Шаолинь
Несмотря
на то, что выступление гостей из знаменитого суншаньского монастыря
Шаолинь было запланировано на вечер буднего дня, желающих увидеть
театральную постановку оказалось предостаточно. К выставленному
ограждению волгоградцы стали подтягиваться уже за час до начала
мероприятия, а за пять минут до выхода конферансье и вовсе было яблоку
негде упасть.
Неудивительно, что показательные выступления бойцов вызвали такой
интерес: благодаря искусству кинематографа и развитию рыночной
экономики Шаолинь за последние два-три десятка лет превратился в
торговую марку. В 80-х годах особо предприимчивые дельцы на волне
туристического интереса взялись за создание многочисленных школ ушу,
которые располагались неподалёку от монастыря. Здесь любого иностранца
всего за пару недель и некоторую сумму долларов брались обучить
премудростям кунг-фу. По окончании выдавался сертификат, подтверждавший
владение всеми тайнами шаолиньского боевого искусства.
В
результате, к 1990-м годам эта волна коммерциализации смыла всё то, что
относилось к реальному Шаолиню и его боевому искусству. Практически все
настоящие мастера покинули монастырь. Традиции древней обители отошли
на второй план, ведущая же роль принадлежит славе Шаолиня,
эксплуатируемой по законам бизнеса. Надежду на возрождение монастыря
даёт лишь его многовековой истории.
Считается, что храм был основан в 495 году. Располагался он как и
сейчас на горе Суньшань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Храм был
единственным местом в Китае, где в течении долгого времени
декларировалось единство боевых искусств и духовной практики. Основание
храма Шаолинь связывают с именем индийского проповедника по имени Бато.
Остаётся неизвестным, знал ли он боевые искусства, но хроники донесли до
нас имена двух его учеников, которые прославились не только познаниями в
буддизме, но и мастерством в искусстве боя. Первый из них - Сэнчоу - в
детстве был слаб, и чтобы поправить здоровье начал заниматься боевыми
искусствами. Позднее это занятие ему понравилось, и он стал изучать
боевые искусства уже целенаправленно. Другой ученик Бато - членйгуан -
был встречен учителем в Лояне, когда этот 12-летний мальчик подбрасывал
ногой ножной волан для китайского футбола, выполняя по 500 ударов за
один подход. В историю китайского буддизма членйгуан вошёл как переводчик
буддийского трактата "Десять земель".
Но
обычно основание традиции занятий боевыми искусствами в Шаолине
связывают с другим индийским миссионером - Бодхидхармой. Бодхидхарма -
личность полулегендарная. Неизвестно, существовал ли он на самом деле
или же всё это связано с подведением "романтическо-теоретической основы"
под торговую марку "Шаолинь". Судьбу Бодхидхармы описывают легенды.
Согласно одной из них, он пришёл в Шаолинь, но монахами понят не был,
и удалился в пещеру на близлежащей горе. Там он просидел в медитации 9
лет, отвернувшись к стене, но за всё это время заснул лишь однажды.
Проснувшись, он в гневе отрезал себе предательски слипшиеся ресницы и
бросил их на землю. Из ресниц Бодхидхармы вырос чайный куст, и с тех пор
люди, чтобы отпугнуть крепкий сон, подбадривают себя крепким чаем.
Другая
легенда утверждает, что после девятилетней медитации монахи прониклись
уважением к силе духа Бодхидхармы и тому учению, которое он
проповедовал. Но сам Бодхидхарма подняться с земли не смог, так как его
ноги потеряли способность двигаться. Но индиец, используя особый
комплекс упражнений, восстановил активность своих ног, и предписал
монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими
упражнениями.
Один из ключевых моментов в истории монастыря связан с Гражданской
войной в Китае в VII веке. Монахи монастыря в качестве воинов поддержали
одного из полководцев, который впоследствии придя к власти, удостоил
Шаолинь звания "Первый монастырь в Поднебесной по боевому мастерству".
Специальным указом монахам Шаолиня было разрешено пить вино и есть мясо.
Монастырю были пожалованы в доход большие земельные угодья. И,
главное - для защиты от многочисленных разбойников, обитавших в
окрестных горах, монастырю было дозволено содержать "сэнбин" -
"монашеское воинство".
Монахи Шаолиня изучали "вэньсюэ", то есть гражданские науки (то, что
знал любой образованный китаец того времени), "исюэ", то есть медицину,
"фосюэ", то есть буддизм, и "усюэ" - боевые навыки. Мало кто овладевал
всеми четырьмя разделами, большинство монахов сосредотачивались на
чём-нибудь одном. В итоге возникло разделение на "вэньсэнов", то есть
тех монахов, которые занимались мирными вещами, и "усэнов", то есть
"монахов-бойцов".
Дальнейшая
история Шаолиня связана с развитием боевого искусства: появлением новых
стилей боя, обобщением знаний, обменом умениями между монахами и
людьми, живущими за стенами монастыря. В XIV веке в Китае были открыты
пять филиалов Шаолиня..
В 1928 году монастырь был уничтожен. Это время в Китае называют
периодом "правления милитаристов": при номинальном центральном
правительстве в реальности в стране все воевали со всеми. Один из
"полевых командиров" решил использовать Шаолинь в качестве опорного
пункта в ходе ведения боевых действий против одного из основных
военно-политических лидеров тогдашнего Китая - генерала Фэн Юйсяна. Но
прагматичный Фэн, вместо того чтобы жертвовать жизнями солдат при штурме
стен монастыря, предпочёл использовать артиллерию.
В 60-х годах судьбой Шаолиня заинтересовались японцы. Именно они
вскоре выделили деньги на его восстановление. Шаолинь был отстроен
заново. Но возрождение, как показали дальнейшие десятилетия, оказалось
во многом формальным, обусловленным требованиями рынка. Остаётся лишь
надеяться, что со временем Шаолинь пройдёт обратный путь от
коммерческого проекта к обители, соединившей практику боевого искусства и
философию буддизма.(с)
Автор: Ирина Ребрикова, 13 июля 2007 г.
с волгоград)