Жизненный урок. Чем раньше, тем лучше, поверьте
Ребенок уже не раз повторяет фразу
"Надоело учиться. Уж лучше пойти работать"
И сколько не объясняла разницу в оплате за труд квалифицированного специалиста и неуча, бесполезно. Всё ему кажется, что он сам сейчас заработает и на новый комп и на телефон и на все. И странно, заработать и работать у него существовали отдельно (до недавнего момента).
Пробовал искать работу по объявлениям (расклейщика листовок, уборщика, дворника... даже официанта не постеснялся) и хоть прибалял 1-2 года при вопросе о взрасте (по телефону с работодателями), все равно, не успевал своих вопросов задать, ответ один:
"Маловат еще"
Напомню, ему вот-вот исполнится 10 лет. Конечно, если бы, например, ему доверили работу расклейщика объявлений, я бы с него глаз не спустила, как минимум, была бы недалеко пока он трудится.
Но меня пугал тот факт, что физический труд без мозгов изначально его ограничивает в силу именно физ. ограничений в любом возрасте. А мозгами можно заработать неограниченное, если верно приложить их (мозги)
Разговоров было много, результат = -1 не в мою пользу.
Итак, я придумала эксперимент. А мой друг (дружище, я бы сказала) мне помог и не просто помог, а совершил революцию в сознании моего "трудолюбивого" ребенка.
Наступила суббота и я разбудила чадо в 7 утра (было это как раз на этих выходных).
-Рома, просыпайся! я нашла тебе подработку на сегодня. Там как раз ограничений по возрасту и образованию нет.
Ребенок вскочил в легком афуе. После распросов пошел умываться и завтракать. Очень волновался. Я предупредила, что предлагают оплату в 200 рублей за 4 часа работы.
(Предупреждаю рьяных, не судите, что маловата оплата и большое время работы. Никто не обещал, что в жизни ему будет легко. К тому же, он не понимал (на тот момент) взаимосвязи вложенных сил и оплаты за это вложение.)
И вот мы едем к 10:00 в офис будущего его руководителя (моего друга). Советую ребенку об оплате уточнить лично.
Выйдя из машины даже признался, что боится. Но я приободрила сына:
- Рома, ты же хотел работать. Вперед! Если понравится, с понедельника в школу ходить не будешь. Будешь работать целыми днями.
Приехали, вошли. Руководитель серьезно нас встретил. Ромка сел на стул у директорского стола. Чувствуется, что ему страшновато.
Директор:
- Здравствуйте, это ваш работник?
Я:
-Теперь Ваш.
Директор:
- Здравствуй. Как вас зовут?
Р:
-Роман Валерьевич...
Директор:
- Итак, Роман Валерьевич, Вы с мамой работать собираетесь?
Ромка посмотрел на меня и ответил:
- Нееет.. У мамы своя работа.
Директор:
- Значит, с мамой прощаемся. - И добавил в мой адрес:- Работаем сегодня до
16:00. Я Вам позвоню как Роман Валерьевич завершит.
Я:
_ хорошо...
И довавила Ромке:
-Рома, шнурки завяжи. (уже за одно утро просила три раза завязать, а он из спустя рукава завязывает, постоянно болтаются)
Ромка наклонился завязать, а директор потянувшись в кресле:
- Да, а за шнурки мы штрафуем...
Чтобы от смеха не грохнуться, я пулей вылетела )))
В течение дня по whatsapp мне приходили "вести с полей".
Эпизод 1.
Директор:
- Скажи, Роман Валерьевич, ты таджик?!
Р:
- Нееет...
Директор:
- А что же ты так плохо работаешь? как таджик?!
Эпизод 2.
Роман действительно не лучшим образом выполнял обязанности (чистка и уборка офиса, а именно - хозяйственной части. Пылесосил оборудование, подметал пол, мыл входную дверь). При этом иногда приходилось переделывать по три раза.
Друг: "Я боюсь, он разревется ))) Когда отчитываю за некачественную работу, стоит, шмыгает носом, подтягивает штаны"
Я: "Еще слезинки не выманишь. Все нормально"
И вот наступило время окончания работы, Роме дали телефон и он мне позвонил, чтобы я его забрала.
В догонку пришло сообщение: "Можешь не торопиться. Мы нашли общий язык" )))
Когда я приехала и вошла, Ромик сидел снова на стуле у стола директора. Когда увидел меня, подошел.
Я:
- Могу забирать сына?
Директор:
-Да, конечно. очень, очень плохо работает руками! Совсем не умеет!
И посмотрел на него строго. Промедлив, добавил:
- Головой у него получается гораздо лучше.
Я удивилась. Директор снова сел за стол.
- Ну, что по поводу оплаты решаем?
Я обращаясь к Роме:
- Рома, ты разговаривал по поводу оплаты?
Р:
- Нееет...
И совсем поник...
Директор:
-Да... я могу совсем ни чего не платить. Но я так не поступлю. - И обратившись к Роме: - Ну, Роман Валерьевич, в какую сумму Вы оцениваете выполненную работу... И мои нервы?
Ромик совсем поник и глаза стали влажными... Чуть не уронил слезинку... Промолвил:
- Сто рублей...
Директор вышел из-за стола, подошел к нему и вручил "дорогую" сотенную купюру.. И добавил:
-Да, Роман Валерьевич, Вы заработали совсем немного. Но не отчаивайтесь. В той папке, которую Вы держите в руке, намного больше денег. Поэтому мы не прощаемся.
На мои вопросы был один ответ "Это наш мужской секрет".
Ромик взял деньги, немного приободрился, мы поблагодарили и попрощались.
(Напомню, изначально оплата предполагалась в 200 рублей и Ромка знал)
Недалеко от офиса был макдак. Я предложила заехать. Ромка согласился. Когда я предложила меня угостить (в шутку. не до такой же степени троллить своего ребенка), Ромкина челюсть от удивления "упала" и он еле сказал:
- мама, тут только на кофе хватит...
Я улыбнулась:
-Ром, я угощаю Твой первый трудовой день. К тому же, действительно, ты заработал совсем немного.
Когда он сбегал в макдак и вернулся в машину, мы стали беседовать.
Вывод 1. У моего ребенка есть совесть:
Я: Рома, ты же знал, что директор вначале собирался платить больше. Почему ты снизил оплату?
Р: Мама, я действительно несколько раз переделывал... и, знаешь, все равно не так как надо...
Вывод 2. Он стал понимать взаимосвязь труда и оплаты.
Р: Вообще-то, уборщикам платят больше, но все равно это совсем мало, чтобы жить самостоятельно... Я не хочу работать в грязи. Это мне совсем не понравилось и к тому же, можно зарабатывать быстрее. Кстати, мама, сколько ты собиралась мне платить за распространение флаеров?
я: 50 рублей за распространение и 20 рублей с каждого пришедшего клиента.
Р: А вот скажи, если бы ты предложила такие условия совершенно чужому человеку, он бы согласился? Только честно.
Я опешила. Он прав.
Вначале (утром) 200 рублей ему казались вполне достойной платой, а труд в 4 часа он вообще не считал. По мере того, как он физически устал во время работы, значимость 200 рублей меркла и он стал считать, сколько ему нужно "впахивать", чтобы заработать на компьютер. Он сделал вывод, что работу нужно выбирать и просчитать заранее вложение сил и "выхлоп".
Показательный момент.
Когда Друг начал с Ромой разговаривать о том, сколько тому нужно работать в таком режиме на свою мечту, позвонил его сотрудник и спросил, как перечислить ему определенную сумму за то, что он (Друг) нашел для того подработку. Друг предложил "бросить" на телефон. И в это время сказал Роме:
- Смотри, я сделал только 2 звонка и заработал 5 000 рублей.
В это время раздался сигнал смс. И Друг продемонстрировал Роме сумму пришедшую на телефон.
Мне сказали, что глаза ребенка нужно было видеть. Ему еще раз напомнили, что для того, чтобы заработать эту сумму не пришлось вставать из-за стола и возиться с грязными станками.
И еще много о чем они разговаривали. Сделали выводы. Ромке детально показали сколько он заработает, если "приведет" клиента. И сколько нужно клиентов, чтобы он смог купить компьютер. (Четыре человека).
Роман "загорелся".
P. S. Возможно, урок не был идеален. Но я сверхдовольна результатом. И более того, сообразительностью Друга. Ведь у нас не было сценария, была только моя идея, им поддержанная.
Было изменено: 19:23 29/04/2013.
Было изменено: 19:25 29/04/2013.