Два учителя
Учитель Ле-цзы, после того как обучился у Лесного с Чаши-горы и
подружился с Темнеющим Оком, поселился в Южном Предместье. Приверженцы
его поселились тут же. Их каждый день считать не успевали, и сам Ле-цзы
не знал, сколько их, хотя каждое утро он вёл с ними диспуты, и об этом
стало повсюду известно. Учитель Ле-цзы двадцать лет прожил рядом с
Учителем Южного Предместья, отделённый от него лишь оградой. Однако друг
друга они не посещали и не приглашали, встречаясь же на улице, как
будто друг друга не замечали. Ученики и слуги у ворот считали, что между
учителем Ле-цзы и Учителем Южного Предместья существует вражда.
Некий ученик спросил учителя Ле-цзы:
- Почему вы, Преждерождённый, и Учитель Южного Предместья чуждаетесь друг друга?
- Зачем к нему ходить? - ответил учитель Ле-цзы. - Лицо Учителя
Южного Предместья отличается полнотой, а сердце - пустотой, уши у него
не слышат, глаза не видят, уста молчат, сердце не знает, тело не
движется. И всё же попытаюсь вместе с тобой отправиться на него
посмотреть.
С ними пошли сорок учеников. Они увидели, что лицо Учителя Южного
Предместья действительно похоже на маску чудовища, с ним нельзя
общаться. Повернулись к учителю Ле-цзы и увидели, что жизненная энергия у
него отделилась от тела, и он вышел из толпы.
Вдруг Учитель Южного Предместья указал на ученика Ле-цзы в последнем
ряду и заговорил с ним радостно, как будто перед ним совершеннейший и
сильнейший. Ученики Ле-цзы удивились, и на обратном пути лица всех
выражали сомнение.
- Зачем так удивляться? - сказал Ле-цзы. - Добившийся желаемого
молчит, исчерпавший знания также молчит. Речь с помощью молчания - также
речь, знание с помощью незнания - также знание. Отсутствие слов и
молчание, отсутствие знаний и незнание - это ведь также речь, это ведь
также знания. Значит, нет ничего, о чём бы ни говорил, нет ничего, о чём
бы ни знал; значит также, что не о чём говорить, нечего знать. Только и
всего.(с)
с притчи)
подружился с Темнеющим Оком, поселился в Южном Предместье. Приверженцы
его поселились тут же. Их каждый день считать не успевали, и сам Ле-цзы
не знал, сколько их, хотя каждое утро он вёл с ними диспуты, и об этом
стало повсюду известно. Учитель Ле-цзы двадцать лет прожил рядом с
Учителем Южного Предместья, отделённый от него лишь оградой. Однако друг
друга они не посещали и не приглашали, встречаясь же на улице, как
будто друг друга не замечали. Ученики и слуги у ворот считали, что между
учителем Ле-цзы и Учителем Южного Предместья существует вражда.
Некий ученик спросил учителя Ле-цзы:
- Почему вы, Преждерождённый, и Учитель Южного Предместья чуждаетесь друг друга?
- Зачем к нему ходить? - ответил учитель Ле-цзы. - Лицо Учителя
Южного Предместья отличается полнотой, а сердце - пустотой, уши у него
не слышат, глаза не видят, уста молчат, сердце не знает, тело не
движется. И всё же попытаюсь вместе с тобой отправиться на него
посмотреть.
С ними пошли сорок учеников. Они увидели, что лицо Учителя Южного
Предместья действительно похоже на маску чудовища, с ним нельзя
общаться. Повернулись к учителю Ле-цзы и увидели, что жизненная энергия у
него отделилась от тела, и он вышел из толпы.
Вдруг Учитель Южного Предместья указал на ученика Ле-цзы в последнем
ряду и заговорил с ним радостно, как будто перед ним совершеннейший и
сильнейший. Ученики Ле-цзы удивились, и на обратном пути лица всех
выражали сомнение.
- Зачем так удивляться? - сказал Ле-цзы. - Добившийся желаемого
молчит, исчерпавший знания также молчит. Речь с помощью молчания - также
речь, знание с помощью незнания - также знание. Отсутствие слов и
молчание, отсутствие знаний и незнание - это ведь также речь, это ведь
также знания. Значит, нет ничего, о чём бы ни говорил, нет ничего, о чём
бы ни знал; значит также, что не о чём говорить, нечего знать. Только и
всего.(с)
с притчи)