"Не ходите в театр!" Сергей Юрский
"Тем, кто рвется в Голливуд как на творческий олимп, полезно будет напомнить, что именно Михаил Александрович Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд"
В свои 78 Сергей Юрский полон энергии и мудрости. Ставит как режиссер новые спектакли, играет в них главные роли, не бросая и старые проекты. Снимается в кино не так часто, зато ярко. Чего только стоит главная роль в сериале "Товарищ Сталин" 2011 года или роль Бориса Пастернака в сериале "Фурцева". Появляется и на ТВ, например, в роли члена жюри ТВ-шоу "Минута славы", но не надоедает, не мелькает, скорей, не вписывается со своими строгими и точными оценками талантов из народа. Народный артист России по-прежнему активно выступает как чтец с сольными программами - равных ему в исполнении классической поэзии и фрагментов прозы, пожалуй, нет. А недавно Сергей Юрьевич попробовал себя в необычной роли - встретился с петербургскими старшеклассниками в гимназии 56 в рамках проекта "Арт-личность", где рассказал о себе и тайнах актерской профессии немало интереснейших вещей.
- Нынче и в Москве, Петербурге, и в областных, краевых центрах намного больше театров, чем в годы вашей актерской молодости. Говорит ли это о расцвете драматического театра?
- Театры сегодня находятся в состоянии агонии. В Москве - 300 театров, а театра в том понимании, в котором мы жили, работали, днем с огнем не найти. Раньше театр влиял на людей, театр был очень важной частью развития общества, потому что он был связан с другой частью общества - литературой. Вот эта глубинная связь русского театра с русской литературой сегодня оборвалась. В результате афиши заполнили комедии западных авторов, которые знают свое ремесло, но все-таки пишут о людях другого менталитета. В русском классическом театре тоже всегда была развлекательная составляющая. Чехова играли, а потом давали легкий дивертисмент с балетом. Заканчивалось главное, начинался дивертисмент. А сейчас с развлечения все начинается, им же и заканчивается.
- Вы прошли долгий жизненный путь, и актерскую профессию выбрали далеко не сразу. Сначала окончили три курса юридического факультета, а потом уже поступили на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. К вам часто обращаются за советом молодые ребята, выбирающие профессию, но сомневающиеся - их ли это жизненный путь. Какой совет вы им даете?
- На днях в Москве я начал 56-й сезон в своей жизни. И вот что скажу сомневающимся. Ни в коем случае не выбирайте творческую профессию, если вас не оставляют сомнения в правильности, единственности такого выбора. Лучше ступайте в профессию, которая будет приносить вам и вашим семьям стабильный доход, обеспечит спокойную, налаженную жизнь. Если вы готовы пренебречь всем вышеназванным, если жизнь вам немила без сцены, вот тут задумайтесь, загляните в себя, а дальше рука судьбы сама поведет вас.
- Вы не только известный, любимый актер, но еще и уникальный режиссер, играющий во всех поставленных вами спектаклях без замен и без дублеров.
- Я действительно играю вместе со своими товарищами-коллегами, не ухожу никогда из тех спектаклей, которые сам поставил. А когда появляются новые спектакли, то с болью расстаюсь со старыми, потому что у меня просто нет сил играть еще больше.
Не так давно поставил "Полеты с ангелом. Шагал" - спектакль по пьесе Зиновия Сагалова в Театре Ермоловой, с артистами из разных театров, и там я опять играю трудную, объемную роль (в спектакле занято 20 актеров, сам Юрский играет 9 ролей. - Прим. авт.). Это большая, трудная работа. И если 6-7 спектаклей идут хотя бы по два раза в месяц, то получится 12-14. Это уже выдержать нельзя в моем возрасте. И я был вынужден снять два спектакля из тех, что играл годами и мог бы играть дальше. Но спектакли не могут ждать месяцами и годами, их надо играть постоянно, театр - это сегодня и ежедневно и каждый раз по-новому. Так что если я остановлюсь, то вместе со мной умрут все спектакли.
Никогда я не заменял артистов в постановках, даже если артистки рожали, мы ждали год. Бывали и другие обстоятельства, и тогда мы снимали спектакль...
- В последнее время наши молодые актеры все чаще снимаются в Голливуде, причем уже в заметных фильмах и ролях: Владимир Машков, Светлана Ходченкова, Юлия Снигирь, Данила Козловский... Насколько серьезны попытки проникновения актеров русской театральной школы на "фабрику грез"?
- Нашим актерам это ничего не даст. Ни-че-го. Там другой менталитет. Другие задачи, другой зритель, другой способ жизни. Если кардинально все переменить, отречься от того, что было здесь, - ну, дай Бог. Это как на тот свет человек ушел и там себя нашел. Вот Мозжухин (русский актер немого кино Иван Мозжухин. - Прим. авт.) когда-то нашел себя там, на Западе. Мой товарищ Миша Барышников стал там звездой. Но это другое. Балет - искусство движения, в котором человеческое тело, руки, ноги, голова, способ ритмического использования всех частей тела - это всеобщее дело. А язык, слово - это все-таки дело не международное.
Тем, кто рвется в Голливуд как на творческий олимп, полезно будет напомнить, что именно Михаил Александрович Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд. Он эмигрировал, долго себя искал. Все, кто его видел (а я знаком со многими людьми, его знавшими), говорят, что Чехов был здесь величайшим актером, и комиком, и трагиком. Там он стал Учителем, создал свою теорию. В Голливуде он начал заниматься с актерами, которые хотели понять свою профессию. И самые выдающиеся мастера американского кино прошли его школу, а потом школу его ученика. А теперь расплодились уже "внучата" Михаила Чехова. Это русская школа создала великое американское кино. И то, что мы ее во многом потеряли, а они ею очень технологично, очень умело овладели, - это феномен. Как бы то ни было, они именно научились делать то, чему учил Чехов. А ведь он был учеником Станиславского, был племянником Антона Павловича Чехова. Вот какие глубинные связи.
Так что молодым, конечно, можно ехать в Голливуд. Но нам их не догнать, потому что так, как в Голливуде снимают картины, мы не можем. И им нас не догнать, потому что Чехов все-таки был наш. Так что нам надо искать новую дорогу...
- Об уровне современного российского театра вы уже говорили. А как оцениваете уровень отечественного кинематографа?
- У нас есть хорошие фильмы, но они редкость. Прежде всего потому, что сценарии плохие, сейчас очень жидкий "раствор". Произошел разрыв между уровнем драматургии и уровнем режиссуры, всех остальных кинематографических составляющих. А халтура начинается там, где пропадает контроль, причем даже не цензурный, а тот, что приводит к "падению" совести. Это приводит к падению талантов... Исключения бывают, даже в сериалах, особенно если они состоят из четырех-восьми серий, но если сериал бесконечный, то это приводит к бесформенности. Дело не в актерах, актеры еще не совсем перевелись, но тот текст, который они вынуждены произносить с экрана непрерывно, снижает их талант. И этот шлак, этот мусор килограммами, тоннами выдается на потребу.
- Про Юрского и раньше, и теперь многие говорят: "Слишком уж он умен для актера..."
- Я понимаю, о чем вы говорите. Мы - актеры, наше место в буфете, это ведь еще Островский написал. Но все-таки театр возвышался тогда, когда актер поднимался из положения даже не третьего сорта, а отребья общества. Еще сто лет назад, когда порядочная девушка выходила замуж за актера, - это был позор, конец всему. Сегодня шансы девушек на достойную жизнь с актером не выше. Актеров выпускают тысячами, шанс пробиться, сыграть что-то стоящее еще меньше, чем шанс стать популярным. Так что, не идите в театр! А если пойдете, отвечайте за это всей своей жизнью!
- Сергей Юрьевич, как вы относитесь к судьбе?
- Судьба всегда права.
Михаил Антонов (c)
В свои 78 Сергей Юрский полон энергии и мудрости. Ставит как режиссер новые спектакли, играет в них главные роли, не бросая и старые проекты. Снимается в кино не так часто, зато ярко. Чего только стоит главная роль в сериале "Товарищ Сталин" 2011 года или роль Бориса Пастернака в сериале "Фурцева". Появляется и на ТВ, например, в роли члена жюри ТВ-шоу "Минута славы", но не надоедает, не мелькает, скорей, не вписывается со своими строгими и точными оценками талантов из народа. Народный артист России по-прежнему активно выступает как чтец с сольными программами - равных ему в исполнении классической поэзии и фрагментов прозы, пожалуй, нет. А недавно Сергей Юрьевич попробовал себя в необычной роли - встретился с петербургскими старшеклассниками в гимназии 56 в рамках проекта "Арт-личность", где рассказал о себе и тайнах актерской профессии немало интереснейших вещей.
- Нынче и в Москве, Петербурге, и в областных, краевых центрах намного больше театров, чем в годы вашей актерской молодости. Говорит ли это о расцвете драматического театра?
- Театры сегодня находятся в состоянии агонии. В Москве - 300 театров, а театра в том понимании, в котором мы жили, работали, днем с огнем не найти. Раньше театр влиял на людей, театр был очень важной частью развития общества, потому что он был связан с другой частью общества - литературой. Вот эта глубинная связь русского театра с русской литературой сегодня оборвалась. В результате афиши заполнили комедии западных авторов, которые знают свое ремесло, но все-таки пишут о людях другого менталитета. В русском классическом театре тоже всегда была развлекательная составляющая. Чехова играли, а потом давали легкий дивертисмент с балетом. Заканчивалось главное, начинался дивертисмент. А сейчас с развлечения все начинается, им же и заканчивается.
- Вы прошли долгий жизненный путь, и актерскую профессию выбрали далеко не сразу. Сначала окончили три курса юридического факультета, а потом уже поступили на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. К вам часто обращаются за советом молодые ребята, выбирающие профессию, но сомневающиеся - их ли это жизненный путь. Какой совет вы им даете?
- На днях в Москве я начал 56-й сезон в своей жизни. И вот что скажу сомневающимся. Ни в коем случае не выбирайте творческую профессию, если вас не оставляют сомнения в правильности, единственности такого выбора. Лучше ступайте в профессию, которая будет приносить вам и вашим семьям стабильный доход, обеспечит спокойную, налаженную жизнь. Если вы готовы пренебречь всем вышеназванным, если жизнь вам немила без сцены, вот тут задумайтесь, загляните в себя, а дальше рука судьбы сама поведет вас.
- Вы не только известный, любимый актер, но еще и уникальный режиссер, играющий во всех поставленных вами спектаклях без замен и без дублеров.
- Я действительно играю вместе со своими товарищами-коллегами, не ухожу никогда из тех спектаклей, которые сам поставил. А когда появляются новые спектакли, то с болью расстаюсь со старыми, потому что у меня просто нет сил играть еще больше.
Не так давно поставил "Полеты с ангелом. Шагал" - спектакль по пьесе Зиновия Сагалова в Театре Ермоловой, с артистами из разных театров, и там я опять играю трудную, объемную роль (в спектакле занято 20 актеров, сам Юрский играет 9 ролей. - Прим. авт.). Это большая, трудная работа. И если 6-7 спектаклей идут хотя бы по два раза в месяц, то получится 12-14. Это уже выдержать нельзя в моем возрасте. И я был вынужден снять два спектакля из тех, что играл годами и мог бы играть дальше. Но спектакли не могут ждать месяцами и годами, их надо играть постоянно, театр - это сегодня и ежедневно и каждый раз по-новому. Так что если я остановлюсь, то вместе со мной умрут все спектакли.
Никогда я не заменял артистов в постановках, даже если артистки рожали, мы ждали год. Бывали и другие обстоятельства, и тогда мы снимали спектакль...
- В последнее время наши молодые актеры все чаще снимаются в Голливуде, причем уже в заметных фильмах и ролях: Владимир Машков, Светлана Ходченкова, Юлия Снигирь, Данила Козловский... Насколько серьезны попытки проникновения актеров русской театральной школы на "фабрику грез"?
- Нашим актерам это ничего не даст. Ни-че-го. Там другой менталитет. Другие задачи, другой зритель, другой способ жизни. Если кардинально все переменить, отречься от того, что было здесь, - ну, дай Бог. Это как на тот свет человек ушел и там себя нашел. Вот Мозжухин (русский актер немого кино Иван Мозжухин. - Прим. авт.) когда-то нашел себя там, на Западе. Мой товарищ Миша Барышников стал там звездой. Но это другое. Балет - искусство движения, в котором человеческое тело, руки, ноги, голова, способ ритмического использования всех частей тела - это всеобщее дело. А язык, слово - это все-таки дело не международное.
Тем, кто рвется в Голливуд как на творческий олимп, полезно будет напомнить, что именно Михаил Александрович Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд. Он эмигрировал, долго себя искал. Все, кто его видел (а я знаком со многими людьми, его знавшими), говорят, что Чехов был здесь величайшим актером, и комиком, и трагиком. Там он стал Учителем, создал свою теорию. В Голливуде он начал заниматься с актерами, которые хотели понять свою профессию. И самые выдающиеся мастера американского кино прошли его школу, а потом школу его ученика. А теперь расплодились уже "внучата" Михаила Чехова. Это русская школа создала великое американское кино. И то, что мы ее во многом потеряли, а они ею очень технологично, очень умело овладели, - это феномен. Как бы то ни было, они именно научились делать то, чему учил Чехов. А ведь он был учеником Станиславского, был племянником Антона Павловича Чехова. Вот какие глубинные связи.
Так что молодым, конечно, можно ехать в Голливуд. Но нам их не догнать, потому что так, как в Голливуде снимают картины, мы не можем. И им нас не догнать, потому что Чехов все-таки был наш. Так что нам надо искать новую дорогу...
- Об уровне современного российского театра вы уже говорили. А как оцениваете уровень отечественного кинематографа?
- У нас есть хорошие фильмы, но они редкость. Прежде всего потому, что сценарии плохие, сейчас очень жидкий "раствор". Произошел разрыв между уровнем драматургии и уровнем режиссуры, всех остальных кинематографических составляющих. А халтура начинается там, где пропадает контроль, причем даже не цензурный, а тот, что приводит к "падению" совести. Это приводит к падению талантов... Исключения бывают, даже в сериалах, особенно если они состоят из четырех-восьми серий, но если сериал бесконечный, то это приводит к бесформенности. Дело не в актерах, актеры еще не совсем перевелись, но тот текст, который они вынуждены произносить с экрана непрерывно, снижает их талант. И этот шлак, этот мусор килограммами, тоннами выдается на потребу.
- Про Юрского и раньше, и теперь многие говорят: "Слишком уж он умен для актера..."
- Я понимаю, о чем вы говорите. Мы - актеры, наше место в буфете, это ведь еще Островский написал. Но все-таки театр возвышался тогда, когда актер поднимался из положения даже не третьего сорта, а отребья общества. Еще сто лет назад, когда порядочная девушка выходила замуж за актера, - это был позор, конец всему. Сегодня шансы девушек на достойную жизнь с актером не выше. Актеров выпускают тысячами, шанс пробиться, сыграть что-то стоящее еще меньше, чем шанс стать популярным. Так что, не идите в театр! А если пойдете, отвечайте за это всей своей жизнью!
- Сергей Юрьевич, как вы относитесь к судьбе?
- Судьба всегда права.
Михаил Антонов (c)