О чём рычат собаки?
Оказывается, собаки не просто сообщают рычанием о своём размере, но и способны "привирать" в сторону увеличения. Правда, только во время игры.
Этологи (исследователи поведения животных) из университета имени Лоранда Этвёша в Будапеште сравнили эффект, который рычание собаки производит на других собак. Он оказался различен в зависимости от того, рычит собака играя (например, перетягивая с хозяином любимую игрушку) или защищает свою еду. Само по себе это ожидаемо, но в чём именно состоит отличие?
Исследователи проигрывали подопытным собакам записи "пищевого" и "игрового" рычания других собак (которые не участвовали в эксперименте непосредственно) и одновременно с каждым проигрыванием предлагали два визуальных стимула: фотографии собак в натуральную величину. Одна фотография соответствовала по размеру акустическим характеристикам рычания (которые, как известно, зависят от длины голосового тракта), другая была крупнее чем собака, которая "нарычала" запись. Экспериментаторы регистрировали, на каком из изображений сконцентрирует свой взгляд подопытное животное, услышав запись.
В ответ на "пищевое рычание", собака - участник эксперимента фокусировала взгляд на собаке соответствующего размера. Но при "игровом" - устремляла взгляд на фото той собаки, которая больше, даже в тех случаях, когда на самом деле рычала более мелкая. Результаты исследования, опубликованные в последнем выпуске Applied Animal Behaviour Science, заключаются в том, что в ситуации реального конфликта собаки "рычат о своём размере честнее".
О сигналах, с помощью которых животное преувеличивает свой размер при контакте с конкурентом или противником, известно много, и такие сигналы общеизвестны. Но противоположное - "преувеличение" в мирных целях и "честность" в военных - зафиксировано исследователями впервые. Возможно, если бигль попробует изобразить лабрадора, защищая свою еду, это грозит ему травмами. Но в игре маленькая собака ничем не рискует, притворяясь большой, потому что другой участник игры видит её реальный размер, способен "оценить шутку" и действовать осторожно.
Авторы исследования предполагают, что в общем и целом утрирование - часть арсенала "игровых сигналов" специфичных для социальных животных - образцов поведения неадекватного реальности. В стае играющих койотов или волков, например, альфа-самцы могут меняться ролями с более слабыми особями: падать животом кверху, принимая позу подчинения, или убегать, чего они никогда не делают "в реальном мире". Такие сигналы служат койотам, шакалам, волкам и собакам для того, чтобы договориться: "эта наша грубая возня, погони и прикусывания - всего лишь игра". (c)