Идеология и смысл жизни
Выбирая, как нам кажется, свой собственный путь и, надеясь на счастливую звезду, мы не осознаем, что сияет она не только для нас. При всей своей разности и сопровождающих нас несовпадениях мы все связаны незримой нитью. Наши совместные порывы и разрозненные устремления выкладываются в общую судьбу, обязывающую к единению. К чему бы мы не двигались, к справедливо управляемому государству, совершенному обществу или иному идеальному модусу, движение должно быть всеобщим и осознанным. Причем осознание происходящего, видение общей цели и понимание способов её достижения является принципиальным.
Отказавшись от социализма, мы снова очутились в "проклятом прошлом", и принцип наживы опять доминирует над всеми сферами деятельности. надо сказать, что проблема эта носит глобальный характер, то есть затрагивает весь цивилизованный мир. По сути, мир "балансирует над пропастью". Революция 1917 года была попыткой изменения существующего миропорядка, показав тем самым, что изменения нужны и неизбежны. Поэтому останавливаться в поисках эволюционных изменений - значит приближать революционные. Главным аргументом, привлекшим народные массы на сторону революционных сил, была альтернативная мораль, в рамках которой подавались желаемые обществом категории равенства и свободы. Несмотря на определенную экономическую отсталость, Россия имеет колоссальный практический опыт перестройки общества. Этот опыт, в сочетании с острой нуждой России в скорейшем развитии, указывают на главенствующее место нашей страны в поисках новых идей.
Обратимся к недалеким историческим фактам. Экономические показатели довоенного периода свидетельствуют о том, что к 1914 году Россия жила при вполне сложившемся капитализме, материально-техническая база экономического строя была в основном построена. Тем не менее, возникла революционная ситуация, и причин тому масса. Среди них и нежелание реставрации самодержавия, и отсутствие аграрных реформ, и Первая мировая война, и многое другое. Однако конечным результатом всех этих обстоятельств явилось морально-политическое состояние масс, направляемое новой идеей. Именно человеческое недовольство воздвигло баррикады и отсалютовало по Зимнему дворцу. Революция провозгласила социализм, и когда материально-техническая база была построена, случился коллапс. Принципиальная смена идей не может не повлечь замены экономического базиса, это совершенно понятно. Важно лишь увидеть, что главным участником и причиной политических, экономических и социальных отношений является человек. Его миропонимание и самосознание имеют, мягко говоря, не последнее значение. Это было замечено архитекторами коммунизма, но вопрос этот носил явно не первостепенное значение. К тому же "огосударствление" диалектической идеи превратило её в догму. Результат, как говорится, известен.
Бросаясь в пучину материального, мы постоянно забываем, что человек - это не винтик механической конструкции. "Вкручивая" его в самую прогрессивную новь нужно помнить, что он дышит, мыслит и говорит. Мы же, как будто нарочно, забываем о том самом, ради которого все и творится. Как показывает история, забот с ним значительно больше, чем с любой материально-технической базой.
Очевидно, что человеческая жизнь проживается не ради самой жизни. Уже сам непреходящий вопрос о её смысле говорит о её скрытом глубинном существе. Присутствует в нем и первобытный инстинкт самосохранения, и высокие духовные порывы. Тем не менее, мы работаем, чтобы жить, и живем, чтобы работать, не задумываясь до поры о вечном. Наши совместные проекты и разрозненные устремления выкладываются в общую судьбу. Какой она будет - зависит от всех. Не следует обольщаться индивидуальным процветанием или духовностью ближнего окружения. Мы на одном корабле, и случись чего... Только вместе, и понимая суть происходящего, мы придем к желаемому результату. Как известно, в основе любого единения лежит идея. Для государственного строительства необходима современная и высоконравственная идея, соответствующая духу и культуре объединяемого народа. Именно такой идеи сейчас и не хватает.
Искать спасения в классических идеологиях (либерализм, консерватизм, социализм, национализм) нет смысла, поскольку общество массового потребления отказалось от классового самоопределения. Цивилизационный подход также нельзя назвать спасением, поскольку он приводит к историческому фатализму. Делаем мы что-то или нет, всё равно цивилизация приходит к концу. Вектор времени действительно указывает на необратимость земных процессов, но делать из этого апокалипсические выводы не стоит. Жизнь продолжается. Поиск внешних причин говорит о слабости внутренней структуры, поэтому первопричину нужно искать в себе или же в несовершенстве модели общества. Модель эта должна реагировать на внутренние и внешние изменения, оставаясь постоянной по существу.
Влияние цивилизационного подхода наблюдается и в нашей стране. Многие представители этого направления выступают за религиозную реставрацию, которую мы и наблюдаем. Индивидуальное обращение к христианству можно только приветствовать, но быть идеологической основой современного общества оно не может.
Для того, чтобы понять ближайшее будущее нашей страны (и не только), следует обратиться к социально-экономическим процессам христианского периода. Христианство занимает промежуточное по возрасту положение среди трех ведущих мировых религий (Буддизм, Христианство, Ислам) и имеет наибольшее распространение в мире. Были в истории христианства и крестовые походы, и костры инквизиции, однако достойной замены христианской морали так и не найдено.
Следует отметить, что христианство зародилось в период рабовладения. Можно предположить, что его возникновение связано с нуждой сообщества в нравственном обновлении. Идея христианства давала надежду и морально-этические воззрения, позволяющие рационально развивать хозяйственные и духовные отношения. В периоды рабовладения и феодализма экономические институты находились в примитивном состоянии, практически не требующем специального регулирования. Поэтому общество развивалось в соответствии с правилами, предписанными христианством.
В этом смысле капитализм представлял собой диаметральную картину. Основополагающий принцип накопления никак не укладывался в христианскую мораль, а сложные экономические отношения требовали всё большего экономико-правового регулирования. Грех любостяжания требовал легализации, если не возведения в подвижничество. Неуклюжую попытку "обеления греха" предприняла протестантская церковь. Этика трудовой частной собственности и ограничения "мирской аскезы" возвели труд на пьедестал. Следует вспомнить, что со времен античности труд, сам по себе, не представлял особой ценности. В лучшем случае отношение к нему было терпимым. Однако подобное возвеличивание труда явно реабилитировало капитализм. Теперь жажда обогащения объяснялась призванием к труду - "Труд это наша молитва". Компромисс был найден, однако греховное экономическое существо так и не породило праведных социальных отношений.
Стремление к идеальному, будь то справедливо управляемое государство, совершенное общество или иной продвинутый модус, свойственно человечеству. Поэтому любая совершенная идея обречена на многократное осмысление, а, стало быть, на иное, иногда неожиданное прочтение. Однако это прочтение не должно изменять её сакрального смысла, и не приносить её в жертву сиюминутной политической потребе. Движение к её реализации должно быть всеобщим и осознанным. Осознание происходящего, видение общей цели и понимание способов её достижения является принципиальным. В отсутствие всего этого обличение чиновников или освещение ужасов ЖКХ - не более чем "погоня за ведьмами". Демонизация же части общества всегда означала его нездоровье.
Мы совершенно забыли о воспитательном воздействии СМИ, кинематографа, литературы и искусства. Если говорить об утверждении идеи, то в первую очередь следует обратиться к примеру авангарда общества. Да, да, к жизни партии власти. В идеале её представители должны быть "наглядной агитацией" этой идеи. Проповедовать одно, а делать иное, совершенно недопустимо. Подобное поведение вреднее противодействия государственному курсу. Результатом такого поведения может стать дискредитация власти в целом.
Размышляя о выстраивании государственного курса, следует соблюдать одно непреходящее правило. В начале должна быть идея, содержащая желаемые обществом нравственные императивы и предпосылки к экономическому развитию. Затем диалектическое учение, позволяющее сохранить её суть в любых культурно-временных границах. И лишь потом экономическая модель, позволяющая разрешить её нравственно-этические и материально-технические задачи. Любое желание "поставить повозку впереди лошади" чревато непредсказуемыми результатами. Подход к решению идейных задач должен быть системным. В этом преуспели апологеты коммунизма. Образование, культура и экономика были увязаны воедино. Именно эта системность позволила достичь высоких экономических результатов в короткий исторический период. К сожалению, этой системности в настоящее время не наблюдается. Более того, реформирование отечественного образования не что иное, как приближение "точки не возврата". Новая идея требует нового прогрессивного подхода, а главное образованных и воспитанных кадров. "Натаскивание" по трафаретам ЕГЭ скорее регрессивная, чем иная форма обучения, а преобладание самостоятельной работы снижает воспитательное воздействие педагога на обучаемых. Идеология, воспитание и образование - суть взаимосвязанные процессы. Именно поэтому и возникает тревога не только за образование, но и за возможность развития страны в целом.
Возвращаясь к коммунистическому пониманию идеи, надо сказать, что теоретики ленинизма пошли по пути протестантского компромисса. Сквозь призму исторического материализма, идея получилась придатком экономических отношений. В результате учение об идее стало надстройкой над действительностью. Основная ошибка таилась в недостижимости конечной цели этой идеи. Рассуждая об обществе как о математической модели нужно помнить, что идеализируются все процессы. Если же речь идет о чем-то вроде религии, то необходимо понимать, что главное допущение формально недоказуемо. Нужно просто верить.
Было изменено: 13:34 05/09/2012.
Отказавшись от социализма, мы снова очутились в "проклятом прошлом", и принцип наживы опять доминирует над всеми сферами деятельности. надо сказать, что проблема эта носит глобальный характер, то есть затрагивает весь цивилизованный мир. По сути, мир "балансирует над пропастью". Революция 1917 года была попыткой изменения существующего миропорядка, показав тем самым, что изменения нужны и неизбежны. Поэтому останавливаться в поисках эволюционных изменений - значит приближать революционные. Главным аргументом, привлекшим народные массы на сторону революционных сил, была альтернативная мораль, в рамках которой подавались желаемые обществом категории равенства и свободы. Несмотря на определенную экономическую отсталость, Россия имеет колоссальный практический опыт перестройки общества. Этот опыт, в сочетании с острой нуждой России в скорейшем развитии, указывают на главенствующее место нашей страны в поисках новых идей.
Обратимся к недалеким историческим фактам. Экономические показатели довоенного периода свидетельствуют о том, что к 1914 году Россия жила при вполне сложившемся капитализме, материально-техническая база экономического строя была в основном построена. Тем не менее, возникла революционная ситуация, и причин тому масса. Среди них и нежелание реставрации самодержавия, и отсутствие аграрных реформ, и Первая мировая война, и многое другое. Однако конечным результатом всех этих обстоятельств явилось морально-политическое состояние масс, направляемое новой идеей. Именно человеческое недовольство воздвигло баррикады и отсалютовало по Зимнему дворцу. Революция провозгласила социализм, и когда материально-техническая база была построена, случился коллапс. Принципиальная смена идей не может не повлечь замены экономического базиса, это совершенно понятно. Важно лишь увидеть, что главным участником и причиной политических, экономических и социальных отношений является человек. Его миропонимание и самосознание имеют, мягко говоря, не последнее значение. Это было замечено архитекторами коммунизма, но вопрос этот носил явно не первостепенное значение. К тому же "огосударствление" диалектической идеи превратило её в догму. Результат, как говорится, известен.
Бросаясь в пучину материального, мы постоянно забываем, что человек - это не винтик механической конструкции. "Вкручивая" его в самую прогрессивную новь нужно помнить, что он дышит, мыслит и говорит. Мы же, как будто нарочно, забываем о том самом, ради которого все и творится. Как показывает история, забот с ним значительно больше, чем с любой материально-технической базой.
Очевидно, что человеческая жизнь проживается не ради самой жизни. Уже сам непреходящий вопрос о её смысле говорит о её скрытом глубинном существе. Присутствует в нем и первобытный инстинкт самосохранения, и высокие духовные порывы. Тем не менее, мы работаем, чтобы жить, и живем, чтобы работать, не задумываясь до поры о вечном. Наши совместные проекты и разрозненные устремления выкладываются в общую судьбу. Какой она будет - зависит от всех. Не следует обольщаться индивидуальным процветанием или духовностью ближнего окружения. Мы на одном корабле, и случись чего... Только вместе, и понимая суть происходящего, мы придем к желаемому результату. Как известно, в основе любого единения лежит идея. Для государственного строительства необходима современная и высоконравственная идея, соответствующая духу и культуре объединяемого народа. Именно такой идеи сейчас и не хватает.
Искать спасения в классических идеологиях (либерализм, консерватизм, социализм, национализм) нет смысла, поскольку общество массового потребления отказалось от классового самоопределения. Цивилизационный подход также нельзя назвать спасением, поскольку он приводит к историческому фатализму. Делаем мы что-то или нет, всё равно цивилизация приходит к концу. Вектор времени действительно указывает на необратимость земных процессов, но делать из этого апокалипсические выводы не стоит. Жизнь продолжается. Поиск внешних причин говорит о слабости внутренней структуры, поэтому первопричину нужно искать в себе или же в несовершенстве модели общества. Модель эта должна реагировать на внутренние и внешние изменения, оставаясь постоянной по существу.
Влияние цивилизационного подхода наблюдается и в нашей стране. Многие представители этого направления выступают за религиозную реставрацию, которую мы и наблюдаем. Индивидуальное обращение к христианству можно только приветствовать, но быть идеологической основой современного общества оно не может.
Для того, чтобы понять ближайшее будущее нашей страны (и не только), следует обратиться к социально-экономическим процессам христианского периода. Христианство занимает промежуточное по возрасту положение среди трех ведущих мировых религий (Буддизм, Христианство, Ислам) и имеет наибольшее распространение в мире. Были в истории христианства и крестовые походы, и костры инквизиции, однако достойной замены христианской морали так и не найдено.
Следует отметить, что христианство зародилось в период рабовладения. Можно предположить, что его возникновение связано с нуждой сообщества в нравственном обновлении. Идея христианства давала надежду и морально-этические воззрения, позволяющие рационально развивать хозяйственные и духовные отношения. В периоды рабовладения и феодализма экономические институты находились в примитивном состоянии, практически не требующем специального регулирования. Поэтому общество развивалось в соответствии с правилами, предписанными христианством.
В этом смысле капитализм представлял собой диаметральную картину. Основополагающий принцип накопления никак не укладывался в христианскую мораль, а сложные экономические отношения требовали всё большего экономико-правового регулирования. Грех любостяжания требовал легализации, если не возведения в подвижничество. Неуклюжую попытку "обеления греха" предприняла протестантская церковь. Этика трудовой частной собственности и ограничения "мирской аскезы" возвели труд на пьедестал. Следует вспомнить, что со времен античности труд, сам по себе, не представлял особой ценности. В лучшем случае отношение к нему было терпимым. Однако подобное возвеличивание труда явно реабилитировало капитализм. Теперь жажда обогащения объяснялась призванием к труду - "Труд это наша молитва". Компромисс был найден, однако греховное экономическое существо так и не породило праведных социальных отношений.
Стремление к идеальному, будь то справедливо управляемое государство, совершенное общество или иной продвинутый модус, свойственно человечеству. Поэтому любая совершенная идея обречена на многократное осмысление, а, стало быть, на иное, иногда неожиданное прочтение. Однако это прочтение не должно изменять её сакрального смысла, и не приносить её в жертву сиюминутной политической потребе. Движение к её реализации должно быть всеобщим и осознанным. Осознание происходящего, видение общей цели и понимание способов её достижения является принципиальным. В отсутствие всего этого обличение чиновников или освещение ужасов ЖКХ - не более чем "погоня за ведьмами". Демонизация же части общества всегда означала его нездоровье.
Мы совершенно забыли о воспитательном воздействии СМИ, кинематографа, литературы и искусства. Если говорить об утверждении идеи, то в первую очередь следует обратиться к примеру авангарда общества. Да, да, к жизни партии власти. В идеале её представители должны быть "наглядной агитацией" этой идеи. Проповедовать одно, а делать иное, совершенно недопустимо. Подобное поведение вреднее противодействия государственному курсу. Результатом такого поведения может стать дискредитация власти в целом.
Размышляя о выстраивании государственного курса, следует соблюдать одно непреходящее правило. В начале должна быть идея, содержащая желаемые обществом нравственные императивы и предпосылки к экономическому развитию. Затем диалектическое учение, позволяющее сохранить её суть в любых культурно-временных границах. И лишь потом экономическая модель, позволяющая разрешить её нравственно-этические и материально-технические задачи. Любое желание "поставить повозку впереди лошади" чревато непредсказуемыми результатами. Подход к решению идейных задач должен быть системным. В этом преуспели апологеты коммунизма. Образование, культура и экономика были увязаны воедино. Именно эта системность позволила достичь высоких экономических результатов в короткий исторический период. К сожалению, этой системности в настоящее время не наблюдается. Более того, реформирование отечественного образования не что иное, как приближение "точки не возврата". Новая идея требует нового прогрессивного подхода, а главное образованных и воспитанных кадров. "Натаскивание" по трафаретам ЕГЭ скорее регрессивная, чем иная форма обучения, а преобладание самостоятельной работы снижает воспитательное воздействие педагога на обучаемых. Идеология, воспитание и образование - суть взаимосвязанные процессы. Именно поэтому и возникает тревога не только за образование, но и за возможность развития страны в целом.
Возвращаясь к коммунистическому пониманию идеи, надо сказать, что теоретики ленинизма пошли по пути протестантского компромисса. Сквозь призму исторического материализма, идея получилась придатком экономических отношений. В результате учение об идее стало надстройкой над действительностью. Основная ошибка таилась в недостижимости конечной цели этой идеи. Рассуждая об обществе как о математической модели нужно помнить, что идеализируются все процессы. Если же речь идет о чем-то вроде религии, то необходимо понимать, что главное допущение формально недоказуемо. Нужно просто верить.
Было изменено: 13:34 05/09/2012.