Гордыня
Так сложилось что за короткое время, два человека сказали мне о моей Гордыне.
Решила покопаться и уж наверняка узнать, действительно ли эта черта мне характерна.
Гордыня
"Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление
сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею
изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и
вконец низлагает его".
Что же такое гордыня? Как объяснить человеку этот порок? Когда
человеку говоришь о наличии этого порока у него, часто слышишь в ответ:
"Да ничем я не горжусь, это не про меня!" И забывают о том, что часто
говорят "я сам!", "я принимаю решения!", "я так думаю - это мое мнение",
"я говорю - ты слушай!", "кто ты такой, чтобы мне указывать?" и т. д.
Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным -
это проявления гордыни, а также гордость за "нажитое" богатство, семью,
детей, свой род.
Осуждаем, значит, считаем, что имеем право судить. А кто дал нам
такое право? Наше "я", которое считает себя выше других, поэтому и
осуждает. Судить же может только Господь, т. к. Он сотворил все и нас в
том числе, а мы берем на себя это право без Его разрешения, т. е. наше
гордое "я" стремится стать выше Него.
Обида. Кто-то нас не понял, не правильно воспринял наши слова или
наговорил на нас то, чего не было или зло пошутил над нами, а нам это
не нравится, очень не нравится - наше "я" протестует. А против кого? Кто
привел этого человека к нам и создал ситуацию, которая не нравится? Все
ситуации создает нам Господь в зависимости от того, как мы установили
отношения с Ним. Значит, обижаясь, мы выражаем свой протест Богу,
несогласие с Его действиями, т. е. опять на первом плане наше гордое "я".
Ощущение себя оскорбленным - это более глубокий уровень обиды.
Все внутри бурлит: "как посмели со мной так разговаривать!", "я им не
мальчик на побегушках!", "не забывай кто ты, а кто я!".
И Кому наше гордое "я" это говорит? Наше гордое "я" выступает в
роли "боевого петуха" перед Отцом. Обиделись, оскорбились, осудили и
строим планы мести. Опять наше гордое "я" строит планы и против Кого?
Против нашего Творца, который создавал нас с любовью по образу и подобию
Своему и хочет, чтобы мы в мыслях, движениях души и поступках походили
на Него. А для этого мы должны следовать Его законам и выполнять Его
заповеди.
Вот ещё:
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая
хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен
собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами.
Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет
особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается
по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный
интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): "нет, что я вам расскажу", или "нет, я знаю лучше случай", или "у меня обыкновение...", или "я придерживаюсь правила...".
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости
от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в
общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма
очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы,
особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его
религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит
свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не
случится, болезнь развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это
выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с
одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим
собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того,
что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может
толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос:
что выше - добрые дела или молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он
посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою),
распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и
нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все
вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он,
естественно, встречает противодействие и отпор; является
раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец
окончательно делает выбор: "я" против людей, (но еще не против Бога).
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: "Гордость есть крайнее души убожество".
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически - тоска, мрак, бесплодие.
Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.
С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью,
что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ
вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание,
по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной
правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас.(С)забыла поставить)
Исходя из прочитанного, моя душа больна, при чём больна очень сильно(((
И из за этой "болезни"отношения с любимым человеком разрушились...
Было изменено: 21:06 16/11/2012.
Было изменено: 22:33 16/11/2012.
Решила покопаться и уж наверняка узнать, действительно ли эта черта мне характерна.
Гордыня
"Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление
сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею
изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и
вконец низлагает его".
Что же такое гордыня? Как объяснить человеку этот порок? Когда
человеку говоришь о наличии этого порока у него, часто слышишь в ответ:
"Да ничем я не горжусь, это не про меня!" И забывают о том, что часто
говорят "я сам!", "я принимаю решения!", "я так думаю - это мое мнение",
"я говорю - ты слушай!", "кто ты такой, чтобы мне указывать?" и т. д.
Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным -
это проявления гордыни, а также гордость за "нажитое" богатство, семью,
детей, свой род.
Осуждаем, значит, считаем, что имеем право судить. А кто дал нам
такое право? Наше "я", которое считает себя выше других, поэтому и
осуждает. Судить же может только Господь, т. к. Он сотворил все и нас в
том числе, а мы берем на себя это право без Его разрешения, т. е. наше
гордое "я" стремится стать выше Него.
Обида. Кто-то нас не понял, не правильно воспринял наши слова или
наговорил на нас то, чего не было или зло пошутил над нами, а нам это
не нравится, очень не нравится - наше "я" протестует. А против кого? Кто
привел этого человека к нам и создал ситуацию, которая не нравится? Все
ситуации создает нам Господь в зависимости от того, как мы установили
отношения с Ним. Значит, обижаясь, мы выражаем свой протест Богу,
несогласие с Его действиями, т. е. опять на первом плане наше гордое "я".
Ощущение себя оскорбленным - это более глубокий уровень обиды.
Все внутри бурлит: "как посмели со мной так разговаривать!", "я им не
мальчик на побегушках!", "не забывай кто ты, а кто я!".
И Кому наше гордое "я" это говорит? Наше гордое "я" выступает в
роли "боевого петуха" перед Отцом. Обиделись, оскорбились, осудили и
строим планы мести. Опять наше гордое "я" строит планы и против Кого?
Против нашего Творца, который создавал нас с любовью по образу и подобию
Своему и хочет, чтобы мы в мыслях, движениях души и поступках походили
на Него. А для этого мы должны следовать Его законам и выполнять Его
заповеди.
Вот ещё:
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая
хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен
собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами.
Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет
особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается
по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный
интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): "нет, что я вам расскажу", или "нет, я знаю лучше случай", или "у меня обыкновение...", или "я придерживаюсь правила...".
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости
от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в
общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма
очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы,
особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его
религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит
свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не
случится, болезнь развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это
выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с
одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим
собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того,
что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может
толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос:
что выше - добрые дела или молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он
посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою),
распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и
нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все
вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он,
естественно, встречает противодействие и отпор; является
раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец
окончательно делает выбор: "я" против людей, (но еще не против Бога).
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: "Гордость есть крайнее души убожество".
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически - тоска, мрак, бесплодие.
Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.
С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью,
что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ
вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание,
по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной
правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас.(С)забыла поставить)
Исходя из прочитанного, моя душа больна, при чём больна очень сильно(((
И из за этой "болезни"отношения с любимым человеком разрушились...
Было изменено: 21:06 16/11/2012.
Было изменено: 22:33 16/11/2012.