Простые и сложные
У меня, как у человека, успевшего окончить школу при СССР, фраза "Будь проще, и люди к тебе потянутся" вызывает отторжение на физиологическом уровне. Да, я резко выраженный индивидуалист, все десять лет на задней парте, и не хочу, чтобы ко мне кто попало тянулся.
Чего ради быть проще, чем я есть?
Со временем моя нелюбовь к подобной простоте распространилась и на риторику, апеллирующую к простым людям, простому народу и прочей простоте, в природе не встречающейся. Ну нету, не существует никаких простых людей - за каждым стоит биография и зачастую более интересная, чем у тех, кто знает, что такое деепричастный оборот.
И кроме того, что простой человек - величина абстрактная, расчетная, она мерзка еще и тем, что носитель подобной риторики одновременно и противопоставляет себя простым, и сам себе делегирует право выражать их интересы. Хотя понимает в этих интересах не больше, чем декабристы, а пострадать за эти интересы готов гораздо меньше. При этом сами интересы упрощаются, девальвируются и подменяются собственными.
Однажды в ЖЖ мы беседовали о пирожных, которые продаются в супермаркетах. Есть эти пирожные можно, только сильно оголодав. Потому что для уменьшения себестоимости масло заменят на маргарин, муку положат похуже, а крем вообще можно назвать кремом лишь условно. И в этот
момент вклинился третий собеседник: "А если не удешевлять, простая пенсионерка это купить не сможет!" Да она и так или не может, или не хочет. Не потому, что себестоимость высокая, а потому, что сверху много накручено. Да и проще самой приготовить или детей попросить - все вкуснее выйдет. Но у человека то ли нет бабушки, то ли он полагает, что досконально знает вкусы пенсионерок. Ведь все пенсионерки - однородная масса, не так ли?
"Лариса Викторовна - такая милая, простая женщина!" - сказала как-то соседка, женщина, по всей вероятности, непростая, с переподвывертом. Хотя исподняя жизнь подъезда происходила у всех на виду, и все знали, что самое сложное в ней - тромбофлебит. А остальное как у всех, отнюдь
не поперек. Но соседке, женщине с "верхним" образованием, изо всех сил надо было отстроиться от продавщицы Ларисы. Потому что мир она делила на тех, кто проще, и тех, кто сложнее. При этом Лариса была деликатнейшим человеком, а соседка - обычной хабалкой с претензиями на светскость.
Ну как, как можно заводить жеманные беседы об искусстве, развешивая во дворе панталоны? "А что такого?" - удивилась бы соседка.
Да, собственно говоря, ничего. Все просто.
(С) Алмат Малатов
Было изменено: 22:18 11/07/2012.