Валентин Гафт "Юрию Визбору"
Попса дробит шрапнелью наши души,
Ее за это не привлечь к суду.
Часть поколенья выросла на чуши,
И новое рождается в бреду.
О, "Солнышко лесное", чудо-песня!
Как мы в неволе пели, чудаки!
Пришла свобода, стали интересней
Писклявые уродцы-пошляки...
Слова - ничто, есть вопли вырожденья.
Тот знаменит, кто больше нездоров.
Кто выйдет петь без всякого стесненья,
Без совести, без страха, без штанов.
Где песня, чтобы спеть ее хотелось?
Слова - где, чтоб вовеки не забыть?
Ну, что горланить про кусочек тела,
Который с кем-то очень хочет жить?
С телеэкрана, как из ресторана,
Для пущей важности прибавив хрипотцы
Они пудами сыплют соль на раны,
Как на капусту или огурцы.
В халатике бесполая фигура
Запела, оголившись без причин...
Противно это. Спой нам, Юра,
О женской теплоте и мужестве мужчин.
Нас не вспомнят в избранном -
Мы писали плохо.
Нет печальней участи
Первых петухов.
Вместе с Юрой Визбором
Кончилась эпоха -
Время нашей юности,
Песен и стихов.
Очень люблю Визбора)
что люблю Визбора. Уважаю, но все-таки бардовская песня это не мое.
А вот Гафт своими стихами выбивает 110 из 100.
Я Гафта, кстати, тоже люблю.
Сегодня вспомнилась песня одна Визбора. На мой взгляд, как будто про наше время. Хотя написана в далеком 1982 году.
Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах,
В портах, постелях, поездах,
Под всяким мелким зодиаком.
Tот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы "Л",
Заканчиваясь мягким знаком.
О, жгучий взгляд из-под бровей!
Листание сборника кровей!
Что было содержаньем дней,
То стало приложеньем вроде,
Вот новоявленный Моцарт,
Сродни менялам и купцам,
Забыв про двор, где ждут сердца,
К двору монетному подходит.
Все на продажу понеслось,
И что продать, увы, нашлось:
В цене все то, что удалось,
И спрос не сходит на интриги.
Явились всюду чудеса,
Рубли раздув, как паруса,
И рыцарские голоса
Смехоподобны, как вериги.
Моя надежда на того,
Кто, не присвоив ничего,
Свое святое естество
Сберег в дворцах или в бараках,
Кто посреди обычных дел
За словом следовать посмел,
Что начиналось с буквы "Л",
Заканчиваясь мягким знаком.
Дело несколько не в том, насколько хорошо я знаю творчество Визбора, Никитина, Егорова или Городницкого. И КСП для меня совсем не пустой звук, поверьте.
Просто в какой-то момент меня начала напрягать их романтичность и идеалистичность, никак не коррелирующая с окружающей действительностью. Завелся такой червячок сомнения, что настолько благостным может быть или искренне заблуждающийся человек, или человек, который точно знает, что делает.
Вот вы процитировали Визбора. Прекрасный пример. Золотые годы "застоя", когда у людей снизился уровень бытовых проблем и появились деньги на вещи, без которых можно было бы и обойтись. А за большие деньги эти вещи можно было купить даже без очереди. Но Визбор лукавит. Он категорично противопоставляет деньги любви, не смотря на то, что эти понятия лежат в несколько разных плоскостях. Я могу понять, если бы он имел в виду конкретных стяжателей, идущих в геологоразведку за длинным рублем, а не "за туманом и за запахом тайги", но такой конкретики в тексте нет...
По той же причине я не люблю театр. В кино, в котором играют те же самые актеры, уровень отстраненности от действа выше. Ты понимаешь, что картинка виртуальна, а реален монитор или белое полотно экрана. А в театре вполне живые люди из крови и мяса всего в нескольких метрах от тебя тебе искренне и задорно врут по тексту пьесы.