Простой способ продлить жизнь почти на десять лет!
"Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет". "Смертность посреди людей со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим". "По достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих среднее образование". Таковы некоторые из выводов, к которым пришли авторы недавних исследований о влиянии образования на бытие человека.
Многие исследователи, представляющие разные сферы деятельности и разные страны, анализировали воздействие уровня образования и пришли к выводу и тесной связи между образованием и здоровьем. "Существуют огромные различия в таких показателях как продолжительность жизни, смертность или депрессивность среди людей с различным уровнем образования", - считает Адриана Льерас-Муней (Adriana Lleras-Muney), профессор экономики в Калифорнийском университете, проводившая исследования взаимосвязи между здоровьем людей и их образовательным уровнем в США и других странах американского континента. На основании проведенных исследований она пришла к выводу о том, что "люди с больше высоким уровнем образования ведут себя по-иному: меньше курят, в умеренных количествах употребляют спиртные напитки, имеют вес, приближающийся к идеальному, более постоянно посещают врачей и в целом обладают лучшим здоровьем и живут дольше". И это наблюдается не только по одну сторону Атлантики. Немного лет тому вспять ученые из Института Гранады опубликовали отчет с целью перераспределения медицинского обслуживания, где указывалось, что люди с более низким образовательным уровнем реже посещают врачей. А взаимосвязь между продолжительностью обязательного школьного обучения и продолжительностью жизни, которую обнаружила Льерас-Муней в США и Доминиканской Республике, описывается ещё в аналогичных исследованиях, проведенных в Швеции, Дании, Англии и Уэльсе. Почему? Как продолжительность обучения влияет на продолжительность жизни? Управляющий стэндфордского Центра изучения долголетия Лаура Карстенсен (Laura Carstensen) заявила, что люди с более высоким уровнем образования получают более высокооплачиваемые должности, требующие меньшей физической нагрузки и доставляющие большее удовольствие. Они проживают в более безопасных районах, ведут более здоровый образ жизни и менее подвержены стрессу. Хавьер Салинас (Javier Salinas), заведующий кафедрой экономики и финансов в мадридском Автономном университете, исследовавший взаимосвязь между образованием и индивидуальным благосостоянием, поясняет, что концепция человеческого капитала рассматривает образование в качестве капиталовложения в личное благосостояние, потому как оно увеличивает шансы на рынке труда, сберечь рабочее место, обрести продвижение по службе и повышение зарплаты. Оно кроме того сокращает момент на выполнение рутинных заданий и расширяет участие в принятии важных решений, оказывая положительное влияние на здоровье. С идеально другой точки зрения рассматривает вопросительный мотив Мануэль Мартин Лоэчес (Manuel Martin Loeches), заведующий отделом познавательной нейронауки в центре UCM-ISC3 по изучению эволюции и поведения человека. Он утверждает, что в нашей цивилизации людям с образованием удается достичь положительных изменений в социальном и биологическом плане, в силу того что что образование предоставляет более широкие возможности для решения жизненных проблем, лучшего трудоустройства, больших доходов и лучшего социального положения. "Все это весьма важно, потому что что мы существа в высшей степени социальные, и если у тебя хорошее положение в группе, то ты найдешь себе лучшую пару, обладающую хорошим здоровьем, а это в свою очередность даст обильное и здоровое потомство". Адриана Льерас-Муней считает, что люди с более высоким образовательным уровнем обладают и большим доступом к информации и, как следствие, первыми узнают о научных новинках и медицинских рекомендациях. "Они первыми узнали о вреде табака, а также о том, сколь значимо пристегивать ремешок безопасности в автомобиле. Помимо того, они быстрее воспринимают информацию, им легче уразуметь новые веяния и изменить родное поведение, потому как что они хотят сохранить близкое самочувствие и продолжать наслаждаться радостями жизни (активный досуг, отношения с другими людьми и т. д.), которые, по их мнению, того стоят", - продолжает исследователь. Однако все эти экономические и социальные доводы о том, что благодаря образованию мы живем дольше и лучше, похоже, теряют убедительность в свете исследования долголетия, проведенного неврологом Дэвидом Сноудоном (David Snowdon) среди группы монахинь. Все они поступили в монастырь в возрасте примерно 20 лет и до конца своих дней жили на одни и те же средства, в одной и той же обстановке, с тем же самым рационом, одними и теми же повседневными обязанностями, пользовались одними и теми же медикаментами. Сноудон отметил, что монахини, имевшие более рослый образовательный порядок при поступлении в монастырь (исследователь составил свое представление об этом по знанию грамматики, орфографии, сложности фраз, которые они использовали при написании автобиографий, когда принимали постриг), жили лучше, дольше и в меньшей степени были подвержены болезни Альцгеймера. Одно из объяснений приведенных данных содержится в том, что люди с более высоким уровнем образования поддерживают разум в постоянной активности, обновляют свои нейроны и легче переносят ход старения.
И все-таки есть и те, которые объясняют это процессом естественного отбора: не образование меняет людей, делая их более здоровыми и продляя им жизнь, а те, кто рождаются более умными и здоровыми, в итоге получают лучшее образование. Так что же все-таки было вначале: яичко или курица? Что бы ни было первопричиной, все признают существование очевидной связи между уровнем образования, материальным благосостоянием, уровнем смертности и состоянием здоровья людей. Как считают многие исследователи, аккурат отседова вытекает прямая взаимосвязь между уровнем образования и удовлетворением физическим и умственным, которую выражают формулой "чем выше образование, тем больше счастье". Некоторые объясняют биологическими реакциями организма: когда джентльмен учится, он получает удовольствие, ибо сам процесс обучения стимулирует выработку дофамина, нейромедиатора, вызывающего ощущение удовольствия и активизирующего нейроны, что, в свою очередь, положительно сказывается на умственном состоянии. Некоторые связывают образование со счастьем, заявляя, что обучение это всю дорогу вызов, а преодоление трудностей является стимулом, тот, что положительно воздействует на людской ум и вызывает чувство удовлетворения. Исходя из своих наблюдений, профессор Льерас-Муней утверждает, что люди с более высоким уровнем образования обладают большими способностями планировать свое грядущее и править своими эмоциями, так что в итоге у них складываются более успешные и полноценные отношения с окружающими: уровень разводов и депрессивных настроений среди них немаловажно ниже, отмечает она, что в итоге может привести к повышению уровня их удовлетворенности. "Если под большей образованностью понимается формирование способностей и навыков по решению проблем, то точно в долгосрочной перспективе это будет обозначать и большее удовлетворение, так как эти навыки позволят действенно противостоять неожиданным жизненным ситуациям и тем сложностям, которые ставит перед ними действительность", - считает Габриэла Топа (Gabriela Topa), профессор социальной психологии и психологии организаций Национального университета заочного образования (UNED). Но при этом она отмечает, что речь идет не о прямой взаимосвязи "образование никому не гарантирует того, что он будет счастливым", а о косвенной: "Если у тебя больше способностей и средств, то ты сможешь лучше протянуть существование во всех ее проявлениях, охватывая сложности, болезни и смерть". Хавьер Салинас обращает чуткость на то обстоятельство, что соотношение образование-счастье не является механическим и не постоянно работает. "Образование расширяет ту совокупность благ, которыми может пользоваться человек, так что чем выше образовательный уровень, тем выше способность оценки ценностей, творческой и стимулирующей деятельности, тем выше благосостояние. Но уровень образования неуклонно рос потом Второй важный войны, и несмотря на это, люди ощущают все более большой уровень субъективного благосостояния", - считает ученый. По его мнению, пояснение состоит в том, что более высокий образовательный уровень может вручить больше возможностей, но при этом может также и начать увеличение человеческих запросов и превратиться, таким образом, в источник неудовлетворенности. "Если в силу высшего образования у тебя завышенные пожелания по отношению к твоему статусу, работе и отношениям с окружающими людьми, и эти пожелания не исполняются, то ты почувствуешь неудовлетворенность. Соответственно, то счастье, которое тебе может дать образование, в значительной степени будет зависеть от тех ожиданий, которые ты возлагаешь на отдачу от образования", - указывает Салинас. С точки зрения нейронауки, Мануэль Мартин Лоэчес поясняет, что, хотя образование и обеспечивает более крепкое здоровье, лучшее благосостояние и предоставляет больше рациональных инструментов для того, чтобы быть счастливыми, при этом оно не является гарантией всего этого, потому что не в состоянии изменить естественную эволюционную тенденцию людей, которая заключается в том, чтобы выше дорожить отрицательное, чем положительное. Как раз эта черта в течение тысячелетий снабжала выживание рода человеческого. Петра Перес Алонсо-Гета (Petra M. P#233; rez Alonso-Geta), антрополог и заведующая кафедрой теории образования в университете Валенсии, считает, что с антропологической точки зрения чисто человеческой отличительной особенностью является всеобщее и не имеющее четкого выражения тяготение к счастью. "Человек хочет быть счастливым, самостоятельно ни от чего, и всякий считает, что какая-то вещь сделает его счастливым, но когда он ее достигает, то выясняется, что она ему уже не нужна, и он стремится к прочий форме счастья. Но все занятие в том, что ничто не может снабдить вечного счастья, только какие-то отдельные моменты полноты ощущений и расцвета сил. Ибо фортуна это сильно личное ощущение, которое испытываешь по мере того, как твои желания начинают надлежать окружающей действительности", - поясняет он. В качестве примера ученый приводит убежденность его студентов в том, что они станут счастливыми, когда закончат учебу и получат работу. При всем при том потом, получив работу, они тут же начинают мыслить о том, что служба должна была бы быть другой, и вот тогда они были бы по-настоящему счастливыми, "поскольку наши желания завсегда опережают действительность". Но более того если обретение счастья будет зависеть только от каждого особняком взятого человека, Перес Алонсо-Гета подчеркивает, что существуют факторы обстоятельства, которые помогают его достичь, как, например, хорошее здоровье или образование. "Образование не преследует в качестве главной на обретение счастья, но оно подготавливает тебя к жизни и помогает вылезти за пределы повседневности, становить перед собой задачи и выстраивать настоящее для их выполнения. И когда ты достигаешь этих целей, ты чувствуешь полноту ощущений. Образование помогает тебе понять, что счастье это цель, которая не зависит от других. Это нечто такое, что можешь ощутить только ты и именно ты можешь наметить шаги к достижению этой цели. Кроме того, это дает тебе дополнительные возможности для эстетического и интеллектуального наслаждения, вызывающие положительные ощущения и способствующие общему благополучию", - подытоживает исследователь. Позиционная ценность Исследования соотношения между образованием и благополучием, проведенные Хавьером Салинасом, свидетельствуют о том, что не все обладают равными возможностями получения образования: разные возможности у мужчин и женщин, у людей из разных социальных слоев. "В то пора как образование само по себе оказывает положительное влияние на социальное положение женщин и их удовлетворенность жизнью, мужчины скорее рассматривают его как орудие и получают блаженство от образования посредством улучшения повышения своего профессионального статуса и продвижения по работе", - считает заведующий кафедрой экономики и финансов в мадридском Автономном университете. И добавляет, что уровень удовлетворенности, которую дает образование, зависит от социальной среды, в которой обитает человек. "Образование узко связано с пониманием счастья в менее развитых странах, в то час как в странах с более высоким доходом на душе населения эта связь не до того ослепительно выражена или даже имеет негативный характер", - отмечает Салинас. Оттого что, как и в случае с богатством, образование представляет собой позиционную ценность. Соответственно, в тех странах, где крайне самое малое людей с высшим образованием, те, кто его имеют, находятся в привилегированном положении по отношению к остальным, что положительно сказывается на их благополучии и удовлетворенности. А в странах, где уже многие имеют высшее или среднее образование, это положение уже не так шибко влияет на их общественный статус. "И в развитых странах степень удовлетворенности от образования различная у людей с низкими и средними или высокими доходами. В этих странах больше людей, имеющих высшее или среднее образование, и это достижение уже не ценится настолько приподнято и не имеет столь решающего значения", - добавляет он.
Было изменено: 13:57 01/09/2013.