ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ АЙ КИ
"Его мастерство достигло такого уровня, что как только противник касался его, противник, казалось, терял контроль над своим телом и своей силой. Было сложно понять, как ему это удавалось, даже если ты видел это своими собственными глазами".
Арима
Арима комментирует техники Shiro Saigo (Широ Сайго) во время его пребывания в додзе Jigoro Kano (Джигоро Кано). Это были техники Дайто рю.
Эти записи по праву считаются первой книгой о Кодокане.
Все техники Oshikiuchi / Daito ryu (Ошикиучи/Дайто рю), независимо от их уровня, имеют общие фундаментальные принципы, которые не следует ни забывать, ни принимать безоговорочно. Для того, чтобы техника развивалась надлежащим образом, в соответствии с концепциями Daito ryu,
эти основы должны оставаться неизменными.
Эти принципы применяются и одинаково важны и в Ippon dori (иппон дори), gyaku udedori (гьяку удедори), и kuruma daoshi ikkajo (курума даоши иккадзе) так как они применяются в aiki tsubushi gasane (айки цибуши газане) или aiki futari dori hiji gatame (айки футари дори хиджи гатаме).
Вот эти основные принципы:
-- АЙКИ (Aiki) -- объединение духа или энергии;
-- КОКЬЮ (Kokyu) -- правильное дыхание;
-- КУЗУШИ (Kuzushi) -- выведение партнера из равновесия;
-- МААЙ (Ma-ai) -- дистанция между партнерами;
-- МЕТЦУКЕ (Metsuke) -- встреча или фокусировка глаз;
-- ЗАНШИН (Zanshin) -- сохранять внимание, сосредоточенность в конце выполнения техники
AI KI (АЙКИ)
Айки в Daito ryu делится на три уровня: Shoden (Shoden), Chuden (Чуден) и Okuden/Hiogi (Окуден/Хиоджи). Айки на уровне Shoden - это поиск удобного момента открытости партнера для применения техники путем вхождения точно в нужное время, используя обманные движения для
ослабления защиты партнера. Следовательно, Айки на уровне Shoden можно определить как механическое умение, требующее бесконечных тренировок.
Айки на уровне Chuden происходит скорее от "шестого чувства", чем от механического умения, хотя техники и это "чувство" взаимосвязаны, создавая вместе то, что учителя называют "скрытой силой". Большинство учителей подчеркивает, что уровень Chuden в Айки достижим только путем
многочисленных упорных тренировок и секрет раскроется только тем, кто его достоин. Это следствие технического мастерства и твердого духа, которое свидетельствует об опытности и внутренней силе.
Айки на уровне Okuden это не только чистый дух и сильная техника, но также и возвращение к началам, к базису, к фундаменту. В Окуден мастерство во владении техникой отточено до совершенства, но интуиция должна быть главным. Роль Metsuke (Метцуке) заключается в том, чтобы
рассеять любую потенциальную атаку в самом начале, делая ее невозможной, одновременно, будучи в высшей степени благожелательным и сострадательным. И только тогда круг замкнется.
KO KYU (КО КЬЮ)
Этот термин означает "способ дыхания" или "сила дыхания". Объясняя смысл кокью, учителя часто обращаются к особенностям иероглифа, который значит "вдыхание" и " выдыхание". Система дыхания Ah Un (А и Ун) такая же, как и описанная в документах настоятелей старых монастырей, особенно в двух уставах Каминари Мон (Ворота Senso-ji). Такое дыхание состоит из трех этапов: а, у и син (Cin).
-- А (первый этап): Вдох выполняется через рот, как бы произнося звук "а", опустив диафрагму, дышать животом (нижней частью легких). Если вдохнуть только верхней частью легких, то плечи подымутся, а если вдохнуть слишком глубоко - плечи напрягутся и движения замедлятся.
-- Ун (второй этап): Дыхание задерживается, как при произношении звука ун (un), концентрируя свою энергию на центре. Этот этап называется Shisei Mosoku (Шисеи Мосоку) ["абсолютная остановка дыхания"].
-- Син (cin - третий этап): Как только появится ощущение напряжения центра, следует выдыхать, произнося "син". Когда человек удивлен или испуган, он начинает вдыхать глубоко. Во время выдоха он должен быть спокоен, когда выдыхает. На этапе задержки дыхания (ун), человек может
высвободить энергию, концентрируясь на центре и создавая краткий период готовности. Атака будет более эффективной, если противник вот-вот выдохнет. Захваченный врасплох, он начнет вдыхать глубоко и его ментальное и психическое состояние будет разбалансировано из-за неспособности
выдыхать. Это приводит к тому, что его ритм сбивается, и он становится уязвимым. Во время тренировок старайтесь делать редкие и быстрые и мягкие и длинные выдохи. В целях тренировок, вдох -- это Инь и выдох -- это Ян. Хотя стратегия кокью -- это не одно и то же в разных воинских искусствах, мы должны помнить, что кокью является также частью Садо (Sado) [Путь Чая], Шодо(Shodo) [Путь Каллиграфии], Кьюдо (Kyudo) [Путь Поклона] и многих других. Методы правильного дыхания способствуют хорошему здоровью и сбалансированному состоянию духа
KUZU (КУЗУ)
Под "Kuzushi" понимается техника разбалансирования противника (сходные понятия: rakka (ракка), sankakule (санкакуле) и т. д.), создание состояния открытости, когда вся сила может быть применена. Критическая точка Kuzushi - это доли секунды. Это нельзя объяснить, это можно только
почувствовать. Независимо от того, насколько своевременным и эффективным был наш вход, если Вы не воспользовались Kuzushi, ваша техника будет неэффективной
MA AI (МА - АЙ)
Ма-ай можно определить как дистанцию между атакующим и защищающимся. Для техник Daito ryu понятие дистанции подобно определению ма-ай в работе с мечом.
Несмотря на то, что точная дистанция варьируется в зависимости от индивидуального биотипа и других факторов, существует общий знаменатель, а именно то, что изначально дистанция ассоциируется с дистанцией при работе с мечом. Были созданы техники для таких ситуаций, когда атакующий был вооружен мечем. Уверенность атакующего возрастала из-за дистанции, которой придерживался безоружный ученик Daito ryu, и атакующий предполагал, что его позиция более выгодна (ма-ай человека с мечом). Это предположение неверно потому, что ма-ай в Daito ryu подобна и
преимущество не существует. Следуя этой концепции, техники Daito ryu часто используют ма-ай как
обманную тактику против вооруженного атакующего. Изучение ма-ай и правильного выбора момента времени для атаки имеют первостепенное значение
ME TSUKE (МЕ ТЦУКЕ)
Это понятие можно описать по- разному. Во-первых, metsuke - это точка концентрации сознания так, чтобы противник не смог вовлечь Вас в свою атаку. Во-вторых, это восприятие, которое со временем должно перейти в предощущение, которое дает нам возможность почувствовать атаку или
агрессивность в форме надвигающейся опасности еще до того, как это произойдет. Мetsuke также означает способность проникновения в душу человека, которая может остановить атаку выражением глаз или рассеять ее благожелательностью и состраданием. Мастерами metsuke были Tanomo Saigo
(Таномо Сайго), Sokaku Takeda (Сокаку Такеда) и Morihei Ueshiba (Морихей Уэсиба), чьи глаза были способны передавать любовь или порождать великий страх!
ZAN SHIN (ЗАН ШИН)
Прямым переводом иероглифа, используемого для изображения слова zanshin будет "остатки тела" или "остатки сознания". После выполнения техники состояние настороженности и контроля должно остаться в нас. Это может выглядеть как короткое действие, момент бездействия для других, но
для ученика это состояние спокойной готовности. Это не созерцание или размышление, но и не чувство наслаждения совершенством или эффективностью проведенной техники. Zanshin - это функциональное состояние, которое базируется на потребности в самозащите. Время беззаботности после удачно выполненной техники может создать состояние открытости (suki), необходимое противнику для нанесения удара. Zanshin должен действовать как сенсорный щит ощущения.
Перевел: Д. Роденко (с)
Было изменено: 15:54 03/05/2012.
Было изменено: 15:57 03/05/2012.
Было изменено: 15:57 03/05/2012.
Арима
Арима комментирует техники Shiro Saigo (Широ Сайго) во время его пребывания в додзе Jigoro Kano (Джигоро Кано). Это были техники Дайто рю.
Эти записи по праву считаются первой книгой о Кодокане.
Все техники Oshikiuchi / Daito ryu (Ошикиучи/Дайто рю), независимо от их уровня, имеют общие фундаментальные принципы, которые не следует ни забывать, ни принимать безоговорочно. Для того, чтобы техника развивалась надлежащим образом, в соответствии с концепциями Daito ryu,
эти основы должны оставаться неизменными.
Эти принципы применяются и одинаково важны и в Ippon dori (иппон дори), gyaku udedori (гьяку удедори), и kuruma daoshi ikkajo (курума даоши иккадзе) так как они применяются в aiki tsubushi gasane (айки цибуши газане) или aiki futari dori hiji gatame (айки футари дори хиджи гатаме).
Вот эти основные принципы:
-- АЙКИ (Aiki) -- объединение духа или энергии;
-- КОКЬЮ (Kokyu) -- правильное дыхание;
-- КУЗУШИ (Kuzushi) -- выведение партнера из равновесия;
-- МААЙ (Ma-ai) -- дистанция между партнерами;
-- МЕТЦУКЕ (Metsuke) -- встреча или фокусировка глаз;
-- ЗАНШИН (Zanshin) -- сохранять внимание, сосредоточенность в конце выполнения техники
AI KI (АЙКИ)
Айки в Daito ryu делится на три уровня: Shoden (Shoden), Chuden (Чуден) и Okuden/Hiogi (Окуден/Хиоджи). Айки на уровне Shoden - это поиск удобного момента открытости партнера для применения техники путем вхождения точно в нужное время, используя обманные движения для
ослабления защиты партнера. Следовательно, Айки на уровне Shoden можно определить как механическое умение, требующее бесконечных тренировок.
Айки на уровне Chuden происходит скорее от "шестого чувства", чем от механического умения, хотя техники и это "чувство" взаимосвязаны, создавая вместе то, что учителя называют "скрытой силой". Большинство учителей подчеркивает, что уровень Chuden в Айки достижим только путем
многочисленных упорных тренировок и секрет раскроется только тем, кто его достоин. Это следствие технического мастерства и твердого духа, которое свидетельствует об опытности и внутренней силе.
Айки на уровне Okuden это не только чистый дух и сильная техника, но также и возвращение к началам, к базису, к фундаменту. В Окуден мастерство во владении техникой отточено до совершенства, но интуиция должна быть главным. Роль Metsuke (Метцуке) заключается в том, чтобы
рассеять любую потенциальную атаку в самом начале, делая ее невозможной, одновременно, будучи в высшей степени благожелательным и сострадательным. И только тогда круг замкнется.
KO KYU (КО КЬЮ)
Этот термин означает "способ дыхания" или "сила дыхания". Объясняя смысл кокью, учителя часто обращаются к особенностям иероглифа, который значит "вдыхание" и " выдыхание". Система дыхания Ah Un (А и Ун) такая же, как и описанная в документах настоятелей старых монастырей, особенно в двух уставах Каминари Мон (Ворота Senso-ji). Такое дыхание состоит из трех этапов: а, у и син (Cin).
-- А (первый этап): Вдох выполняется через рот, как бы произнося звук "а", опустив диафрагму, дышать животом (нижней частью легких). Если вдохнуть только верхней частью легких, то плечи подымутся, а если вдохнуть слишком глубоко - плечи напрягутся и движения замедлятся.
-- Ун (второй этап): Дыхание задерживается, как при произношении звука ун (un), концентрируя свою энергию на центре. Этот этап называется Shisei Mosoku (Шисеи Мосоку) ["абсолютная остановка дыхания"].
-- Син (cin - третий этап): Как только появится ощущение напряжения центра, следует выдыхать, произнося "син". Когда человек удивлен или испуган, он начинает вдыхать глубоко. Во время выдоха он должен быть спокоен, когда выдыхает. На этапе задержки дыхания (ун), человек может
высвободить энергию, концентрируясь на центре и создавая краткий период готовности. Атака будет более эффективной, если противник вот-вот выдохнет. Захваченный врасплох, он начнет вдыхать глубоко и его ментальное и психическое состояние будет разбалансировано из-за неспособности
выдыхать. Это приводит к тому, что его ритм сбивается, и он становится уязвимым. Во время тренировок старайтесь делать редкие и быстрые и мягкие и длинные выдохи. В целях тренировок, вдох -- это Инь и выдох -- это Ян. Хотя стратегия кокью -- это не одно и то же в разных воинских искусствах, мы должны помнить, что кокью является также частью Садо (Sado) [Путь Чая], Шодо(Shodo) [Путь Каллиграфии], Кьюдо (Kyudo) [Путь Поклона] и многих других. Методы правильного дыхания способствуют хорошему здоровью и сбалансированному состоянию духа
KUZU (КУЗУ)
Под "Kuzushi" понимается техника разбалансирования противника (сходные понятия: rakka (ракка), sankakule (санкакуле) и т. д.), создание состояния открытости, когда вся сила может быть применена. Критическая точка Kuzushi - это доли секунды. Это нельзя объяснить, это можно только
почувствовать. Независимо от того, насколько своевременным и эффективным был наш вход, если Вы не воспользовались Kuzushi, ваша техника будет неэффективной
MA AI (МА - АЙ)
Ма-ай можно определить как дистанцию между атакующим и защищающимся. Для техник Daito ryu понятие дистанции подобно определению ма-ай в работе с мечом.
Несмотря на то, что точная дистанция варьируется в зависимости от индивидуального биотипа и других факторов, существует общий знаменатель, а именно то, что изначально дистанция ассоциируется с дистанцией при работе с мечом. Были созданы техники для таких ситуаций, когда атакующий был вооружен мечем. Уверенность атакующего возрастала из-за дистанции, которой придерживался безоружный ученик Daito ryu, и атакующий предполагал, что его позиция более выгодна (ма-ай человека с мечом). Это предположение неверно потому, что ма-ай в Daito ryu подобна и
преимущество не существует. Следуя этой концепции, техники Daito ryu часто используют ма-ай как
обманную тактику против вооруженного атакующего. Изучение ма-ай и правильного выбора момента времени для атаки имеют первостепенное значение
ME TSUKE (МЕ ТЦУКЕ)
Это понятие можно описать по- разному. Во-первых, metsuke - это точка концентрации сознания так, чтобы противник не смог вовлечь Вас в свою атаку. Во-вторых, это восприятие, которое со временем должно перейти в предощущение, которое дает нам возможность почувствовать атаку или
агрессивность в форме надвигающейся опасности еще до того, как это произойдет. Мetsuke также означает способность проникновения в душу человека, которая может остановить атаку выражением глаз или рассеять ее благожелательностью и состраданием. Мастерами metsuke были Tanomo Saigo
(Таномо Сайго), Sokaku Takeda (Сокаку Такеда) и Morihei Ueshiba (Морихей Уэсиба), чьи глаза были способны передавать любовь или порождать великий страх!
ZAN SHIN (ЗАН ШИН)
Прямым переводом иероглифа, используемого для изображения слова zanshin будет "остатки тела" или "остатки сознания". После выполнения техники состояние настороженности и контроля должно остаться в нас. Это может выглядеть как короткое действие, момент бездействия для других, но
для ученика это состояние спокойной готовности. Это не созерцание или размышление, но и не чувство наслаждения совершенством или эффективностью проведенной техники. Zanshin - это функциональное состояние, которое базируется на потребности в самозащите. Время беззаботности после удачно выполненной техники может создать состояние открытости (suki), необходимое противнику для нанесения удара. Zanshin должен действовать как сенсорный щит ощущения.
Перевел: Д. Роденко (с)
Было изменено: 15:54 03/05/2012.
Было изменено: 15:57 03/05/2012.
Было изменено: 15:57 03/05/2012.