"Пушечные удары" (бао чуй)
Техника "пушечных ударов" является одной из разновидностей шаолиньского семейства стилей, а история школы уходит в глубокую древность. Согласно преданию, 13 монахов буддийского монастыря Шаолинь, что на горе Суншань, спасли от преследования князя царства Цинь Ли Шиминя. Когда тот в 627 г. н. э. взошел на императорский престол, став вторым императором династии Тан, то сразу издал указ, согласно которому этим тринадцати шаолиньским монахам был пожалован почетный титул
"наставник императора" (тайши). Ли Шиминь (Тай-цзун) лично присутствовал на состязаниях монахов, причем наибольшее восхищение императора и многочисленной свиты гражданских и военных чиновников вызвал главный наставник Шаолиня по кулачному бою монах Сянь Цзун, демонстрировавший технику стиля "пушечные удары".
Древние комплексы "пушечных ударов" распространились по всему Китаю и приобрели большую
популярность. С течением времени первоначальная форма движений "пушечных ударов" претерпела довольно значительные изменения, из-за чего в комплексах "пушечных ударов", исполняемых в различных районах Китая, появилось много несоответствий и разночтений. С целью их устранения, а
также для возврата к первоначальной точности движений и оригинальности стиля китайские исследователи ушу в 1982 г. обратились за консультацией в монастырь Шаолинь. После бесед и занятий с монахами-наставниками было внесено много ценных поправок и указаний по различным аспектам техники "пушечных ударов".
Особенности шаолиньского стиля "Пушечные удары"
1. Требования к работе глаз
Во время боя следует, "взглянув искоса, подобно осе, быстро и неожиданно нанести удар". Мастера часто говорят: "Взгляд подобен вспышке молнии, после которой начинают действовать руки. Особое внимание нужно обращать на незаметные, косые взгляды".
2. Требования к работе рук
Во время боя руки должны быть "прямыми и непрямыми, согнутыми и не согнутыми", естественно выставляться и убираться. Они не должны терять целостности. Руки начинают двигаться, "бросая тень" (скрывая истинный замысел); локти защищают сердце; кисти быстры, как ветер; три сустава
каждой руки не выявляют свою форму. Поэтому говорят: "вести бой, не показывая форму; выпрямлять руки, не показывая их".
3. Требования к работе туловища
Туловище должно быть прямым, позиция устойчивой. Туловище перемещается вместе с руками и ногами. Туловище поднимается и опускается: поднимаясь, сжимается; опускаясь, расправляется. Шаолиньское правило гласит: "Подниматься, как свирепый тигр, хватающий свою жертву; опускаться, как могучий орел, вцепляющийся в добычу".
4. Требования к работе ног
Ноги должны занимать устойчивое положение и быть подвижными. Стопу следует поднимать, подтягивая к колену опорной ноги, а колено подтягивая к груди. Перемещения ног должны быть связаны с движениями рук. Наступления и отступления производятся по одной линии.
5. Требования к тактике боя
В шаолиньской системе кулачного боя существует правило "восьми намерений и шести искусств". К "восьми намерениям" относятся: подъем, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, наклон, собирание и освобождение. Подниматься нужно поперек, опускаться вдоль, атакующие
шаги делать низкими, отступающие высокими, опрокидываться вперед и назад, наклоняться влево и вправо, собираться, как прячущаяся кошка, освобождаться, как свирепый тигр.
Под "шестью искусствами" подразумеваются: мастерство, послушание, храбрость и решительность,
стремительность, беспощадность, единство и чистота.
Долго тренируясь, можно приобрести опыт, с опытом появится сноровка, из сноровки родится мастерство, мастерство приведет к сокровенным тайнам. Во время боя нужно определять, где пустое и где полное, действовать решительно и без колебаний, как будто тело обжигает огонь. Достигнув
определенной скорости, нужно стремиться к еще большей так, чтобы руки и ноги были быстрыми, как ветер. (с)
Джет Лин "Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты."
Было изменено: 18:56 16/05/2012.
"наставник императора" (тайши). Ли Шиминь (Тай-цзун) лично присутствовал на состязаниях монахов, причем наибольшее восхищение императора и многочисленной свиты гражданских и военных чиновников вызвал главный наставник Шаолиня по кулачному бою монах Сянь Цзун, демонстрировавший технику стиля "пушечные удары".
Древние комплексы "пушечных ударов" распространились по всему Китаю и приобрели большую
популярность. С течением времени первоначальная форма движений "пушечных ударов" претерпела довольно значительные изменения, из-за чего в комплексах "пушечных ударов", исполняемых в различных районах Китая, появилось много несоответствий и разночтений. С целью их устранения, а
также для возврата к первоначальной точности движений и оригинальности стиля китайские исследователи ушу в 1982 г. обратились за консультацией в монастырь Шаолинь. После бесед и занятий с монахами-наставниками было внесено много ценных поправок и указаний по различным аспектам техники "пушечных ударов".
Особенности шаолиньского стиля "Пушечные удары"
1. Требования к работе глаз
Во время боя следует, "взглянув искоса, подобно осе, быстро и неожиданно нанести удар". Мастера часто говорят: "Взгляд подобен вспышке молнии, после которой начинают действовать руки. Особое внимание нужно обращать на незаметные, косые взгляды".
2. Требования к работе рук
Во время боя руки должны быть "прямыми и непрямыми, согнутыми и не согнутыми", естественно выставляться и убираться. Они не должны терять целостности. Руки начинают двигаться, "бросая тень" (скрывая истинный замысел); локти защищают сердце; кисти быстры, как ветер; три сустава
каждой руки не выявляют свою форму. Поэтому говорят: "вести бой, не показывая форму; выпрямлять руки, не показывая их".
3. Требования к работе туловища
Туловище должно быть прямым, позиция устойчивой. Туловище перемещается вместе с руками и ногами. Туловище поднимается и опускается: поднимаясь, сжимается; опускаясь, расправляется. Шаолиньское правило гласит: "Подниматься, как свирепый тигр, хватающий свою жертву; опускаться, как могучий орел, вцепляющийся в добычу".
4. Требования к работе ног
Ноги должны занимать устойчивое положение и быть подвижными. Стопу следует поднимать, подтягивая к колену опорной ноги, а колено подтягивая к груди. Перемещения ног должны быть связаны с движениями рук. Наступления и отступления производятся по одной линии.
5. Требования к тактике боя
В шаолиньской системе кулачного боя существует правило "восьми намерений и шести искусств". К "восьми намерениям" относятся: подъем, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, наклон, собирание и освобождение. Подниматься нужно поперек, опускаться вдоль, атакующие
шаги делать низкими, отступающие высокими, опрокидываться вперед и назад, наклоняться влево и вправо, собираться, как прячущаяся кошка, освобождаться, как свирепый тигр.
Под "шестью искусствами" подразумеваются: мастерство, послушание, храбрость и решительность,
стремительность, беспощадность, единство и чистота.
Долго тренируясь, можно приобрести опыт, с опытом появится сноровка, из сноровки родится мастерство, мастерство приведет к сокровенным тайнам. Во время боя нужно определять, где пустое и где полное, действовать решительно и без колебаний, как будто тело обжигает огонь. Достигнув
определенной скорости, нужно стремиться к еще большей так, чтобы руки и ноги были быстрыми, как ветер. (с)
Джет Лин "Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты."
Было изменено: 18:56 16/05/2012.