Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 6 октября 2013, 09:07

О реформе культурки...

Юрий Соломин: "Раньше на экране показывали душу, а сегодня - злато"


Здесь и сейчас


Валентина Оберемко, "АиФ": Юрий Мефодьевич, известные люди на страницах "АиФ" часто говорят в том, что чиновники своими реформами убивают российскую культуру. Но, похоже, чиновники газет не читают...

Юрий Соломин: Реформы в нашей стране не должны растягиваться надолго. Они должны быть быстрыми и точными. Точно так же быстро и точно должны исправляться ошибки. И реформаторам не нужно стесняться свои ошибки признавать. Ну, неверно поступили, что тут такого? Почему, когда в театре актёр сыграл плохо, на него обрушивается критика, а неудачи в реформах просто пытаются замалчивать? Все должны знать, кто ошибся, кто ответит за это!

Я согласен, что сегодня реального реформирования не происходит. Сколько было реформ, и ни одна себя не оправдала. Могу говорить о своей сфере. Говорят, происходит реформа в театре. Какая? Аттестация? А что это? Актёры должны проходить конкурсы на профпригодность раз в пять лет. А кто будет оценивать?

Иннокентий Смоктуновский прошёл через многие театры, и в Волгограде работал, и на Севере, и в Ленкоме, и в Театре киноактёра. Сыграл Фарбера в "Солдатах". Он буквально прожил жизнь своего героя на экране - он ведь тоже воевал, как и Фарбер, побывал в окружении. Товстоногов его заметил, пригласил в ленинградский БДТ. Владислав Стржельчик рассказывал мне, как он репетировал "Идиота" со Смоктуновским. У Иннокентия ничего не получалось. Многие актёры подходили, жаловались на него. А Товстоногов отвечал: "Подождите". И вдруг, буквально перед выпуском спектакля, Смоктуновский сыграл так, что все стояли и молча смотрели. Товстоногов только улыбнулся и сказал: "Хорошо, завтра прогон". Так получилась одна из лучших театральных работ Иннокентия Михайловича. Если перенести историю на сегодняшний день, Смоктуновский так и не сыграл бы своих главных ролей - его бы просто сократили из театра после аттестации. Чтобы раскрыть талант, нужно помучиться, а не аттестовывать. Кто будет решать, кого оставить, а кого убрать? Пришлые тёти и дяди? Или как выводить пожилых актёров на пенсию, по какому принципу? А я вам скажу - по принципу русской души.


Кто за этот ответит?

В. О. "АиФ": "По принципу русской души" у нас не относятся не то что к старым актёрам, но даже к ветеранам войны.

Ю. С.: Это самая больная тема. Я был мальчишкой, жил в Чите, когда началась война. В Чите всё на 6 часов раньше, чем в Москве, поэтому все известия сначала приходили туда. Нас выстраивали утром на улице - в дождь ли, в мороз, мы стояли, а радио щёлкало: "Говорит Москва. От Советского информбюро". Когда сообщали, что нашими войсками взят город такой-то, мы кричали: "Ур-а-а!" "Оставлен город такой-то" - мы не видели, но чувствовали слёзы диктора, и все мальчишки плакали вместе с ним. Помню, как я доставал где-то марлю и перевязывал себе руку. Ходил, хромая, по улице, чтоб все думали: "Маленький, но тоже воевал". Ни один из взрослых не смеялся надо мной. И когда я вижу, как относятся к старикам, ветеранам сегодня, срабатывает внутренняя программа в душе. Но, возможно, она не срабатывает у большинства других, потому что они не видели эту войну. А может, "сбоит" по другой причине...

Мне рассказывали, как на "Ленфильме" снимали "Петра I". Катерину, возлюбленную Петра, играла молодая Алла Тарасова. В одной из сцен нужно было, чтобы она плакала. Но у неё не получалось. Режиссёр на ухо шепнул оператору: "Приготовься, я махну рукой". Подошёл к Тарасовой и заговорил: "Деточка, у тебя мама есть? Нет. А если бы она сейчас была рядом..." И стал ковыряться в её душе. На глазах актрисы появились слёзы, режиссёр махнул рукой... Вот это я называю "сработала программа в душе".

Летом мы с женой устроили большой кинопросмотр. Пересмотрели много наших старых картин, попадались и новые фильмы. И жена - актриса и педагог - повторила мои мысли: "Почему так не играют сегодня?" Потому что тогда на экране была показана душа. А сегодня - злато. Злато, как много от тебя зла-то!

Сегодня ты снимешься в каком-нибудь телевизионном фильме, сразу кричат: "О, звезда сериала такого-то!" Такого не может быть! Мы же не говорим: "Звезда спектакля такого-то". А что в другом спектакле он не звезда? У нас тоже есть звезда сериала. Хороший, очень скромный, тихий человек.

Почему нам так навязчиво рекламируют те или иные сериалы, товары? Приучают: чтобы лучше покупали. Но ведь не надо заставлять человека купить, допустим, хороший шоколад. Если шоколад действительно хороший, это сразу становится известно. Его и без рекламы купят. Значит, навязывая что-то, нас обманывают, пытаются "впарить" или некачественный продукт, или очень дорогой. Я как-то ехал с водителем, вижу вывеску: "У нас всё на 70% дешевле!" Говорю: "Смотри-ка! Всё дешевле". А водитель, совсем молодой человек, отвечает: "Юрий Мефодьевич, да это всё обман, там всё просчитано". Вот так и везде.

В такую же "надувательскую" историю у нас вылилась и попытка внедрить школьную форму. Я помню, мы с гордостью носили гимнастёрки. Очень хотелось ещё и фуражки, и пояса иметь, но была война, тут уж не до фасонов. Сейчас ввели в школе форму, но никто не посоветовался с главными покупателями - с родителями. Где это обсуждалось? Кто решил, что форма будет именно такой? Зачем мальчикам галстук в школе? Мы же их не в чиновники готовим! В школьной форме главное - удобство. Да и не все родители, особенно многодетные, могут эту форму приобрести. Требовать от них выкладывать тысячи рублей - это кощунство! Форма должна быть очень дешёвой, а для многодетных - бесплатной. Меньше банкетов или встреч наверху нужно проводить, и деньги сэкономленные пустить не на икру и шампанское, а на ту же школьную форму.

В. О. "АиФ": Юрий Мефодьевич, 10 октября вы открываете новый сезон в Малом театре спектаклем "Горе от ума". Вы там Фамусов, а этот персонаж у Грибоедова просвещение не жаловал. Как вам кажется, сегодня проблема "горе от ума" по-прежнему актуальна?

Ю. С.: Сегодня горя многим хватает, а вот с умом трудно. В России культура всегда играла непоследнюю роль - литература, музыка, живопись... Та же Америка выросла на том, что переплыло к ней через океан из Европы и России. А сегодня какую роль играет культура, гуманитарное образование в нашей жизни? Я уже 20 лет член-корреспондент Академии образования, 50 лет преподаю в Театральном училище им. Щепкина. Никогда не кичился званиями, заслугами и не упоминал их. Но сегодня чувствую и свою ответственность за происходящее, поскольку речь идёт о будущих поколениях.

Недавно мы с коллегами обсуждали выпуски последних четырёх лет... Уровень нашей образовательной школы вопиюще низкий! И я как преподаватель хотел бы знать: кто за это в ответе? Меня не устраивает, если кто-то за нынешние очевидные ошибки ответит когда-нибудь потом. Мне хотелось бы услышать ответ здесь и сейчас!

Я раньше подумать не мог, чтобы абитуриенты не помнили имя и отчество Пушкина. Но на экзаменах как-то услышал: "Пушкин А. С. Отрывок из поэмы "Евгений Онегин". Я сказал: "Стоп, ещё раз повторите, пожалуйста!" - "Пушкин А. С." Это что? Название бензина? Или что-то типа АЗС? Хочу сказать: "Надо браться за голову, ребята! Вы же будущее нашей страны!"


АиФ(c)

Комментарии:

Гришот Цыч  
Black, вас страшно комментировать -
пока напишешь коммент, вы запостите еще штук пять "новостей", но все ж попробую вставить свои пять коп.
Начинать уважаемым кинодеятелям нужно не с нытья и проклятий в адрес молодежи, а с реальных вещей. Первое: перестать воровать и распиливать бюджетные деньги. В 2012 году Фонд кино выдели на поддержку "отечественного" кинематографа 3 млрд. 911 млн. 441 тыс. руб (собственными глазами видел документ на столе, когда в конце прошлого года ездил в ФК "поздравляться") - и где они? Пошли на шкурки для белых тигров?
Кто-нибудь знает, сколько зарабатывают наши любимые актеры? Скажу только за тех, с кем работал: Меньшов - 200 000 руб. смена (12 часов), Козловский - 160 000 смена (12 часов). Переработки - отдельно. Дешевле 35 000 за смену - только массовка и волонтеры. Так мы конечно подымем культуру до небес. В краткие сроки.
Энтерос  
Гришот Цыч,
подскажите, мил человек, где это волонтерам и массовке платят за смену 35 000, я б на подработки сгоняла...:)))

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩