться с несколькими противниками одновременно. Тут и нужна
концепция круга.
Еще одной интересной особенностью являются изучение принципа 4-4. Это
четыре движения локтя, которые могут быть как защитными, так и
атакующими и четыре движения колена которые исполняют ту же функцию.
Впоследствии движения локтем разворачиваются в удары и защиты кулаком и
открытой рукой, а движения коленями в удары и защиты ногами. (существует
четыре движения локтем : снаружи - внутрь, изнутри -наружу,
снизу-вверх, сверху-вниз, то же самое коленями. Эти базовые восемь
движений разворачиваются в восемь движений руками-ногами. Например, там
нет строго прямого удара рукой как в боксе есть движение снизу -вверх
или сверху-вниз также и с прямым ударом ногой и т. д.)
Работа ног быстрая и короткая. В некоторые моменты масса тела перемещена
полностью на одну ногу. Боец Паак Клоонг используют скользящие
движения, и позволяет переходить в любой момент к атаке. Нападения в
Паак Клоонг очень скоростные и легкие атаки приходят со всех возможных
углов. Поскольку стиль Паак Клоонг старый традиционный стиль, то в него
заложено много Буддистских концепций. Боксеры Паак Клоонг широко
практиковали медитацию и изучают Буддизм в его индийской трактовке,
которая весьма отлична от китайской.
Занятия проводятся в традиционном, систематическом стиле. Обучение
начинается с базы: сначала ученики изучают, как защитить себя, используя
блок или подставку (менее уязвимых мест), уводы в сторону, покрывающие и
открывающие движения до тех пор, пока ученик не станет достаточно
опытным и не сможет достаточно уверенно защитить себя от нападения.
Затем начинается изучение расширенных методов Муай Тай, называемых
Лук-Маи (Look-Mai). Это отличительная черта традиционного Муай Тай от
современного (мэйн-стрим) вида, где боксёр обучается нападению,
используя исключительно удары ногами, руками, направленные на
единственного оппонента, и наоборот, защите, где, надеясь на собственные
физические возможности, боксёр будет принимать удары руками и ногами от
противника. Напротив, старые стили Муай Тай ориентированы то, чтобы сам
стиль гарантировал защиту и, тем самым, человек был защищён всё время
от какого бы то ни было вреда, не допуская "прохождение" ударов, и не
опираясь на надежду о том, что ты окажешься физически крепче противника.
Идеи, техники, внесённые в Муай Тай через мудрость великих учителей
прошлого, являются крайне разрушительными и содержат множество методов,
включающих уловки, расширенные и базовые техники. Все эти методы могут
расширяться фактически до бесконечности. Изучение этого разрушительного
боевого искусства, делает человека упорным, решительным, а сознание при
этом ясным и спокойным. Муай Боран (старый муай тай) использует не
только кулаки, ноги, колени, и локти, что мы обычно видим в современном
Муай Тай, но и такие забытые элементы, как броски, прессинг, захваты,
замки, ломания суставов (Toom-Tup-Jub-Huk), которые ничуть не менее
опасны, чем бросковые техники в других военных искусствах. Это те
методы, которые мы не видим в современном Муай Тай. Так же, как и
способы падения, направленные на то, чтобы можно было быстро и легко
встать, перекаты по земле, техника "ползания" (Lom-Look-Klook-Klan),
которые необходимы в случае перехода боя на землю.
Паак Клоонг также обучает вооружённому стилю, сосуществующему вместе с
рукопашной подготовкой, известному обычно под названием Kраби-Крабонг
("меч и палка"), который фактически предполагает использование короткого
и длинного оружия. Это боевое искусство предполагает использование
мечей двумя руками, ножа, шеста или палки, короткой палки, так же как, и
всего другого старого традиционного тайского оружия, обучающих мастеров
владения которым сейчас очень трудно найти. Всё это - истинная
комбинация всех традиционных тайских военных искусств.
Одним из учеников Аджарна Кимсейнга был
этнический бирманец Прасертак Пучитван, который пришел к Аджарну уже
состоявшимся бойцом владеющим техникой бирманского бандо. Что в свою
очередь наложилось на технику Паак Клоонг и несколько изменило стиль,
как бы округлило его, придало ему большую сферичность за счет убирания
углов вообщем-то изначально присущих технике муай тай. Добавило в
методику обучения упражнения парной работы, которая раньше не
практиковалась в муай тай, например упражнения липкой паутины
представляющей собой различные прилипания к атакующим конечностям.
Принцип шара включает в себя концепцию круговой защиты и нанесение
ударов по различным круговым траекториям вместе эти траектории образуют
замкнутую сферу: очерти круг и сделай его продолжением себя, пусть сила
твоя хранит его целостность, как хранишь ты собственное тело. Сделай так
и станешь непобедимым. Ибо лишь отмеренное количество врагов может
переступить границу твоей целостности. Сила же вставшего на путь -
безгранична.
Мелкая работа ног. Чем мельче твои шаги, тем быстрее ты двигаешься, тем легче управлять собственным телом.
Четкая постановка стопы - чем четче ваш шаг тем уверенней вы себя чувствуете тем сильнее ваш удар ибо удар опирается на шаг.
Беспрерывность движений - вы должны избавляться от работы рапирного типа
присущей спортсменам то есть уколол - отскочил, подскочил снова уколол -
подобная тактика хороша при бое один на один во время работы с группой
такая тактика опасна для вас поэтому ваши движения должны быть
непрерывными как будто вы плетет паучью сеть.
Липкая паутина - конечность которая тебя атаковала, желательно не
отбивать а прилипать и переводить в положение неудобное для противника. (с)
с сайта шенфа)