Какие мы, женщины... (1)
как проявляемся в жизни - взгляд на женский мир Евы Весельницкой:
Каждая из вас может сказать, что есть разные женщины, которые в одной и той же ситуации ведут себя совершенно по-разному. И одним, как говорят, все сходит с рук, а другим почему-то непозволительно. Одни делают что-то легко, изящно, красиво, другие пытаются, скажем, делать это же, но с напряжением, и у них не получается. Но вот сменилась ситуация, и та, которая была легка, естественна и непосредственна - теряется, а вы вдруг выходите на первый план, то есть как будто ваше время наступило. Это не значит, что она стала хуже, а вы лучше. На наш взгляд, это значит вот что.
Существует несколько вариантов социализации, т. е. несколько способов взаимодействия женщины с социальным миром.
Опираясь на особенности содержания каждой из социализации, мы назвали их: хозяйка, воин, приз, муза.
Что же кроется за этими названиями? Конечно, каждая женщина на протяжении своей жизни в большей или меньшей степени проявляется во всех четырех вариантах социализации. Но каждая имеет некоторую доминирующую модель социального поведения, или, скажем, доминирующую в какой-то определенный период жизни. Поэтому, я думаю, когда вы начнете (если вам идея наша отзовется) проверять эти формы на себе, то некоторые легко увидят себя в том или ином способе социализации, другие будут думать: Нет, я вроде и то, и то, и то... " Ну что ж, прекрасно! Женщина - пластична и должна иметь широкий диапазон. Итак, рассмотрим сначала, как выглядит в чистом виде каждая из четырех социализации.
Женщина-Хозяйка.
Само понятие, контекст слова "хозяйка" вызывает ощущение теплой кухни, вкусного запаха в доме, чистых за-навесок, прибранной квартиры. То есть не обязательно, что у нее всегда так. Идея наша заключается в том, что увидеть социализацию женщины можно через то, в какой деятельности она проявляет максимальное творчество. Сфера деятельности, вызывающая максимальный творческий импульс, стиль деятельности и будет определять или отражать способ социализации той или иной женщины. Все женщины умеют вести хозяйство. Но одна как бы отрабатывает повинность, другая в этом отдыхает, для третьей это сущее мучение, четвертая находит способ кому-нибудь спихнуть хозяйственные заботы. Это ни плохо, ни хорошо. Это как раз и отражает особенности социализации.
Итак, предположим, что женщина - Хозяйка. Естественно, что дом - это место ее силы. Такая женщина будет стараться любое место, где она бывает, включая и рабочее, превратить в маленький дом. Кто из вас работает в "женских" коллективах, знает, что если в коллективе есть женщина-Хозяйка, то она обязательно то какую-нибудь салфеточку принесет, то цветочек поставит, то домашними пирожками угостит. Такая везде стремится создать уют. Женщина с такой социализацией совсем не обязательно домохозяйка. Она может включиться в любую социальную роль, от домохозяйки и многодетной матери до директора завода и премьер-министра. Когда-то Екатерина Великая кокетливо писала Вольтеру: "Мое маленькое поместье -Россия в полном порядке". И нам подумалось, что только Хозяйке огромную Россию придет в голову назвать "маленьким поместьем". Восприятие всей территории, которая находится в сфере вашего влияния, как целого, за которое вы несете ответственность, - это все входит в образ хозяйской социализации. Следовательно, все, что связано с этой деятельностью, всегда будет носить творческий оттенок: невероятные рецепты, удивительные блюда, радость от того, что приходят гости, забота, прежде всего о стабильности и гарантии. Хозяек всегда очень приятно брать с собой в туристический поход, потому что они никогда ничего не забудут, будут обо всех заботиться, накормят, согреют. Иногда эти женщины фрустрируют, раздражаются: "Ну вот, опять все уходят в лес, а меня у костра оставляют... " Но ведь сами же никого не пустят к этому костру. Каждый плюс имеет свой минус. И когда это разрастается до экспансии, то в сферу влияния таких женщин вторгнуться очень трудно. Обратная сторона медали такой социализации - это бесконечные, с одной стороны, упреки в том, что никто не помогает держать все это хозяйство, а с другой стороны, любая попытка помочь принимается как агрессия, посягательство на границы ее мира.
У нас есть подруга, которой мать до тридцати двух лет даже нижнее белье стирала, и любая попытка взрослой дочери сообщить матери, что она уже выросла и хочет некоторой самостоятельности, вызывала такой поток фрустрации, такую трагедию и сердечные приступы, что дочь соглашалась на все что угодно. Эта мать, дойдя в реализации своей хозяйской социализации до патологии и не находя выхода своей энергии в миру (какое-нибудь большое хозяйство), терроризировала семью, пока дочь, наученная, скажем, умными людьми, не совершила революционный поступок - ушла из дома и уехала в другой город. Мать поплакала - погоревала, но, в силу довлеющей социализации, стала искать место выхода для своей энергии и нашла себе кооператив, в котором она - Хозяйка - расцвела, похорошела. И обе счастливы. Вместо того, чтобы подвергаться взаимным обвинениям, нужно помочь человеку найти сферу деятельности, адекватную его возможностям, где он будет на месте.
Женщина-Воин.
Основная характеристика этого типа - большая социальная активность. Эти женщины обычно не склонны заниматься домашним хозяйством и предпочитают иметь кого-нибудь в тылу, чтобы на него переложить основные хозяйственные заботы. Дом женщины-Воина часто похож на блиндаж, на некое убежище, куда можно прийти передохнуть после тяжелых социальных битв. И хорошо, если там есть мама-Хозяйка.
Я не говорю, что в этом доме будет грязно, -в конце концов, нас всех учили мыть полы хотя бы в целях личной гигиены. Там, конечно, будет прибрано, чтобы в блиндаже можно было тоже отдохнуть, но само звучание этого дома будет холодным, потому что основное место силы, основное место, где реализуется творческий импульс этой женщины - "поле битвы". И не дай Бог, если полем этой битвы становится ее собственный дом. Жить в доме вместе с женщиной-Воином, у которой нет другого способа социальной реализации, кроме победы над собственными домашними, - ужасно. Женщины с такой социализацией обычно прекрасно, творчески работают в общественных организациях, идут в политику и бизнес, до тех пор пока бизнес больше похож на поле битвы, чем на хозяйство. У них всегда найдутся силы и энергия идти и добиваться, требовать и проситьОни изобретательны и находят всякие способы, чтобы помочь другим. Женщины с такой социализацией, не забывающие, что они женщины, и использующие в качестве средств для достижения своих целей и обаяние, и особенности женского стиля мышления, и внешний вид, который есть наше прекрасное оружие, и знание, как подойти к человеку в данной ситуации, чтобы добиться желаемого, - они, эти женщины, на своем месте. Они прекрасны и незаменимы. Один из ярчайших примеров такой женщины в наше время - это Ирина Хакамада. Естественно, у них всегда будут сложности с мужской частью мира, которая не любит "чужих" на своей территории.
Женщина-Приз.
Мы называем Призом ту женщину, место творчества которой - презентация, представительство того мира, того учреждения, того знания, которому она принадлежит. Эта социализация имеет свою специфику. Скажем, женщина-Приз в области науки выглядит иначе, чем женщина той же социализации в области искусства, в этих женщинах всегда наиболее ярко отражается стиль, манера поведения, образ мысли мира, к которому они принадлежат. Эти женщины самим фактом своего появления вызывают некоторый настрой, оценку того, что стоит за ними. Они несут функцию "сообщения". Их функция достаточно в социуме как бы пассивна. Если женщина-Приз знает себе цену, она равно успешно представит свою семью, свою работу, учреждение, свою страну - все, что угодно. Или саму себя, что не менее интересно.
Посмотрим, как оперируют в социуме этими тремя типами женщин. Хозяйка всегда у костра, и все спокойны и знают, что она все сделает, что ей поручили. Надо куда-то пойти договориться о чем-то важном, обратятся к женщине-Воину, зная заранее, что именно у нее получится лучше всех. Женщину-Приз приглашают с собой особенно тогда, когда идут встречаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любое дело, чем все ее коллеги.
Женщина-Муза.
Этот способ социализации встречается очень редко. Мы назвали его Музой. Мы долго искали название, то слово, понятие, которое бы точно отразило нужный контекст. Дело в том, что такой способ проявления в миру, в социуме невероятно сложен. Такое вдохновительское поведение, вдохновительская функция - это невероятно тяжелая работа. Женщина, которая берет на себя такой способ поведения, которая вписывается в этот мир именно таким способом, обрекает себя на одиночество на тот период, пока будет так реализовываться. Замужней женщине быть Музой чрезвычайно сложно. Это понятно. Такая женщина должна быть свободна и социально, и внутри себя, то есть несколько неуловима... Такая появилась откуда-то, пришла, побыла, ушла. "Меня сегодня Муза посетила, немного посидела и ушла". Появилась, сказала что-то - мужчины сразу: "А-а-ах!" Она ушла - они выдохнули. И никто не знаshy; ет, когда она придет и куда потом исчезнет.
Помните книгу Ефремова "Таис Афинская", которую мы, честно говоря, воспринимаем чуть ли не как женскую Библию. Книга является камертоном к тому знанию, которое в ней отражено, к истинному Знанию, которое за текстом. В этой книге, пожалуй, максимально точно описано, что такое Муза. И там сказано, что молодая, здоровая, крепкая женщина даже физически не может это выдержать долго. Но каждая из нас имеет шанс стать Музой хоть один раз для одного своего мужчины, чтоб пережить это счастье. Но это не будет способ социализации, а только возможность реализовать некоторый импульс в определенной закрытой ситуации.
*продолжение следует*
Было изменено: 22:54 28/03/2013.
Было изменено: 22:07 31/03/2013.
Каждая из вас может сказать, что есть разные женщины, которые в одной и той же ситуации ведут себя совершенно по-разному. И одним, как говорят, все сходит с рук, а другим почему-то непозволительно. Одни делают что-то легко, изящно, красиво, другие пытаются, скажем, делать это же, но с напряжением, и у них не получается. Но вот сменилась ситуация, и та, которая была легка, естественна и непосредственна - теряется, а вы вдруг выходите на первый план, то есть как будто ваше время наступило. Это не значит, что она стала хуже, а вы лучше. На наш взгляд, это значит вот что.
Существует несколько вариантов социализации, т. е. несколько способов взаимодействия женщины с социальным миром.
Опираясь на особенности содержания каждой из социализации, мы назвали их: хозяйка, воин, приз, муза.
Что же кроется за этими названиями? Конечно, каждая женщина на протяжении своей жизни в большей или меньшей степени проявляется во всех четырех вариантах социализации. Но каждая имеет некоторую доминирующую модель социального поведения, или, скажем, доминирующую в какой-то определенный период жизни. Поэтому, я думаю, когда вы начнете (если вам идея наша отзовется) проверять эти формы на себе, то некоторые легко увидят себя в том или ином способе социализации, другие будут думать: Нет, я вроде и то, и то, и то... " Ну что ж, прекрасно! Женщина - пластична и должна иметь широкий диапазон. Итак, рассмотрим сначала, как выглядит в чистом виде каждая из четырех социализации.
Женщина-Хозяйка.
Само понятие, контекст слова "хозяйка" вызывает ощущение теплой кухни, вкусного запаха в доме, чистых за-навесок, прибранной квартиры. То есть не обязательно, что у нее всегда так. Идея наша заключается в том, что увидеть социализацию женщины можно через то, в какой деятельности она проявляет максимальное творчество. Сфера деятельности, вызывающая максимальный творческий импульс, стиль деятельности и будет определять или отражать способ социализации той или иной женщины. Все женщины умеют вести хозяйство. Но одна как бы отрабатывает повинность, другая в этом отдыхает, для третьей это сущее мучение, четвертая находит способ кому-нибудь спихнуть хозяйственные заботы. Это ни плохо, ни хорошо. Это как раз и отражает особенности социализации.
Итак, предположим, что женщина - Хозяйка. Естественно, что дом - это место ее силы. Такая женщина будет стараться любое место, где она бывает, включая и рабочее, превратить в маленький дом. Кто из вас работает в "женских" коллективах, знает, что если в коллективе есть женщина-Хозяйка, то она обязательно то какую-нибудь салфеточку принесет, то цветочек поставит, то домашними пирожками угостит. Такая везде стремится создать уют. Женщина с такой социализацией совсем не обязательно домохозяйка. Она может включиться в любую социальную роль, от домохозяйки и многодетной матери до директора завода и премьер-министра. Когда-то Екатерина Великая кокетливо писала Вольтеру: "Мое маленькое поместье -Россия в полном порядке". И нам подумалось, что только Хозяйке огромную Россию придет в голову назвать "маленьким поместьем". Восприятие всей территории, которая находится в сфере вашего влияния, как целого, за которое вы несете ответственность, - это все входит в образ хозяйской социализации. Следовательно, все, что связано с этой деятельностью, всегда будет носить творческий оттенок: невероятные рецепты, удивительные блюда, радость от того, что приходят гости, забота, прежде всего о стабильности и гарантии. Хозяек всегда очень приятно брать с собой в туристический поход, потому что они никогда ничего не забудут, будут обо всех заботиться, накормят, согреют. Иногда эти женщины фрустрируют, раздражаются: "Ну вот, опять все уходят в лес, а меня у костра оставляют... " Но ведь сами же никого не пустят к этому костру. Каждый плюс имеет свой минус. И когда это разрастается до экспансии, то в сферу влияния таких женщин вторгнуться очень трудно. Обратная сторона медали такой социализации - это бесконечные, с одной стороны, упреки в том, что никто не помогает держать все это хозяйство, а с другой стороны, любая попытка помочь принимается как агрессия, посягательство на границы ее мира.
У нас есть подруга, которой мать до тридцати двух лет даже нижнее белье стирала, и любая попытка взрослой дочери сообщить матери, что она уже выросла и хочет некоторой самостоятельности, вызывала такой поток фрустрации, такую трагедию и сердечные приступы, что дочь соглашалась на все что угодно. Эта мать, дойдя в реализации своей хозяйской социализации до патологии и не находя выхода своей энергии в миру (какое-нибудь большое хозяйство), терроризировала семью, пока дочь, наученная, скажем, умными людьми, не совершила революционный поступок - ушла из дома и уехала в другой город. Мать поплакала - погоревала, но, в силу довлеющей социализации, стала искать место выхода для своей энергии и нашла себе кооператив, в котором она - Хозяйка - расцвела, похорошела. И обе счастливы. Вместо того, чтобы подвергаться взаимным обвинениям, нужно помочь человеку найти сферу деятельности, адекватную его возможностям, где он будет на месте.
Женщина-Воин.
Основная характеристика этого типа - большая социальная активность. Эти женщины обычно не склонны заниматься домашним хозяйством и предпочитают иметь кого-нибудь в тылу, чтобы на него переложить основные хозяйственные заботы. Дом женщины-Воина часто похож на блиндаж, на некое убежище, куда можно прийти передохнуть после тяжелых социальных битв. И хорошо, если там есть мама-Хозяйка.
Я не говорю, что в этом доме будет грязно, -в конце концов, нас всех учили мыть полы хотя бы в целях личной гигиены. Там, конечно, будет прибрано, чтобы в блиндаже можно было тоже отдохнуть, но само звучание этого дома будет холодным, потому что основное место силы, основное место, где реализуется творческий импульс этой женщины - "поле битвы". И не дай Бог, если полем этой битвы становится ее собственный дом. Жить в доме вместе с женщиной-Воином, у которой нет другого способа социальной реализации, кроме победы над собственными домашними, - ужасно. Женщины с такой социализацией обычно прекрасно, творчески работают в общественных организациях, идут в политику и бизнес, до тех пор пока бизнес больше похож на поле битвы, чем на хозяйство. У них всегда найдутся силы и энергия идти и добиваться, требовать и проситьОни изобретательны и находят всякие способы, чтобы помочь другим. Женщины с такой социализацией, не забывающие, что они женщины, и использующие в качестве средств для достижения своих целей и обаяние, и особенности женского стиля мышления, и внешний вид, который есть наше прекрасное оружие, и знание, как подойти к человеку в данной ситуации, чтобы добиться желаемого, - они, эти женщины, на своем месте. Они прекрасны и незаменимы. Один из ярчайших примеров такой женщины в наше время - это Ирина Хакамада. Естественно, у них всегда будут сложности с мужской частью мира, которая не любит "чужих" на своей территории.
Женщина-Приз.
Мы называем Призом ту женщину, место творчества которой - презентация, представительство того мира, того учреждения, того знания, которому она принадлежит. Эта социализация имеет свою специфику. Скажем, женщина-Приз в области науки выглядит иначе, чем женщина той же социализации в области искусства, в этих женщинах всегда наиболее ярко отражается стиль, манера поведения, образ мысли мира, к которому они принадлежат. Эти женщины самим фактом своего появления вызывают некоторый настрой, оценку того, что стоит за ними. Они несут функцию "сообщения". Их функция достаточно в социуме как бы пассивна. Если женщина-Приз знает себе цену, она равно успешно представит свою семью, свою работу, учреждение, свою страну - все, что угодно. Или саму себя, что не менее интересно.
Посмотрим, как оперируют в социуме этими тремя типами женщин. Хозяйка всегда у костра, и все спокойны и знают, что она все сделает, что ей поручили. Надо куда-то пойти договориться о чем-то важном, обратятся к женщине-Воину, зная заранее, что именно у нее получится лучше всех. Женщину-Приз приглашают с собой особенно тогда, когда идут встречаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любое дело, чем все ее коллеги.
Женщина-Муза.
Этот способ социализации встречается очень редко. Мы назвали его Музой. Мы долго искали название, то слово, понятие, которое бы точно отразило нужный контекст. Дело в том, что такой способ проявления в миру, в социуме невероятно сложен. Такое вдохновительское поведение, вдохновительская функция - это невероятно тяжелая работа. Женщина, которая берет на себя такой способ поведения, которая вписывается в этот мир именно таким способом, обрекает себя на одиночество на тот период, пока будет так реализовываться. Замужней женщине быть Музой чрезвычайно сложно. Это понятно. Такая женщина должна быть свободна и социально, и внутри себя, то есть несколько неуловима... Такая появилась откуда-то, пришла, побыла, ушла. "Меня сегодня Муза посетила, немного посидела и ушла". Появилась, сказала что-то - мужчины сразу: "А-а-ах!" Она ушла - они выдохнули. И никто не знаshy; ет, когда она придет и куда потом исчезнет.
Помните книгу Ефремова "Таис Афинская", которую мы, честно говоря, воспринимаем чуть ли не как женскую Библию. Книга является камертоном к тому знанию, которое в ней отражено, к истинному Знанию, которое за текстом. В этой книге, пожалуй, максимально точно описано, что такое Муза. И там сказано, что молодая, здоровая, крепкая женщина даже физически не может это выдержать долго. Но каждая из нас имеет шанс стать Музой хоть один раз для одного своего мужчины, чтоб пережить это счастье. Но это не будет способ социализации, а только возможность реализовать некоторый импульс в определенной закрытой ситуации.
*продолжение следует*
Было изменено: 22:54 28/03/2013.
Было изменено: 22:07 31/03/2013.