Кое что о воинах Руси, берсерках
Неистовые берсерки, бросающиеся сломя голову в атаку, могут, пожалуй,
создать впечатление своей отчаянной безысходности, если мотивировать их
действия с точки зрения нормального человека. Однако подвиг никогда не
являлся нормой поведения. Подвиг - результат высшего накала сил -
духовных, психических, физических. То есть это - запредельное состояние.
Чаще всего подвиг - явление спонтанное. Он как бы результирует
личностные возможности человека, подводя черту под воспитание, волю,
характер, убеждения. Берсерк - явление совершенно иное.
Берсерк создан для подвига. Его героические способности
аккумулируются самим статусом берсерка. Вообще это явление довольно мало
изучено. Возможно потому, что оно сокрыто от глаз постороннего,
пропуская вперед себя рыцарство. Однако тайна всегда гипнотизирует
людей. Создает домыслы, почти правдивые байки и "чудесные" откровения.
Тайна берсерков не удостоена даже бредовости фантазий. Она опущена в
небытие. На ней лежит табу, проклятье. И все-таки...
Дословно "берсерк" означает "свободный секач, засека". Состоит это
слово из двух корней, относящихся к древнегерманскому языку: "баро"
(baro) и "серко" (латинский эквивалент "seco"). Однако более точный
перевод берсерка будет значить "барон сечи". Реформация немецкого языка
опускает самостоятельное существование первого корня, превращая его уже в
обозначение сословия "свободных" - баронов. От "серко" и "секо"
происходят "секира", "секатор", "сечение" и другие слова этого
смыслового ряда.
"Бароны сечи" как понятие характерны не только для Древней Германии.
Существовали они у разных европейских народов. Например, кельтское племя
секванов, которое в восточнославянской традиции могло бы звучать как
"берсерки-вятичи", ввергало в панический ужас древних римлян видом дикой
ярости своих обнаженных воинов. Было это в 385 г. до н. э., когда кельты
взяли Рим. Смею предположить, что феномен берсерков породило
европейское варварство. Оно всегда противопоставляется, якобы более
организованной и окультурированной Антике. Однако только слияние этих
двух понятий способно продемонстрировать подлинно гармоничный
геополитический уклад, одной из граней которого является боевая
культура.
Русские берсерки. Что известно о них? "Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ
свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю
избиша... " (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с. 91.)
Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о
Рагдае: "И ходил сей муж на триста воинов" (!). Что это,
героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от "богопротивности"
кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная
суть. Что же заставляет нас усомниться в летописной строке? Способность.
Способность совершить подобное. Способность вообще. То, что господь бог
так неравномерно поделил между людьми. Удивительно, что никто не ставит
под сомнение композиторский дар, взрывающий молчание мира бурей
звуконесущихся страстей. Или дар ваятеля, грызущего камень, чтобы
восхитить нас невозможностью живого в мертвом. А что же искусство боя?
Или это не искусство вовсе, а только рутина обоюдного
членовредительства? Вовсе нет! Ведь верите же вы во всемогущество
мифических ниндзя. В их умопомрачительные выходки и способности.
Согласитесь, что верите в почти невозможное. Так не в том ли дело, что
убедительность прикрывается потоком красноречия? Потоком слов. А может
быть, кинофильмов трюкаческого жанра?
Берсерк - это механизм, взорванный свирепой страстью, адренолином,
идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными
вибрациями и механической программой действия. Берсерк вовсе не должен
доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь
Готов согласиться с тем, что берсерки - явление исключительное. Вовсе не
массовое. Однако оно порождено ритмами европейской истории, русской в
том числе.
"Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся
на силу, погании пондоша, а наши противу имъ... И снящася обои, и бысть
съча зла... и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще..."
(Радзивилловская летопись, с. 134. 26).. Было бы неверным думать, что
берсерк - всего только психопат с оружием в руках.
Свобода - вещь дорогая. По свободе и спрашивается сполна. Берсерки не
случайно привилегированная часть воинского сословия. Сложный механизм
ратного труда выделяет им вовсе не стихийное буйство и жертвенное
сумасбродство на ристалище, а вполне определенную, разработанную роль.
Именно она делает берсерков элитой. Берсерк открывает бой! Он специально
создан для того, чтобы провести показательный поединок на виду у всего
войска. Правда, это традиция европейская, и восточнославянского ратного
дела она не коснулась. Вот откуда взялся "барон" сечи! Безусловно,
берсерки используются в разных целях. Например, достоверно известно, что
они составляли личную охрану конунгов. Для этой цели на Руси
использовались гриди. Хотя гриди никогда и не упоминаются в связи с
умопомрачительными индивидуальными способностями. Более того, трудно
доказать, что известнейшие русские берсерки: Рагдай, Ольбег, Демьян
Куденевич, Евпатий Коловрат были чьими-то тельниками. Судьба
уготавливала им совсем иные роли.
Индивидуализм берсерка - это принцип максимальной самоотдачи. Причем,
если простой смертный, беря в руки оружие, все-таки видит разницу между
тем: быть ли убитым или остаться живым, то перед берсерком этот вопрос
не стоит. И уж, конечно, самоотдача берсерка направлена не на стяжание
собственных выгод и благ. В этом отношении берсерки абсолютные
бессребренники. В берсерке как ни в ком другом сидит инстинкт рода,
толкающий задиру на самые невообразимые по отваге поступки.
Пространство, как известно, организовано по принципу круга. Зона
двигательного удобства для обычного человека - это находящиеся перед ним
полрадиуса круга. Для построения движения в иных направлениях человек
вовлекает в действие более сложные и даже конструктивно опасные эволюции
опорно-двигательного аппарата. Например, при неправильно организованном
движении за спину, на разворот корпуса часто "рассыпаются" мениски
коленных суставов, защемляются позвонковые диски и т. п. Это происходит
главным образом по двум причинам. Во-первых, человек эволюционирует во
фронтально направленном хождении, а, во-вторых, он к тому же не имеет и
специального двигательного навыка при построении нетипичного действия.
То есть мало того, что данный способ движения конструктивно не оправдан,
он еще и не освоен. Человеческий организм имеет большой запас
прочности, но эксплуатировать его нужно, конечно же, осмысленно. Для
берсерка в данном случае понятия спины не существуют. В противном
случае, он не мог бы драться в гуще боя, окруженный со всех сторон
противником. Полрадиуса действия "пред очами" - это обычное, строевое
воинство. Для него, как не вертись, останется идея малоудобного
отражения атак из-за спины и привычного натиска влобовую.
Перемещения же берсерка построены таким образом, что он все время
скользит по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один
удар не идет в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагируют не на
удар в целом, а на его отдельные фазы! Это очень важное обстоятельство. К
примеру, если вас из года в год рубят мечом, вы начинаете сперва
подавлять в себе панический страх, вызванный инстинктом самосохранения, а
потом замечаете, что в действиях противника есть кое-какие
закономерности. А уж,- если научиться их использовать, то становится
вообще не страшно. Что же это за закономерности?
Еще одна особенность берсерков в том, что они "обоюдоруки", то есть
одинаково владеют как правой, так и левой рукой и часто сражаются с
двумя клинками или секирами сразу. Одинаковое владение оружием как
правой, так и левой рукой. Способность драться спиной на противника так
же результативно, как и во фронт. Физическая (мышечная), двигательная,
энергетическая целесообразность и экономичность любого действия.
Максимум движения, максимум возможности многоцелевых действий даже в
ущерб их броневой, загородительной мощи. Нет, это происходило не на
пределе сил, а в состоянии какой-то просветленной одержимости. После
физического надлома, после физического бессилия, когда уже перестаешь
соображать, вдруг попадаешь в провал, а дальше случаются удивительные
превращения. Становится легко, вы словно бы и не замечаете боя. Движения
невесомы, самопроизвольны и точны, а действенность их просто
чудотворна. Удар легкой палкой оставляет в тяжелом, литом шлеме глубокую
вмятину. Едва заметного усилия достаточно, чтобы подбросить своего
противника. Угадывается как само собой разумеющееся любой его удар. Все
это происходит в странном состоянии подавления сознания, когда исчезает
чувство времени, пространства и реальности. Но главное - из всего
многообразия движений выстраивается упорядоченная, последовательная
схема, а точнее - стереотип. Это и есть сеча. Находясь в ней, не
осознаешь присутствия в руке оружия. Напротив, если оружие выбивают из
рук, вы словно возвращаетесь в реальность, в состояние самоопределения и
осмысленного контроля. Ведь в сече дерутся насмерть. Здесь следует
убивать не только руками, но и чувствами, каждой животрепещущей клеткой
своего организма, каждым движением своего собственного
самоосязания. Мобильную конницу врага, способную сомкнуть вокруг него
"железное" кольцо, берсерк легко разгонял, используя волчий рык или вой,
что вызывало панический страх у лошадей. Попадая в поединок один на
один с опытным, хорошо подготовленным рубакой, берсерк заходил от
солнца, которое ослепляло противника, значительно сокращая его
боеспособность. Выезжая на лучников, берсерк кружил вокруг войска,
завлекая неприятеля в погоню. В этом случае стрелки прекращали посылать
стрелы, дабы не задеть своих.
Нужно сказать, что бичом всех берсерков являлось стрелковое оружие. А
с появлением огнестрельного оружия берсерки вообще утратили свое
значение. Есть один немаловажный факт, позволяющий осмыслить тактику
"бешеных секир". Достоверно известно, что для многих русских берсерков
последним боем явилась битва на Калке. Тогда Русь впервые познакомилась с
неизвестной доселе силой - монголами. Познакомилась и пришла в ужас.
Почему? Ведь не из-за поражения же. Не все битвы выигрываются, это
понятно. И не из-за жестокости нового врага. А из-за чего? Может быть,
из-за организованности войска? Нет! Организованность - наука известная,
хотя бы по Византии. Здесь было нечто другое, а именно - способ
использования стрелкового оружия. Дело в том, что монголы стреляли без
предварительного выцеливания противника, с неимоверной скорострельностью
и точным соблюдением некоего угла выпускания стрел. Таким образом,
стрелы летели не просто навесом, как это было всегда при беспорядочной
стрельбе, а с заданной траекторией, которую не пересекали закрывающие
воинов щиты. Стрела проходила над щитом, а выбранный угол удара
направлял ее в незакрытую доспехом часть - в горло. На Калке берсерки
оказались беспомощными против града стрел противника. Имея прекрасные
рефлексы "бешеные" могут без труда уходить от одной-двух прицельно
выпущенных в них стрел, даже с близкого расстояния. Но от шквала,
конечно, нет. Все упомянутое мной в связи с тактикой берсерка - далеко
неполная картина его спланированного поведения на ристалище. Можно было
бы вспомнить еще способность "брать" седло при падении на землю; умение
уходить под ноги коню, идущему быстрым шагом; умение сбрасывать
всадника, перехватывая удар копья; умение бегать по спинам лошадей в
гуще боя и другое.(с)
автор Адвокат
создать впечатление своей отчаянной безысходности, если мотивировать их
действия с точки зрения нормального человека. Однако подвиг никогда не
являлся нормой поведения. Подвиг - результат высшего накала сил -
духовных, психических, физических. То есть это - запредельное состояние.
Чаще всего подвиг - явление спонтанное. Он как бы результирует
личностные возможности человека, подводя черту под воспитание, волю,
характер, убеждения. Берсерк - явление совершенно иное.
Берсерк создан для подвига. Его героические способности
аккумулируются самим статусом берсерка. Вообще это явление довольно мало
изучено. Возможно потому, что оно сокрыто от глаз постороннего,
пропуская вперед себя рыцарство. Однако тайна всегда гипнотизирует
людей. Создает домыслы, почти правдивые байки и "чудесные" откровения.
Тайна берсерков не удостоена даже бредовости фантазий. Она опущена в
небытие. На ней лежит табу, проклятье. И все-таки...
Дословно "берсерк" означает "свободный секач, засека". Состоит это
слово из двух корней, относящихся к древнегерманскому языку: "баро"
(baro) и "серко" (латинский эквивалент "seco"). Однако более точный
перевод берсерка будет значить "барон сечи". Реформация немецкого языка
опускает самостоятельное существование первого корня, превращая его уже в
обозначение сословия "свободных" - баронов. От "серко" и "секо"
происходят "секира", "секатор", "сечение" и другие слова этого
смыслового ряда.
"Бароны сечи" как понятие характерны не только для Древней Германии.
Существовали они у разных европейских народов. Например, кельтское племя
секванов, которое в восточнославянской традиции могло бы звучать как
"берсерки-вятичи", ввергало в панический ужас древних римлян видом дикой
ярости своих обнаженных воинов. Было это в 385 г. до н. э., когда кельты
взяли Рим. Смею предположить, что феномен берсерков породило
европейское варварство. Оно всегда противопоставляется, якобы более
организованной и окультурированной Антике. Однако только слияние этих
двух понятий способно продемонстрировать подлинно гармоничный
геополитический уклад, одной из граней которого является боевая
культура.
Русские берсерки. Что известно о них? "Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ
свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю
избиша... " (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с. 91.)
Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о
Рагдае: "И ходил сей муж на триста воинов" (!). Что это,
героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от "богопротивности"
кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная
суть. Что же заставляет нас усомниться в летописной строке? Способность.
Способность совершить подобное. Способность вообще. То, что господь бог
так неравномерно поделил между людьми. Удивительно, что никто не ставит
под сомнение композиторский дар, взрывающий молчание мира бурей
звуконесущихся страстей. Или дар ваятеля, грызущего камень, чтобы
восхитить нас невозможностью живого в мертвом. А что же искусство боя?
Или это не искусство вовсе, а только рутина обоюдного
членовредительства? Вовсе нет! Ведь верите же вы во всемогущество
мифических ниндзя. В их умопомрачительные выходки и способности.
Согласитесь, что верите в почти невозможное. Так не в том ли дело, что
убедительность прикрывается потоком красноречия? Потоком слов. А может
быть, кинофильмов трюкаческого жанра?
Берсерк - это механизм, взорванный свирепой страстью, адренолином,
идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными
вибрациями и механической программой действия. Берсерк вовсе не должен
доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь
Готов согласиться с тем, что берсерки - явление исключительное. Вовсе не
массовое. Однако оно порождено ритмами европейской истории, русской в
том числе.
"Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся
на силу, погании пондоша, а наши противу имъ... И снящася обои, и бысть
съча зла... и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще..."
(Радзивилловская летопись, с. 134. 26).. Было бы неверным думать, что
берсерк - всего только психопат с оружием в руках.
Свобода - вещь дорогая. По свободе и спрашивается сполна. Берсерки не
случайно привилегированная часть воинского сословия. Сложный механизм
ратного труда выделяет им вовсе не стихийное буйство и жертвенное
сумасбродство на ристалище, а вполне определенную, разработанную роль.
Именно она делает берсерков элитой. Берсерк открывает бой! Он специально
создан для того, чтобы провести показательный поединок на виду у всего
войска. Правда, это традиция европейская, и восточнославянского ратного
дела она не коснулась. Вот откуда взялся "барон" сечи! Безусловно,
берсерки используются в разных целях. Например, достоверно известно, что
они составляли личную охрану конунгов. Для этой цели на Руси
использовались гриди. Хотя гриди никогда и не упоминаются в связи с
умопомрачительными индивидуальными способностями. Более того, трудно
доказать, что известнейшие русские берсерки: Рагдай, Ольбег, Демьян
Куденевич, Евпатий Коловрат были чьими-то тельниками. Судьба
уготавливала им совсем иные роли.
Индивидуализм берсерка - это принцип максимальной самоотдачи. Причем,
если простой смертный, беря в руки оружие, все-таки видит разницу между
тем: быть ли убитым или остаться живым, то перед берсерком этот вопрос
не стоит. И уж, конечно, самоотдача берсерка направлена не на стяжание
собственных выгод и благ. В этом отношении берсерки абсолютные
бессребренники. В берсерке как ни в ком другом сидит инстинкт рода,
толкающий задиру на самые невообразимые по отваге поступки.
Пространство, как известно, организовано по принципу круга. Зона
двигательного удобства для обычного человека - это находящиеся перед ним
полрадиуса круга. Для построения движения в иных направлениях человек
вовлекает в действие более сложные и даже конструктивно опасные эволюции
опорно-двигательного аппарата. Например, при неправильно организованном
движении за спину, на разворот корпуса часто "рассыпаются" мениски
коленных суставов, защемляются позвонковые диски и т. п. Это происходит
главным образом по двум причинам. Во-первых, человек эволюционирует во
фронтально направленном хождении, а, во-вторых, он к тому же не имеет и
специального двигательного навыка при построении нетипичного действия.
То есть мало того, что данный способ движения конструктивно не оправдан,
он еще и не освоен. Человеческий организм имеет большой запас
прочности, но эксплуатировать его нужно, конечно же, осмысленно. Для
берсерка в данном случае понятия спины не существуют. В противном
случае, он не мог бы драться в гуще боя, окруженный со всех сторон
противником. Полрадиуса действия "пред очами" - это обычное, строевое
воинство. Для него, как не вертись, останется идея малоудобного
отражения атак из-за спины и привычного натиска влобовую.
Перемещения же берсерка построены таким образом, что он все время
скользит по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один
удар не идет в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагируют не на
удар в целом, а на его отдельные фазы! Это очень важное обстоятельство. К
примеру, если вас из года в год рубят мечом, вы начинаете сперва
подавлять в себе панический страх, вызванный инстинктом самосохранения, а
потом замечаете, что в действиях противника есть кое-какие
закономерности. А уж,- если научиться их использовать, то становится
вообще не страшно. Что же это за закономерности?
Еще одна особенность берсерков в том, что они "обоюдоруки", то есть
одинаково владеют как правой, так и левой рукой и часто сражаются с
двумя клинками или секирами сразу. Одинаковое владение оружием как
правой, так и левой рукой. Способность драться спиной на противника так
же результативно, как и во фронт. Физическая (мышечная), двигательная,
энергетическая целесообразность и экономичность любого действия.
Максимум движения, максимум возможности многоцелевых действий даже в
ущерб их броневой, загородительной мощи. Нет, это происходило не на
пределе сил, а в состоянии какой-то просветленной одержимости. После
физического надлома, после физического бессилия, когда уже перестаешь
соображать, вдруг попадаешь в провал, а дальше случаются удивительные
превращения. Становится легко, вы словно бы и не замечаете боя. Движения
невесомы, самопроизвольны и точны, а действенность их просто
чудотворна. Удар легкой палкой оставляет в тяжелом, литом шлеме глубокую
вмятину. Едва заметного усилия достаточно, чтобы подбросить своего
противника. Угадывается как само собой разумеющееся любой его удар. Все
это происходит в странном состоянии подавления сознания, когда исчезает
чувство времени, пространства и реальности. Но главное - из всего
многообразия движений выстраивается упорядоченная, последовательная
схема, а точнее - стереотип. Это и есть сеча. Находясь в ней, не
осознаешь присутствия в руке оружия. Напротив, если оружие выбивают из
рук, вы словно возвращаетесь в реальность, в состояние самоопределения и
осмысленного контроля. Ведь в сече дерутся насмерть. Здесь следует
убивать не только руками, но и чувствами, каждой животрепещущей клеткой
своего организма, каждым движением своего собственного
самоосязания. Мобильную конницу врага, способную сомкнуть вокруг него
"железное" кольцо, берсерк легко разгонял, используя волчий рык или вой,
что вызывало панический страх у лошадей. Попадая в поединок один на
один с опытным, хорошо подготовленным рубакой, берсерк заходил от
солнца, которое ослепляло противника, значительно сокращая его
боеспособность. Выезжая на лучников, берсерк кружил вокруг войска,
завлекая неприятеля в погоню. В этом случае стрелки прекращали посылать
стрелы, дабы не задеть своих.
Нужно сказать, что бичом всех берсерков являлось стрелковое оружие. А
с появлением огнестрельного оружия берсерки вообще утратили свое
значение. Есть один немаловажный факт, позволяющий осмыслить тактику
"бешеных секир". Достоверно известно, что для многих русских берсерков
последним боем явилась битва на Калке. Тогда Русь впервые познакомилась с
неизвестной доселе силой - монголами. Познакомилась и пришла в ужас.
Почему? Ведь не из-за поражения же. Не все битвы выигрываются, это
понятно. И не из-за жестокости нового врага. А из-за чего? Может быть,
из-за организованности войска? Нет! Организованность - наука известная,
хотя бы по Византии. Здесь было нечто другое, а именно - способ
использования стрелкового оружия. Дело в том, что монголы стреляли без
предварительного выцеливания противника, с неимоверной скорострельностью
и точным соблюдением некоего угла выпускания стрел. Таким образом,
стрелы летели не просто навесом, как это было всегда при беспорядочной
стрельбе, а с заданной траекторией, которую не пересекали закрывающие
воинов щиты. Стрела проходила над щитом, а выбранный угол удара
направлял ее в незакрытую доспехом часть - в горло. На Калке берсерки
оказались беспомощными против града стрел противника. Имея прекрасные
рефлексы "бешеные" могут без труда уходить от одной-двух прицельно
выпущенных в них стрел, даже с близкого расстояния. Но от шквала,
конечно, нет. Все упомянутое мной в связи с тактикой берсерка - далеко
неполная картина его спланированного поведения на ристалище. Можно было
бы вспомнить еще способность "брать" седло при падении на землю; умение
уходить под ноги коню, идущему быстрым шагом; умение сбрасывать
всадника, перехватывая удар копья; умение бегать по спинам лошадей в
гуще боя и другое.(с)
автор Адвокат