У-цзы. Искусство войны.
ДАО ПОЛКОВОДЦА
У-цзы сказал:
- Командующий тремя армиями должен сочетать гражданские и военные способности.
Руководство армией требует жесткости и легкости одновременно. Часто, обсуждая
дела полководца, люди говорят лишь о его мужестве. Но мужество - лишь одно из
многих качеств полководца, ибо мужественный необдуманно вступит в сражение с
врагом. Необдуманно вступать в сражение с противником, не зная его преимуществ и
недостатков, нельзя. Есть пять принципов, которым полководец должен уделять
пристальное внимание: первый - приведение в порядок; второй -подготовленность;
третий -храбрость; четвертый -осторожность; пятый -простота. Приведение в
порядок - это управление многочисленным войском словно несколькими людьми.
Подготовленность - это значит выходить из городских ворот так, как будто бы
видишь врага. Храбрость означает вступать в сражение, на заботясь о своей жизни.
Осторожность означает, что после битвы все так, как будто в битву только идти.
Простота означает, что законы и приказы кратки и точны.
Принять мандат [командования] без колебаний, уничтожить врага и только потом
говорить о возвращении - вот должная форма поведения полководца. Поэтому, когда
армия идет вперед, его единственной мыслью должна быть мысль о славе, кою
принесет смерть, а не о позорном выживании.
У-цзы сказал:
- В целом, в войне есть четыре жизненные силы: ци, местность, действия и мощь.
Когда войска трех армий - миллион солдат - развернуты в правильный порядок в
соответствии с различными силами каждого, это называется "жизненной силой ци".
Когда дорога узкая, а путь - опасный; когда горы круты и десять человек защищают
место, где не сможет пройти и тысяча -это называется "жизненной силой земли".
Когда используют тайных шпионов; с немногими изматывают врага, вынуждая его
рассыпаться; возбуждают ненависть между правителем и министрами и вражду верхов
и низов - это называется "жизненной силой действий". Когда у колесниц прочные
оси и надежные болты; у лодок удобные руль и весла; командиры хорошо знакомы с
боевыми порядками, а лошади обучены преследованию и маневрированию, это
называется "жизненной силой мощи". Тот, кто знает эти четыре, может быть
полководцем. Его устрашающей силы, добродетели, гуманности и мужества должно
хватить, чтобы руководить подчиненными и управлять войсками. Более того, он
должен внушать страх противнику и разрушать сомнения. Когда он отдает приказы,
никто не осмеливается не подчиниться. Где бы он ни был, ему не страшны заговоры.
Приобретя его, государство станет сильным; потеряв его, оно погибнет. Вот что
относится к "хорошему полководцу".
У-цзы сказал:
- Различными барабанами, гонгами и колоколами устрашают уши; флагами и
знаменами, флажками и стягами устрашают глаза; запретами, приказами, наказаниями
и штрафами устрашают умы. Когда уши устрашены звуками, они не могут не стать
восприимчивыми. Когда глаза устрашены цветом, они не могут не стать
различающими. Когда умы устрашены карами, они не могут не стать строгими. Если
не установлены эти три вещи, то, даже имея поддержку государства, неизбежно
будешь разбит врагом. Поэтому сказано, что, где бы ни были знамена полководца,
все последуют за ним; куда бы не указал полководец - туда пойдут все, невзирая
на смерть".
У-цзы сказал:
- Самое главное в сражении следующее. Первым делом надо попытаться предугадать
замыслы полководца противника и оценить его способности. По положению
использовать тактику, тогда не устанешь, но сможешь достичь результата. Если
полководец глуп и доверчив, его можно обмануть и перехитрить. Тому, кто жаден и
не беспокоится о своей репутации, можно поднести дары и подкупить его. Того, кто
легко меняет свои решения и не имеет настоящего плана, можно измотать и довести
до несчастья. Если верхи надменны и чванливы, а низы возмущены и бедны, их
следует разделить. Если наступление и отход противника неуверенны, и войскам не
на кого положиться, их можно обратить в бегство. Если командиры ненавидят
полководца и хотят вернуться домой, то, если закрыть легкие пути и оставить
открытыми ловушки, на них можно напасть и захватить. Если местность, по которой
враг наступает, легка, а дорога назад трудна, его можно заставить идти вперед.
Если путь вперед труден, а дорога назад -легка, следует приблизиться и
атаковать. Если противник разбил лагерь в низкой, заболоченной местности, откуда
нет стока воды, то, если несколько раз прошел сильный дождь, можно пустить воду
и затопить его. Если враг разбил лагерь в дикой местности или на поросшем густой
травой и кустарником поле, то, если вдруг поднимется сильный ветер, можно
поджечь поле и уничтожить его. Если же он не разбивает лагеря долгое время,
полководец и командиры расслаблены и ленивы, а армия не подготовлена - можно
подкрасться и неожиданно обрушиться на него.
Князь У-хоу спросил:
- Когда наши армии стоят друг против друга, но я не знаю их полководца, какие
методы можно применить, чтобы проникнуть в его [замыслы]?
У Ци ответил:
- Прикажи самым отважным из низов встать во главе небольшого легкого отряда и
проверить его. [Когда враг ответит], они должны бежать назад, а не сражаться.
Затем изучи наступление противника, являются ли его действия слаженными, и
сохраняется ли при этом организованность; если он, преследуя отступающих,
показывает, что не может их поймать, или, если ему подвернулась выгода,
показывает, что не видит ее -такого полководца можно назвать "мудрым
полководцем". Не вступай с ним в сражение.
Если войска противника приближаются с шумом и криками, их знамена и флаги
перемешаны, одни воины продвигаются сами по себе, а другие - останавливаются;
оружие то поднято вверх, то выставлено вперед; если они преследуют наши войска
так, будто боятся, что не настигнут нас, а видя преимущество, бояться не
воспользоваться им - это означает, что полководец у врага глуп. Даже если его
войска многочисленны, его можно захватить. (c)
"У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая"
У-цзы сказал:
- Командующий тремя армиями должен сочетать гражданские и военные способности.
Руководство армией требует жесткости и легкости одновременно. Часто, обсуждая
дела полководца, люди говорят лишь о его мужестве. Но мужество - лишь одно из
многих качеств полководца, ибо мужественный необдуманно вступит в сражение с
врагом. Необдуманно вступать в сражение с противником, не зная его преимуществ и
недостатков, нельзя. Есть пять принципов, которым полководец должен уделять
пристальное внимание: первый - приведение в порядок; второй -подготовленность;
третий -храбрость; четвертый -осторожность; пятый -простота. Приведение в
порядок - это управление многочисленным войском словно несколькими людьми.
Подготовленность - это значит выходить из городских ворот так, как будто бы
видишь врага. Храбрость означает вступать в сражение, на заботясь о своей жизни.
Осторожность означает, что после битвы все так, как будто в битву только идти.
Простота означает, что законы и приказы кратки и точны.
Принять мандат [командования] без колебаний, уничтожить врага и только потом
говорить о возвращении - вот должная форма поведения полководца. Поэтому, когда
армия идет вперед, его единственной мыслью должна быть мысль о славе, кою
принесет смерть, а не о позорном выживании.
У-цзы сказал:
- В целом, в войне есть четыре жизненные силы: ци, местность, действия и мощь.
Когда войска трех армий - миллион солдат - развернуты в правильный порядок в
соответствии с различными силами каждого, это называется "жизненной силой ци".
Когда дорога узкая, а путь - опасный; когда горы круты и десять человек защищают
место, где не сможет пройти и тысяча -это называется "жизненной силой земли".
Когда используют тайных шпионов; с немногими изматывают врага, вынуждая его
рассыпаться; возбуждают ненависть между правителем и министрами и вражду верхов
и низов - это называется "жизненной силой действий". Когда у колесниц прочные
оси и надежные болты; у лодок удобные руль и весла; командиры хорошо знакомы с
боевыми порядками, а лошади обучены преследованию и маневрированию, это
называется "жизненной силой мощи". Тот, кто знает эти четыре, может быть
полководцем. Его устрашающей силы, добродетели, гуманности и мужества должно
хватить, чтобы руководить подчиненными и управлять войсками. Более того, он
должен внушать страх противнику и разрушать сомнения. Когда он отдает приказы,
никто не осмеливается не подчиниться. Где бы он ни был, ему не страшны заговоры.
Приобретя его, государство станет сильным; потеряв его, оно погибнет. Вот что
относится к "хорошему полководцу".
У-цзы сказал:
- Различными барабанами, гонгами и колоколами устрашают уши; флагами и
знаменами, флажками и стягами устрашают глаза; запретами, приказами, наказаниями
и штрафами устрашают умы. Когда уши устрашены звуками, они не могут не стать
восприимчивыми. Когда глаза устрашены цветом, они не могут не стать
различающими. Когда умы устрашены карами, они не могут не стать строгими. Если
не установлены эти три вещи, то, даже имея поддержку государства, неизбежно
будешь разбит врагом. Поэтому сказано, что, где бы ни были знамена полководца,
все последуют за ним; куда бы не указал полководец - туда пойдут все, невзирая
на смерть".
У-цзы сказал:
- Самое главное в сражении следующее. Первым делом надо попытаться предугадать
замыслы полководца противника и оценить его способности. По положению
использовать тактику, тогда не устанешь, но сможешь достичь результата. Если
полководец глуп и доверчив, его можно обмануть и перехитрить. Тому, кто жаден и
не беспокоится о своей репутации, можно поднести дары и подкупить его. Того, кто
легко меняет свои решения и не имеет настоящего плана, можно измотать и довести
до несчастья. Если верхи надменны и чванливы, а низы возмущены и бедны, их
следует разделить. Если наступление и отход противника неуверенны, и войскам не
на кого положиться, их можно обратить в бегство. Если командиры ненавидят
полководца и хотят вернуться домой, то, если закрыть легкие пути и оставить
открытыми ловушки, на них можно напасть и захватить. Если местность, по которой
враг наступает, легка, а дорога назад трудна, его можно заставить идти вперед.
Если путь вперед труден, а дорога назад -легка, следует приблизиться и
атаковать. Если противник разбил лагерь в низкой, заболоченной местности, откуда
нет стока воды, то, если несколько раз прошел сильный дождь, можно пустить воду
и затопить его. Если враг разбил лагерь в дикой местности или на поросшем густой
травой и кустарником поле, то, если вдруг поднимется сильный ветер, можно
поджечь поле и уничтожить его. Если же он не разбивает лагеря долгое время,
полководец и командиры расслаблены и ленивы, а армия не подготовлена - можно
подкрасться и неожиданно обрушиться на него.
Князь У-хоу спросил:
- Когда наши армии стоят друг против друга, но я не знаю их полководца, какие
методы можно применить, чтобы проникнуть в его [замыслы]?
У Ци ответил:
- Прикажи самым отважным из низов встать во главе небольшого легкого отряда и
проверить его. [Когда враг ответит], они должны бежать назад, а не сражаться.
Затем изучи наступление противника, являются ли его действия слаженными, и
сохраняется ли при этом организованность; если он, преследуя отступающих,
показывает, что не может их поймать, или, если ему подвернулась выгода,
показывает, что не видит ее -такого полководца можно назвать "мудрым
полководцем". Не вступай с ним в сражение.
Если войска противника приближаются с шумом и криками, их знамена и флаги
перемешаны, одни воины продвигаются сами по себе, а другие - останавливаются;
оружие то поднято вверх, то выставлено вперед; если они преследуют наши войска
так, будто боятся, что не настигнут нас, а видя преимущество, бояться не
воспользоваться им - это означает, что полководец у врага глуп. Даже если его
войска многочисленны, его можно захватить. (c)
"У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая"