Даосизм.
Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность
Дао дэ цзин
Лао-цзы
Даосизм, возможно, является самой древней и самой
глубокой, но и наиболее трудной для понимания религией в мире, хотя это
скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле,
как этот термин трактует западный человек. В своей чистой форме даосизм
содержит многое из того, что достойно всяческого одобрения. Он развивает те
же мысли, что свойственны и современной западной науке. Существенен и его
вклад в развитие медицинских теорий. Утверждая необходимость гармонии с
природой, даосизм дополняет конфуцианство, проповедующее гармонию в обществе.
К сожалению, даосизм со временем несколько снизил свой
ценностный уровень, трансформировавшись в формы, содержащие элементы суеверий
и политеистической религии; он стал ассоциироваться с анимизмом, алхимией,
черной магией и поисками эликсира бессмертия - практиками, отличными от
ученого подхода Лао-цзы, считающегося его основателем. Возможно, сильнейший
удар по чистоте даосизма нанес буддизм, проникший в Китай из Индии в своей
северной форме Махаяны в VI веке и придавший учению даосов характер
организованной религии.
Лао-цзы (также возможно написание Лаоцзы), который обычно
изображается с персиком бессмертия в своей руке, жил в VI веке до нашей эры и
был современником Конфуция.' Хотя именно Лао-цзы считается основателем
даосизма, возможно, ряд его заповедей был сформулирован одним из легендарных
императоров Хуанди, или "Желтым императором".
Имя Лао-цзы, означающее "старый" или "старый ребенок",
восходит к древней легенде, повествующей о странных обстоятельствах рождения
этого мудреца.
Однажды ночью, в 666 году до н. э., некая женщина испытала
столь сильное потрясение при виде падающей звезды, что забеременела. Спустя
шестьдесят два года она родила седовласого сына, который с первого дня своего
появления на свет уже мог говорить. Это был Лао-цзы. Темы звезды -
предвестницы какого-либо события и зачатия без участия мужчины встречаются и
в легендах других народов мира. В определенной степени они являются
отражением влияния астрологии на жизнь людей в те давние времена, а также
свидетельствуют о том, что у человеческой веры нет границ.
В возрасте 160 лет, перед самой своей смертью, Лао-цзы
написал книгу, состоящую из 5000 иероглифов и послужившую источником
вдохновения для создания Дао дэ цзин, или "Книги Пути и Добродетели". Именно
этот трактат считается первичным и основным даосским текстом, хотя имеются и
другие книги, известные под общим названием Taoist Patrology. Около 300 г. до
н. э., спустя двести лет после составления Дао дэ цзин, даосский ученый Чжуан
Чжоу написал трактат Чжуан-цзы, в котором дается толкование постулатов
даосизма. Эта книга также считается стержнем даосской философской мысли.
Но в учении даосов есть одна непостижимая загадка: оно
побуждает людей к поиску Дао, или "Пути", но не дает четкого определения, как
его можно достичь. Лао-цзы говорит: "Те, кто говорят, что могут объяснить
Дао, не понимают его, а те, кто понимают его, не объясняют ничего". И
невольно можно задаться вопросом, не функционировал ли когда-либо даосизм как
некое закрытое братство, похожее на некоторые тайные общества, действовавшие
в свое время на Западе. Однако при всей своей загадочности даосизм,
безусловно, служит основным источником постижения гармонии, являющейся
главной целью и смыслом жизни многих и многих китайцев.
Даосы не уподобляли людей богам
и, тем более, богов людям, а все верования такого рода считали наивными или
даже чрезмерно претенциозными. Они никогда не придерживались взгляда на
Вселенную как на мир, управляемый неким божеством, наделенным человеческими
качествами. У них были иные представления о вселенской гармонии.
Даосы тяготеют к здоровому агностицизму, "не обожествляя,
но и не пренебрегая Небесами", по словам Конфуция. Они считают, что природа
сама себя создает, сама себя упорядочивает и имеет свое собственное духовное
начало. Любая сила и любое движение в природе есть проявление этой
духовности. Постижение природы и ее постоянной деятельности более полезно,
чем стремление к познаниям, поскольку человек никогда не сможет обрести
абсолютное знание. И даже самые мудрые из нас вряд ли смогут раскрыть тайну
происхождения Вселенной. Хотя, возможно, у Вселенной и не было начала. Если
она развивается циклично, как утверждал Эйнштейн, у нее не может быть ни
начала, ни конца. Но как все есть на самом деле, мы не знаем, поскольку мы не
обладаем всемогуществом и нам не дано постичь непостижимое. Даосизм, возможно, является единственной религией, которая не опирается на слепую веру
- враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать. (с)
Тун Син. Китайская книга мудрости. с библиотекарь.
Было изменено: 9:35 19/09/2012.
Дао дэ цзин
Лао-цзы
Даосизм, возможно, является самой древней и самой
глубокой, но и наиболее трудной для понимания религией в мире, хотя это
скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле,
как этот термин трактует западный человек. В своей чистой форме даосизм
содержит многое из того, что достойно всяческого одобрения. Он развивает те
же мысли, что свойственны и современной западной науке. Существенен и его
вклад в развитие медицинских теорий. Утверждая необходимость гармонии с
природой, даосизм дополняет конфуцианство, проповедующее гармонию в обществе.
К сожалению, даосизм со временем несколько снизил свой
ценностный уровень, трансформировавшись в формы, содержащие элементы суеверий
и политеистической религии; он стал ассоциироваться с анимизмом, алхимией,
черной магией и поисками эликсира бессмертия - практиками, отличными от
ученого подхода Лао-цзы, считающегося его основателем. Возможно, сильнейший
удар по чистоте даосизма нанес буддизм, проникший в Китай из Индии в своей
северной форме Махаяны в VI веке и придавший учению даосов характер
организованной религии.
Лао-цзы (также возможно написание Лаоцзы), который обычно
изображается с персиком бессмертия в своей руке, жил в VI веке до нашей эры и
был современником Конфуция.' Хотя именно Лао-цзы считается основателем
даосизма, возможно, ряд его заповедей был сформулирован одним из легендарных
императоров Хуанди, или "Желтым императором".
Имя Лао-цзы, означающее "старый" или "старый ребенок",
восходит к древней легенде, повествующей о странных обстоятельствах рождения
этого мудреца.
Однажды ночью, в 666 году до н. э., некая женщина испытала
столь сильное потрясение при виде падающей звезды, что забеременела. Спустя
шестьдесят два года она родила седовласого сына, который с первого дня своего
появления на свет уже мог говорить. Это был Лао-цзы. Темы звезды -
предвестницы какого-либо события и зачатия без участия мужчины встречаются и
в легендах других народов мира. В определенной степени они являются
отражением влияния астрологии на жизнь людей в те давние времена, а также
свидетельствуют о том, что у человеческой веры нет границ.
В возрасте 160 лет, перед самой своей смертью, Лао-цзы
написал книгу, состоящую из 5000 иероглифов и послужившую источником
вдохновения для создания Дао дэ цзин, или "Книги Пути и Добродетели". Именно
этот трактат считается первичным и основным даосским текстом, хотя имеются и
другие книги, известные под общим названием Taoist Patrology. Около 300 г. до
н. э., спустя двести лет после составления Дао дэ цзин, даосский ученый Чжуан
Чжоу написал трактат Чжуан-цзы, в котором дается толкование постулатов
даосизма. Эта книга также считается стержнем даосской философской мысли.
Но в учении даосов есть одна непостижимая загадка: оно
побуждает людей к поиску Дао, или "Пути", но не дает четкого определения, как
его можно достичь. Лао-цзы говорит: "Те, кто говорят, что могут объяснить
Дао, не понимают его, а те, кто понимают его, не объясняют ничего". И
невольно можно задаться вопросом, не функционировал ли когда-либо даосизм как
некое закрытое братство, похожее на некоторые тайные общества, действовавшие
в свое время на Западе. Однако при всей своей загадочности даосизм,
безусловно, служит основным источником постижения гармонии, являющейся
главной целью и смыслом жизни многих и многих китайцев.
Даосы не уподобляли людей богам
и, тем более, богов людям, а все верования такого рода считали наивными или
даже чрезмерно претенциозными. Они никогда не придерживались взгляда на
Вселенную как на мир, управляемый неким божеством, наделенным человеческими
качествами. У них были иные представления о вселенской гармонии.
Даосы тяготеют к здоровому агностицизму, "не обожествляя,
но и не пренебрегая Небесами", по словам Конфуция. Они считают, что природа
сама себя создает, сама себя упорядочивает и имеет свое собственное духовное
начало. Любая сила и любое движение в природе есть проявление этой
духовности. Постижение природы и ее постоянной деятельности более полезно,
чем стремление к познаниям, поскольку человек никогда не сможет обрести
абсолютное знание. И даже самые мудрые из нас вряд ли смогут раскрыть тайну
происхождения Вселенной. Хотя, возможно, у Вселенной и не было начала. Если
она развивается циклично, как утверждал Эйнштейн, у нее не может быть ни
начала, ни конца. Но как все есть на самом деле, мы не знаем, поскольку мы не
обладаем всемогуществом и нам не дано постичь непостижимое. Даосизм, возможно, является единственной религией, которая не опирается на слепую веру
- враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать. (с)
Тун Син. Китайская книга мудрости. с библиотекарь.
Было изменено: 9:35 19/09/2012.