Отрывок из традиционного медицинского текста.
Смерть и рождение человека происходят из янской силы дыхания. И сейчас я вижу, люди говорят, что болезни происходят из пустоты Инь, из десяти человек так думают восемь или девять. О чем здесь говорится? Они не знают, что этот иероглиф Инь на самом деле является корнем янской силы дыхания, потому что Инь не может существовать без Ян, и без силы дыхания (Ян) не может быть рожден внешний облик (Инь). Ян не может существовать без Инь. Если нет внешнего облика, то негде быть и силе дыхания. Ибо рождение предмета возникает из Ян, а становление предмета завершается в Инь. Когда говорится об изначальном Инь и изначальном Ян, то говорится об истинном веществе ощущений и истинной силе дыхания. И в предыдущих главах, когда говорилось о гибели и рождении Инь и Ян, то речь шла о холоде и жаре, которые выражали характер и тип действия. В этой главе мы говорим о рождении и становлении Инь и Ян, и, тем самым через силу дыхания и вещество выражаем внешний облик и тело.
Характер и тип действия представляет собой силу, которая управляет действием убывания и роста, а внешний облик и тело связаны с корнем сохранения и гибели. И если хочешь понять, каким образом происходит рождение и смерть, то необходимо смотреть в Ян. И если ты вглядываешься в Ян, то видишь, каким образом связаны упадок и отсутствие упадка. Если хочешь знать, каким образом происходит сохранение и гибель, то необходимо смотреть в Инь. Если смотришь в Инь, и видишь, что в разрушении нет разрушения, то именно в этом состоит основа способов сохранения жизни. В прошлых поколениях, когда сохраняли и записывали это, появились ошибки, и они не понимают облика истинного Инь, судят слишком прямо и однобоко. Если исходить из учения действия управляющего Огня, находящегося внутри реки, то Дань Си считал, что с помощью горького и холодного следует восполнять Инь, все это примеры того, как толковали предки, и всюду чтили это и не могли прекратить, либо запретить. Если же разобраться в причинах, то жар явно показывается (проявляет себя), и люди, наблюдая проявления синдрома жара, видят разные его проявления.
Проявления же синдрома холода скрыты, и люди часто их не знают, а проявления синдрома жара легко увидеть. И если различать пустой Огонь и полный Огонь, то очень трудно провести различие. Кто знает, что полный Огонь является причиной болезни? На десять здесь правильно попадают три-четыре человека. А когда пустой Огонь является причиной болезни, то тут на десять правильно попадают шесть-семь человек. Ибо настоящий, реальный Огонь это обычный Огонь, и когда обычно Огонь набирает силу, то повреждается корень изначальной силы дыхания. Поэтому с помощью горького и холодного можно его (этот Огонь) сломать, тогда корень изначальной силы дыхания не повреждается. Доверяя рукам, полагайся на сердце, - разве тогда что-то будет трудным?
Если необходимо, чтобы жар ушел, и болезнь прекратилась, то здесь нельзя слишком усердствовать. Если переусердствуешь, то обязательно повредишь изначальной силе дыхания. И разве можно ошибочно распознать действие Огня? Пустой Огонь это нарушение истинного Инь, а когда истинный Инь в недостаточности, разве можно с помощью таких неприятных на вкус и ощущение лекарств помочь ему в восполнении? И что уж говорить о природе глубокой и холодной? Конечно, нет в этом никакого смысла. И не только нельзя восполнять Инь, наоборот, тем самым только повредишь истинный Огонь. Если часто использовать их (холодные средства), то станет холодным семя в человеке и (у него) не будет детей. В этом случае подспудно повредишь изначальную силу дыхания. Инь по природе своей мягкий, слабый, и применять его надо мягко, слушая его движения, а этого никто не понимает.
Сколько бы я не видел людей, достигших большого долголетия, все они, конечно, уделяют большое внимание умеренности и хладнокровию в этой жизни. Поэтому способны сохранить янскую силу дыхания в целостности. И бывает, пожилой человек по-прежнему радуется прохладе, потому что его изначальный Ян не в ущербе, поэтому он может выдерживать холод, а не сам этот холод придает ему долголетие. Если с этой точки зрения рассматривать ситуацию, то слова мои подтверждаются, нет в них ошибки. (c)
Характер и тип действия представляет собой силу, которая управляет действием убывания и роста, а внешний облик и тело связаны с корнем сохранения и гибели. И если хочешь понять, каким образом происходит рождение и смерть, то необходимо смотреть в Ян. И если ты вглядываешься в Ян, то видишь, каким образом связаны упадок и отсутствие упадка. Если хочешь знать, каким образом происходит сохранение и гибель, то необходимо смотреть в Инь. Если смотришь в Инь, и видишь, что в разрушении нет разрушения, то именно в этом состоит основа способов сохранения жизни. В прошлых поколениях, когда сохраняли и записывали это, появились ошибки, и они не понимают облика истинного Инь, судят слишком прямо и однобоко. Если исходить из учения действия управляющего Огня, находящегося внутри реки, то Дань Си считал, что с помощью горького и холодного следует восполнять Инь, все это примеры того, как толковали предки, и всюду чтили это и не могли прекратить, либо запретить. Если же разобраться в причинах, то жар явно показывается (проявляет себя), и люди, наблюдая проявления синдрома жара, видят разные его проявления.
Проявления же синдрома холода скрыты, и люди часто их не знают, а проявления синдрома жара легко увидеть. И если различать пустой Огонь и полный Огонь, то очень трудно провести различие. Кто знает, что полный Огонь является причиной болезни? На десять здесь правильно попадают три-четыре человека. А когда пустой Огонь является причиной болезни, то тут на десять правильно попадают шесть-семь человек. Ибо настоящий, реальный Огонь это обычный Огонь, и когда обычно Огонь набирает силу, то повреждается корень изначальной силы дыхания. Поэтому с помощью горького и холодного можно его (этот Огонь) сломать, тогда корень изначальной силы дыхания не повреждается. Доверяя рукам, полагайся на сердце, - разве тогда что-то будет трудным?
Если необходимо, чтобы жар ушел, и болезнь прекратилась, то здесь нельзя слишком усердствовать. Если переусердствуешь, то обязательно повредишь изначальной силе дыхания. И разве можно ошибочно распознать действие Огня? Пустой Огонь это нарушение истинного Инь, а когда истинный Инь в недостаточности, разве можно с помощью таких неприятных на вкус и ощущение лекарств помочь ему в восполнении? И что уж говорить о природе глубокой и холодной? Конечно, нет в этом никакого смысла. И не только нельзя восполнять Инь, наоборот, тем самым только повредишь истинный Огонь. Если часто использовать их (холодные средства), то станет холодным семя в человеке и (у него) не будет детей. В этом случае подспудно повредишь изначальную силу дыхания. Инь по природе своей мягкий, слабый, и применять его надо мягко, слушая его движения, а этого никто не понимает.
Сколько бы я не видел людей, достигших большого долголетия, все они, конечно, уделяют большое внимание умеренности и хладнокровию в этой жизни. Поэтому способны сохранить янскую силу дыхания в целостности. И бывает, пожилой человек по-прежнему радуется прохладе, потому что его изначальный Ян не в ущербе, поэтому он может выдерживать холод, а не сам этот холод придает ему долголетие. Если с этой точки зрения рассматривать ситуацию, то слова мои подтверждаются, нет в них ошибки. (c)